Добрый вечер, мои дорогие читатели, вас приветствует капитан Очевидность и сегодня мы с вами поговорим о принципах. Вернее, по сложившейся традиции, о ваших и наших принципах и их роли в воспитании детей.
Вот бывает, например, что некоторые люди тырят что-нибудь в магазинах самообслуживания, а бывают другие люди, которые никогда ничего в магазинах не тырят. Есть люди, которые никогда не берут денег в долг, и живут всегда строго по средствам, а есть те, кто бесконечными револьверными кредитами покрывают свою потребительскую невоздержанность и в результате скатываются до банкротства. Есть те, кто никогда не опаздывает, а есть те, кто время встречи воспринимает как момент, в который надо бы уже выйти из дома. Некоторые женщины считают для себя абсолютно неприемлемым 48 размер одежды, а есть такие, кому и в 56 уютненько. Можно долго продолжать, в сторону отношения к веществам и состояниям, изменяющим сознание, сексуальным и пищевым практикам и самым разным прочим поведенческим стереотипам. Осознанная приверженность тому или иному стереотипу поведения и называется принципом. Принципы бывают семейные (никогда богато не жили, нечего и начинать), приобретенные (ой, я с этим завязал), строгие и не очень. Независимо от их сущности и происхождения, принципы у нас есть и принципы упрощают нам жизнь. Не всегда облегчают (чаще даже, наоборот, затрудняют), но упрощают точно. Благодаря принципам нам приходится принимать меньше повседневных решений – человеку, который не ворует, не приходится постоянно противостоять соблазну что-нибудь стянуть, и жить ему проще.
Дальше мы поговорим об адаптационных механизмах нашего сознания. Вот я, например, не ем сыр. Никогда не пробовала даже. Таким образом, мой мозг даже не знает, что сыр – это еда. Тут нельзя, конечно, сказать, что это именно адаптация – мой мозг никогда и не воспринимал сыр как еду, ему не приходилось приспосабливаться. Тем не менее, мозг такая хитроумная штука, что он может приспособиться к чему угодно, к любой чуши, при правильной подаче, мозг садаптируется, и начнет её воспринимать как единственно верную, а альтернативную версию сотрёт, и освободит место для операционных процессов. Вы ожидаете от меня, что я расскажу вам, что принципы кроме того, что помогают нам не делать каждодневные выборы еще и мешают нам смотреть на мир широко раскрытыми глазами и быть по-настоящему свободными. А я не расскажу. Да, тотальная самоидентификация через принципы – довольно скверная штука, но сами по себе установки – хороший работающий инструмент, от которого пользы больше, чем вреда, если не злоупотреблять, конечно. Я расскажу про другое.
Вообще самоидентификация через принципы – это такая подростковая история. Я думаю, что все мы в детстве «никогда-никогда не будем…». А я вот, между тем, пью, курю и чего только ни делаю, разве что не ворую. То есть мне хорошо знаком опыт нарушения или переосмысления собственных принципов. И тут-то речь и пойдет об адаптации. Оказывается, что мозг прекрасно усвоит и это. Тот же самый мозг, который столько лет, иногда ценой самопожертвования нас ограждал от того, что мы считали какой, может через месяц уже совершенно забыть о том, что нам пришлось эту каку попробовать, а то и вовсе забыть, что это кака, а то и вовсе начать считать какой что-то совершенно противоположное. Мозг, он такой. То есть, если говорить про принципы, то принципы – это очень хорошо и полезно, если их не нарушать. А если нарушить разок, то тоже никто не облезет. А от некоторых принципов и вовсе можно отказаться, и опять-таки, никто не облезет. Я – ужасный человек. Но вы это знали. (И про принципы, и про меня).
