Ранее в разных случаях нами отмечалась необходимость передавать сообщение «дружочек, вышло как-то нехорошо» человеку, который поступил нехорошо. То есть буквально «мне плохо». Еще иногда, мы представляем в коммуникации не себя лично, а, например, интересы ребенка в будущем, и от его лица передаём ребенку в настоящем сообщение ««тебе в будущем» плохо». То же, примерно относится к ситуациям, когда мы, взяв на себя повышенные альтруистические обязательства, передаём кому-то, не являющимся нашим ребенком, но намерившемуся употреблять героин, сообщение о том, что ««тебе в будущем» плохо». И даже себе иногда мы пытаемся сообщить «если сейчас уже не сесть за работу, фигня опять получится».
В волшебной стране эльфов всё прекрасно с этим. Человек поступает дурно, мы ему об этом сообщаем, у него наступает осознание, он раскаивается, мотивируется так больше не поступать, а поступать хорошо, и поступает в дальнейшем хорошо. В нашей же прозаической реальности это почему-то не работает. Не работает ни с визави, ни с ребенком, ни с собой. Теория управления и оптимизации процессов (ТУПО) подсказывает, что что-то где-то в этой цепочке не работает, где-то тут есть слабое звено. Цепочка такая «Сообщение – Осознание (эмпатия, боль) – Мотив – Действие – Результат». Цепочка эта происходит во внешнем по отношению к нам организме и повлиять на неё мы можем в полутора местах. Больше всего от нас зависит на этапе «Сообщение - Осознание», иногда мы еще можем помочь на этапе «Действие - Результат», но только если действие уже происходит, и о помощи нас попросили. На то, как преобразуется боль в мотив, а мотив в действие, мы извне повлиять не можем. Тут, наверное, проходит главный водораздел ответственности.
В двух словах можно пояснить, что эффективность цепочки «Мотив – Действие – Результат» зависит в основном от самого обычного интеллекта, от способности решать задачи с известными условиями, и если мы имеем дело не с тупым (в самом прямом смысле слова) человеком, то после наступления нормального мотива, результат, считай, получен.
Успешность прохождения участка «Боль – Мотив» в основном зависит от отсутствия в человеке виктимности и выученной беспомощности. То есть в хорошем здоровом случае человек, получивший некоторую боль совершенно естественно вырабатывает мотив к какому-то действию, если этот человек не поражен ментальным недугом «Жизнь – боль, я это заслужил, ничего нельзя сделать». Но тему виктимности мы, пожалуй, пока опять оставим.
Собственно, та часть цепочки, на которую мы как-то можем повлиять «Сообщение – Осознание (боль)», и будет предметом обсуждения этого текста.
Таким образом получается, что главной задачей эффективной коммуникации такого рода является причинение боли нашему собеседнику.
*Тут же, конечно, параллельно имеется в виду причинение радости и все аспекты положительной мотивации, но текст будет написан на примере именно боли. Читатель может во всех примерах самостоятельно менять знак, и заменять плохие примеры, хорошими. Для читателя это бы было даже полезным упражнением.
Для того, чтобы узнать, почему наш собеседник не чувствует боли, получив сообщение, нужно сначала выяснить это про себя. А для этого нужно сначала ответить на вопрос, что хуже, зубная боль или зомби-апокалипсис?
Вообще жизнь частенько причиняет нам страдания: зубная боль, мокрые ноги, вонь из микроволновки, майонез вместо сливок в кофе – и это далеко не полный список. И нет человека, который бы переносил страдания легко и с приятностью (если что-то человеку легко и приятно, то это, значит, и не страдания вовсе). Но зомби-апокалипсис не входит в этот список по двум причинам, которые суть одна. Во-первых, зомби-апокалипсис не атомарное явление страдания, а комплексное, составное. Скорее всего оно включает и разного рода боль, и вонь, и всякие прочие неприятные, болезненные и опасные явления, растянутые во времени. И в целом получается, что при удачном стечении обстоятельств, в процессе зомби-апокалипсиса можно, при известной удаче и ловкости, избежать конкретных болезненных переживаний, а то и вовсе получить от него выгоду. А можно, конечно, и не избежать, и тогда при всей очевидности предположения, что множество опасных и болезненных явлений, собранных под общим названием зомби-апокалипсиса хуже конкретной, предсказуемой и излечимой зубной боли, вступает в силу вторая причина. Во-вторых, зомби-апокалипсис не включен в перечень человеческих страданий потому что зомби-апокалипсиса не бывает. И все наши представления о нем, и о страданиях с ним сопряженных умозрительны.
