Иосиф Бродский: «Основная трагедия русской политической и общественной жизни заключается в колоссальном неуважении человека к человеку. В общем, если угодно, в презрении. Это обосновано до известной степенип теми десятилетиями, если не столетиями, всеобщего унижения, когда на другого человека смотришь как на вполне заменимую и случайную вещь. То есть он может быть тебе дорог, но, в конце концов, у тебя такое глубоко внутри запрятанное ощущение, что - да кто он такой?, да кто ты такой? - и так далее и так далее. Я думаю даже, что вот за этим моим, как бы сказать, подозрением меня в отсутствии права тоже может стоять «да кто он такой?»
И одним из таких выражений вот этого такого неуважения друг к другу являются именно вот эти самые шуточки и эта ирония, касающиеся…. в общем, предметом которых является общественное устройство в обществе.
То есть самое чудовищное последствие тоталитарной системы, которое у нас было, которое у нас царило и так далее и так далее…. является именно полный цинизм или, если угодно, нигилизм общественного сознания, да. И, разумеется, это чрезвычайно такая и удовлетворительная вещь – это же приятно – пошутить, поскалить зубы и так далее и так далее. Но все это мне очень сильно не нравится.
Набоков покойный однажды сказал, когда ему стали рассказывать (это была какая-то ситуация – к нему кто-то приехал из России и рассказывал русские анекдоты. Он смеялся, смеялся и говорит: - Замечательный анекдот, замечательные шутки, но все это мне напоминает шутки дворовых или рабов, которые издеваются над хозяином, в то время как сами они заняты тем, что чистят его стойло)
Вот и это то положение, в котором мы оказались. И, по-моему, может быть, я думаю, было бы разумно попытаться несколько изменить общественный климат. На протяжении, в течение этого столетия русскому человеку выпало такое, ни одному народу (ну, может быть, китайцам досталось больше), но я не хочу говорить о китайцах, я не хочу говорить о других - чего ни одному народу, населяющему, в общем, северную часть Евразии, не выпадало.
Мы знаем, то есть мы увидели абсолютно голую, буквально голую основу жизни, да. Нас раздели и разули и выставили, в общем, на колоссальный экзистенциальный холод. И я думаю, что результатом этого не должны быть ирония, результатом этого должно быть взаимное сострадание. И этого я не вижу, я не вижу ни в политической жизни выраженным, я не вижу этого в культуре. То есть и это тем горше, особенно когда это касается культуры, потому что, в общем, происходит такое…самый главный человек в обществе это человек более или менее остроумный и издевающийся. И это мне колоссально не нравится. Я опять -таки повторяю – я говорю издалека.
Библия права в одном отношении - что ты в поте лица будешь зарабатывать свой хлеб, да. Никакая система – ни капиталистическая, ни социалистическая, ни коммунистическая, никакая не избавляет человека от того…
Я думаю, что если мы будем следовать тем указаниям или предложениям, которые на сегодняшний день доминируют в сознании, как интеллектуальной части населения, так и неинтеллектуальной, я думаю, что мы можем кончить потерей общества. То есть это будет, в общем, каждый сам за себя, да. Такая волчья вещь, да.»
Источник: Документальный фильм "Прогулки с Бродским", режиссер - Елена Якович (1994)
И одним из таких выражений вот этого такого неуважения друг к другу являются именно вот эти самые шуточки и эта ирония, касающиеся…. в общем, предметом которых является общественное устройство в обществе.
То есть самое чудовищное последствие тоталитарной системы, которое у нас было, которое у нас царило и так далее и так далее…. является именно полный цинизм или, если угодно, нигилизм общественного сознания, да. И, разумеется, это чрезвычайно такая и удовлетворительная вещь – это же приятно – пошутить, поскалить зубы и так далее и так далее. Но все это мне очень сильно не нравится.
Набоков покойный однажды сказал, когда ему стали рассказывать (это была какая-то ситуация – к нему кто-то приехал из России и рассказывал русские анекдоты. Он смеялся, смеялся и говорит: - Замечательный анекдот, замечательные шутки, но все это мне напоминает шутки дворовых или рабов, которые издеваются над хозяином, в то время как сами они заняты тем, что чистят его стойло)
Вот и это то положение, в котором мы оказались. И, по-моему, может быть, я думаю, было бы разумно попытаться несколько изменить общественный климат. На протяжении, в течение этого столетия русскому человеку выпало такое, ни одному народу (ну, может быть, китайцам досталось больше), но я не хочу говорить о китайцах, я не хочу говорить о других - чего ни одному народу, населяющему, в общем, северную часть Евразии, не выпадало.
Мы знаем, то есть мы увидели абсолютно голую, буквально голую основу жизни, да. Нас раздели и разули и выставили, в общем, на колоссальный экзистенциальный холод. И я думаю, что результатом этого не должны быть ирония, результатом этого должно быть взаимное сострадание. И этого я не вижу, я не вижу ни в политической жизни выраженным, я не вижу этого в культуре. То есть и это тем горше, особенно когда это касается культуры, потому что, в общем, происходит такое…самый главный человек в обществе это человек более или менее остроумный и издевающийся. И это мне колоссально не нравится. Я опять -таки повторяю – я говорю издалека.
