Пэн Юрий «Автопортрет с музой и Смертью». 1934г.
Ю. М. ПЭН - яркая фигура еврейского ренессанса
Пэн Юрий ( Иегуда) Моисеевич (1854–1937), художник, мастер живописи и педагог, одна из ключевых фигур «еврейского ренессанса» первой трети 20-го века.
Он родился в бедной еврейской многодетной семье в небольшом местечке Ковенской губернии (одна из северо-западных губерний Российской империи. Центр — город Ковно), Ново-Александровске 24 мая (5 июня) 1854 г.
Мальчик рано осиротел - ему было всего четыре года, когда умер отец. Мать определила Иегуду в хедер, и учителя обратили внимание на способности мальчика к рисованию. Этому занятию он с увлечением отдает все свободное время: украшает буквицы в книгах, трещотки для Пурима и т. п.
Наряду с этим юный художник рисует портреты жителей местечка.
В семье увлечение Иегуды, не встречает одобрения и поддержки, но, о способном мальчике узнает дальний родственник Пэнов – маляр, и в конце 1867 года Иегуда отправляется в Двинск учиться на маляра.
Его учитель-маляр, посмотрев картины Иегуды по-дружески посоветовал ему: "Брось ты это занятие, все художники - пьяницы, голодранцы, они умирают от чахотки или сходят с ума".
В Двинске Иегуда Пэн знакомится с семейством Пумпянских, чей дом был своеобразным центром культурной жизни города.
Студент Петербургской Академии Художеств Борух Гиршович, гостивший в усадьбе Пумпянских, уговаривает юношу продолжить образование в Петербургской Академии Художеств. Иегуда одолевают сомненья - он религиозен, носит еврейскую одежду, почти не говорит по-русски.
Проучившись два года в Академии, Иегуда Пэн перебирается в Ригу, где знакомится с бароном Н. Н. Корфом, который приглашает художника на работу в имение недалеко от Витебска.
Здесь у барона бывают известные художники, живущие неподалеку – И. Репин, Ю. Клевер и другие.
Вскоре их стараниями и стараниями витебских друзей художника и их влиятельных покровителей в Витебске открывается первая частная еврейская художественная школа под руководством Иегуды Пэна, которая просуществовала до 1918 года.
Среди учеников Пэна в разное время были Осип Цадкин, Лазарь Лисицкий и Марк Шагал, но только Иегуда Пэн посвятил свое творчество изображению еврейской жизни. Его дом до самой всегда манил к себе молодых художников и всех тех, кто интересовался искусством.
В конце XIX века Витебск был «провинциальной культурной столицей» губернии. В городе регулярно гастролировали театральные труппы, давались концерты знаменитых музыкантов.
Значительную часть витебской интеллигенции составляли евреи и подавляющее большинство учеников Пэна – тоже были евреями. Ученики часто не знали русского языка, учились в еврейских религиозных учебных заведениях. Пэн предоставлял ученикам больший простор для творчества.
Особенно впечатляющи картины-портреты (точнее — портреты в интерьере) Пэна, в которых он воплотил в привычной для них среде определенные человеческие типы.
Базируясь на бытописательском романтизме в духе немецкой дюссельдорфской школы и русских «передвижников», Пэн прививал ученикам любовь к характерным особенностям национального житейского уклада, подавая пример собственными картинами.
Любовно выписывая детали, он часто стилизовал свои вещи под классику «рембрандтовского» XVII века (Рембрандт был кумиром всей жизни Ю.М. Пэна).
Центральное место в наследии витебского мастера занимала портретная живопись. Портреты, написанные в “рембрандтовской” манере, выделяются своей выразительной и драматичной светотенью.
Пэновские “старики” и “старухи” вполне могли быть и реальными жителями Витебска. Искусство Пэна, как и искусство Рембрандта, отличает жизненность образов. В его картинах сочетается глубина психологической характеристики с исключительным мастерством живописи.