Я могу вспомнить, как у меня болел зуб, это было очень неприятно. Я могу с живостью вспомнить, как я ужасно замерзла, промокла, устала и не выспалась на прошлой неделе. Еще можно вспомнить, как я как-то раз то ли отравилась, то ли у меня желудочный грипп был, мне было очень плохо. Всё это происходило в разное время со мной и доставило мне осязаемые страдания, которые мне бы не хотелось переживать вновь. Вот прямо, как вспомню, так сразу «не-не-не фу-фу-фу». И если мне предложат нажать на кнопку, чтобы что-нибудь из этого повторить, то я не нажму, и у меня тут моя рубашка очень близко к телу.
А вот представить себе всё это, происходящее со мной разом я не могу. Разом этого со мной, слава создателю, не происходило, и оценить уровень осязаемых страданий в таком случае я не могу. То есть я умом-то понимаю, что это было бы очень-очень плохо, хуже, чем всё это по-отдельности, но не ощущаю. Порог чувствительности не даёт. И вообще зачем я буду себе это представлять?
Еще раз. Когда я думаю о зубной боли, мне прямо больно, о мокрых ногах – страдание, о зомби-апокалипсисе – голливудская картинка и сентиментальные переживания о том, как я буду переживать, если бы это случилось, и никакой осязаемой боли.
И это срабатывает всегда, когда речь идёт о зашкаливающих страданиях, и о страданиях, которые с нами не происходили. Мы не любим ощущать боль, и уж конечно наш мозг не будет самостоятельно добровольно правдоподобно воссоздавать ощущения, которые мы будем испытывать в страданиях. Он рисует картинку «тут типа как всё плохо-плохо».
*В случае с положительным примером тут сыграет то, что наш мозг еще и страшно ленив, а правдоподобное воссоздание ощущений, а не рисование обобщенной картинки «типа как всё хорошо» энергозатратно.
Важно, что поймать даже себя на том, что вместо реальных переживаний мы думаем о сентиментальной голливудской картинке довольно сложно, изнутри сознания разница не осознаётся. А судить о том, было ли наше сообщение получено и осознано, или было поверхностно прослушано и брошено в папку «Ужасы» можно лишь по тому, запустилась ли дальше цепочка, были ли действия, получен ли результат.
Тут текст драматически обрывается, потому что, а что еще сказать-то? И с собой, и не с собой договаривайтесь, применяя очень понятные и очень осязаемые примеры, не выходите за шкалы. Проверяйте, что собеседник включен, не рисует абстрактные картины у себя в голове. Попытайтесь посмотреть на мир глазами собеседника, понять, что он может чувствовать, а что не может, и будет счастье и взаимопонимание.
В волшебной стране эльфов всё прекрасно с этим. Человек поступает дурно, мы ему об этом сообщаем, у него наступает осознание, он раскаивается, мотивируется так больше не поступать, а поступать хорошо, и поступает в дальнейшем хорошо. В нашей же прозаической реальности это почему-то не работает. Не работает ни с визави, ни с ребенком, ни с собой. Теория управления и оптимизации процессов (ТУПО) подсказывает, что что-то где-то в этой цепочке не работает, где-то тут есть слабое звено. Цепочка такая «Сообщение – Осознание (эмпатия, боль) – Мотив – Действие – Результат». Цепочка эта происходит во внешнем по отношению к нам организме и повлиять на неё мы можем в полутора местах. Больше всего от нас зависит на этапе «Сообщение - Осознание», иногда мы еще можем помочь на этапе «Действие - Результат», но только если действие уже происходит, и о помощи нас попросили. На то, как преобразуется боль в мотив, а мотив в действие, мы извне повлиять не можем. Тут, наверное, проходит главный водораздел ответственности.
В двух словах можно пояснить, что эффективность цепочки «Мотив – Действие – Результат» зависит в основном от самого обычного интеллекта, от способности решать задачи с известными условиями, и если мы имеем дело не с тупым (в самом прямом смысле слова) человеком, то после наступления нормального мотива, результат, считай, получен.
