Итак, есть ложный оптимизм и духовно верный оптимизм.
Ложный “оптимист” хранит хорошее расположение духа потому, что он человек настроений и предается своим личным, чисто субъективным состояниям. Его “оптимизм” не имеет предметных оснований. Он живет сам по себе, вне глубоких течений истории, вне великих мировых событий. Он “оптимист” только потому, что обладает здоровым, уравновешенным организмом и не страдает от душевной дисгармонии. Его “оптимизм” касается его самого и, может быть, его личных дел. Но в плане великих свершении он видит мало, а может быть, даже и ничего; а если он в самом деле что-нибудь видит, то он видит смутно и расценивает неверно. Перед лицом духовных проблем он поверхностен и легкомыслен; он не видит ни их глубины, ни их размаха, а потому легко принимает пустую видимость за подлинную реальность. Вот почему он не видит ни лучей, ни знамений Божиих. И потому его “оптимизм” — физиологически объясним и душевно мотивирован, но предметно и метафизически не обоснован; и ответственности за него он не принимает. Его “оптимизм” есть проявление личной мечтательности или даже заносчивости; он может привести к сущим нелепостям; и его уверенные разглагольствования имеют веса не больше, чем стрекотание кузнечика...
Совсем иначе обстоит в душе настоящего оптимиста. Прежде всего его оптимизм не относится к повседневному быту со всеми его сплетениями, закоулками и пыльными мелочами, со всею его жестокостью и порочностью: ежедневная жизнь может взвалить на нас еще страшные бремена, лишения и страдания, но это нисколько не влияет на его оптимизм, ибо он смотрит на эти испытания как на подготовительные ступени к избавлению. Он имеет в виду духовную проблематику человечества, судьбу мира, и знает, что эта судьба ведется и определяется самим Богом и что поэтому она развертывается как великая и живая творческая драма. Вот истинный и глубочайший источник его оптимизма: он знает, что мир пребывает в руке Божией, и старается верно постигнуть творческую деятельность этой Руки; и не только — понять ее, но добровольно поставить себя, в качестве свободного деятеля, в распоряжение этой высокой и благостной Руки (“да будет воля Твоя”). Он желает “содействовать” Божьему делу и плану, он стремится служить и вести, внимать и совершать: он желает того, что соответствует воле Божией, Его замыслу. Его идее... Он видит, что в мире слагается и растет некая Божия ткань, живая ткань Царствия Божия; он заранее предвосхищает зрелище этой ткани и радуется при мысли, что и ему удастся войти в нее живою нитью.
Это означает, что его оптимизм относится не столько к человеческим делам, сколько к Божьему Делу. Он верит в светлое будущее, в приближающееся Царство, потому что оно не может не настать, ибо оно осуществляется Богом. А его главная задача состоит в том, чтобы верно постигнуть отведенное ему самому место и верно исполнить предназначенное ему самому служение.
Иван Ильин. - "Поющее сердце. Книга тихих созерцаний. Что есть оптимизм".
http://hristov.narod.ru/singheart.htm#_Toc501512940
Ложный “оптимист” хранит хорошее расположение духа потому, что он человек настроений и предается своим личным, чисто субъективным состояниям. Его “оптимизм” не имеет предметных оснований. Он живет сам по себе, вне глубоких течений истории, вне великих мировых событий. Он “оптимист” только потому, что обладает здоровым, уравновешенным организмом и не страдает от душевной дисгармонии. Его “оптимизм” касается его самого и, может быть, его личных дел. Но в плане великих свершении он видит мало, а может быть, даже и ничего; а если он в самом деле что-нибудь видит, то он видит смутно и расценивает неверно. Перед лицом духовных проблем он поверхностен и легкомыслен; он не видит ни их глубины, ни их размаха, а потому легко принимает пустую видимость за подлинную реальность. Вот почему он не видит ни лучей, ни знамений Божиих. И потому его “оптимизм” — физиологически объясним и душевно мотивирован, но предметно и метафизически не обоснован; и ответственности за него он не принимает. Его “оптимизм” есть проявление личной мечтательности или даже заносчивости; он может привести к сущим нелепостям; и его уверенные разглагольствования имеют веса не больше, чем стрекотание кузнечика...
Совсем иначе обстоит в душе настоящего оптимиста. Прежде всего его оптимизм не относится к повседневному быту со всеми его сплетениями, закоулками и пыльными мелочами, со всею его жестокостью и порочностью: ежедневная жизнь может взвалить на нас еще страшные бремена, лишения и страдания, но это нисколько не влияет на его оптимизм, ибо он смотрит на эти испытания как на подготовительные ступени к избавлению. Он имеет в виду духовную проблематику человечества, судьбу мира, и знает, что эта судьба ведется и определяется самим Богом и что поэтому она развертывается как великая и живая творческая драма. Вот истинный и глубочайший источник его оптимизма: он знает, что мир пребывает в руке Божией, и старается верно постигнуть творческую деятельность этой Руки; и не только — понять ее, но добровольно поставить себя, в качестве свободного деятеля, в распоряжение этой высокой и благостной Руки (“да будет воля Твоя”). Он желает “содействовать” Божьему делу и плану, он стремится служить и вести, внимать и совершать: он желает того, что соответствует воле Божией, Его замыслу. Его идее... Он видит, что в мире слагается и растет некая Божия ткань, живая ткань Царствия Божия; он заранее предвосхищает зрелище этой ткани и радуется при мысли, что и ему удастся войти в нее живою нитью.