Революция отразилась лишь в названиях его вещей, стилистически прежних, типа «Сапожник-комсомолец». Радикальные перемены в системе витебского художественного образования, осуществленные М.Шагалом и К.С.Малевичем в период «Уновиса» (1919–1922), привели к тому, что Пэн, критически относившийся к авангарду, оказался не у дел, хотя Шагал и выделил ему мастерскую в своем Народном художественном училище.
Выйдя на пенсию, Пэн был удостоен в 1925 году (окружным съездом рабочих и крестьянских депутатов) звания «Почетного еврейского художника».
Он продолжал активно работать как живописец (Автопортрет с музой и Смертью, 1934). Вечером 28 февраля (или в ночь с 1 на 2 марта) 1937 года Пэн был убит у себя дома в Витебске. Официальное следствие признало виновными в убийстве старого художника (с целью ограбления) его близких родственников, однако обстоятельства и мотивы этого бессмысленного и жестокого убийства до сих пор не прояснены.
После смерти Пэна в Витебске была создана его картинная галерея. Сейчас работы Пэна хранятся в Витебском художественном музее и Национальном художественном музее Республики Беларусь.
Похоронен Ю.М. Пэн на Старосеменовском кладбище.
Скульптор Александр Гвоздиков трижды (!) делал ему надгробие. Трижды – потому что воровали. «Сначала был бронзовый бюст, – рассказывает скульптор, – потом из алюминия, а теперь из бетона. Приходят, царапают, видят, что не металл и оставляют в покое».
Муза - это моя бабушка...(Е.А.Марон)
Ю. М. ПЭН - яркая фигура еврейского ренессанса
Пэн Юрий ( Иегуда) Моисеевич (1854–1937), художник, мастер живописи и педагог, одна из ключевых фигур «еврейского ренессанса» первой трети 20-го века.
Он родился в бедной еврейской многодетной семье в небольшом местечке Ковенской губернии (одна из северо-западных губерний Российской империи. Центр — город Ковно), Ново-Александровске 24 мая (5 июня) 1854 г.
Мальчик рано осиротел - ему было всего четыре года, когда умер отец. Мать определила Иегуду в хедер, и учителя обратили внимание на способности мальчика к рисованию. Этому занятию он с увлечением отдает все свободное время: украшает буквицы в книгах, трещотки для Пурима и т. п.
Наряду с этим юный художник рисует портреты жителей местечка.
В семье увлечение Иегуды, не встречает одобрения и поддержки, но, о способном мальчике узнает дальний родственник Пэнов – маляр, и в конце 1867 года Иегуда отправляется в Двинск учиться на маляра.
Его учитель-маляр, посмотрев картины Иегуды по-дружески посоветовал ему: "Брось ты это занятие, все художники - пьяницы, голодранцы, они умирают от чахотки или сходят с ума".
В Двинске Иегуда Пэн знакомится с семейством Пумпянских, чей дом был своеобразным центром культурной жизни города.
Студент Петербургской Академии Художеств Борух Гиршович, гостивший в усадьбе Пумпянских, уговаривает юношу продолжить образование в Петербургской Академии Художеств. Иегуда одолевают сомненья - он религиозен, носит еврейскую одежду, почти не говорит по-русски.
Проучившись два года в Академии, Иегуда Пэн перебирается в Ригу, где знакомится с бароном Н. Н. Корфом, который приглашает художника на работу в имение недалеко от Витебска.
Здесь у барона бывают известные художники, живущие неподалеку – И. Репин, Ю. Клевер и другие.
Вскоре их стараниями и стараниями витебских друзей художника и их влиятельных покровителей в Витебске открывается первая частная еврейская художественная школа под руководством Иегуды Пэна, которая просуществовала до 1918 года.
Среди учеников Пэна в разное время были Осип Цадкин, Лазарь Лисицкий и Марк Шагал, но только Иегуда Пэн посвятил свое творчество изображению еврейской жизни. Его дом до самой всегда манил к себе молодых художников и всех тех, кто интересовался искусством.
В конце XIX века Витебск был «провинциальной культурной столицей» губернии. В городе регулярно гастролировали театральные труппы, давались концерты знаменитых музыкантов.
