Все говорят свобода, свобода. А что такое свобода?...

Все говорят свобода, свобода. А что такое свобода? Кто-то говорит, что свобода - это свобода передвижений по миру, материальная независимость, возможность создавать комфортные условия для быта человека, другой скажет, что свобода - это жить, как хочется данному индивиду не смотря на других людей, третий считает, что свобода - это способность высвободить природное начало, приблизиться к природным корням (такие тоже есть).

Не отрицая полностью вышесказанного, я хочу привести мнение одного человека по этому поводу, которое, на мой взгляд, выглядит очень интересным:

«Конечно же, человек обусловлен — и природой, и социумом, и своим внутренним миром. Но его родовое свойство заключается в том, что он обусловлен не полностью. Все остальные живые существа обусловлены полностью, а он не полностью. А что такое не полная обусловленность? Это свобода. А что обеспечивает не полную обусловленность? Деятельность.
Именно она делает человека не полностью обусловленным природой. Ибо человек природу деятельно преобразует. И это мы все понимаем. Причем преобразует он ее всё новыми и новыми способами, то есть творчески. Муравей тоже природу преобразует, но творческую деятельность осуществлять не может. А человек — может.
А еще человек не полностью обусловлен социумом. Ибо он его преобразует. А что такое революции как не преобразование социума? Причем человек преобразует социум творчески. То есть всё новыми и новыми способами. Был бы он просто социальным животным, он бы творчески социум преобразовывать не мог. Так ведь?
И, наконец, человек не обусловлен полностью даже своей психикой. Ибо и она может быть им творчески преобразована. Был, знаете ли, такой Савл. И обладал одной психикой. А потом стал Павлом. И мало ли еще примеров людей раскаявшихся, переживших внутреннее преобразование, осуществивших это преобразование невероятной ценой.
Итак, человек ничем не обусловлен полностью. То есть всем обусловлен в какой-то степени, но полностью не обусловлен ничем. Это отсутствие полной обусловленности чем бы то ни было и есть свобода. Человек — единственное свободное живое существо. А почему он обладает свободой? Потому что он обладает способностью к деятельности. Причем деятельности не муравьиной, то есть роковым образом обусловленной, а творческой. То есть свободной.
Таким образом, тем свойством человеческого рода, которое отличает этот род от всего живого, является деятельность, дарующая свободу как неполную обусловленность всем на свете.
Деятельность и свобода связаны воедино и являются этим самым определяющим свойством рода человеческого. То есть родовой сущностью. Задача истории — окончательное соединение человека с его родовой сущностью. Этому препятствует дифференциация, она же разделение труда, конкуренция, социальное неравенство, классовый антагонизм и так далее. Всё это вместе порождает отчуждение человека. От чего?»

http://rossaprimavera.ru/article/sudba-gumanizma-v-xxi-stoletii-8
Everyone says freedom, freedom. What is freedom? Someone says that freedom is freedom of movement around the world, material independence, the ability to create comfortable conditions for a person's life, another will say that freedom is to live as a given individual wants in spite of other people, the third believes that freedom is it is the ability to release the natural principle, to get closer to the natural roots (there are also such).

Without completely denying the above, I want to give the opinion of one person on this matter, which, in my opinion, looks very interesting:

“Of course, a person is conditioned by nature, society, and his inner world. But its generic property is that it is not completely conditioned. All other living entities are fully conditioned, and he is not fully conditioned. What is incomplete conditioning? This is freedom. And what provides incomplete conditioning? Activity.
It is she who makes a person not completely conditioned by nature. For man actively transforms nature. And we all understand this. Moreover, he transforms it in new and new ways, that is, creatively. The ant also transforms nature, but cannot carry out creative activity. But a man can.
And yet a person is not completely conditioned by society. For he will transform it. And what are revolutions if not the transformation of society? Moreover, a person transforms society creatively. That is, in new and new ways. If he were just a social animal, he would not be able to transform society creatively. Is that so?
And, finally, a person is not completely conditioned even by his psyche. For she too can be creatively transformed by him. There was, you know, such Saul. And he had one psyche. And then he became Paul. And you never know more examples of people who repented, survived an internal transformation, and carried out this transformation at an incredible cost.
So man is not completely conditioned by anything. That is, everything is conditioned to some extent, but not completely conditioned by anything. This absence of complete conditioning by anything is freedom. Man is the only free living being. And why does he have freedom? Because he has the capacity for action. Moreover, the activity is not ant-like, that is, fatally conditioned, but creative. That is, free.
Thus, that property of the human race that distinguishes this race from all living things is activity that gives freedom as an incomplete conditionality to everything in the world.
Activity and freedom are linked together and are this most defining property of the human race. That is, a generic entity. The task of history is the final connection of man with his generic essence. This is hindered by differentiation, it is also the division of labor, competition, social inequality, class antagonism, and so on. All this together gives rise to human alienation. From what?"

http://rossaprimavera.ru/article/sudba-gumanizma-v-xxi-stoletii-8
У записи 14 лайков,
0 репостов,
480 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Сергей Григорян

Понравилось следующим людям