ПОЭЗИЯ ДОЛЖНА ЗВУЧАТЬ Недавно звонок. “Слушай, я тут...

ПОЭЗИЯ ДОЛЖНА ЗВУЧАТЬ

Недавно звонок. “Слушай, я тут с ирландцем одним познакомился, 22 года, живет в Норвегии, поэт, пьяница, байкер – в этом году правительство ему грант выделило. Живет в свое удовольствие, не работает, путешествует, бухает. Представляешь?” Я честно ответил: нет. Хотя вру: представляю, конечно – но сразу зависть лезет из всех щелей, и вот уже самому хочется – жить на каком-нибудь норвежском островке, где от силы два-три поэта, а ты – один среди них. И вот – тебе грант. Ляпота! И ведь вся жизнь еще впереди!

Мы погрустили с другом. Я-то точно – он не знаю. Работает гидом на автобусном туре по скандинавским странам. Раньше стихи писал. Я тоже – стихи писал (пишу). О работе моей умолчим.

Не знаю, зачем я написал об этом. Ведь попросили – о фестивале “Звучащая поэзия”. А с другой стороны: норвежец – поэт, стихи его звучат (раз грант дали). Все в тему.

… Сразу напрашивается вопрос: цель фестиваля? Ну, прямо так и ответил вам. У многих фестивалей муниципального значения цель – деньги отмыть (или наоборот – присвоить). У фестиваля “Звучащая поэзия” такой цели нет, потому что – отмывать нечего (равно как и присваивать). Что-то около 5000 рублей – из которых ни один член жюри в карман не положил ни копейки – были добросовестно потрачены на создание призов, а именно: головных уборов, похожих на раковины или чернильницы (теперь не вспомнить – на что больше) . В любом случае, то, что сотворила художница Мария Гончарова, можно было легко одеть на голову – кое-кто из финалистов так и сделал.

Вот вроде хихоньки да хаханьки, а фестиваль уже два года живет. Я скажу так: он – не хуже, он даже лучше многих подобных мероприятий, проводимых в нашем в городе с целью: a) присвоить (отмыть) деньги; б) покрасоваться (смею думать – организаторам: “Вот мы какие!”). Ну согласитесь, что может сказать о стихах священник, токарь, или полицейский? А ведь им приходилось что-то говорить – ибо подобный прецедент был совсем недавно (не буду называть название фестиваля), когда в жюри сидели люди, отношения к поэзии совсем не имеющие.
Фишка? Фишка. Но что она даст юным дарованиям?

А вот к чести фестиваля “Звучащая поэзия” (почему-то уже не первый раз “звучащая раковина” хочется написать) скажу: в жюри сидели поэты. И после того, как все закончилось, кое-кому из дипломантов – советовали, “как жить дальше”; да и просто дружески похлопать по плечу – это, знаете, не мало. Меня (тридцатисемилетнего) никто уже по плечу не похлопает (“Молодец, сынок! У тебя еще все впереди!”) – я сам могу… похлопать. В общем, в жюри “Звучащая поэзия” священника не было, а был бы – ну, святой отец мог и перекрестить конкурсанта, а токарь – пригласить к себе на завод работать, полицейский – так, шутя, поинтересоваться: “С пропиской – все нормально? А то…” – и лицо такое глубокомысленное, резвивое сделать, что и непонятно: “А то посажу!” или “А то – помогу” – хотел добавить…

Итак, “Звучащая поэзия”. Разберем название.

Ну, это очень просто. Поэзия должна звучать. Думаю, Леонид Михайловский согласиться с этим выражением. А может – это он и сказал? По праву, Леонид Михайловский (если бы вдруг вздумал отправиться в крестовый поход) мог написать эту фразу на своем щите – ибо вот уже несколько лет занимается в своей лаборатории “Размечталия” тем, что учит молодых (и не очень) поэтов правильно читать стихи. Не бубнить текст себе под нос и уже тем более не кривляться. Ибо у многих довольно лихо и громко получается читать, но не понятно для чего (иного слушаешь – думаешь, лучше бы глазами почитал или (что печальнее) говоришь себе: лучше бы глаза мои не смотрели на это, а уши – не слушали). Экспрессии 120%, а сам стих остался за гранью понимания.