Библия права в одном отношении - что ты в поте лица будешь зарабатывать свой хлеб, да. Никакая система – ни капиталистическая, ни социалистическая, ни коммунистическая, никакая не избавляет человека от того…
Я думаю, что если мы будем следовать тем указаниям или предложениям, которые на сегодняшний день доминируют в сознании, как интеллектуальной части населения, так и неинтеллектуальной, я думаю, что мы можем кончить потерей общества. То есть это будет, в общем, каждый сам за себя, да. Такая волчья вещь, да.»
Источник: Документальный фильм "Прогулки с Бродским", режиссер - Елена Якович (1994)
Joseph Brodsky: “The main tragedy of Russian political and social life is the colossal disrespect of man to man. In general, if you will, in contempt. This is justified to a certain extent in those decades, if not centuries, of universal humiliation, when you look at another person as a completely replaceable and accidental thing. That is, he may be dear to you, but, in the end, you have such a deeply hidden feeling that - yes, who is he ?, but who are you? - And so on and so forth. I even think that behind this my, how to say, my suspicion of the absence of the right may also stand "but who is he?"
And one of such expressions of this kind of disrespect for each other is precisely these very jokes and this irony concerning…. in general, the subject of which is the social structure in society.
That is, the most monstrous consequence of the totalitarian system that we had, which reigned in our country, and so on and so on…. it is precisely the complete cynicism or, if you will, the nihilism of public consciousness, yes. And, of course, this is an extremely satisfying and satisfying thing - it's nice to joke, show your teeth, and so on and so forth. But I really don't like all this.
The late Nabokov once said when they began to tell him (it was some kind of situation - someone came to him from Russia and told Russian jokes. He laughed, laughed and says: - A wonderful anecdote, wonderful jokes, but all this reminds me of jokes servants or slaves who mock the owner, while they themselves are busy cleaning his stall)
This is the position in which we find ourselves. And, in my opinion, maybe, I think, it would be wise to try to change the social climate somewhat. Over the course of this century, a Russian person has had this, not a single people (well, maybe the Chinese got more), but I don’t want to talk about the Chinese, I don’t want to talk about others - which no people inhabiting, in general , the northern part of Eurasia, did not fall out.
We know, that is, we saw absolutely naked, literally naked basis of life, yes. We were stripped and stripped of our shoes and exposed, in general, to a colossal existential cold. And I think the result should not be irony, the result should be mutual compassion. And I don’t see this, I don’t see it expressed in political life, I don’t see it in culture. That is, this is all the more bitter, especially when it comes to culture, because, in general, this happens ... the most important person in society is a person who is more or less witty and mocking. And I don't like it colossally. I again - so I repeat - I speak from afar.
The Bible is right in one respect - that you will earn your bread by the sweat of your brow, yes. No system - neither capitalist, nor socialist, nor communist, no one relieves a person from that ...
I think that if we follow those instructions or suggestions that today dominate the minds of both the intellectual part of the population and the non-intellectual, I think that we can end up with the loss of society. That is, it will be, in general, every man for himself, yes. Such a wolfish thing, yes. "
Source: Documentary film "Walking with Brodsky", director - Elena Yakovich (1994)
And one of such expressions of this kind of disrespect for each other is precisely these very jokes and this irony concerning…. in general, the subject of which is the social structure in society.
That is, the most monstrous consequence of the totalitarian system that we had, which reigned in our country, and so on and so on…. it is precisely the complete cynicism or, if you will, the nihilism of public consciousness, yes. And, of course, this is an extremely satisfying and satisfying thing - it's nice to joke, show your teeth, and so on and so forth. But I really don't like all this.
The late Nabokov once said when they began to tell him (it was some kind of situation - someone came to him from Russia and told Russian jokes. He laughed, laughed and says: - A wonderful anecdote, wonderful jokes, but all this reminds me of jokes servants or slaves who mock the owner, while they themselves are busy cleaning his stall)
This is the position in which we find ourselves. And, in my opinion, maybe, I think, it would be wise to try to change the social climate somewhat. Over the course of this century, a Russian person has had this, not a single people (well, maybe the Chinese got more), but I don’t want to talk about the Chinese, I don’t want to talk about others - which no people inhabiting, in general , the northern part of Eurasia, did not fall out.
We know, that is, we saw absolutely naked, literally naked basis of life, yes. We were stripped and stripped of our shoes and exposed, in general, to a colossal existential cold. And I think the result should not be irony, the result should be mutual compassion. And I don’t see this, I don’t see it expressed in political life, I don’t see it in culture. That is, this is all the more bitter, especially when it comes to culture, because, in general, this happens ... the most important person in society is a person who is more or less witty and mocking. And I don't like it colossally. I again - so I repeat - I speak from afar.
The Bible is right in one respect - that you will earn your bread by the sweat of your brow, yes. No system - neither capitalist, nor socialist, nor communist, no one relieves a person from that ...
I think that if we follow those instructions or suggestions that today dominate the minds of both the intellectual part of the population and the non-intellectual, I think that we can end up with the loss of society. That is, it will be, in general, every man for himself, yes. Such a wolfish thing, yes. "
Source: Documentary film "Walking with Brodsky", director - Elena Yakovich (1994)
У записи 10 лайков,
0 репостов,
193 просмотров.
0 репостов,
193 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Евгений Марон