«Русский коммунизм трудно понять вследствие двойного его характера....

«Русский коммунизм трудно понять вследствие двойного его характера. С одной стороны он есть явление мировое и интернациональное, с другой стороны - явление русское и национальное. Особенно важно для западных людей понять национальные корни русского коммунизма, его детерминированность русской историей. Знание марксизма этому не поможет.

Русский народ по своей душевной структуре народ восточный. Россия - христианский Восток, который в течение двух столетий подвергался сильному влиянию Запада и в своем верхнем культурном слое ассимилировал всё западные идеи. Историческая судьба русского народа была несчастной и страдальческой, и развивался он катастрофическим темпом, через прерывность и изменение типа цивилизации. В русской истории, вопреки мнению славянофилов, нельзя найти органического единства. Слишком огромными пространствами приходилось овладевать русскому народу, слишком велики были опасности с Востока, от татарских нашествий, от которых он охранял и Запад, велики были опасности и со стороны самого Запада. В истории мы видим пять разных Россий: Россию киевскую, Россию татарского периода, Россию московскую, Россию петровскую, императорскую и, наконец, новую советскую Россию. Неверно было бы сказать, что Россия страна молодой культуры, недавно еще полу-варварская. В известном смысле Россия страна старой культуры. В киевской России зарождалась культура более высокая, чем в то время на Западе: уже в XIV веке в России была классически-совершенная иконопись и замечательное зодчество. Московская Россия имела очень высокую пластическую культуру с органически целостным стилем, очень выработанные формы быта. Это была восточная культура, культура христианизированного татарского царства. Московская культура вырабатывалась в постоянном противлении латинскому Западу и иноземным обычаям. Но в Московском царстве очень слаба и не выражена была культура мысли. Московское царство было почти безмысленным и безсловесным, но в нем было достигнуто значительное оформление стихии, был выраженный пластический стиль, которого лишена была Россия петровская, Россия пробудившейся мысли и слова. Россия мыслящая, создавшая великую литературу, искавшая социальной правды, была разорванной и бесстильной, не имела органического единства».

Николай Бердяев
http://www.magister.msk.ru/library/philos/berdyaev/berdn015.htm
“Russian communism is difficult to understand due to its dual nature. On the one hand, it is a world and international phenomenon, on the other hand, a Russian and national phenomenon. It is especially important for Western people to understand the national roots of Russian communism, its determinism by Russian history. Knowledge of Marxism will not help this.

The Russian people are oriental in their spiritual structure. Russia is the Christian East, which for two centuries has been strongly influenced by the West and has assimilated all Western ideas in its upper cultural layer. The historical fate of the Russian people was unhappy and suffering, and it developed at a catastrophic pace, through discontinuity and a change in the type of civilization. In Russian history, contrary to the opinion of the Slavophiles, no organic unity can be found. Too vast areas had to be seized by the Russian people, the dangers from the East were too great, from the Tatar invasions, from which it also protected the West, the dangers from the West itself were great. In history we see five different Russia: Russia of Kiev, Russia of the Tatar period, Russia of Moscow, Russia of Peter the Great, Imperial Russia and, finally, the new Soviet Russia. It would be wrong to say that Russia is a country of young culture, recently semi-barbaric. In a sense, Russia is a country of old culture. In Kievan Russia a higher culture arose than at that time in the West: already in the XIV century in Russia there was a classically perfect icon painting and remarkable architecture. Moscow Russia had a very high plastic culture with an organically holistic style, very developed forms of life. This was the Eastern culture, the culture of the Christianized Tatar kingdom. Moscow culture was developed in constant opposition to the Latin West and foreign customs. But in the Moscow kingdom the culture of thought was very weak and was not expressed. The Muscovite kingdom was almost meaningless and wordless, but in it a significant design of the elements was achieved, there was a pronounced plastic style, which Petrine Russia was deprived of, the Russia of awakened thought and word. Thinking Russia, creating a great literature, seeking social truth, was torn and styleless, had no organic unity. "

Nikolay Berdyaev
http://www.magister.msk.ru/library/philos/berdyaev/berdn015.htm
У записи 39 лайков,
13 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Сергей Григорян

Понравилось следующим людям