Это был маленький магазинчик, почти стартап в области физического ритейла промтоваров, почти незаметный для крупных сетей, продолжающих молиться на маркетинг и скрипты и совершенствующих подготовку своих продавцов-консультантов. И всё же этот магазинчик был одной из многих первых ласточек, ознаменовавших массовое вымирание в начале 2020х профессии продавца-консультанта и развитие новой - дизайнера-консультанта. Впрочем, чтобы описать подробно и наглядно стоит обратиться к опыту одной из ведущих фирм в области производства игрушек, компании Лего.
К 2017 году количество вариантов наборов стало огромным, а вкусы людей, немало подстёгиваемых в том числе и проектом Лего Идеи (кто не в курсе, это площадка, на которой любой человек может предложить свою идею набора Лего и если эта идея наберёт 100 000 лайков, такой набор запускается в серию), стали очень разнообразными. В результате просто складировать всю эту номенклатуру было весьма накладно. В то же время терять покупателей, которые хотят набор из прошлого года не хотелось.
И маркетологи фирмы приняли простое но судьбоносное решение - полностью отказаться от компоновки наборов заранее, и компоновать наборы, делать полиграфию к ним и изготавливать коробки исключительно по запросу. Конечно, в точках продаж и магазинах по всему миру по прежнему стояли коробки наиболее массовых наборов, но это было исключительно потому что владельцы этих точек делали такой заказ.
А на сайте Лего можно было в конструкторе собрать любой набор и даже заказать его в коробке, на которой было бы написано, к примеру, "Пете в честь 7-го дня рождения".
Кубики же по-прежнему производились массово огромными тиражами.
Маттел, Хасбро и их конкурентам было сложнее, но они обратились к опыту японских производителей шарнирных кукол и быстро наверстали отставание.
Увидев успехи производителей игрушек игроки из других отраслей также стали внедрять эту схему. И наш магазинчик стал тем местом, через которое они проводили в жизнь эту революцию. Дело в том, что в этом магазине товаров для повседневного пользования не было ни одного товара массового производства. Покупатель приходил и вместе с дизайнером-консультантом получал именно тот товар, который был ему нужен - так как это уже давно происходило в интерьерных салонах или уголках пошива штор, но получал он это так же быстро, как в середине 2000х покупались в каком-нибудь Кее системные блоки по спецификациям покупателя. Само собой что на складе не было ни одной готовой единицы продукции, только массово изготовленные модули и расходные материалы.
Некоторые даже стали говорить о вымирании массового производства, но нет, массовое производство по-прежнему было основой реальной экономики, просто магазины всё меньше выкладывали на полки готовые товары и всё чаще брали модули, из которых уже на месте собирали индивидуальное изделие.
Но почему же подобный формат стал конкурентноспособным по отношению к привычному нам пришёл-увидел-купил? Неужели люди стали умнее? Совсем нет. Сыграли сразу несколько других факторов.
Во-первых экономический спад, приближение к минимуму сразу нескольких долгосрочных экономических циклов заставил людей чаще планировать свои покупки и лучше знать, что же им нужнее.
Во-вторых сложная экологическая обстановка в Китае и Тихом Океане беспокоила всё больше людей, всё чаще новый Гринпис или общество защиты растений/животных поднимали вопросы загрязнения, чем стали пользоваться маркетологи новой волны. Идеи типа "дольше срок службы - меньше мусора", "купил качественную вещь - спас планету" и т.д. прорываются в медийное пространство. А если вещь будет служить своему хозяину дольше, то хозяин хочет чтобы она была индивидуальнее.
В третьих развитие оборудования для мелкосерийных производств и распространение модульной концепции (смартфон Гугла, 3д печать, настольные конструкторы-обрабатывающие комплексы, полиуретановые и резиновые компаунды и прочее, не говоря уже о привычной в 2010х полиграфии) сделали процесс кастомизации чрезвычайно простым и быстрым, а главное - доступным для всё больших масс населения.
