Роналд Т.Поттер-Эфрон Стыд - это "болезненное состояние осознания...

Роналд Т.Поттер-Эфрон

Стыд - это "болезненное состояние осознания своей базовой дефективности как человеческого существа", тогда как вина - это "болезненное состояние осознания, которое сопровождает свершившееся или замысленное попрание субъектом общественных ценностей и правил".

Стыд и вину часто путают как клиенты, так и терапевты. Самый простой способ различить их -это помнить, что стыд затрагивает центральную идентичность клиента, его целостную самость. В противоположность этому, вина относится к его специфическому актуальному или планируемому поведению. Стыдящийся человек думает: "Как Я мог совершить это?", а виновный: "Как я мог совершить ЭТО?"

Четыре основных контраста стыда и вины

Стыд и вина, несмотря на общие черты, - это разные переживания. Сравнение двух состояний поможет понять это.

1. Переживание неудачи

Ощущение провала - центральная характеристика индивида, испытывающего стыд или вину. Для стыдящегося субъекта дефицит является внутренним - событие ощущается как жизненный провал. Он чувствует себя неадекватным своему человеческому облику: как будто, когда он родился, Бог совершил ошибку, создав такой бракованный и дефективный организм. Кризис стыда - духовный; стыдящийся человек задается вопросом, стоит ли ему жить, и часто не находит оправданий своему существованию. Он верит, что не является в полном смысле слова человеком.

Переживающий стыд чувствует, что совершенно не соответствует своим жизненным задачам. Причем последние - не обязательно моральные или этические. Это может быть карьера, семья или даже внешний вид. Часто они отражают интернализован-ные родительские ожидания. Стыд появляется всегда, когда случается что-то, заставляющее субъекта заметить разрыв между своим актуальным состоянием и их ожиданиями. Например, мужчина, воспитанный как "мачо", может быть унижен временной импотенцией; одна сексуальная неудача является для него сигналом того, что он на самом деле сексуальный обманщик. Он также может быть уверен, что все видят его слабость и презирают его. Другой человек может испытать такие же чувства из-за относительно низкой оценки в школе ("5-" для одного, "3-" для другого) или обнаружив, что залез в долги.

Виновные субъекты имеют дело с другим типом неудачи. Их интересы сфокусированы больше на внешнем, и их заботит в первую очередь то, что они сделали неправильно и как это отразится на них и на остальных. Их ошибка - в действии, а не в бытии. Фигурально выражаясь, вместо недолета до цели (как в случае стыда), они летят слишком далеко, переступая социальные нормы или семейные правила.

Виновная персона терпит неудачу, когда делает что-то, противоречащее ее собственным обязательствам перед другими. Например, человек может осуществлять запрещенные сексуальные действия, только когда чувствует себя настолько плохо, что его наслаждение от этих действий ограничено. Простое обдумывание некоторых действий может также вызывать чувство вины; в этих ситуациях неудача состоит в искушении совершить нечто аморальное или неэтичное.

Чувство вины - это реакция на этическое преступление (Piersand Singer, 1953), затрагивающее наше моральное чувство себя. Piaget (1932) и Kohlberg (1963), оба отметили, что моральное чувство может быть сильно развито у некоторых людей и только минимально представлено, у других. Чувство вины наиболее сильно у тех, кто вырос в высокоморальном окружении.

2. Первичный ответ/чувства

Стыд - мощное физическое событие. Типична телесная реакция пристыженного индивида: лицо вспыхивает, глаза опускаются вниз, в животе бурчит (churns), колени слабеют. Жертва стыда может ощущать отсутствие контроля над своим собственным телом, что делает стыд еще более глубоким. Человек чувствует себя целиком видимым, как если бы каждый, кто смотрит на него, мог видеть его насквозь. Он разоблачен, уязвим и беззащитен. Он может буквально или символически чувствовать, что сжался, уменьшился в размерах, превращаясь в ничтожество. Его малейшие недостатки чудовищно преувеличиваются: крошечное пятнышко на галстуке может вырасти для него до гигантских размеров, и он не способен будет даже думать о нем. Он может быть парализован стыдом, не способен сделать и шага, несмотря на отчаянное желание убежать.

Слова, которые пристыженный человек говорит себе, таковы: "Я -ничтожество", "Я отвратителен", "Я - грязь", "Я ничего не стою", "Я - никто и ничто". Он не замечает никаких качеств в себе, способных искупить его очевидные недостатки.