Поэтому название фестиваля простое, даже очень простое, как мне кажется.

Леонид Михайловский – апологет Зинаиды Васильевной Савковой, педагога по сценической речи, до самой смерти проработавшей в Институте Культуры. Человек – сложный и, прямо скажем, резкий, но дело свое знавший. Мне тоже довелось учиться у нее. Так уж случилось, что я попал с корабля на бал, если под “кораблем” – понимать Елену Владимировну Вановскую (до сих пор преподает сценическую речь в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов), а под “балом” – Зинаиду Васильевну Савкову. То есть, захоти я организовать свой маленький поэтический фестиваль и взбреди мне в голову идея – посвятить его педагогу по сценической речи, я бы, конечно, посвятил его моей горячо любимой преподавательнице и просто хорошему человеку и приятной женщине, Елене Владимировне Вановской.

Но не об этом речь.

Моя задача – показать вам, насколько все серьезно.
Конечно, если стихи – дрянь, то лучше им не звучать (неважно, по системе Вановской или Савковой), это, что называется, из дерьма конфетку делать. Но это безотносительно к фестивалю “Звучащая поэзия”.

Для многих – этот фестиваль стал первой ступенькой. Выйти на публику – это страшно, особенно, если не совсем уверен в своих стихах. Но когда-то это надо делать! И вот среди участников фестиваля было много таких – читающих первый раз в жизни перед большой аудиторией.

Само собой, не “абы кого” выпускали. Был проведен объективный отбор (работы присылались по интернету). И, как бывает в таких случаях, сильные авторы чувствовались за версту, но даже если остальные участники были изначально обречены на поражение и играли своего рода роль свиты – думаю, они не остались в обиде. К тому же, как известно, свита короля играет. К тому же – от этого ни один фестиваль не ушел: сильные и слабые на одной площадке – а побеждает настоящий талант. Тьфу! Да не об этом я – а о том, что критерием отбора участников на фестивале “Звучащая поэзия” было все-таки качество стиха, а не патриотизм, насаженный на корявый поэтический скелет, не еще какая-нибудь ярко выраженная тема в чем-то, напоминающем стихи. А ведь это (я про поэтическое качество) – главное. Это то, чего не увидит священник или портной – даже, если хотите, президент. Это я все к тому, что поэты в жюри сидели – а не представители разных профессий, ничего, к сожалению, в стихах не смыслящие.

Если уж было упомянуто словосочетание “качество стиха”, скажу: общий уровень участвующих (я беру последний фестиваль) – был слабенький. Это не говорит о том, что сильные просто не отправили свои заявки на фестиваль. Cкажем так: такими слабенькими авторами – или чуть выше по уровню, но все равно не фонтан – наполнены многие наши заведения поэтического толка, а именно: бары (поэты читают в барах уже давно – если кто не в курсе), еще не вымершие ЛИТО, как последние мамонты, доживающие свои деньки, ну и многочисленные вечера поэзии и песен, иногда прямо со спиритическим душком – сплошные диалоги с Ахматовой, Есениным, Гумилёвым, заканчивающиеся иногда если не прямо чистым спиртом, но уж алкогольно и весело. И т.д. и т. п. Те же фестивали поэзии, c названиями, прямо скажем, патриотичными: со словами “родина”, “победа”, “муза” (если слово не патриотичное – то очень пафосно звучащее, потому что уж очень затасканное к месту и не к месту); здесь, зачастую, на качество стиха не очень-то и смотрят.
Вот жду, когда же появится фестиваль “Служу поэзии”; жду и надеюсь, что Бог милует: не назовут так позорно фестиваль поэзии никогда, и, слава Богу (но раз мне такая мысль пришла – то не факт что и она и кому-нибудь другому в голову не втемяшится)!