Так вот, возвращаясь к детям. Сегодня я хочу обратить внимание вот на какую штуку. Развенчание и переосмысление железобетонности принципов любого толка происходит в жизни почти любого человека, но это происходит с течением жизни. То есть у взрослых тоже есть правила и принципы, но взрослые понимают, что сила принципа только в том, что они сами же (взрослые) его соблюдают, сами придумали и сами соблюдают. И если принципы нарушать, то принципы будут нарушены, при этом появятся некоторые проблемы (от которых соблюдение принципов ограждало), но сложность решения этих проблем может оказаться немногим большей, чем сложность соблюдения принципов, а может оказаться и меньшей. А может вообще ничего не случиться, корона только упадет, и всё. Там нет никакой магии. И теперь я поделюсь с вами своим наблюдением на счёт детей и принципов. Наблюдение такое: «Дети верят в принципы».
То есть, когда вы говорите, что мы ни в коем случае не должны опоздать, вы сами понимаете, что опоздать было бы очень нехорошо, что опоздание повлечет за собой проблемы, которые очень не хочется решать, а ребенок слышит «НЕЛЬЗЯ» или «НАДО» или «НИКОГДА» или «ДОЛЖЕН». Пройдут годы, прежде чем ребенок осознает, что за любым нельзя скрывается некоторое льзя, которое просто хуже, чем это нельзя (при определенных обстоятельствах, по мнению определенных людей). Важно тут вот что, когда вы постулируете какие-то принципы перед ребенком, даже если вы сами свято в них верите, где-то на дне сознания вы понимаете, что альтернатива вашим принципам есть, но она вам очень не нравится, поэтому вы выбрали свой вариант заранее. Даже если этот выбор очевиден, даже если это выбор между хорошим и ужасным, это выбор. А у ребенка этого выбора нет, он правда вам верит, что нельзя, что вот совсем-совсем нельзя. А выбор – это свобода и ответственность. Делать даже самые неприятные вещи, когда ты их сам для себя свободно и ответственно выбрал гораздо проще и легче, чем делать их под гнетом необходимости. Тут, конечно, поднимается огромная тема виктимности, о том, что некоторым людям как раз проще делать неприятные вещи, под гнетом необходимости, но мы не считаем виктимность нормой, не поощряем воспитание виктимности, и вообще, поговорим об этом в другой раз.
Еще тут поднимается отдельная тема о том, что для того, чтобы верить в чьи-то чужие принципы и соблюдать их нам надо в значительной степени отождествиться с человеком или идеей, порождающей эти принципы. А оно надо?
А в этот раз мы с вами поговорили о том, откуда могут расти ноги у отсутствия у ребенка мотивации делать то, что совершенно очевидно «надо».
Вот бывает, например, что некоторые люди тырят что-нибудь в магазинах самообслуживания, а бывают другие люди, которые никогда ничего в магазинах не тырят. Есть люди, которые никогда не берут денег в долг, и живут всегда строго по средствам, а есть те, кто бесконечными револьверными кредитами покрывают свою потребительскую невоздержанность и в результате скатываются до банкротства. Есть те, кто никогда не опаздывает, а есть те, кто время встречи воспринимает как момент, в который надо бы уже выйти из дома. Некоторые женщины считают для себя абсолютно неприемлемым 48 размер одежды, а есть такие, кому и в 56 уютненько. Можно долго продолжать, в сторону отношения к веществам и состояниям, изменяющим сознание, сексуальным и пищевым практикам и самым разным прочим поведенческим стереотипам. Осознанная приверженность тому или иному стереотипу поведения и называется принципом. Принципы бывают семейные (никогда богато не жили, нечего и начинать), приобретенные (ой, я с этим завязал), строгие и не очень. Независимо от их сущности и происхождения, принципы у нас есть и принципы упрощают нам жизнь. Не всегда облегчают (чаще даже, наоборот, затрудняют), но упрощают точно. Благодаря принципам нам приходится принимать меньше повседневных решений – человеку, который не ворует, не приходится постоянно противостоять соблазну что-нибудь стянуть, и жить ему проще.
