Когда же он [дух] является в ее [души] опыте, она познает, что явление его обладает особыми свойствами и протекает иначе, чем ее обыденные переживания, определяемые себялюбивым интересом ее одинокого бытия. Душа узнает, что в ней существует два способа испытывания жизненных содержаний, как бы два различных опыта. Один из них покорен указаниям личного душевного самочувствия, которое пытается судить и о подлинности, и о благости того или другого элемента бытия; суждения в пределах этого опыта опираются на субъективную, т. е. личную одинокую уверенность: душа признает истиной то, что удовлетворяет и успокаивает ее познающую мысль, видит красоту в том, что нравится ей и ласкает ее чувства, утверждает «благом» то, что ее умиляет. Наряду с этим субъективно окрашенным способом восприятия и часто одновременно с ним в душе зарождается и живет другой опыт, в котором данный предмет приемлется независимо от того удовлетворения или неудовлетворения, которое даруется им душе и даже иногда вопреки показаниям душевного самочувствия. Так, в сфере познания, осуществляющегося в понятиях, шаткий признак убедительности, успокоительный для ленивого, мечтающего об отдыхе ума, уступает свое место верному критерию разумной очевидности; личное «нравится» сменяется критерием сверхиндивидуального вкуса; и, наконец, неустойчивая очевидность умиления уступает объективной очевидности совести. Одинокая душа, которая признавала лучшим и высшим то, что она любила, любит теперь то, что сохраняет свое достоинство независимо от того, любит она его или нет.
Н. Н. Вокач-Ильина - "Одиночество и общение. III. 1"
https://fil.wikireading.ru/15980
Н. Н. Вокач-Ильина - "Одиночество и общение. III. 1"
https://fil.wikireading.ru/15980
When he [spirit] appears in her [soul] experience, she learns that his appearance has special properties and proceeds differently from her everyday experiences, determined by the selfish interest of her lonely existence. The soul learns that there are two ways of experiencing the contents of life in it, as if two different experiences. One of them is submissive to the indications of personal mental well-being, which tries to judge both the authenticity and the goodness of this or that element of being; judgments within this experience are based on subjective, that is, personal lonely confidence: the soul recognizes as truth what satisfies and soothes its cognizing thought, sees beauty in what it likes and caresses its feelings, affirms what is "good" touches her. Along with this subjectively colored way of perception, and often simultaneously with it, another experience arises and lives in the soul, in which the given object is accepted regardless of the satisfaction or dissatisfaction that is bestowed on the soul and even sometimes despite the indications of mental well-being. Thus, in the sphere of cognition, which is realized in concepts, the shaky sign of persuasiveness, soothing for the lazy mind dreaming of rest, gives way to the correct criterion of reasonable evidence; personal "like" is replaced by the criterion of super-individual taste; and, finally, the unstable evidence of affection yields to the objective evidence of conscience. The lonely soul, who recognized the best and the highest that which she loved, now loves that which retains its dignity, regardless of whether she loves him or not.
NN Vokach-Ilyina - "Loneliness and communication. III. 1"
https://fil.wikireading.ru/15980
NN Vokach-Ilyina - "Loneliness and communication. III. 1"
https://fil.wikireading.ru/15980
У записи 2 лайков,
1 репостов.
1 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Виктория Котова