Лученко: Какой-то переломный момент, безусловно, ощущается именно в бытии церкви в современном обществе. По-старому уже не получится. Мы сейчас видим печальный итог церковного возрождения, которое не сопровождалось просвещением.
Церкви казалось, что происходит просвещение — есть воскресные школы, Свято-Тихоновский университет и прочее, но на самом деле это капля в море. И в итоге нам сейчас, в связи с процессом Pussy Riot и многими другими инфоповодами, приходится объяснять настолько элементарные вещи, в том числе и журналистам, что делается страшно. Люди не понимают не только основ христианства, они не понимают, что такое церковь, даже на уровне третьего класса воскресной школы.
Десницкий: Всё равно встаёт вопрос — а чего мы хотим? Очень легко преподавать культуру в виде внешних форм, обрядов, правил, привычек. Вот «Вопросы батюшке» — любимая рубрика почти любого православного сайта или газеты. Что спрашивают? «Батюшка, а вот можно ли?.. Батюшка, а вот как лучше поступить, у меня такая ситуация...» И батюшки очень подробно отвечают — да, вообще, конечно, так нельзя, но, наверное, иногда можно, что надо бы поступить так и так. И это вместо того, чтобы сказать очень простую вещь: «Да не знаю я, как вам поступить! Вот есть Евангелие, читайте про Христа, применяйте это все к себе. Не важно, что вам можно есть и что нельзя есть в этот пост, не в этом смысл». Если поставить всё-таки в центр и проповеди, и образования Евангелие, Библию в целом и воспринимать её не как некий набор изощренных правил, которые надо изучить, а нести прежде всего то, что церковь и должна нести — проповедь о Христе, — тогда может многое измениться. Но, к сожалению, у нас это как-то из повестки дня сейчас выпало.
Зуевский: Знаете историю, связанную с Третьим миссионерским съездом РПЦ, конец XIX века? Там было предложено создать концентрационные лагеря и поместить в них всех неправославных проповедников Евангелия и кормить там впроголодь. И православный съезд единогласно за это голосует. Вот откуда это? Ведь большинство из тех, кто голосовал, наверняка искренне верили, что творят благо. Откуда у христианина возникает такое сознание? Нынешняя история показала, что многие верующие размышляют в подобном ключе. Мне кажется, было бы очень хорошо, если бы в церкви началась широкая дискуссия на эту тему.
Уминский: У меня на приходе люди есть совершенно разные: есть те, которые подписывали письмо патриарху о помиловании Pussy Riot, есть те, которые занимают обиженную позицию. Ну, с кулаками, слава богу, никто не пойдёт. Есть люди, которые считают себя монархистами. Есть крайне либеральные, которые ходят с белыми ленточками на демонстрации. Разные! Хотя приход небольшой. Но они как-то умеют при этом быть единым приходом, единой общиной, любить друг друга, друг другу помогать и как-то друг с другом общаться. Это вот ответ на вопрос, что эти вещи могут нас не сильно всё-таки разделять. Есть площадка для общения — та же страница фейсбука, есть беседы после литургии, на которых всё можно спросить.
Церкви казалось, что происходит просвещение — есть воскресные школы, Свято-Тихоновский университет и прочее, но на самом деле это капля в море. И в итоге нам сейчас, в связи с процессом Pussy Riot и многими другими инфоповодами, приходится объяснять настолько элементарные вещи, в том числе и журналистам, что делается страшно. Люди не понимают не только основ христианства, они не понимают, что такое церковь, даже на уровне третьего класса воскресной школы.
Десницкий: Всё равно встаёт вопрос — а чего мы хотим? Очень легко преподавать культуру в виде внешних форм, обрядов, правил, привычек. Вот «Вопросы батюшке» — любимая рубрика почти любого православного сайта или газеты. Что спрашивают? «Батюшка, а вот можно ли?.. Батюшка, а вот как лучше поступить, у меня такая ситуация...» И батюшки очень подробно отвечают — да, вообще, конечно, так нельзя, но, наверное, иногда можно, что надо бы поступить так и так. И это вместо того, чтобы сказать очень простую вещь: «Да не знаю я, как вам поступить! Вот есть Евангелие, читайте про Христа, применяйте это все к себе. Не важно, что вам можно есть и что нельзя есть в этот пост, не в этом смысл». Если поставить всё-таки в центр и проповеди, и образования Евангелие, Библию в целом и воспринимать её не как некий набор изощренных правил, которые надо изучить, а нести прежде всего то, что церковь и должна нести — проповедь о Христе, — тогда может многое измениться. Но, к сожалению, у нас это как-то из повестки дня сейчас выпало.
Зуевский: Знаете историю, связанную с Третьим миссионерским съездом РПЦ, конец XIX века? Там было предложено создать концентрационные лагеря и поместить в них всех неправославных проповедников Евангелия и кормить там впроголодь. И православный съезд единогласно за это голосует. Вот откуда это? Ведь большинство из тех, кто голосовал, наверняка искренне верили, что творят благо. Откуда у христианина возникает такое сознание? Нынешняя история показала, что многие верующие размышляют в подобном ключе. Мне кажется, было бы очень хорошо, если бы в церкви началась широкая дискуссия на эту тему.