Дальше мы поговорим об адаптационных механизмах нашего сознания. Вот я, например, не ем сыр. Никогда не пробовала даже. Таким образом, мой мозг даже не знает, что сыр – это еда. Тут нельзя, конечно, сказать, что это именно адаптация – мой мозг никогда и не воспринимал сыр как еду, ему не приходилось приспосабливаться. Тем не менее, мозг такая хитроумная штука, что он может приспособиться к чему угодно, к любой чуши, при правильной подаче, мозг садаптируется, и начнет её воспринимать как единственно верную, а альтернативную версию сотрёт, и освободит место для операционных процессов. Вы ожидаете от меня, что я расскажу вам, что принципы кроме того, что помогают нам не делать каждодневные выборы еще и мешают нам смотреть на мир широко раскрытыми глазами и быть по-настоящему свободными. А я не расскажу. Да, тотальная самоидентификация через принципы – довольно скверная штука, но сами по себе установки – хороший работающий инструмент, от которого пользы больше, чем вреда, если не злоупотреблять, конечно. Я расскажу про другое.
Вообще самоидентификация через принципы – это такая подростковая история. Я думаю, что все мы в детстве «никогда-никогда не будем…». А я вот, между тем, пью, курю и чего только ни делаю, разве что не ворую. То есть мне хорошо знаком опыт нарушения или переосмысления собственных принципов. И тут-то речь и пойдет об адаптации. Оказывается, что мозг прекрасно усвоит и это. Тот же самый мозг, который столько лет, иногда ценой самопожертвования нас ограждал от того, что мы считали какой, может через месяц уже совершенно забыть о том, что нам пришлось эту каку попробовать, а то и вовсе забыть, что это кака, а то и вовсе начать считать какой что-то совершенно противоположное. Мозг, он такой. То есть, если говорить про принципы, то принципы – это очень хорошо и полезно, если их не нарушать. А если нарушить разок, то тоже никто не облезет. А от некоторых принципов и вовсе можно отказаться, и опять-таки, никто не облезет. Я – ужасный человек. Но вы это знали. (И про принципы, и про меня).
Так вот, возвращаясь к детям. Сегодня я хочу обратить внимание вот на какую штуку. Развенчание и переосмысление железобетонности принципов любого толка происходит в жизни почти любого человека, но это происходит с течением жизни. То есть у взрослых тоже есть правила и принципы, но взрослые понимают, что сила принципа только в том, что они сами же (взрослые) его соблюдают, сами придумали и сами соблюдают. И если принципы нарушать, то принципы будут нарушены, при этом появятся некоторые проблемы (от которых соблюдение принципов ограждало), но сложность решения этих проблем может оказаться немногим большей, чем сложность соблюдения принципов, а может оказаться и меньшей. А может вообще ничего не случиться, корона только упадет, и всё. Там нет никакой магии. И теперь я поделюсь с вами своим наблюдением на счёт детей и принципов. Наблюдение такое: «Дети верят в принципы».
То есть, когда вы говорите, что мы ни в коем случае не должны опоздать, вы сами понимаете, что опоздать было бы очень нехорошо, что опоздание повлечет за собой проблемы, которые очень не хочется решать, а ребенок слышит «НЕЛЬЗЯ» или «НАДО» или «НИКОГДА» или «ДОЛЖЕН». Пройдут годы, прежде чем ребенок осознает, что за любым нельзя скрывается некоторое льзя, которое просто хуже, чем это нельзя (при определенных обстоятельствах, по мнению определенных людей). Важно тут вот что, когда вы постулируете какие-то принципы перед ребенком, даже если вы сами свято в них верите, где-то на дне сознания вы понимаете, что альтернатива вашим принципам есть, но она вам очень не нравится, поэтому вы выбрали свой вариант заранее. Даже если этот выбор очевиден, даже если это выбор между хорошим и ужасным, это выбор. А у ребенка этого выбора нет, он правда вам верит, что нельзя, что вот совсем-совсем нельзя. А выбор – это свобода и ответственность. Делать даже самые неприятные вещи, когда ты их сам для себя свободно и ответственно выбрал гораздо проще и легче, чем делать их под гнетом необходимости. Тут, конечно, поднимается огромная тема виктимности, о том, что некоторым людям как раз проще делать неприятные вещи, под гнетом необходимости, но мы не считаем виктимность нормой, не поощряем воспитание виктимности, и вообще, поговорим об этом в другой раз.