Значительную часть витебской интеллигенции составляли евреи и подавляющее большинство учеников Пэна – тоже были евреями. Ученики часто не знали русского языка, учились в еврейских религиозных учебных заведениях. Пэн предоставлял ученикам больший простор для творчества.
Особенно впечатляющи картины-портреты (точнее — портреты в интерьере) Пэна, в которых он воплотил в привычной для них среде определенные человеческие типы.
Базируясь на бытописательском романтизме в духе немецкой дюссельдорфской школы и русских «передвижников», Пэн прививал ученикам любовь к характерным особенностям национального житейского уклада, подавая пример собственными картинами.
Любовно выписывая детали, он часто стилизовал свои вещи под классику «рембрандтовского» XVII века (Рембрандт был кумиром всей жизни Ю.М. Пэна).
Центральное место в наследии витебского мастера занимала портретная живопись. Портреты, написанные в “рембрандтовской” манере, выделяются своей выразительной и драматичной светотенью.
Пэновские “старики” и “старухи” вполне могли быть и реальными жителями Витебска. Искусство Пэна, как и искусство Рембрандта, отличает жизненность образов. В его картинах сочетается глубина психологической характеристики с исключительным мастерством живописи.
Революция отразилась лишь в названиях его вещей, стилистически прежних, типа «Сапожник-комсомолец». Радикальные перемены в системе витебского художественного образования, осуществленные М.Шагалом и К.С.Малевичем в период «Уновиса» (1919–1922), привели к тому, что Пэн, критически относившийся к авангарду, оказался не у дел, хотя Шагал и выделил ему мастерскую в своем Народном художественном училище.
Выйдя на пенсию, Пэн был удостоен в 1925 году (окружным съездом рабочих и крестьянских депутатов) звания «Почетного еврейского художника».
Он продолжал активно работать как живописец (Автопортрет с музой и Смертью, 1934). Вечером 28 февраля (или в ночь с 1 на 2 марта) 1937 года Пэн был убит у себя дома в Витебске. Официальное следствие признало виновными в убийстве старого художника (с целью ограбления) его близких родственников, однако обстоятельства и мотивы этого бессмысленного и жестокого убийства до сих пор не прояснены.
После смерти Пэна в Витебске была создана его картинная галерея. Сейчас работы Пэна хранятся в Витебском художественном музее и Национальном художественном музее Республики Беларусь.
Похоронен Ю.М. Пэн на Старосеменовском кладбище.
Скульптор Александр Гвоздиков трижды (!) делал ему надгробие. Трижды – потому что воровали. «Сначала был бронзовый бюст, – рассказывает скульптор, – потом из алюминия, а теперь из бетона. Приходят, царапают, видят, что не металл и оставляют в покое».
Муза - это моя бабушка...(Е.А.Марон)
Peng Yuri "Self-portrait with the Muse and Death". 1934
Yu.M. PEN - a bright figure of the Jewish renaissance
Peng Yuri (Yehuda) Moiseevich (1854-1937), artist, master of painting and teacher, one of the key figures of the “Jewish Renaissance” of the first third of the 20th century.
He was born into a poor Jewish family with many children in a small town in the Kovno province (one of the northwestern provinces of the Russian Empire. The center is the city of Kovno), Novo-Aleksandrovsk on May 24 (June 5) 1854.
The boy was orphaned early - he was only four years old when his father died. The mother identified Yehuda as a cheder, and the teachers drew attention to the boy's ability to draw. He enthusiastically devotes all his free time to this occupation: he decorates drop caps in books, rattles for Purim, etc.
Along with this, the young artist paints portraits of the inhabitants of the town.
In the family, Yehuda's hobby does not meet with approval and support, but a distant relative of the Panov, a painter, learns about a capable boy, and at the end of 1867 Yehuda went to Dvinsk to study as a painter.
His teacher-painter, having looked at Yehuda's paintings in a friendly way, advised him: "Give up this occupation, all artists are drunkards, hicks, they are dying of consumption or going crazy."
In Dvinsk, Yehuda Peng meets the Pumpyansky family, whose house was a kind of center of the city's cultural life.