Успешность прохождения участка «Боль – Мотив» в основном зависит от отсутствия в человеке виктимности и выученной беспомощности. То есть в хорошем здоровом случае человек, получивший некоторую боль совершенно естественно вырабатывает мотив к какому-то действию, если этот человек не поражен ментальным недугом «Жизнь – боль, я это заслужил, ничего нельзя сделать». Но тему виктимности мы, пожалуй, пока опять оставим.
Собственно, та часть цепочки, на которую мы как-то можем повлиять «Сообщение – Осознание (боль)», и будет предметом обсуждения этого текста.
Таким образом получается, что главной задачей эффективной коммуникации такого рода является причинение боли нашему собеседнику.
*Тут же, конечно, параллельно имеется в виду причинение радости и все аспекты положительной мотивации, но текст будет написан на примере именно боли. Читатель может во всех примерах самостоятельно менять знак, и заменять плохие примеры, хорошими. Для читателя это бы было даже полезным упражнением.
Для того, чтобы узнать, почему наш собеседник не чувствует боли, получив сообщение, нужно сначала выяснить это про себя. А для этого нужно сначала ответить на вопрос, что хуже, зубная боль или зомби-апокалипсис?
Вообще жизнь частенько причиняет нам страдания: зубная боль, мокрые ноги, вонь из микроволновки, майонез вместо сливок в кофе – и это далеко не полный список. И нет человека, который бы переносил страдания легко и с приятностью (если что-то человеку легко и приятно, то это, значит, и не страдания вовсе). Но зомби-апокалипсис не входит в этот список по двум причинам, которые суть одна. Во-первых, зомби-апокалипсис не атомарное явление страдания, а комплексное, составное. Скорее всего оно включает и разного рода боль, и вонь, и всякие прочие неприятные, болезненные и опасные явления, растянутые во времени. И в целом получается, что при удачном стечении обстоятельств, в процессе зомби-апокалипсиса можно, при известной удаче и ловкости, избежать конкретных болезненных переживаний, а то и вовсе получить от него выгоду. А можно, конечно, и не избежать, и тогда при всей очевидности предположения, что множество опасных и болезненных явлений, собранных под общим названием зомби-апокалипсиса хуже конкретной, предсказуемой и излечимой зубной боли, вступает в силу вторая причина. Во-вторых, зомби-апокалипсис не включен в перечень человеческих страданий потому что зомби-апокалипсиса не бывает. И все наши представления о нем, и о страданиях с ним сопряженных умозрительны.
Я могу вспомнить, как у меня болел зуб, это было очень неприятно. Я могу с живостью вспомнить, как я ужасно замерзла, промокла, устала и не выспалась на прошлой неделе. Еще можно вспомнить, как я как-то раз то ли отравилась, то ли у меня желудочный грипп был, мне было очень плохо. Всё это происходило в разное время со мной и доставило мне осязаемые страдания, которые мне бы не хотелось переживать вновь. Вот прямо, как вспомню, так сразу «не-не-не фу-фу-фу». И если мне предложат нажать на кнопку, чтобы что-нибудь из этого повторить, то я не нажму, и у меня тут моя рубашка очень близко к телу.
А вот представить себе всё это, происходящее со мной разом я не могу. Разом этого со мной, слава создателю, не происходило, и оценить уровень осязаемых страданий в таком случае я не могу. То есть я умом-то понимаю, что это было бы очень-очень плохо, хуже, чем всё это по-отдельности, но не ощущаю. Порог чувствительности не даёт. И вообще зачем я буду себе это представлять?
Еще раз. Когда я думаю о зубной боли, мне прямо больно, о мокрых ногах – страдание, о зомби-апокалипсисе – голливудская картинка и сентиментальные переживания о том, как я буду переживать, если бы это случилось, и никакой осязаемой боли.
И это срабатывает всегда, когда речь идёт о зашкаливающих страданиях, и о страданиях, которые с нами не происходили. Мы не любим ощущать боль, и уж конечно наш мозг не будет самостоятельно добровольно правдоподобно воссоздавать ощущения, которые мы будем испытывать в страданиях. Он рисует картинку «тут типа как всё плохо-плохо».
