А сейчас неожиданно наступила пора поговорить о законах Хаммурапи. Я попрошу, наверное, тонко чувствующих людей, получивших академическое юридическое образование отойти от мониторов, так как я буду весьма вольно обращаться с трактовками и могу ненароком задеть их профессиональные чувства. Тем не менее.
В глубокой древности в Вавилоне был великий царь, чьему авторству и политической силе приписывается создание и внедрение некоторого свода законов, названного в исторической перспективе его именем. Этот свод законов почитается как один из величайших правовых памятников и одно из первых значительных событий в формировании секулярного правового сознания человечества вообще. Все мы получили очень упрощенные и обобщенные представления об этих законах. Если совсем коротенько говорить, то в нашем сознании эти законы отражаются в виде принципа-поговорки «око за око, зуб за зуб». Странно было бы, если бы было иначе. Описываемые законы действительно отражают именно этот принцип, и знакомимся мы с ними приблизительно в 5-6 классе средней школы, то есть весьма неподготовленными к глобальному осознанию значения этих законов для человеческой цивилизации. Сейчас мы будем восполнять этот пробел.
Вот мне, советской-российской школьнице в десять-одиннадцать лет рассказывают, что было такое государство, и в нем были такие законы. Законы, на мой отроческий взгляд, весьма люто-жестоко-кровожадные. После чего я воспеваю хвалу создателю за то, что родилась в месте и времени, где действуют гораздо более деликатные правовые нормы и живу дальше. И скажите мне, что кто-то из вас поступил не так. Наверное, мне еще рассказывали, что это первый из известных такого рода свод законов, и что это памятник и всё такое, и бла-бла-бла.
А проникнулась я совсем недавно. Тут ведь надо задать вопрос, что на что и зачем менялось, что с чем сравнивать. Если представить себе замену существующей, допустим в России, правовой модели на законы Хаммурапи, то выйдет не очень. (Собственно, это почти единственное, на что может хватить разумения школьника – представить себе, как было бы). А важно осознать, что эти законы были введены на место практического отсутствия правового регулирования вообще. (Да, там немного не так было – эти законы формализовали и сводили воедино существовавшие обычаи, но для драматизма надо допустить, что это вообще первые законы). Законы Хаммурапи с их жестокими штрафами и наказаниями на самом деле ограничивают эти штрафы и наказания не снизу, а сверху. То есть отдавать свой глаз, конечно, обидно, но находясь в правовом поле законов Хаммурапи ты хотя бы можешь быть более-менее уверен, что этим дело и ограничится. Потому что вне этого правового поля последствия разного рода сознательных или случайных злодеяний были в ту пору непредсказуемыми и вероятнее всего бОльшими. Ну мы понимаем, какое-то убийство или членовредительство влечет за собой месть, та влечет за собой контрместь. Таким образом всякая драка или несчастный случай открывают собой дорогу в непредсказуемый ад кровопролития и междуусобиц. Возникновение законов Хаммурапи открыло собой многовековой путь развития регулирующих норм человеческих взаимоотношений. И это хорошо.
Наверное, на этом заканчивается мой экскурс в историю права и дальше мы поговорим о том, что можно и что нельзя, что такое можно, что такое нельзя и как это связано с историей человеческой цивилизации в деле правового регулирования.
В нашем современном, более-менее секулярном обществе как в сферах, формально регулируемых правом, так и в сферах нерегулируемых или регулируемых обычаем безусловно можно совершать действия, которые вин-вин (действия, приводящие к благу и приятности всех вовлеченных сторон), безусловно нельзя нарушать законы физики и делить на ноль. Все остальные случаи зависят.
Зависят от того, в каких сообществах действия совершаются, какие в них действуют или не действуют нормы, правила или обычаи, от формальных и неформальных взаимоотношений сторон, от того, кто узнает и что за это будет, короче. Спасибо, Кэп.