A student of the St. Petersburg Academy of Arts Borukh Girshovich, who was visiting the Pumpyansky estate, persuades the young man to continue his education at the St. Petersburg Academy of Arts. Yehuda is overcome by doubts - he is religious, wears Jewish clothes, and hardly speaks Russian.
After studying for two years at the Academy, Yehuda Peng moved to Riga, where he met Baron N. N. Korf, who invites the artist to work on an estate near Vitebsk.
Here the baron has famous artists who live nearby - I. Repin, Y. Klever and others.
Soon, thanks to their efforts and the efforts of Vitebsk friends of the artist and their influential patrons, the first private Jewish art school under the leadership of Yehuda Pen was opened in Vitebsk, which lasted until 1918.
Peng's disciples at various times included Osip Zadkin, Lazar Lissitzky and Marc Chagall, but only Yehuda Peng devoted his work to depicting Jewish life. His house has always attracted young artists and all those who were interested in art.
At the end of the 19th century, Vitebsk was the “provincial cultural capital” of the province. The city regularly toured theatrical troupes, gave concerts of famous musicians.
A significant part of the Vitebsk intelligentsia were Jews, and the overwhelming majority of Pen's students were also Jews. Pupils often did not know the Russian language, they studied in Jewish religious educational institutions. Peng provided students with more creativity.
Particularly impressive are the portrait paintings (more precisely, the interior portraits) of Pen, in which he embodied certain human types in their familiar environment.
Based on the romanticism of everyday life in the spirit of the German Dusseldorf school and the Russian "Itinerants", Peng instilled in his students a love for the characteristic features of the national way of life, setting an example with his own paintings.
Lovingly writing out details, he often stylized his things to resemble the classics of the "Rembrandt" 17th century (Rembrandt was the idol of YM Pen's entire life).
The central place in the heritage of the Vitebsk master was taken by portrait painting. The portraits painted in the "Rembrandt" manner stand out for their expressive and dramatic light and shade.
Penov's “old men” and “old women” could well have been real residents of Vitebsk. Pen's art, like that of Rembrandt, is distinguished by the vitality of images. His paintings combine the depth of psychological characterization with exceptional painting skills.
The revolution was reflected only in the names of his things, stylistically the same, such as "Shoemaker-Komsomolets". The radical changes in the system of Vitebsk art education, carried out by M. Shagal and K.S. Malevich during the period of "Unovis" (1919-1922), led to the fact that Peng, who was critical of the avant-garde, was out of work, although Chagall singled out him a workshop in his People's Art School.
After retiring, Peng was awarded the title of Honorary Jewish Artist in 1925 (by the District Congress of Workers 'and Peasants' Deputies).
He continued to work actively as a painter (Self-Portrait with a Muse and Death, 1934). On the evening of February 28 (or on the night of March 1–2), 1937, Peng was killed at his home in Vitebsk. The official investigation found his close relatives guilty of the murder of the old artist (with the aim of robbery), but the circumstances and motives of this senseless and cruel murder are still not clear.
After Pen's death, his picture gallery was created in Vitebsk. Now Pen's works are kept in the Vitebsk Art Museum and the National Art Museum of the Republic of Belarus.
Buried Yu.M. Peng at the Starosemenovsky cemetery.
The sculptor Alexander Gvozdikov made him a gravestone three times (!). Three times - because they stole. “First there was bronze
Yu.M. PEN - a bright figure of the Jewish renaissance
Peng Yuri (Yehuda) Moiseevich (1854-1937), artist, master of painting and teacher, one of the key figures of the “Jewish Renaissance” of the first third of the 20th century.
He was born into a poor Jewish family with many children in a small town in the Kovno province (one of the northwestern provinces of the Russian Empire. The center is the city of Kovno), Novo-Aleksandrovsk on May 24 (June 5) 1854.
The boy was orphaned early - he was only four years old when his father died. The mother identified Yehuda as a cheder, and the teachers drew attention to the boy's ability to draw. He enthusiastically devotes all his free time to this occupation: he decorates drop caps in books, rattles for Purim, etc.