Это означает, что его оптимизм относится не столько к человеческим делам, сколько к Божьему Делу. Он верит в светлое будущее, в приближающееся Царство, потому что оно не может не настать, ибо оно осуществляется Богом. А его главная задача состоит в том, чтобы верно постигнуть отведенное ему самому место и верно исполнить предназначенное ему самому служение.
Иван Ильин. - "Поющее сердце. Книга тихих созерцаний. Что есть оптимизм".
http://hristov.narod.ru/singheart.htm#_Toc501512940
So there is false optimism and spiritually correct optimism.
The false “optimist” keeps a good mood because he is a person of moods and indulges in his personal, purely subjective states. His “optimism” has no substantive basis. He lives by himself, outside the deep currents of history, outside the great world events. He is an "optimist" only because he has a healthy, balanced body and does not suffer from mental disharmony. His "optimism" concerns himself and, perhaps, his personal affairs. But in terms of great accomplishments, he sees little, and perhaps even nothing; and if he really sees something, then he sees vaguely and evaluates it incorrectly. In the face of spiritual problems, he is superficial and frivolous; he sees neither their depth, nor their scope, and therefore easily takes an empty appearance for a true reality. That is why he sees neither the rays nor the signs of God. And therefore his “optimism” is physiologically explainable and mentally motivated, but substantively and metaphysically not substantiated; and he does not accept responsibility for it. His “optimism” is a manifestation of personal dreaminess or even arrogance; it can lead to sheer absurdities; and his confident ranting has no more weight than the chirping of a grasshopper ...
The situation is quite different in the soul of a true optimist. First of all, his optimism does not apply to everyday life with all its plexus, nooks and dusty little things, with all its cruelty and depravity: daily life can still burden us with terrible burdens, deprivation and suffering, but this does not in the least affect his optimism, for he sees these tests as preparatory steps for deliverance. He has in mind the spiritual problems of humanity, the fate of the world, and he knows that this fate is led and determined by God himself and that therefore it unfolds as a great and living creative drama. This is the true and deepest source of his optimism: he knows that the world is in the hand of God, and tries to truly comprehend the creative activity of this Hand; and not only - to understand it, but to voluntarily place yourself, as a free agent, at the disposal of this high and blessed Hand (“Thy will be done”). He wants to “cooperate” with God's work and plan, he seeks to serve and lead, heed and accomplished: he desires what is in accordance with the will of God, His purpose. His idea ... He sees that in the world a certain fabric of God is being formed and is growing, a living fabric of the Kingdom of God; he anticipates in advance the spectacle of this fabric and rejoices at the thought that he too will be able to enter it with a living thread.
This means that his optimism is not so much about human affairs as about God's Cause. He believes in a bright future, in the approaching Kingdom, because it cannot but come, for it is carried out by God. And his main task is to correctly comprehend the place allotted to him and faithfully fulfill his intended service.
Ivan Ilyin. - "Singing heart. The book of quiet contemplation. What is optimism."
http://hristov.narod.ru/singheart.htm#_Toc501512940
The false “optimist” keeps a good mood because he is a person of moods and indulges in his personal, purely subjective states. His “optimism” has no substantive basis. He lives by himself, outside the deep currents of history, outside the great world events. He is an "optimist" only because he has a healthy, balanced body and does not suffer from mental disharmony. His "optimism" concerns himself and, perhaps, his personal affairs. But in terms of great accomplishments, he sees little, and perhaps even nothing; and if he really sees something, then he sees vaguely and evaluates it incorrectly. In the face of spiritual problems, he is superficial and frivolous; he sees neither their depth, nor their scope, and therefore easily takes an empty appearance for a true reality. That is why he sees neither the rays nor the signs of God. And therefore his “optimism” is physiologically explainable and mentally motivated, but substantively and metaphysically not substantiated; and he does not accept responsibility for it. His “optimism” is a manifestation of personal dreaminess or even arrogance; it can lead to sheer absurdities; and his confident ranting has no more weight than the chirping of a grasshopper ...
The situation is quite different in the soul of a true optimist. First of all, his optimism does not apply to everyday life with all its plexus, nooks and dusty little things, with all its cruelty and depravity: daily life can still burden us with terrible burdens, deprivation and suffering, but this does not in the least affect his optimism, for he sees these tests as preparatory steps for deliverance. He has in mind the spiritual problems of humanity, the fate of the world, and he knows that this fate is led and determined by God himself and that therefore it unfolds as a great and living creative drama. This is the true and deepest source of his optimism: he knows that the world is in the hand of God, and tries to truly comprehend the creative activity of this Hand; and not only - to understand it, but to voluntarily place yourself, as a free agent, at the disposal of this high and blessed Hand (“Thy will be done”). He wants to “cooperate” with God's work and plan, he seeks to serve and lead, heed and accomplished: he desires what is in accordance with the will of God, His purpose. His idea ... He sees that in the world a certain fabric of God is being formed and is growing, a living fabric of the Kingdom of God; he anticipates in advance the spectacle of this fabric and rejoices at the thought that he too will be able to enter it with a living thread.
This means that his optimism is not so much about human affairs as about God's Cause. He believes in a bright future, in the approaching Kingdom, because it cannot but come, for it is carried out by God. And his main task is to correctly comprehend the place allotted to him and faithfully fulfill his intended service.
Ivan Ilyin. - "Singing heart. The book of quiet contemplation. What is optimism."
http://hristov.narod.ru/singheart.htm#_Toc501512940
У записи 3 лайков,
0 репостов.
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Виктория Котова