В четвёртых, парадигма потребления стала смещаться от понятия "обладать" к понятию "впечатлять". Распространились компьютерные игры, в которых особенной ценностью было иметь обмундирование с особенными свойствами, индивидуальным дизайном и так далее, иметь уникальные знаки отличия. А из виртуального мира это плавно перекочевало в реальный - сначала через косплей, слёты моделистов, а потом просто стало обычной жизнью. Вопросы "какую музыку слушаешь" уже давно были не актуальны, а те, ко купил айфон или D&G, привыкли объяснять это не брендом а тем, что предмет приглянулся лично им по ряду своих характеристик, по эмоциональному настрою.
В пятых, на работе всё чаще котировался творческий подход, креативность, и тренированный мозг уже просто не мог отказать себе в соблазне покреативить и в магазине, благо продавцы всячески упрощали ему этот процесс. Хитрые маркетологи знали, что отказаться от покупки на порядок сложнее, когда ты уже приложил силы к созданию товара и всячески подсовывали потенциальным покупателям простые конструкторы товаров. Покупатель пару минут игрался с настройками, а дальше его уже было не остановить...
Наконец уход ритейла в интернет позволил существенно увеличить время между моментом размещения заказа и моментом его получения - и если раньше такое себе мог позволить разве что сегмент мебели, то описываемый магазинчик продавал по такому принципу уже кухонную утварь, светильники, часы, телевизоры и кухонные комбайны.
Но это повлияло на изменение задач, стоящих перед продавцом. Теперь ему требовалось вытащить из обывателя техническое задание и сделать так, чтобы он получил максимально долговечную и подходящую ему вещь, а в результате продолжил работать с магазином в деле обставления своей квартиры и рекомендовать магазин соседям и друзьям. А для этого продавец должен был быть ещё и дизайнером в смысле инженером-конструктором, и эргономистом.
Увы, но упомянутый в начале стартап так и не смог разрастись до национальной или даже городской сети - собственных площадок в середине 2020х у него было только две, и около 50 точек, открытых по франшизе. Конкуренция также была высокой, аналогичных магазинов становилось всё больше и больше, да и крупные сети постепенно уменьшали площади под готовый товар в пользу нового формата общения с клиентами. Однако крупные игроки продолжали играть ценой в том числе за счёт долговечности. Впрочем, по всему миру наметилась тенденция оценивать статус человека, который пользуется услугами мелких сетей выше, чем статус того, кто предпочитает крупные торговые бренды.
Дольше всех держался сегмент одежды. Задолго до описываемых событий на рынке прекрасно сосуществовали частные швеи, маленькие ателье и крупные одежные бренды. Сдался сектор только к 2030му году, когда простую на первый взгляд работу швеи наконец удалось автоматизировать. Уже 2000х были системы для лазерного кроя, в 2010х можно было рисовать выкройки в САПРе и в одно нажатие кнопки перестраивать выкройку под размеры клиента, в начале 2016го отладили систему, снимающую мерки без участия человека (система снимала около 200 мерок для полного костюмного комплекта против 30 при обычном процессе). Но сшивать приходилось вручную - сложность алгоритмов работы превосходит алгоритмы ходьбы роботов фирмы Boston Dynamics раз в 8. И история о том, как происходил этот прорыв, заслуживает отдельного рассказа.
#бизнес #будущее #блог #design #marketing
К 2017 году количество вариантов наборов стало огромным, а вкусы людей, немало подстёгиваемых в том числе и проектом Лего Идеи (кто не в курсе, это площадка, на которой любой человек может предложить свою идею набора Лего и если эта идея наберёт 100 000 лайков, такой набор запускается в серию), стали очень разнообразными. В результате просто складировать всю эту номенклатуру было весьма накладно. В то же время терять покупателей, которые хотят набор из прошлого года не хотелось.
И маркетологи фирмы приняли простое но судьбоносное решение - полностью отказаться от компоновки наборов заранее, и компоновать наборы, делать полиграфию к ним и изготавливать коробки исключительно по запросу. Конечно, в точках продаж и магазинах по всему миру по прежнему стояли коробки наиболее массовых наборов, но это было исключительно потому что владельцы этих точек делали такой заказ.
А на сайте Лего можно было в конструкторе собрать любой набор и даже заказать его в коробке, на которой было бы написано, к примеру, "Пете в честь 7-го дня рождения".
Кубики же по-прежнему производились массово огромными тиражами.
Маттел, Хасбро и их конкурентам было сложнее, но они обратились к опыту японских производителей шарнирных кукол и быстро наверстали отставание.