Along with this, the young artist paints portraits of the inhabitants of the town.
In the family, Yehuda's hobby does not meet with approval and support, but a distant relative of the Panov, a painter, learns about a capable boy, and at the end of 1867 Yehuda went to Dvinsk to study as a painter.
His teacher-painter, having looked at Yehuda's paintings in a friendly way, advised him: "Give up this occupation, all artists are drunkards, hicks, they are dying of consumption or going crazy."
In Dvinsk, Yehuda Peng meets the Pumpyansky family, whose house was a kind of center of the city's cultural life.
A student of the St. Petersburg Academy of Arts Borukh Girshovich, who was visiting the Pumpyansky estate, persuades the young man to continue his education at the St. Petersburg Academy of Arts. Yehuda is overcome by doubts - he is religious, wears Jewish clothes, and hardly speaks Russian.
After studying for two years at the Academy, Yehuda Peng moved to Riga, where he met Baron N. N. Korf, who invites the artist to work on an estate near Vitebsk.
Here the baron has famous artists who live nearby - I. Repin, Y. Klever and others.
Soon, thanks to their efforts and the efforts of Vitebsk friends of the artist and their influential patrons, the first private Jewish art school under the leadership of Yehuda Pen was opened in Vitebsk, which lasted until 1918.
Peng's disciples at various times included Osip Zadkin, Lazar Lissitzky and Marc Chagall, but only Yehuda Peng devoted his work to depicting Jewish life. His house has always attracted young artists and all those who were interested in art.
At the end of the 19th century, Vitebsk was the “provincial cultural capital” of the province. The city regularly toured theatrical troupes, gave concerts of famous musicians.
A significant part of the Vitebsk intelligentsia were Jews, and the overwhelming majority of Pen's students were also Jews. Pupils often did not know the Russian language, they studied in Jewish religious educational institutions. Peng provided students with more creativity.
Particularly impressive are the portrait paintings (more precisely, the interior portraits) of Pen, in which he embodied certain human types in their familiar environment.
Based on the romanticism of everyday life in the spirit of the German Dusseldorf school and the Russian "Itinerants", Peng instilled in his students a love for the characteristic features of the national way of life, setting an example with his own paintings.
Lovingly writing out details, he often stylized his things to resemble the classics of the "Rembrandt" 17th century (Rembrandt was the idol of YM Pen's entire life).
The central place in the heritage of the Vitebsk master was taken by portrait painting. The portraits painted in the "Rembrandt" manner stand out for their expressive and dramatic light and shade.
Penov's “old men” and “old women” could well have been real residents of Vitebsk. Pen's art, like that of Rembrandt, is distinguished by the vitality of images. His paintings combine the depth of psychological characterization with exceptional painting skills.
The revolution was reflected only in the names of his things, stylistically the same, such as "Shoemaker-Komsomolets". The radical changes in the system of Vitebsk art education, carried out by M. Shagal and K.S. Malevich during the period of "Unovis" (1919-1922), led to the fact that Peng, who was critical of the avant-garde, was out of work, although Chagall singled out him a workshop in his People's Art School.
After retiring, Peng was awarded the title of Honorary Jewish Artist in 1925 (by the District Congress of Workers 'and Peasants' Deputies).
He continued to work actively as a painter (Self-Portrait with a Muse and Death, 1934). On the evening of February 28 (or on the night of March 1–2), 1937, Peng was killed at his home in Vitebsk. The official investigation found his close relatives guilty of the murder of the old artist (with the aim of robbery), but the circumstances and motives of this senseless and cruel murder are still not clear.
After Pen's death, his picture gallery was created in Vitebsk. Now Pen's works are kept in the Vitebsk Art Museum and the National Art Museum of the Republic of Belarus.
Buried Yu.M. Peng at the Starosemenovsky cemetery.
The sculptor Alexander Gvozdikov made him a gravestone three times (!). Three times - because they stole. “First there was bronze
У записи 5 лайков,
0 репостов,
260 просмотров.
0 репостов,
260 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Евгений Марон