Очень давно тянется спор о том, как представлять образ человека в культуре — возвышенным [героическим, наделенным сплошь благими качествами], или как-бы «правдивым» [со всеми присущими ему пороками и грехами]. Ведь не редко, например, есть нападки на кино производства СССР, которое как-бы излишне идеализировало действительность (что правда). Но ведь у этой идеализации были основания и глубокая традиция!
Другой вопрос, я вовсе не хочу настаивать на том, что только такая идеализация и нужна, и что не должна открываться другая сторона — бездна человека (как, например, у Достоевского). Нужно все, что способствует восхождению человека на верх. Нужно то, где человек представляет интерес, там где пытаются понять, что он такое.
В постсоветское время же возобладал противоположный подход к идеализации — как-бы отображение реальности. Но вместе с этим отображением реальности стали отображать и все смертные грехи, похоть, грязь... «А как же — скажут нам — вы думали, что человек — идеален? Нет, он простое низменное существо, поведение которого порой даже хуже, чем у животного. Вот и смотрите на себя».
И здесь хотелось бы просто показать, что этот спор (спор об образе человека в культуре) пронизывает всю историю человечества. Древний грек Аристотель повествует о соревновании двух древнегреческих трагиков Софокла и Еврипида. Ссылаясь на собственное высказывание Софокла, Аристотель пишет:
«Софокл говорил, что он представляет людей такими, какими они должны быть, а Еврипид такими, каковы они в действительности».
Но дальше — больше. Вот как изобразил древнегреческий комедиограф Аристофан спор Эсхила и того же Еврипида:
Другой вопрос, я вовсе не хочу настаивать на том, что только такая идеализация и нужна, и что не должна открываться другая сторона — бездна человека (как, например, у Достоевского). Нужно все, что способствует восхождению человека на верх. Нужно то, где человек представляет интерес, там где пытаются понять, что он такое.
В постсоветское время же возобладал противоположный подход к идеализации — как-бы отображение реальности. Но вместе с этим отображением реальности стали отображать и все смертные грехи, похоть, грязь... «А как же — скажут нам — вы думали, что человек — идеален? Нет, он простое низменное существо, поведение которого порой даже хуже, чем у животного. Вот и смотрите на себя».
И здесь хотелось бы просто показать, что этот спор (спор об образе человека в культуре) пронизывает всю историю человечества. Древний грек Аристотель повествует о соревновании двух древнегреческих трагиков Софокла и Еврипида. Ссылаясь на собственное высказывание Софокла, Аристотель пишет:
«Софокл говорил, что он представляет людей такими, какими они должны быть, а Еврипид такими, каковы они в действительности».
Но дальше — больше. Вот как изобразил древнегреческий комедиограф Аристофан спор Эсхила и того же Еврипида:
For a very long time, there has been a debate about how to represent the image of a person in culture - sublime [heroic, endowed entirely with good qualities], or, as it were, “truthful” [with all its inherent vices and sins]. After all, not infrequently, for example, there are attacks on cinema made in the USSR, which, as it were, excessively idealized reality (which is true). But this idealization had reasons and a deep tradition!
Another question, I do not want to insist that only such an idealization is needed, and that the other side should not be revealed - the abyss of man (as, for example, in Dostoevsky's). You need everything that contributes to the ascent of a person to the top. What is needed is where a person is of interest, where they try to understand what he is.
In the post-Soviet era, the opposite approach to idealization prevailed - a kind of reflection of reality. But along with this reflection of reality, they began to display all mortal sins, lust, filth ... “But what about - they will tell us - did you think that a person is perfect? No, he is a simple base creature, whose behavior is sometimes even worse than that of an animal. So look at yourself. "
And here I would just like to show that this dispute (the dispute about the image of a person in culture) permeates the entire history of mankind. The ancient Greek Aristotle tells of the competition between the two ancient Greek tragedians Sophocles and Euripides. Referring to Sophocles' own statement, Aristotle writes:
"Sophocles said that he represents people as they should be, and Euripides as they really are."
But further - more. This is how the ancient Greek comedian Aristophanes portrayed the dispute between Aeschylus and the same Euripides:
Another question, I do not want to insist that only such an idealization is needed, and that the other side should not be revealed - the abyss of man (as, for example, in Dostoevsky's). You need everything that contributes to the ascent of a person to the top. What is needed is where a person is of interest, where they try to understand what he is.
In the post-Soviet era, the opposite approach to idealization prevailed - a kind of reflection of reality. But along with this reflection of reality, they began to display all mortal sins, lust, filth ... “But what about - they will tell us - did you think that a person is perfect? No, he is a simple base creature, whose behavior is sometimes even worse than that of an animal. So look at yourself. "
And here I would just like to show that this dispute (the dispute about the image of a person in culture) permeates the entire history of mankind. The ancient Greek Aristotle tells of the competition between the two ancient Greek tragedians Sophocles and Euripides. Referring to Sophocles' own statement, Aristotle writes:
"Sophocles said that he represents people as they should be, and Euripides as they really are."
But further - more. This is how the ancient Greek comedian Aristophanes portrayed the dispute between Aeschylus and the same Euripides:
У записи 15 лайков,
2 репостов,
401 просмотров.
2 репостов,
401 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Сергей Григорян