Увидев успехи производителей игрушек игроки из других отраслей также стали внедрять эту схему. И наш магазинчик стал тем местом, через которое они проводили в жизнь эту революцию. Дело в том, что в этом магазине товаров для повседневного пользования не было ни одного товара массового производства. Покупатель приходил и вместе с дизайнером-консультантом получал именно тот товар, который был ему нужен - так как это уже давно происходило в интерьерных салонах или уголках пошива штор, но получал он это так же быстро, как в середине 2000х покупались в каком-нибудь Кее системные блоки по спецификациям покупателя. Само собой что на складе не было ни одной готовой единицы продукции, только массово изготовленные модули и расходные материалы.
Некоторые даже стали говорить о вымирании массового производства, но нет, массовое производство по-прежнему было основой реальной экономики, просто магазины всё меньше выкладывали на полки готовые товары и всё чаще брали модули, из которых уже на месте собирали индивидуальное изделие.
Но почему же подобный формат стал конкурентноспособным по отношению к привычному нам пришёл-увидел-купил? Неужели люди стали умнее? Совсем нет. Сыграли сразу несколько других факторов.
Во-первых экономический спад, приближение к минимуму сразу нескольких долгосрочных экономических циклов заставил людей чаще планировать свои покупки и лучше знать, что же им нужнее.
Во-вторых сложная экологическая обстановка в Китае и Тихом Океане беспокоила всё больше людей, всё чаще новый Гринпис или общество защиты растений/животных поднимали вопросы загрязнения, чем стали пользоваться маркетологи новой волны. Идеи типа "дольше срок службы - меньше мусора", "купил качественную вещь - спас планету" и т.д. прорываются в медийное пространство. А если вещь будет служить своему хозяину дольше, то хозяин хочет чтобы она была индивидуальнее.
В третьих развитие оборудования для мелкосерийных производств и распространение модульной концепции (смартфон Гугла, 3д печать, настольные конструкторы-обрабатывающие комплексы, полиуретановые и резиновые компаунды и прочее, не говоря уже о привычной в 2010х полиграфии) сделали процесс кастомизации чрезвычайно простым и быстрым, а главное - доступным для всё больших масс населения.
В четвёртых, парадигма потребления стала смещаться от понятия "обладать" к понятию "впечатлять". Распространились компьютерные игры, в которых особенной ценностью было иметь обмундирование с особенными свойствами, индивидуальным дизайном и так далее, иметь уникальные знаки отличия. А из виртуального мира это плавно перекочевало в реальный - сначала через косплей, слёты моделистов, а потом просто стало обычной жизнью. Вопросы "какую музыку слушаешь" уже давно были не актуальны, а те, ко купил айфон или D&G, привыкли объяснять это не брендом а тем, что предмет приглянулся лично им по ряду своих характеристик, по эмоциональному настрою.
В пятых, на работе всё чаще котировался творческий подход, креативность, и тренированный мозг уже просто не мог отказать себе в соблазне покреативить и в магазине, благо продавцы всячески упрощали ему этот процесс. Хитрые маркетологи знали, что отказаться от покупки на порядок сложнее, когда ты уже приложил силы к созданию товара и всячески подсовывали потенциальным покупателям простые конструкторы товаров. Покупатель пару минут игрался с настройками, а дальше его уже было не остановить...
Наконец уход ритейла в интернет позволил существенно увеличить время между моментом размещения заказа и моментом его получения - и если раньше такое себе мог позволить разве что сегмент мебели, то описываемый магазинчик продавал по такому принципу уже кухонную утварь, светильники, часы, телевизоры и кухонные комбайны.
Но это повлияло на изменение задач, стоящих перед продавцом. Теперь ему требовалось вытащить из обывателя техническое задание и сделать так, чтобы он получил максимально долговечную и подходящую ему вещь, а в результате продолжил работать с магазином в деле обставления своей квартиры и рекомендовать магазин соседям и друзьям. А для этого продавец должен был быть ещё и дизайнером в смысле инженером-конструктором, и эргономистом.