Но не буду хаять других.

Вернемся к моему пафосу, а именно: многие авторы, учувствовавшие в фестивале “Звучащая поэзия”, еще только начинали свой путь в поэзии (простите за тавтологию), и от этого в стихах звучащих (опять тавтология, ну и название у фестиваля!) было слышно, что ребята себя еще не нашли. Они не научились классно, оригинально выражать свои мысли, свои чувства – и идут по какому-то чувственному шаблону.

И очень мало образности. Это – вообще беда современной поэзии. Когда я пишу об образности – я имею в виду яркие краски и выпуклости при описании предметов и животных; для меня образность – это звучащие картины в стихах, по своей цветовой насыщенности – это как краски на полотнах Ваг Гога.

Тем не менее, фестиваль дал понять в очередной раз, что поэзия молодежи нужна. Понятно, через стихи проще самовыражаться (вот тоже подводный риф, на который можно так прочно сесть, что и не заметишь, что в своем супер-пупер самовыражении ты уже не стихи пишешь, а просто “сам черт ногу сломит – что”).
Не мое дело – оценивать фестиваль с внешней точки зрения, мой взгляд изнутри: я сам сидел в жюри – но не в основном, а в жюри “свободной табуретки”, свободный микрофон, другими словами.
Завершая, скажу так: каждый фестиваль – это радость! Приятно же смотреть на молодых, красивых девушек, умудряющихся жить в таком бешеном ритме жизни, в вихре соблазнов жить (16 лет! 18 лет! Гуляй, пока молодой!) – и умудряющихся при этом заниматься поэзией. У кое-кого это удается, у кое-кого – не очень. В любом случае – каждому автору фестиваль дает возможность выхода на зрителя. Человеку, пишущему стихи, часто присуща робость, а иногда (вот палка о двух концах) ничем не подкрепленное самомнение. Иногда творческого человека надо вести за руку. И “Звучащая поэзия” – это та дверь, в которую даже стучаться не надо: фестиваль открывается каждый год – в конце весны. Присылайте свои работы – даже если вы очень скромные, и никто вам еще не сказал: “А у вас талант!”

Кажется, выкладывай себя любимого в интернет – и горя не знай. Но это – только кажется. Горе авторам, ложно уверовавшим в свой талант, за счет лайков и глупых добрых комментариев от друзей и подруг.

…Лично меня фестивали не вдохновляют. Но мне уже не 20 – и даже не 25. Но я помню себя, начинающего – помню, с каким содроганием я подходил к обычному, в общем-то, зданию на улице Большая Конюшенная, в котором раньше располагался Союз Писателей (теперь он на Звенигородской). Это был 1997 год. Очередная конференция молодых литераторов Северо-Запада. А примерно полгода спустя, или даже раньше, или около того – я стоял в “Подвале” (так назывался клуб, располагавшийся в самом натуральном подвальном помещении и орга
POETRY SHOULD SOUND

Recently a call. “Listen, I met one Irishman here, 22 years old, lives in Norway, poet, drunkard, biker - this year the government gave him a grant. Lives for pleasure, does not work, travels, drinks. Can you imagine? " I answered honestly: no. Although I'm lying: I can imagine, of course - but envy immediately creeps out of all the cracks, and now I myself want to live on some Norwegian island, where at most two or three poets, and you are one among them. And here's a grant for you. Lyapota! And after all, the whole life is still ahead!

We were sad with a friend. I’m for sure - he don’t know. Works as a guide on a bus tour of the Scandinavian countries. I used to write poetry. I, too - wrote poetry (write). We will keep silent about my work.