В любом случае, сразу за законами физики, следует не такое абсолютное ограничение, но тем не менее весьма сильное: не играйте в игры, правил которых не знаете. То есть это не так непреложно, как деление на ноль, в принципе, теоретически, если прям совсем очень надо, то можно, но тут надо быть готовым к совершенно непредсказуемым последствиям, возможно к неадекватному лютому непредсказуемому аду. То есть совершая поступок, который не однозначно вин-вин стоит понимать, чьи интересы вы задеваете, чем ваши взаимоотношения регулируются, и какие последствия это может иметь. Вообще говоря, совершая такие поступки вы берете на себя риски и ответственность за последствия, которые могут наступить. То есть, если еще более общо, совершая поступки в непредсказуемом поле вы тоже берете на себя риски и ответственность, но брать на себя непредсказуемые риски и непредсказуемую ответственность – это почти то же, что делить на ноль. Промежуточный вывод, который пока можно сделать – это то, что почти всякое «можно», которое не вин-вин, и почти всякое «нельзя», которое не физическое и не непредсказуемое – это вопрос цены.
Сейчас я постараюсь порассуждать менее общо и привести какие-то полезные примеры. Пример такой. Допустим, у нас есть некоторое архаическое общество, в котором уже появился, но еще не вполне развился институт брака. Этакая деревня с моногамными многодетными разнополыми семьями. Само понятие супружества и брака уже появилось и регулируется какими-нибудь записями. Вступление в брак приветствуется, верность и моногамность заявляются формально и регулируются формальными и неформальными институтами. Законные и незаконные дети, порицание измен и всё такое – вполне реальный пример, никакой фантастики. Так вот, предположим в этом примере, что институт брака в этой деревне существует, а вот института развода еще нет. Это тоже ведь реальный пример. Правовое регулирование еще не развилось до принятия явления расторжения брака и урегулирования всех формальных последствий. И мыкаются несчастные семьи, и происходят убийства нелюбимых супругов и всякая прочая хрень. Потому что убивать может и нельзя, но за это хотя бы известно, что будет и известно, чье это дело, а прекратить брак нет никакой возможности – правил никаких нет, а нарушать несуществующие правила общество очень сильно не позволяет – гораздо сильнее, чем нарушать даже самые строгие и жестокие существующие правила. Обществу меньше всего нужен непредсказуемый ад. Так вот, не так, может быть, часто, но несчастливые браки в этой деревне случаются, общественный запрос на легализацию (создание правового поля) разводов растёт, и однажды в очередном переиздании местного свода законов появляется пункт про расторжение брака. Общество, по-прежнему, разводы не приветствует, поэтому за расторжение брака предполагается циклопических размеров штраф, тюремное заключение, побои и принудительные работы. Хаммурапи отдыхает. Но внимание, стало хоть как-то можно. То есть это такая ситуация, когда было совсем никак, а стало нельзя, но можно, возможно. Сейчас немногочисленные читатели добравшиеся до этого места недоумевают, как так получилось, что я написала этот занудный текст, а они его читают. Я, однако, попробую свернуть это в более показательное русло.
В нашем современном, более-менее секулярном и сложно устроенном обществе существует огромное количество сложно регулируемых разными институтами можно и нельзя. По закону можно уволится с любой работы, предупредив работодателя за две недели. Фактически эта норма не регулирует то, как к вам, уволившемуся внезапно в разгаре горящего проекта отнесутся ваши коллеги. Можно это по закону, а по жизни, в отношении коллег – это нехорошо, и эти отношения регулируются неформально. Вы не убедите в своей благости людей, которых подводите, тыча в них трудовым кодексом. Очень важно такие вещи понимать и чувствовать в сферах взаимоотношений с самыми разными людьми, где изначально задумывается вин-вин, но в его отсутствие действует множество регулирующих норм, факторов и институтов. Это и супружеская верность, и взаимоотношения с воспитателями ребенка в детском саду, и сексуальное согласие-не согласие и огромная еще куча всяких разных случаев, когда право-то вы имеете.
