...каждое внешнее злодеяние является как бы испытанием или...

...каждое внешнее злодеяние является как бы испытанием или пробным камнем для всех, воспринимающих его: самым осуществлением своим оно испытывает духовную зрелость предстоящих, их преданность добру, их силу в добре, чуткость их совести, их любовь к ближнему, их способность мириться с победою зла и потворствовать ему. Присутствующий при злодеянии переживает некое искушение и соблазн, ибо во всяком злодеянии зло провоцирует всех окружающих, властно заставляя их высказаться и обнаружиться, занять решительную позицию: против зла или в пользу зла. Уклониться от этого испытания нельзя: ибо уклонившийся и отвернувшийся высказывается тем самым в пользу зла. Именно эта острота проблемы придает каждому злодеянию характер трагический – не для злодея только, но и для всех воспринимающих. Подавляющее большинство людей предстоит злодеянию в состоянии внутренней неготовности: их собственная, лично-внутренняя борьба со злом не закончена и не завершена, и из этого неустойчивого равновесия они вынуждены совершить внешнее волевое оказательство, резко ставящее их на одну сторону и нередко заставляющее их нести длительные или вечные последствия этого поступка. Вот почему большинство людей оказывается растерянными перед лицом злодеяния и растерянность эта бывает тем большею, чем дерзновеннее и самоувереннее злодей. И какие только благовидные мотивы не приходят здесь на помощь тому, кто тянется к «безопасной» пассивности: и «отвращение к насилию», и «жалость» к злодею; и ложное смирение («я и сам грешный человек»); и ссылка на свою «неуполномоченность»; и обязанность сохранить себя «для семьи»; и нежелание «стать доносчиком»; и мудрое правило «в сомнении воздержись»; и многое другое. И все это служит одной цели: оправдать и приукрасить свое религиозное и нравственное дезертирство. Именно поэтому неутратившие совесть хороняки нередко чувствуют такую благодарность, и даже до восторга, к тому, кто примет бремя искушения на себя и избавит их своим пресекающим актом от неприятной раздвоенности и последующих угрызений.

И. А. Ильин - "О сопротивлении злу силою. 18. Обоснование сопротивляющейся силы"
https://azbyka.ru/o-soprotivlenii-zlu-siloyu#n19
... every external atrocity is, as it were, a test or touchstone for everyone who perceives it: by its very realization, it tests the spiritual maturity of those who are to come, their devotion to good, their strength in good, sensitivity of their conscience, their love for their neighbor, their ability to put up with victory over evil and indulge it. A person present during an atrocity experiences a kind of temptation and temptation, for in any atrocity evil provokes all those around him, powerfully forcing them to speak out and show up, take a decisive position: against evil or in favor of evil. It is impossible to evade this test: for the one who deviates and turns away thus speaks out in favor of evil. It is this acuteness of the problem that gives each crime a tragic character - not for the villain only, but for all who perceive it. The overwhelming majority of people face atrocities in a state of internal unpreparedness: their own, personal-internal struggle with evil is not finished and not completed, and from this unstable balance they are forced to make an external volitional rendering, sharply putting them on one side and often forcing them to bear long or the eternal consequences of this act. That is why most people are confused in the face of atrocity, and this confusion is the greater, the more daring and self-confident the villain is. And what plausible motives do not come to the aid of those who are drawn to "safe" passivity: both "aversion to violence" and "pity" for the villain; and false humility (“I myself am a sinful person”); and a reference to one's “non-authorization”; and the obligation to preserve oneself “for the family”; and unwillingness to “become an informer”; and the wise rule "abstain in doubt"; and much more. And all this serves the same purpose: to justify and embellish their religious and moral desertion. That is why funerals who have not lost their conscience often feel such gratitude, and even to delight, to the one who will take the burden of temptation upon himself and relieve them with his suppressive act of unpleasant duality and subsequent remorse.

I. A. Ilyin - "On Resisting Evil by Force. 18. Justification of the Resisting Force"
https://azbyka.ru/o-soprotivlenii-zlu-siloyu#n19
У записи 1 лайков,
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Виктория Котова

Понравилось следующим людям