*В случае с положительным примером тут сыграет то, что наш мозг еще и страшно ленив, а правдоподобное воссоздание ощущений, а не рисование обобщенной картинки «типа как всё хорошо» энергозатратно.
Важно, что поймать даже себя на том, что вместо реальных переживаний мы думаем о сентиментальной голливудской картинке довольно сложно, изнутри сознания разница не осознаётся. А судить о том, было ли наше сообщение получено и осознано, или было поверхностно прослушано и брошено в папку «Ужасы» можно лишь по тому, запустилась ли дальше цепочка, были ли действия, получен ли результат.
Тут текст драматически обрывается, потому что, а что еще сказать-то? И с собой, и не с собой договаривайтесь, применяя очень понятные и очень осязаемые примеры, не выходите за шкалы. Проверяйте, что собеседник включен, не рисует абстрактные картины у себя в голове. Попытайтесь посмотреть на мир глазами собеседника, понять, что он может чувствовать, а что не может, и будет счастье и взаимопонимание.
Previously, in various cases, we noted the need to transmit the message "little friend, it turned out somehow badly" to a person who acted badly. That is literally "I feel bad." Still sometimes, we do not represent ourselves personally in communication, but, for example, the interests of the child in the future, and on behalf of him we transmit to the child in the present the message ““ you are in the future ”is bad”. The same applies approximately to situations when we, having assumed increased altruistic obligations, transmit to someone who is not our child, but who intends to use heroin, a message that says ““ you are in the future ”is bad”. And sometimes we even try to tell ourselves, “if you don’t get down to work now, garbage again.”
In the magical land of elves, everything is fine with this. A person acts badly, we inform him about this, he realizes awareness, he repents, is motivated not to do this anymore, but to do good, and will do good in the future. In our prosaic reality, for some reason, this does not work. It does not work with a vis-a-vis, neither with a child, nor with himself. The theory of process control and optimization (TUPO) suggests that something somewhere in this chain does not work, somewhere there is a weak link. The chain is "Message - Awareness (empathy, pain) - Motive - Action - Result." This chain takes place in an organism external to us and we can influence it in one and a half places. Most of all, it depends on us at the “Message - Awareness” stage, sometimes we can still help at the “Action - Result” stage, but only if the action is already taking place, and we were asked for help. We cannot influence how pain is transformed into a motive, and a motive into an action. Here, probably, the main watershed of responsibility passes.
In a nutshell, it can be explained that the effectiveness of the “Motive - Action - Result” chain depends mainly on the most ordinary intelligence, on the ability to solve problems with known conditions, and if we are not dealing with a dumb (in the truest sense of the word) person, then after the onset of a normal motive, consider the result obtained.
The success of the “Pain - Motive” section mainly depends on the person’s lack of victimization and learned helplessness. That is, in a good healthy case, a person who has received some pain naturally naturally develops a motive for some kind of action, if this person is not struck by the mental illness “Life is pain, I deserve it, nothing can be done.” But we will probably leave the subject of victimization again for now.
Actually, that part of the chain that we can somehow influence “Message - Awareness (pain)” will be the subject of discussion of this text.
Thus, it turns out that the main task of effective communication of this kind is to hurt our interlocutor.
* Here, of course, in parallel, it means causing joy and all aspects of positive motivation, but the text will be written on the example of pain. The reader can independently change the sign in all examples, and replace bad examples with good ones. For the reader, this would even be a useful exercise.
In order to find out why our interlocutor does not feel pain, having received a message, you must first find out for yourself. And for this you need to first answer the question, which is worse, a toothache or a zombie apocalypse?
In general, life often causes us pain: toothache, wet feet, a microwave stink, mayonnaise instead of cream in coffee - and this is not a complete list. And there is no person who could endure suffering easily and pleasantly (if something is easy and pleasant for a person, then this, therefore, is not suffering at all). But the zombie apocalypse is not included in this list for two reasons, which are one. First, the zombie apocalypse is not an atomic phenomenon of suffering, but a complex, compound one. Most likely it includes all sorts of pain, and stench, and all sorts of other unpleasant, painful and dangerous phenomena that are stretched over time. And in general, it turns out that with a successful set of circumstances, in the process of zombie apocalypse, it is possible, with certain luck and dexterity, to avoid specific painful experiences, or even to profit from it. And you can, of course, not be avoided, and then, with all the obviousness of the assumption that the many dangerous and painful phenomena collected under the general name zombie apocalypse are worse than a specific, predictable and treatable toothache, the second reason comes into effect. Secondly, the zombie apocalypse is not included in the list of human suffering because there is no zombie apocalypse. And all our ideas about him, and about the suffering associated with him are speculative.