Всем вин-вина, конечно, но покидая его тенистую сень остановитесь и подумайте крепко, куда и зачем вы собрались, и понимаете ли вы как вы будете за это платить.
В глубокой древности в Вавилоне был великий царь, чьему авторству и политической силе приписывается создание и внедрение некоторого свода законов, названного в исторической перспективе его именем. Этот свод законов почитается как один из величайших правовых памятников и одно из первых значительных событий в формировании секулярного правового сознания человечества вообще. Все мы получили очень упрощенные и обобщенные представления об этих законах. Если совсем коротенько говорить, то в нашем сознании эти законы отражаются в виде принципа-поговорки «око за око, зуб за зуб». Странно было бы, если бы было иначе. Описываемые законы действительно отражают именно этот принцип, и знакомимся мы с ними приблизительно в 5-6 классе средней школы, то есть весьма неподготовленными к глобальному осознанию значения этих законов для человеческой цивилизации. Сейчас мы будем восполнять этот пробел.
Вот мне, советской-российской школьнице в десять-одиннадцать лет рассказывают, что было такое государство, и в нем были такие законы. Законы, на мой отроческий взгляд, весьма люто-жестоко-кровожадные. После чего я воспеваю хвалу создателю за то, что родилась в месте и времени, где действуют гораздо более деликатные правовые нормы и живу дальше. И скажите мне, что кто-то из вас поступил не так. Наверное, мне еще рассказывали, что это первый из известных такого рода свод законов, и что это памятник и всё такое, и бла-бла-бла.
А проникнулась я совсем недавно. Тут ведь надо задать вопрос, что на что и зачем менялось, что с чем сравнивать. Если представить себе замену существующей, допустим в России, правовой модели на законы Хаммурапи, то выйдет не очень. (Собственно, это почти единственное, на что может хватить разумения школьника – представить себе, как было бы). А важно осознать, что эти законы были введены на место практического отсутствия правового регулирования вообще. (Да, там немного не так было – эти законы формализовали и сводили воедино существовавшие обычаи, но для драматизма надо допустить, что это вообще первые законы). Законы Хаммурапи с их жестокими штрафами и наказаниями на самом деле ограничивают эти штрафы и наказания не снизу, а сверху. То есть отдавать свой глаз, конечно, обидно, но находясь в правовом поле законов Хаммурапи ты хотя бы можешь быть более-менее уверен, что этим дело и ограничится. Потому что вне этого правового поля последствия разного рода сознательных или случайных злодеяний были в ту пору непредсказуемыми и вероятнее всего бОльшими. Ну мы понимаем, какое-то убийство или членовредительство влечет за собой месть, та влечет за собой контрместь. Таким образом всякая драка или несчастный случай открывают собой дорогу в непредсказуемый ад кровопролития и междуусобиц. Возникновение законов Хаммурапи открыло собой многовековой путь развития регулирующих норм человеческих взаимоотношений. И это хорошо.
Наверное, на этом заканчивается мой экскурс в историю права и дальше мы поговорим о том, что можно и что нельзя, что такое можно, что такое нельзя и как это связано с историей человеческой цивилизации в деле правового регулирования.
В нашем современном, более-менее секулярном обществе как в сферах, формально регулируемых правом, так и в сферах нерегулируемых или регулируемых обычаем безусловно можно совершать действия, которые вин-вин (действия, приводящие к благу и приятности всех вовлеченных сторон), безусловно нельзя нарушать законы физики и делить на ноль. Все остальные случаи зависят.
Зависят от того, в каких сообществах действия совершаются, какие в них действуют или не действуют нормы, правила или обычаи, от формальных и неформальных взаимоотношений сторон, от того, кто узнает и что за это будет, короче. Спасибо, Кэп.