Переживание стыда - это двойной удар: индивид опустошен и тем, что он такая презренная тварь, и тем, что его дефективность всем очевидна. Он сталкивается с неодолимым чувством своей неадекватности, унижения и презрения к себе.

Чувство вины редко вызывает реакцию всего тела. Один человек может реагировать расстройством желудка, другой - тяжестью в груди, а остальные могут вообще не отмечать никаких телесных проявлений. Таким образом, не совсем правильно говорить, что вина ощущается так же, как стыд. "Ощущения" вины чаще являются смесью эмоци?
Ronald T. Potter-Efron

Shame is a "painful state of awareness of its basic defectiveness as a human being," while guilt is a "painful state of awareness that accompanies an accomplished or intentional violation of the subject of social values ​​and rules."

Shame and guilt are often confused by both clients and therapists. The easiest way to distinguish between them is to remember that shame affects the central identity of the client, his holistic self. In contrast, guilt refers to its specific current or planned behavior. The ashamed person thinks: “How could I do this?”, And the guilty one: “How could I do this?”

The four main contrasts of shame and guilt

Shame and guilt, despite common features, are different experiences. Comparing the two states will help to understand this.

1. The experience of failure

A sense of failure is the central characteristic of an individual experiencing shame or guilt. For a shameful subject, the deficit is internal - the event is felt as a life failure. He feels inadequate in his human appearance: as if when he was born, God made a mistake by creating such a defective and defective organism. The crisis of shame is spiritual; a shameful person wonders whether he should live, and often does not find excuses for his existence. He believes that he is not in the full sense of the word man.

The surviving shame feels that it is completely inconsistent with its life tasks. Moreover, the latter are not necessarily moral or ethical. It can be a career, family or even appearance. Often they reflect internalized parental expectations. Shame always arises when something happens that makes the subject notice a gap between his current state and their expectations. For example, a man raised as a macho man may be humiliated by temporary impotence; one sexual failure is a signal to him that he is actually a sexual deceiver. He can also be sure that everyone sees his weakness and despises him. Another person may experience the same feelings due to a relatively low grade at school (“5-” for one, “3-” for the other) or finding that he is in debt.

Perpetrators are dealing with another type of failure. Their interests are focused more on the external, and they are primarily concerned with what they did wrong and how it will affect them and the others. Their mistake is in action, not in being. Figuratively speaking, instead of shortages to the goal (as in the case of shame), they fly too far, crossing social norms or family rules.

The guilty person fails when he does something contrary to her own obligations to others. For example, a person can carry out prohibited sexual activities only when he feels so bad that his enjoyment of these actions is limited. Just thinking through some actions can also cause guilt; in these situations, the failure is the temptation to do something immoral or unethical.

Feeling guilty is a reaction to an ethical crime (Piersand Singer, 1953) that affects our moral sense of self. Piaget (1932) and Kohlberg (1963), both noted that moral feeling can be strongly developed in some people and only minimally represented in others. Feelings of guilt are most pronounced among those who grew up in a highly moral environment.

2. Primary response / feelings

Shame is a powerful physical event. The bodily reaction of the shamed individual is typical: the face flares up, eyes go down, churns growl in the stomach, knees weaken. A victim of shame may feel a lack of control over his own body, which makes shame even deeper. A person feels completely visible, as if everyone who looks at him could see through him. He is exposed, vulnerable and defenseless. He can literally or symbolically feel that he has shrunk, reduced in size, turning into nothingness. His slightest flaws are monstrously exaggerated: a tiny speck on a tie can grow for him to a gigantic size, and he will not even be able to think about him. He may be paralyzed by shame, unable to take a step, despite a desperate desire to escape.

The words that a shamed person says to himself are: “I am nothing,” “I am disgusting,” “I am dirt,” “I am worth nothing,” “I am nobody and nothing.” He does not notice any qualities in himself that can atone for his obvious shortcomings.

The experience of shame is a double blow: the individual is devastated both by the fact that he is such a despicable creature and by the fact that his defectiveness is obvious to everyone. He is faced with an irresistible feeling of inadequacy, humiliation and contempt for himself.

Feeling guilty rarely causes an entire body reaction. One person may react with an upset stomach, another with a heaviness in the chest, and the rest may not notice any bodily manifestations at all. Thus, it is not entirely correct to say that guilt is felt in the same way as shame. Are guilt “feelings” more often a mixture of emotion?
У записи 111 лайков,
16 репостов,
1890 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Марина Кудряшова

Понравилось следующим людям