I don't know why I wrote about this. After all, they asked - about the festival "Sounding Poetry". And on the other hand: the Norwegian is a poet, his poems sound (since the grant was given). All in the subject.

… The question immediately arises: the purpose of the festival? Well, that's exactly what I answered to you. For many festivals of municipal importance, the goal is to launder money (or vice versa - to appropriate). The “Sounding Poetry” festival has no such goal, because there is nothing to launder (as well as to appropriate). Something about 5,000 rubles - of which not a single member of the jury put a penny in his pocket - was in good faith spent on the creation of prizes, namely: hats that looked like shells or inkpots (now you can't remember - what more). In any case, what the artist Maria Goncharova created could be easily put on the head - some of the finalists did just that.

It’s like a giggle and a hakhanka, but the festival has been living for two years. I will say this: he is no worse, he is even better than many similar events held in our city in order to: a) embezzle (launder) money; b) show off (I dare to think - to the organizers: “Here we are!”). Well, you must agree, what can a priest, turner, or policeman say about poetry? But they had to say something - for such a precedent was not long ago (I will not name the name of the festival), when the jury included people who had nothing to do with poetry.
Chip? Chip. But what will she give to young talents?

But to the credit of the “Sounding Poetry” festival (for some reason, this is not the first time I want to write a “sounding shell”), I will say: poets were on the jury. And after it was all over, some of the graduates were advised “how to live on”; and just a friendly pat on the shoulder is, you know, a lot. No one will pat me (thirty-seven) on the shoulder (“Well done, son! You still have everything ahead!”) - I myself can ... pat. In general, there was no priest in the jury of “Sounding Poetry”, but there would have been - well, the holy father could have baptized the contestant, and the turner - invited to work at his factory, the policeman - so, jokingly, ask: “With registration - everything is fine ? And then ... "- and make a face so thoughtful, playful that it is incomprehensible:" Otherwise I will put it! " or “I’ll help you,” I wanted to add ...

So, Sound Poetry. Let's analyze the name.

Well, it's very simple. Poetry should sound. I think Leonid Mikhailovsky will agree with this expression. Or maybe that's what he said? By right, Leonid Mikhailovsky (if he suddenly decided to go on a crusade) could write this phrase on his shield - for for several years now he has been studying in his Dreaming laboratory that teaches young (and not so) poets to read poetry correctly. Do not mumble the text under your breath and even more so do not grimace. For many people are quite dashing and loud at reading, but it is not clear why (you listen to something else - you think it would be better if you read it with your eyes or (which is sadder) you say to yourself: it would be better if my eyes did not look at this, and my ears did not listen). Expression 120%, and the verse itself remained beyond understanding.

Therefore, the name of the festival is simple, even very simple, as it seems to me.

Leonid Mikhailovsky is an apologist for Zinaida Vasilyevna Savkova, a teacher of stage speech, who until her death worked at the Institute of Culture. The person is complex and, frankly, sharp, but he knew his business. I also had a chance to learn from her. It just so happened that I got from the ship to the ball, if by "ship" is meant Elena Vladimirovna Vanovskaya (she still teaches stage speech at the St. Petersburg Humanitarian University of Trade Unions), and by "ball" - Zinaida Vasilyevna Savkova. That is, if I wanted to organize my own little poetry festival and get the idea into my head - to dedicate it to a teacher of stage speech, I would, of course, dedicate it to my beloved teacher and just a good person and pleasant woman, Elena Vladimirovna Vanovskaya.

But that's not the point.

My task is to show you how serious this is.
Of course, if the poems are rubbish, then it is better not to sound them (it does not matter, according to the Vanovskaya or Savkova system), this is, as they say, making candy out of shit. But this is irrelevant to the "Sounding Poetry" festival.

For many, this festival has become the first step. Going out in public is scary, especially if you are not completely sure of your poetry. But once it has to be done! And among the festival participants there were
У записи 6 лайков,
6 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Андрей Ноябрь

Понравилось следующим людям