В любом случае, сразу за законами физики, следует не такое абсолютное ограничение, но тем не менее весьма сильное: не играйте в игры, правил которых не знаете. То есть это не так непреложно, как деление на ноль, в принципе, теоретически, если прям совсем очень надо, то можно, но тут надо быть готовым к совершенно непредсказуемым последствиям, возможно к неадекватному лютому непредсказуемому аду. То есть совершая поступок, который не однозначно вин-вин стоит понимать, чьи интересы вы задеваете, чем ваши взаимоотношения регулируются, и какие последствия это может иметь. Вообще говоря, совершая такие поступки вы берете на себя риски и ответственность за последствия, которые могут наступить. То есть, если еще более общо, совершая поступки в непредсказуемом поле вы тоже берете на себя риски и ответственность, но брать на себя непредсказуемые риски и непредсказуемую ответственность – это почти то же, что делить на ноль. Промежуточный вывод, который пока можно сделать – это то, что почти всякое «можно», которое не вин-вин, и почти всякое «нельзя», которое не физическое и не непредсказуемое – это вопрос цены.
Сейчас я постараюсь порассуждать менее общо и привести какие-то полезные примеры. Пример такой. Допустим, у нас есть некоторое архаическое общество, в котором уже появился, но еще не вполне развился институт брака. Этакая деревня с моногамными многодетными разнополыми семьями. Само понятие супружества и брака уже появилось и регулируется какими-нибудь записями. Вступление в брак приветствуется, верность и моногамность заявляются формально и регулируются формальными и неформальными институтами. Законные и незаконные дети, порицание измен и всё такое – вполне реальный пример, никакой фантастики. Так вот, предположим в этом примере, что институт брака в этой деревне существует, а вот института развода еще нет. Это тоже ведь реальный пример. Правовое регулирование еще не развилось до принятия явления расторжения брака и урегулирования всех формальных последствий. И мыкаются несчастные семьи, и происходят убийства нелюбимых супругов и всякая прочая хрень. Потому что убивать может и нельзя, но за это хотя бы известно, что будет и известно, чье это дело, а прекратить брак нет никакой возможности – правил никаких нет, а нарушать несуществующие правила общество очень сильно не позволяет – гораздо сильнее, чем нарушать даже самые строгие и жестокие существующие правила. Обществу меньше всего нужен непредсказуемый ад. Так вот, не так, может быть, часто, но несчастливые браки в этой деревне случаются, общественный запрос на легализацию (создание правового поля) разводов растёт, и однажды в очередном переиздании местного свода законов появляется пункт про расторжение брака. Общество, по-прежнему, разводы не приветствует, поэтому за расторжение брака предполагается циклопических размеров штраф, тюремное заключение, побои и принудительные работы. Хаммурапи отдыхает. Но внимание, стало хоть как-то можно. То есть это такая ситуация, когда было совсем никак, а стало нельзя, но можно, возможно. Сейчас немногочисленные читатели добравшиеся до этого места недоумевают, как так получилось, что я написала этот занудный текст, а они его читают. Я, однако, попробую свернуть это в более показательное русло.
В нашем современном, более-менее секулярном и сложно устроенном обществе существует огромное количество сложно регулируемых разными институтами можно и нельзя. По закону можно уволится с любой работы, предупредив работодателя за две недели. Фактически эта норма не регулирует то, как к вам, уволившемуся внезапно в разгаре горящего проекта отнесутся ваши коллеги. Можно это по закону, а по жизни, в отношении коллег – это нехорошо, и эти отношения регулируются неформально. Вы не убедите в своей благости людей, которых подводите, тыча в них трудовым кодексом. Очень важно такие вещи понимать и чувствовать в сферах взаимоотношений с самыми разными людьми, где изначально задумывается вин-вин, но в его отсутствие действует множество регулирующих норм, факторов и институтов. Это и супружеская верность, и взаимоотношения с воспитателями ребенка в детском саду, и сексуальное согласие-не согласие и огромная еще куча всяких разных случаев, когда право-то вы имеете.