I can remember how my tooth hurt, it was very unpleasant. I can vividly remember how terribly cold, wet, tired and not enough sleep last week. You can also recall how I once poisoned either, or I had a stomach flu, I was very ill. All this happened at different times with me and brought me tangible suffering that I would not want to experience again. Right, as I recall, so immediately "no-no-no-no-fu-fu-fu". And if I
In the magical land of elves, everything is fine with this. A person acts badly, we inform him about this, he realizes awareness, he repents, is motivated not to do this anymore, but to do good, and will do good in the future. In our prosaic reality, for some reason, this does not work. It does not work with a vis-a-vis, neither with a child, nor with himself. The theory of process control and optimization (TUPO) suggests that something somewhere in this chain does not work, somewhere there is a weak link. The chain is "Message - Awareness (empathy, pain) - Motive - Action - Result." This chain takes place in an organism external to us and we can influence it in one and a half places. Most of all, it depends on us at the “Message - Awareness” stage, sometimes we can still help at the “Action - Result” stage, but only if the action is already taking place, and we were asked for help. We cannot influence how pain is transformed into a motive, and a motive into an action. Here, probably, the main watershed of responsibility passes.
In a nutshell, it can be explained that the effectiveness of the “Motive - Action - Result” chain depends mainly on the most ordinary intelligence, on the ability to solve problems with known conditions, and if we are not dealing with a dumb (in the truest sense of the word) person, then after the onset of a normal motive, consider the result obtained.
The success of the “Pain - Motive” section mainly depends on the person’s lack of victimization and learned helplessness. That is, in a good healthy case, a person who has received some pain naturally naturally develops a motive for some kind of action, if this person is not struck by the mental illness “Life is pain, I deserve it, nothing can be done.” But we will probably leave the subject of victimization again for now.
Actually, that part of the chain that we can somehow influence “Message - Awareness (pain)” will be the subject of discussion of this text.
Thus, it turns out that the main task of effective communication of this kind is to hurt our interlocutor.
* Here, of course, in parallel, it means causing joy and all aspects of positive motivation, but the text will be written on the example of pain. The reader can independently change the sign in all examples, and replace bad examples with good ones. For the reader, this would even be a useful exercise.
In order to find out why our interlocutor does not feel pain, having received a message, you must first find out for yourself. And for this you need to first answer the question, which is worse, a toothache or a zombie apocalypse?
In general, life often causes us pain: toothache, wet feet, a microwave stink, mayonnaise instead of cream in coffee - and this is not a complete list. And there is no person who could endure suffering easily and pleasantly (if something is easy and pleasant for a person, then this, therefore, is not suffering at all). But the zombie apocalypse is not included in this list for two reasons, which are one. First, the zombie apocalypse is not an atomic phenomenon of suffering, but a complex, compound one. Most likely it includes all sorts of pain, and stench, and all sorts of other unpleasant, painful and dangerous phenomena that are stretched over time. And in general, it turns out that with a successful set of circumstances, in the process of zombie apocalypse, it is possible, with certain luck and dexterity, to avoid specific painful experiences, or even to profit from it. And you can, of course, not be avoided, and then, with all the obviousness of the assumption that the many dangerous and painful phenomena collected under the general name zombie apocalypse are worse than a specific, predictable and treatable toothache, the second reason comes into effect. Secondly, the zombie apocalypse is not included in the list of human suffering because there is no zombie apocalypse. And all our ideas about him, and about the suffering associated with him are speculative.
I can remember how my tooth hurt, it was very unpleasant. I can vividly remember how terribly cold, wet, tired and not enough sleep last week. You can also recall how I once poisoned either, or I had a stomach flu, I was very ill. All this happened at different times with me and brought me tangible suffering that I would not want to experience again. Right, as I recall, so immediately "no-no-no-no-fu-fu-fu". And if I
У записи 5 лайков,
0 репостов,
194 просмотров.
0 репостов,
194 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Александра Пискарева