Увы, но упомянутый в начале стартап так и не смог разрастись до национальной или даже городской сети - собственных площадок в середине 2020х у него было только две, и около 50 точек, открытых по франшизе. Конкуренция также была высокой, аналогичных магазинов становилось всё больше и больше, да и крупные сети постепенно уменьшали площади под готовый товар в пользу нового формата общения с клиентами. Однако крупные игроки продолжали играть ценой в том числе за счёт долговечности. Впрочем, по всему миру наметилась тенденция оценивать статус человека, который пользуется услугами мелких сетей выше, чем статус того, кто предпочитает крупные торговые бренды.
Дольше всех держался сегмент одежды. Задолго до описываемых событий на рынке прекрасно сосуществовали частные швеи, маленькие ателье и крупные одежные бренды. Сдался сектор только к 2030му году, когда простую на первый взгляд работу швеи наконец удалось автоматизировать. Уже 2000х были системы для лазерного кроя, в 2010х можно было рисовать выкройки в САПРе и в одно нажатие кнопки перестраивать выкройку под размеры клиента, в начале 2016го отладили систему, снимающую мерки без участия человека (система снимала около 200 мерок для полного костюмного комплекта против 30 при обычном процессе). Но сшивать приходилось вручную - сложность алгоритмов работы превосходит алгоритмы ходьбы роботов фирмы Boston Dynamics раз в 8. И история о том, как происходил этот прорыв, заслуживает отдельного рассказа.
#бизнес #будущее #блог #design #marketing
It was a small store, almost a startup in the field of physical retail of manufactured goods, almost invisible to large networks that continue to pray for marketing and scripts and improve the training of their sales consultants. Nevertheless, this store was one of the many first signs that marked the mass extinction in the early 2020s of the profession of a sales consultant and the development of a new designer designer. However, to describe in detail and clearly it is worth turning to the experience of one of the leading companies in the field of toy production, the Lego company.
By 2017, the number of set options has become enormous, and the tastes of people driven by the Lego Ideas project (who do not know, this is a platform where anyone can offer their idea of Lego set and if this idea gets 100,000 likes, such a set is launched in a series), have become very diverse. As a result, simply storing all this nomenclature was quite expensive. At the same time, I did not want to lose buyers who want a set from last year.
And the company's marketers made a simple but fateful decision - to completely abandon the layout of sets in advance, and compose sets, do polygraphy for them and make boxes exclusively on request. Of course, at the points of sale and stores around the world boxes of the most popular sets were still standing, but this was solely because the owners of these points made such an order.
And on the Lego website, it was possible to assemble any set in the designer and even order it in a box on which, for example, "Pete in honor of the 7th birthday" would be written.
Cubes, as before, were mass produced in huge editions.
Mattel, Hasbro and their competitors were more difficult, but they turned to the experience of Japanese manufacturers of articulated dolls and quickly caught up with the lag.
Seeing the success of toy manufacturers, players from other industries also began to implement this scheme. And our store became the place through which they carried out this revolution. The fact is that in this store there were no goods of mass production for everyday use. The buyer came and together with the designer-consultant received exactly the goods that he needed - since this had happened for a long time in interior salons or in the corners of sewing curtains, but he received it as fast as in the middle of the 2000s they were bought in some Kee system units according to customer specifications. It goes without saying that there was not a single finished product unit in the warehouse, only mass-produced modules and consumables.
Some even began to talk about the extinction of mass production, but no, mass production was still the basis of the real economy, just stores laid out finished goods on the shelves less and less and more often took modules, from which an individual product was already assembled on the spot.
But why did such a format become competitive in relation to the usual we came-saw-bought? Are people smarter? Not at all. Several other factors played at once.
Firstly, the economic downturn, approaching the minimum of several long-term economic cycles at once, made people more often plan their purchases and better know what they needed.
Secondly, the difficult ecological situation in China and the Pacific worried more and more people, more often the new Greenpeace or the plant / animal protection society raised pollution issues, than marketers of a new wave began to use. Ideas like “longer service life - less garbage”, “bought a quality thing - saved the planet”, etc. break into the media space. And if a thing will serve its owner longer, then the owner wants it to be more individual.
Thirdly, the development of equipment for small-scale production and the dissemination of a modular concept (a Google smartphone, 3D printing, desktop designers, processing systems, polyurethane and rubber compounds, etc., not to mention the usual printing industry in 2010) made the customization process extremely simple and quick, and most importantly - accessible to an ever-growing masses of the population.