Всем вин-вина, конечно, но покидая его тенистую сень остановитесь и подумайте крепко, куда и зачем вы собрались, и понимаете ли вы как вы будете за это платить.
And now suddenly it was time to talk about the laws of Hammurabi. I’ll ask, probably, the sensitive people who have received an academic legal education to move away from the monitors, since I will be very free to deal with the interpretations and can inadvertently hurt their professional feelings. Nevertheless.
In ancient times, there was a great king in Babylon, whose authorship and political power are attributed to the creation and implementation of a set of laws, named in historical perspective by his name. This set of laws is revered as one of the greatest legal monuments and one of the first significant events in the formation of the secular legal consciousness of mankind in general. We all got very simplified and generalized ideas about these laws. If we say very briefly, then in our minds these laws are reflected in the form of the principle-proverb “eye for eye, tooth for tooth”. It would be strange if it were otherwise. The described laws really reflect this very principle, and we get to know them around the 5-6th grade of high school, that is, very unprepared for global awareness of the significance of these laws for human civilization. Now we will fill this gap.
Here, to me, a Soviet-Russian schoolgirl at the age of ten or eleven, they tell me that there was such a state, and there were such laws in it. Laws, in my adolescent opinion, are very fiercely cruel bloodthirsty. After which I praise the creator for being born in a place and time where much more delicate legal norms operate and live on. And tell me that one of you did wrong. Probably, I was also told that this is the first code of laws known of this kind, and that this is a monument and all that, and blah blah blah.
And I was recently introduced. Here, after all, one must ask the question what was changing and why, what to compare with. If you imagine replacing the existing, let's say in Russia, legal model with the laws of Hammurabi, it will not work out very well. (Actually, this is almost the only thing the schoolchild’s understanding can do - imagine how it would be). But it is important to realize that these laws were introduced in place of the practical absence of legal regulation in general. (Yes, there wasn’t a bit there - these laws formalized and brought together the existing customs, but for drama it must be assumed that these are generally the first laws). The laws of Hammurabi, with their harsh fines and penalties, in fact limit these fines and punishments not from below, but from above. That is, giving your eye is, of course, a shame, but being in the legal field of Hammurabi’s laws you can at least be more or less sure that this will be limited to this. Because outside this legal field, the consequences of various kinds of conscious or accidental atrocities were unpredictable at that time and most likely more. Well, we understand that some kind of murder or self-mutilation entails revenge, that entails counter-revenge. Thus, any fight or accident paves the way for the unpredictable hell of bloodshed and strife. The emergence of the laws of Hammurabi has opened a centuries-old path to the development of regulatory norms of human relationships. And this is good.
This is probably the end of my excursion into the history of law, and then we will talk about what is possible and what is impossible, what is possible, what is impossible and how it relates to the history of human civilization in the matter of legal regulation.
In our modern, more or less secular society, both in spheres formally regulated by law and in spheres of unregulated or customary custom, it is certainly possible to perform actions that vin-vin (actions leading to the good and pleasantness of all parties involved) can certainly not be violated laws of physics and divide by zero. All other cases are dependent.
They depend on in which communities actions are performed, what norms, rules or customs act or do not work in them, on the formal and informal relationships of the parties, on who learns and what it will be, in short. Thanks, Cap.