Уминский: У меня на приходе люди есть совершенно разные: есть те, которые подписывали письмо патриарху о помиловании Pussy Riot, есть те, которые занимают обиженную позицию. Ну, с кулаками, слава богу, никто не пойдёт. Есть люди, которые считают себя монархистами. Есть крайне либеральные, которые ходят с белыми ленточками на демонстрации. Разные! Хотя приход небольшой. Но они как-то умеют при этом быть единым приходом, единой общиной, любить друг друга, друг другу помогать и как-то друг с другом общаться. Это вот ответ на вопрос, что эти вещи могут нас не сильно всё-таки разделять. Есть площадка для общения — та же страница фейсбука, есть беседы после литургии, на которых всё можно спросить.
Luchenko: Some turning point, of course, is felt precisely in the existence of the church in modern society. As before, it will not work. We now see the sad result of a church renaissance that was not accompanied by enlightenment.
It seemed to the church that enlightenment was taking place - there are Sunday schools, St. Tikhon’s University and so on, but in fact this is a drop in the ocean. And as a result, we now, in connection with the Pussy Riot process and many other information channels, have to explain so elementary things, including to journalists, that it is scary. People do not understand not only the foundations of Christianity, they do not understand what the church is, even at the level of the third grade of the Sunday school.
Desnitsky: The question still arises - what do we want? It is very easy to teach culture in the form of external forms, rituals, rules, habits. Here is “Questions for Father” - a favorite section of almost any Orthodox website or newspaper. What is asked? “Father, is it possible? .. Father, but how best to act, I have such a situation ...” And the fathers answer in great detail - yes, in general, of course, this is impossible, but, probably, sometimes you can, would do this and that. And this instead of saying a very simple thing: “I don’t know what to do! Here is the Gospel, read about Christ, apply it all to yourself. No matter what you can eat and what you can not eat in this post, this is not the point. ” If you still put in the center both the sermons and the education of the Gospel, the Bible as a whole, and perceive it not as a certain set of sophisticated rules that need to be studied, but carry first of all what the church should bear — the sermon about Christ — then Much change. But, unfortunately, we have somehow dropped it from the agenda.
Zuevsky: Do you know the story connected with the Third Missionary Congress of the Russian Orthodox Church, the end of the XIX century? There it was proposed to create concentration camps and place in them all non-Orthodox preachers of the Gospel and feed them hand to mouth. And the Orthodox congress unanimously votes for it. That's where it comes from? After all, most of those who voted, certainly sincerely believed that they are doing good. Where does a Christian come from such a consciousness? The current history has shown that many believers reflect in a similar vein. It seems to me that it would be very good if a wide discussion on this topic began in the church.
Uminsky: At my parish, people are completely different: there are those who signed a letter to the patriarch for clemency for Pussy Riot, there are those who take an offended position. Well, with fists, thank God, no one will go. There are people who consider themselves monarchists. There are extremely liberal who go with white ribbons to the demonstration. Various! Although the arrival is small. But they somehow know how to be one parish, one community, to love each other, help each other and somehow communicate with each other. This is the answer to the question that these things may not divide us very much. There is a platform for communication - the same Facebook page, there are conversations after the liturgy, where everything can be asked.
It seemed to the church that enlightenment was taking place - there are Sunday schools, St. Tikhon’s University and so on, but in fact this is a drop in the ocean. And as a result, we now, in connection with the Pussy Riot process and many other information channels, have to explain so elementary things, including to journalists, that it is scary. People do not understand not only the foundations of Christianity, they do not understand what the church is, even at the level of the third grade of the Sunday school.
Desnitsky: The question still arises - what do we want? It is very easy to teach culture in the form of external forms, rituals, rules, habits. Here is “Questions for Father” - a favorite section of almost any Orthodox website or newspaper. What is asked? “Father, is it possible? .. Father, but how best to act, I have such a situation ...” And the fathers answer in great detail - yes, in general, of course, this is impossible, but, probably, sometimes you can, would do this and that. And this instead of saying a very simple thing: “I don’t know what to do! Here is the Gospel, read about Christ, apply it all to yourself. No matter what you can eat and what you can not eat in this post, this is not the point. ” If you still put in the center both the sermons and the education of the Gospel, the Bible as a whole, and perceive it not as a certain set of sophisticated rules that need to be studied, but carry first of all what the church should bear — the sermon about Christ — then Much change. But, unfortunately, we have somehow dropped it from the agenda.
Zuevsky: Do you know the story connected with the Third Missionary Congress of the Russian Orthodox Church, the end of the XIX century? There it was proposed to create concentration camps and place in them all non-Orthodox preachers of the Gospel and feed them hand to mouth. And the Orthodox congress unanimously votes for it. That's where it comes from? After all, most of those who voted, certainly sincerely believed that they are doing good. Where does a Christian come from such a consciousness? The current history has shown that many believers reflect in a similar vein. It seems to me that it would be very good if a wide discussion on this topic began in the church.
Uminsky: At my parish, people are completely different: there are those who signed a letter to the patriarch for clemency for Pussy Riot, there are those who take an offended position. Well, with fists, thank God, no one will go. There are people who consider themselves monarchists. There are extremely liberal who go with white ribbons to the demonstration. Various! Although the arrival is small. But they somehow know how to be one parish, one community, to love each other, help each other and somehow communicate with each other. This is the answer to the question that these things may not divide us very much. There is a platform for communication - the same Facebook page, there are conversations after the liturgy, where everything can be asked.
У записи 1 лайков,
0 репостов.
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Вадим Сыровой