Еще тут поднимается отдельная тема о том, что для того, чтобы верить в чьи-то чужие принципы и соблюдать их нам надо в значительной степени отождествиться с человеком или идеей, порождающей эти принципы. А оно надо?
А в этот раз мы с вами поговорили о том, откуда могут расти ноги у отсутствия у ребенка мотивации делать то, что совершенно очевидно «надо».
Good evening, my dear readers, you are greeted by Captain Evidence and today we will talk about principles. Rather, according to tradition, about your and our principles and their role in raising children.
It happens, for example, that some people poke something in self-service stores, and there are other people who never poke anything in stores. There are people who never borrow money and always live strictly within their means, and there are those who cover their consumer intemperance with endless revolving loans and as a result slide into bankruptcy. There are those who are never late, but there are those who perceive the time of the meeting as a moment at which one should already leave the house. Some women consider the size of clothes absolutely unacceptable for 48, and there are those who are comfortable at 56. You can continue for a long time, towards the attitude to substances and states that change consciousness, sexual and nutritional practices and a variety of other behavioral stereotypes. Conscious adherence to one or another stereotype of behavior is called a principle. The principles are family (never lived richly, there is nothing to start), acquired (oh, I got involved with this), strict and not very. Regardless of their nature and origin, we have principles and principles simplify our lives. They do not always make it easier (more often, on the contrary, they make it difficult), but they simplify precisely. Thanks to the principles, we have to make fewer everyday decisions - a person who does not steal does not have to constantly resist the temptation to pull something off, and it’s easier for him to live.
Further we will talk about the adaptive mechanisms of our consciousness. For example, I don’t eat cheese. Never tried even. Thus, my brain does not even know that cheese is food. Here it’s impossible, of course, to say that this is adaptation — my brain never perceived cheese as food, it didn’t have to adapt. Nevertheless, the brain is such a tricky thing that it can adapt to anything, to any nonsense, if it is served correctly, the brain will adapt and begin to perceive it as the only true one, and it will erase the alternative version and make room for operating processes. You expect from me that I will tell you that the principles, in addition to helping us not to make everyday choices, also prevent us from looking at the world with wide eyes and being truly free. But I will not tell. Yes, total self-identification through principles is a rather nasty thing, but the settings themselves are a good working tool, which will do more good than harm, if not abused, of course. I will talk about something else.
In general, self-identification through principles is such a teenage story. I think that all of us in childhood "will never, never will be ...". And here I am, meanwhile, drinking, smoking, and whatever I do, unless I steal. That is, I am well acquainted with the experience of violating or rethinking my own principles. And here it will be about adaptation. It turns out that the brain will perfectly absorb this. The same brain that for so many years, sometimes at the cost of sacrifice, has shielded us from what we thought which one, may in a month completely forget that we had to try this kaku, or even forget that it is kaka, or even and completely begin to consider what is something completely opposite. The brain, he is like that. That is, if we talk about principles, then principles are very good and useful if they are not violated. And if you break it once, then no one will peel off either. And some principles can be completely abandoned, and again, no one will peel off. I am a terrible person. But you knew that. (And about the principles, and about me).
So, returning to the children. Today I want to pay attention to this thing. The debunking and rethinking of the reinforced concrete principles of any kind occurs in the life of almost any person, but this happens over the course of life. That is, adults also have rules and principles, but adults understand that the strength of a principle lies in the fact that they themselves (adults) observe it, invented it themselves and observe it themselves. And if the principles are violated, the principles will be violated, and some problems will appear (from which observance of the principles protected), but the complexity of solving these problems may turn out to be a little more than the complexity of following the principles, or it may turn out to be less. Or maybe nothing will happen at all, the crown will only fall, and that’s it. There is no magic there. And now I will share with you my observation on the account of children and principles. The observation is: “Children believe in principles.”
