Церковь как пространство насилия Обсуждаемый в социальных сетях...

Церковь как пространство насилия

Обсуждаемый в социальных сетях случай, произошедший в ПСТГУ, когда ректор о. Владимир Воробьев физически принудил выпускницу магистратуры поцеловать архиерейскую десницу, в очередной раз выявил одну очень тревожную проблему. И речь не о том, что отец ректор якобы оказался не слишком интеллигентным (на самом деле, он действительно образец интеллигентности, отчего ситуация еще страшнее), и не о том, что в ПСТГУ учат чинопочитанию (это плата за успешное инкорпорирование в систему), а о более серьезной и системной проблеме - о насилии как норме для церкви.
Обозначим сразу со всей очевидностью - физически воздействовать на человека, нарушать его личное пространство, применять к нему физическое воздействие, беря за шею, навязывать ему церемониальный акт, который он не хочет совершать и который может считать унизительным, это все и есть самое настоящее насилие, и физическое, и моральное. Насилие, которое наносит травму и калечит человека. Беда, что травма наносится людьми церкви, сугубая беда - что такие ситуации происходят регулярно.
В чем же дело? В стопятьсотый раз можно все свалить на «темного двойника» церкви и чувствовать себя непричастным к беззаконию. Но проблема в том, что мы все, люди церкви, вне зависимости от взглядов, к нему причастны. Проблема в том, что сама иерархическая модель плодит и множит такие ситуации, которые периодически вылезают из самых неожиданных мест. Насильником может оказаться каждый - и хозяйственная игуменья, и интеллигентный протоиерей, и юный выпускник семинарии, и седобородый старец, и многодетный пастырь. Потому что там, где есть иерархия; там, где старшим по возрасту и положению в обязательном порядке нужно оказывать почтение словом и делом - там эти старшие будут злоупотреблять своим статусом, доминировать и возвышаться над младшими. Просто потому, что такова система, такую модель поведения она навязывает. Особый шарм, когда это насилие начинают оправдывать и говорить, что «жертва сама виновата» или что «таковы церковные правила». Так рассуждают те, кто не видит в этом ничего страшного и даже видит пользу. Что у таких людей в душе? Отсутствие самоуважения, понятий о личных границах и эмпатии. Это как раз те, которые будут сами молчать и оправдывать насильников, когда они придут за ними.

Долго можно рассуждать про то, что Христос призывал своих учеников служить друг другу, но давайте хотя бы с Богом будем откровенны: «прости, Господи, мы все прое...ли!». Чтобы выкарабкаться из этого ада, необходимо для начала признать, что насилие под видом чинопочитания, принуждения к смирению, унижений - неотъемлемая составляющая церковных порядков. И что оно буквально растворено в атмосфере Русской православной церкви. А потом постепенно начать выбираться - жестко пресекая проявления насилия, карая насильников вне зависимости от их положения, отходя от норм поведения, когда младший ничего не значит перед старшим и когда уровень уважения зависит от статуса, а не от того простого факта, что человек - образ Божий.

https://t.me/batluter/178?fbclid=IwAR2q2FNqMXUkAwm8LoIoWfcju3EV_Uinqki6M7JWYl-qRB0PWB-p6bhwwu8
Church as a space of violence

The case discussed at social networks at PSTGU when the rector of Fr. Vladimir Vorobyov physically forced the graduate of the magistracy to kiss the bishop's right hand, once again revealed one very disturbing problem. And it’s not that the father-rector allegedly turned out to be not very intelligent (in fact, he is really a model of intelligence, which makes the situation even worse), and not that PSTGU is taught how to venerate (this is a fee for successful incorporation into the system), and about a more serious and systemic problem - about violence as the norm for the church.
We immediately designate with all obviousness - to physically affect a person, violate his personal space, apply physical influence to him, taking him by the neck, impose on him a ceremonial act that he does not want to perform and which can be considered humiliating, this is all real violence, both physical and moral. Violence that injures and cripples a person. The trouble is that trauma is inflicted by the people of the church, a pure disaster - that such situations occur regularly.
What is the matter? For the hundredth time you can blame everything on the “dark double” of the church and feel uninvolved in lawlessness. But the problem is that we all, people of the church, regardless of views, are involved in it. The problem is that the hierarchical model itself produces and multiplies situations that periodically emerge from the most unexpected places. Everyone can turn out to be a rapist - both the economic abbess, and the intelligent archpriest, and the young graduate of the seminary, and the gray-bearded old man, and the shepherd with many children. Because where there is a hierarchy; where elders in age and position must necessarily be respected by word and deed - there these elders will abuse their status, dominate and rise above the younger ones. Just because this is a system, it imposes such a model of behavior. It’s a special charm when they begin to justify this violence and say that “the sacrifice is itself to blame” or that “these are church rules”. So argue those who do not see anything wrong with this and even see the benefits. What do such people have in their hearts? Lack of self-esteem, concepts of personal boundaries and empathy. These are just those who themselves will be silent and justify the rapists when they come for them.

We can argue for a long time about the fact that Christ called his disciples to serve each other, but at least let us be honest with God: “God forgive us, we all have passed ...!”. To get out of this hell, you must first recognize that violence under the guise of reverence, coercion to humility, humiliation - an integral part of the church order. And that it is literally dissolved in the atmosphere of the Russian Orthodox Church. And then gradually start to get out - rigidly suppressing manifestations of violence, punishing rapists regardless of their situation, moving away from norms of behavior when the youngest means nothing to the older and when the level of respect depends on the status, and not on the simple fact that a person is an image Of God.

https://t.me/batluter/178?fbclid=IwAR2q2FNqMXUkAwm8LoIoWfcju3EV_Uinqki6M7JWYl-qRB0PWB-p6bhwwu8
У записи 2 лайков,
0 репостов,
214 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Сергей Рогожкин

Понравилось следующим людям