Дурные привычки в умозаключении.
Самые ошибочные умозаключения людей суть следующие: вещь существует, следовательно, она имеет право на это. Здесь от жизнеспособности умозаключают к целесообразности и от целесообразности - к правомерности. Далее: такое-то мнение даёт счастье, следовательно, оно истинно; действие его хорошо, следовательно, оно само хорошо и истинно. Здесь действию приписывают предикат "приносящего счастье", хорошего в смысле полезности и затем переносят на причину тот же предикат хорошего, но уже в смысле логической правомерности. Обращение суждений гласит: что-либо не может пробиться, удержаться, следовательно, оно ложно. Свободный ум, который слишком часто встречается с такого рода умозаключениями и страдает от их результатов, часто впадает в искушение делать противоположные выводы, которые в общем, разумеется, также суть ложные умозаключения: что-либо не может пробиться, следовательно, оно хорошо; мнение тревожит, беспокоит, следовательно, оно истинно.
Ф. Ницше, 1878
Самые ошибочные умозаключения людей суть следующие: вещь существует, следовательно, она имеет право на это. Здесь от жизнеспособности умозаключают к целесообразности и от целесообразности - к правомерности. Далее: такое-то мнение даёт счастье, следовательно, оно истинно; действие его хорошо, следовательно, оно само хорошо и истинно. Здесь действию приписывают предикат "приносящего счастье", хорошего в смысле полезности и затем переносят на причину тот же предикат хорошего, но уже в смысле логической правомерности. Обращение суждений гласит: что-либо не может пробиться, удержаться, следовательно, оно ложно. Свободный ум, который слишком часто встречается с такого рода умозаключениями и страдает от их результатов, часто впадает в искушение делать противоположные выводы, которые в общем, разумеется, также суть ложные умозаключения: что-либо не может пробиться, следовательно, оно хорошо; мнение тревожит, беспокоит, следовательно, оно истинно.
Ф. Ницше, 1878
Bad habits in reasoning.
The most erroneous conclusions of people are as follows: a thing exists, therefore, it has the right to it. Here, one deduces from viability to expediency and from expediency to legitimacy. Further: such and such an opinion gives happiness, therefore, it is true; its action is good, therefore, it itself is good and true. Here the predicate "bringing happiness" is attributed to the action, good in the sense of usefulness, and then the same predicate of good is transferred to the cause, but in the sense of logical legitimacy. Reversal of judgments says: something cannot break through, hold, therefore, it is false. A free mind that too often encounters and suffers from this kind of inference is often tempted to draw the opposite conclusions, which in general, of course, are also false inferences: something cannot break through, therefore, it is good; opinion worries, worries, therefore, it is true.
F. Nietzsche, 1878
The most erroneous conclusions of people are as follows: a thing exists, therefore, it has the right to it. Here, one deduces from viability to expediency and from expediency to legitimacy. Further: such and such an opinion gives happiness, therefore, it is true; its action is good, therefore, it itself is good and true. Here the predicate "bringing happiness" is attributed to the action, good in the sense of usefulness, and then the same predicate of good is transferred to the cause, but in the sense of logical legitimacy. Reversal of judgments says: something cannot break through, hold, therefore, it is false. A free mind that too often encounters and suffers from this kind of inference is often tempted to draw the opposite conclusions, which in general, of course, are also false inferences: something cannot break through, therefore, it is good; opinion worries, worries, therefore, it is true.
F. Nietzsche, 1878
У записи 1 лайков,
0 репостов.
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Владимир Шалимов