In any case, immediately after the laws of physics, there is not such an absolute restriction, but nevertheless very strong: do not play games whose rules you do not know. That is, it is not as immutable as dividing by zero, in principle, theoretically, if you really really need it, then you can, but here you need to be prepared for completely unpredictable consequences, perhaps for an inadequate fierce unpredictable hell. That is, committing an act that is not unambiguous for wines-wines to understand whose interests you offend, how your relationships are regulated, and what consequences this may have. Generally speaking, by committing such acts you assume the risks and responsibility for the consequences that may occur. That is, if even more generally, when you act in an unpredictable field, you also take risks and responsibilities, but taking on unpredictable risks and unpredictable responsibilities is almost the same as dividing by zero. The intermediate conclusion that can be made so far is that almost
In ancient times, there was a great king in Babylon, whose authorship and political power are attributed to the creation and implementation of a set of laws, named in historical perspective by his name. This set of laws is revered as one of the greatest legal monuments and one of the first significant events in the formation of the secular legal consciousness of mankind in general. We all got very simplified and generalized ideas about these laws. If we say very briefly, then in our minds these laws are reflected in the form of the principle-proverb “eye for eye, tooth for tooth”. It would be strange if it were otherwise. The described laws really reflect this very principle, and we get to know them around the 5-6th grade of high school, that is, very unprepared for global awareness of the significance of these laws for human civilization. Now we will fill this gap.
Here, to me, a Soviet-Russian schoolgirl at the age of ten or eleven, they tell me that there was such a state, and there were such laws in it. Laws, in my adolescent opinion, are very fiercely cruel bloodthirsty. After which I praise the creator for being born in a place and time where much more delicate legal norms operate and live on. And tell me that one of you did wrong. Probably, I was also told that this is the first code of laws known of this kind, and that this is a monument and all that, and blah blah blah.
And I was recently introduced. Here, after all, one must ask the question what was changing and why, what to compare with. If you imagine replacing the existing, let's say in Russia, legal model with the laws of Hammurabi, it will not work out very well. (Actually, this is almost the only thing the schoolchild’s understanding can do - imagine how it would be). But it is important to realize that these laws were introduced in place of the practical absence of legal regulation in general. (Yes, there wasn’t a bit there - these laws formalized and brought together the existing customs, but for drama it must be assumed that these are generally the first laws). The laws of Hammurabi, with their harsh fines and penalties, in fact limit these fines and punishments not from below, but from above. That is, giving your eye is, of course, a shame, but being in the legal field of Hammurabi’s laws you can at least be more or less sure that this will be limited to this. Because outside this legal field, the consequences of various kinds of conscious or accidental atrocities were unpredictable at that time and most likely more. Well, we understand that some kind of murder or self-mutilation entails revenge, that entails counter-revenge. Thus, any fight or accident paves the way for the unpredictable hell of bloodshed and strife. The emergence of the laws of Hammurabi has opened a centuries-old path to the development of regulatory norms of human relationships. And this is good.
This is probably the end of my excursion into the history of law, and then we will talk about what is possible and what is impossible, what is possible, what is impossible and how it relates to the history of human civilization in the matter of legal regulation.
In our modern, more or less secular society, both in spheres formally regulated by law and in spheres of unregulated or customary custom, it is certainly possible to perform actions that vin-vin (actions leading to the good and pleasantness of all parties involved) can certainly not be violated laws of physics and divide by zero. All other cases are dependent.
They depend on in which communities actions are performed, what norms, rules or customs act or do not work in them, on the formal and informal relationships of the parties, on who learns and what it will be, in short. Thanks, Cap.
In any case, immediately after the laws of physics, there is not such an absolute restriction, but nevertheless very strong: do not play games whose rules you do not know. That is, it is not as immutable as dividing by zero, in principle, theoretically, if you really really need it, then you can, but here you need to be prepared for completely unpredictable consequences, perhaps for an inadequate fierce unpredictable hell. That is, committing an act that is not unambiguous for wines-wines to understand whose interests you offend, how your relationships are regulated, and what consequences this may have. Generally speaking, by committing such acts you assume the risks and responsibility for the consequences that may occur. That is, if even more generally, when you act in an unpredictable field, you also take risks and responsibilities, but taking on unpredictable risks and unpredictable responsibilities is almost the same as dividing by zero. The intermediate conclusion that can be made so far is that almost
У записи 1 лайков,
0 репостов,
186 просмотров.
0 репостов,
186 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Александра Пискарева