Fourth, the consumption paradigm began to shift from the concept of “possess” to the concept of “impress”. Computer games spread in which special value was to have uniforms with special properties, individual design and so on, to have unique insignia. And from the virtual world it smoothly migrated to the real one - first through cosplay, rallies of modelers, and then just became an ordinary life. The questions "what kind of music do you listen to" have long been out of date, and those who bought an iPhone or D&G are used to explaining this not by the brand, but by the fact that they personally liked the item in a number of its characteristics, in its emotional mood.
Fifth, at work, creativity and creativity were more and more often quoted, and a trained brain simply could not deny itself the temptation to do some work in the store, since sellers made it easy for him in every way. Artful marketers knew that it’s an order of magnitude more difficult to refuse a purchase when you have
By 2017, the number of set options has become enormous, and the tastes of people driven by the Lego Ideas project (who do not know, this is a platform where anyone can offer their idea of Lego set and if this idea gets 100,000 likes, such a set is launched in a series), have become very diverse. As a result, simply storing all this nomenclature was quite expensive. At the same time, I did not want to lose buyers who want a set from last year.
And the company's marketers made a simple but fateful decision - to completely abandon the layout of sets in advance, and compose sets, do polygraphy for them and make boxes exclusively on request. Of course, at the points of sale and stores around the world boxes of the most popular sets were still standing, but this was solely because the owners of these points made such an order.
And on the Lego website, it was possible to assemble any set in the designer and even order it in a box on which, for example, "Pete in honor of the 7th birthday" would be written.
Cubes, as before, were mass produced in huge editions.
Mattel, Hasbro and their competitors were more difficult, but they turned to the experience of Japanese manufacturers of articulated dolls and quickly caught up with the lag.
Seeing the success of toy manufacturers, players from other industries also began to implement this scheme. And our store became the place through which they carried out this revolution. The fact is that in this store there were no goods of mass production for everyday use. The buyer came and together with the designer-consultant received exactly the goods that he needed - since this had happened for a long time in interior salons or in the corners of sewing curtains, but he received it as fast as in the middle of the 2000s they were bought in some Kee system units according to customer specifications. It goes without saying that there was not a single finished product unit in the warehouse, only mass-produced modules and consumables.
Some even began to talk about the extinction of mass production, but no, mass production was still the basis of the real economy, just stores laid out finished goods on the shelves less and less and more often took modules, from which an individual product was already assembled on the spot.
But why did such a format become competitive in relation to the usual we came-saw-bought? Are people smarter? Not at all. Several other factors played at once.
Firstly, the economic downturn, approaching the minimum of several long-term economic cycles at once, made people more often plan their purchases and better know what they needed.
Secondly, the difficult ecological situation in China and the Pacific worried more and more people, more often the new Greenpeace or the plant / animal protection society raised pollution issues, than marketers of a new wave began to use. Ideas like “longer service life - less garbage”, “bought a quality thing - saved the planet”, etc. break into the media space. And if a thing will serve its owner longer, then the owner wants it to be more individual.
Thirdly, the development of equipment for small-scale production and the dissemination of a modular concept (a Google smartphone, 3D printing, desktop designers, processing systems, polyurethane and rubber compounds, etc., not to mention the usual printing industry in 2010) made the customization process extremely simple and quick, and most importantly - accessible to an ever-growing masses of the population.
Fourth, the consumption paradigm began to shift from the concept of “possess” to the concept of “impress”. Computer games spread in which special value was to have uniforms with special properties, individual design and so on, to have unique insignia. And from the virtual world it smoothly migrated to the real one - first through cosplay, rallies of modelers, and then just became an ordinary life. The questions "what kind of music do you listen to" have long been out of date, and those who bought an iPhone or D&G are used to explaining this not by the brand, but by the fact that they personally liked the item in a number of its characteristics, in its emotional mood.
Fifth, at work, creativity and creativity were more and more often quoted, and a trained brain simply could not deny itself the temptation to do some work in the store, since sellers made it easy for him in every way. Artful marketers knew that it’s an order of magnitude more difficult to refuse a purchase when you have
У записи 6 лайков,
0 репостов.
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Вера Ерасова