That is, when you say that we shouldn’t be late in any way, you yourself understand that it would be very bad to be late, that being late will entail problems that you really don’t want to solve, and the child hears “IT IS IMPOSSIBLE” or “NECESSARY "Or" NEVER "or" MUST ". Years will pass before the child realizes that some kind of slander cannot be hidden behind any one, which is simply worse than it is impossible (under certain circumstances, according to certain people). The important thing here is when you postulate some
It happens, for example, that some people poke something in self-service stores, and there are other people who never poke anything in stores. There are people who never borrow money and always live strictly within their means, and there are those who cover their consumer intemperance with endless revolving loans and as a result slide into bankruptcy. There are those who are never late, but there are those who perceive the time of the meeting as a moment at which one should already leave the house. Some women consider the size of clothes absolutely unacceptable for 48, and there are those who are comfortable at 56. You can continue for a long time, towards the attitude to substances and states that change consciousness, sexual and nutritional practices and a variety of other behavioral stereotypes. Conscious adherence to one or another stereotype of behavior is called a principle. The principles are family (never lived richly, there is nothing to start), acquired (oh, I got involved with this), strict and not very. Regardless of their nature and origin, we have principles and principles simplify our lives. They do not always make it easier (more often, on the contrary, they make it difficult), but they simplify precisely. Thanks to the principles, we have to make fewer everyday decisions - a person who does not steal does not have to constantly resist the temptation to pull something off, and it’s easier for him to live.
Further we will talk about the adaptive mechanisms of our consciousness. For example, I don’t eat cheese. Never tried even. Thus, my brain does not even know that cheese is food. Here it’s impossible, of course, to say that this is adaptation — my brain never perceived cheese as food, it didn’t have to adapt. Nevertheless, the brain is such a tricky thing that it can adapt to anything, to any nonsense, if it is served correctly, the brain will adapt and begin to perceive it as the only true one, and it will erase the alternative version and make room for operating processes. You expect from me that I will tell you that the principles, in addition to helping us not to make everyday choices, also prevent us from looking at the world with wide eyes and being truly free. But I will not tell. Yes, total self-identification through principles is a rather nasty thing, but the settings themselves are a good working tool, which will do more good than harm, if not abused, of course. I will talk about something else.
In general, self-identification through principles is such a teenage story. I think that all of us in childhood "will never, never will be ...". And here I am, meanwhile, drinking, smoking, and whatever I do, unless I steal. That is, I am well acquainted with the experience of violating or rethinking my own principles. And here it will be about adaptation. It turns out that the brain will perfectly absorb this. The same brain that for so many years, sometimes at the cost of sacrifice, has shielded us from what we thought which one, may in a month completely forget that we had to try this kaku, or even forget that it is kaka, or even and completely begin to consider what is something completely opposite. The brain, he is like that. That is, if we talk about principles, then principles are very good and useful if they are not violated. And if you break it once, then no one will peel off either. And some principles can be completely abandoned, and again, no one will peel off. I am a terrible person. But you knew that. (And about the principles, and about me).
So, returning to the children. Today I want to pay attention to this thing. The debunking and rethinking of the reinforced concrete principles of any kind occurs in the life of almost any person, but this happens over the course of life. That is, adults also have rules and principles, but adults understand that the strength of a principle lies in the fact that they themselves (adults) observe it, invented it themselves and observe it themselves. And if the principles are violated, the principles will be violated, and some problems will appear (from which observance of the principles protected), but the complexity of solving these problems may turn out to be a little more than the complexity of following the principles, or it may turn out to be less. Or maybe nothing will happen at all, the crown will only fall, and that’s it. There is no magic there. And now I will share with you my observation on the account of children and principles. The observation is: “Children believe in principles.”
That is, when you say that we shouldn’t be late in any way, you yourself understand that it would be very bad to be late, that being late will entail problems that you really don’t want to solve, and the child hears “IT IS IMPOSSIBLE” or “NECESSARY "Or" NEVER "or" MUST ". Years will pass before the child realizes that some kind of slander cannot be hidden behind any one, which is simply worse than it is impossible (under certain circumstances, according to certain people). The important thing here is when you postulate some
У записи 5 лайков,
0 репостов.
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Александра Пискарева