Партизанские кинодокументалисты Второй мировой.
"Не дожили до победы съемки киногруппы, созданной приказом генштаба Народно-освободительной армии Югославии (ноябрь 1943 года). А ведь партизаны Тито уже к концу 1942 года освободили одну пятую часть страны, где работали и кинопередвижки, и стационарные кинотеатры: в Чрномеле (Словения) шли сброшенные на парашютах английские и советские фильмы.
Польская армия Крайова (АК)... позаботилась о киносопровождении генерального сражения с немцами, надеясь выиграть его до прихода Красной армии. Варшавское восстание, за 63 дня боев и бойни похоронившее эти иллюзии вместе с Варшавой, началось 1 августа 1944 года, но уже за год до этого Антони Богздевич и Ежи Зажицкий приступили к нелегальной подготовке операторов в фотоателье, служившем явкой подполья. Практические занятия заключались в смертельно опасных съемках скрытой камерой на варшавских улицах. Они обзавелись парой 35-миллиметровых камер и приступили к работе с первыми выстрелами: уже 2 августа снимали атаку немецких танков на улице Шпитальной, штурм телефонной станции, свадьбу повстанца. Оператор Роман Банах, летописец отряда "Олень", вспоминал, что когда восстание агонизировало, и АКовцы уходили от карателей сточными туннелями, первый, кого он увидел, выбравшись на свет божий из-под земли, был оператор за работой.
О да, это были профи старой школы. Плевать на хаос уличных боев: раз не удалось снять бой в костеле Святого Креста, повстанцам хочешь не хочешь придется разыграть его заново. Пока немцы не разбомбили кинотеатр "Палладиум" и подстанции, АК успела дать три публичных сеанса: фильмы шли под граммофон и комментарии Богздевича.
Почти все пленки остались под руинами. Зажицкий чудом спасся, когда танки отутюжили повстанческий госпиталь, который он снимал. В 1970 году Ежи Теплиц подсчитал, что по миру разбросаны от 7 до 10 тысяч метров уцелевшей хроники. Да и еще при закладке нового дома в Варшаве дети нашли несколько закопанных коробок с кинопленкой. От иных киногрупп АК не сохранились даже имена участников: вот был, говорят, в Замойском округе оператор. В отряде его звали Збигневом, а как на самом деле - бог весть."
Михаил Трофименков. Кинотеатр военных действий.
"Не дожили до победы съемки киногруппы, созданной приказом генштаба Народно-освободительной армии Югославии (ноябрь 1943 года). А ведь партизаны Тито уже к концу 1942 года освободили одну пятую часть страны, где работали и кинопередвижки, и стационарные кинотеатры: в Чрномеле (Словения) шли сброшенные на парашютах английские и советские фильмы.
Польская армия Крайова (АК)... позаботилась о киносопровождении генерального сражения с немцами, надеясь выиграть его до прихода Красной армии. Варшавское восстание, за 63 дня боев и бойни похоронившее эти иллюзии вместе с Варшавой, началось 1 августа 1944 года, но уже за год до этого Антони Богздевич и Ежи Зажицкий приступили к нелегальной подготовке операторов в фотоателье, служившем явкой подполья. Практические занятия заключались в смертельно опасных съемках скрытой камерой на варшавских улицах. Они обзавелись парой 35-миллиметровых камер и приступили к работе с первыми выстрелами: уже 2 августа снимали атаку немецких танков на улице Шпитальной, штурм телефонной станции, свадьбу повстанца. Оператор Роман Банах, летописец отряда "Олень", вспоминал, что когда восстание агонизировало, и АКовцы уходили от карателей сточными туннелями, первый, кого он увидел, выбравшись на свет божий из-под земли, был оператор за работой.
О да, это были профи старой школы. Плевать на хаос уличных боев: раз не удалось снять бой в костеле Святого Креста, повстанцам хочешь не хочешь придется разыграть его заново. Пока немцы не разбомбили кинотеатр "Палладиум" и подстанции, АК успела дать три публичных сеанса: фильмы шли под граммофон и комментарии Богздевича.
Почти все пленки остались под руинами. Зажицкий чудом спасся, когда танки отутюжили повстанческий госпиталь, который он снимал. В 1970 году Ежи Теплиц подсчитал, что по миру разбросаны от 7 до 10 тысяч метров уцелевшей хроники. Да и еще при закладке нового дома в Варшаве дети нашли несколько закопанных коробок с кинопленкой. От иных киногрупп АК не сохранились даже имена участников: вот был, говорят, в Замойском округе оператор. В отряде его звали Збигневом, а как на самом деле - бог весть."
Михаил Трофименков. Кинотеатр военных действий.
Partisan documentary filmmakers of World War II.
“We didn’t live to see the shooting of the film crew created by the order of the General Staff of the People’s Liberation Army of Yugoslavia (November 1943). But by the end of 1942, Tito’s partisans had liberated one fifth of the country, where both movie shifts and stationary cinemas worked: in Chrnomel (Slovenia ) were parachuted English and Soviet films.
The Polish army of Craiova (AK) ... took care of the movie support of the general battle with the Germans, hoping to win it before the arrival of the Red Army. The Warsaw uprising, which buried these illusions along with Warsaw in 63 days of fighting and massacre, began on August 1, 1944, but a year before, Anthony Bogzdiewicz and Jerzy Zazzycki had begun illegal training of cameramen in a photo studio serving as an underground manifestation. Practical exercises consisted of deadly filming with a hidden camera on Warsaw streets. They got a pair of 35-mm cameras and started working with the first shots: on August 2 they shot an attack of German tanks on Shpitalnaya Street, the storming of the telephone exchange, the rebel’s wedding. Cameraman Roman Banakh, the chronicler of the "Deer" detachment, recalled that when the uprising was agonizing, and the AK men left the punishers with sewage tunnels, the first person he saw when he got out of the ground was the cameraman at work.
Oh yes, they were old school pros. Spit on the chaos of street fighting: since it was not possible to shoot the battle in the church of the Holy Cross, the rebels you want, if you want, you have to play it again. Until the Germans bombed the Palladium cinema and substations, AK managed to give three public sessions: the films were played under a gramophone and Bogzdevich’s comments.
Almost all the films remained in ruins. Zazhitsky miraculously escaped when the tanks ironed the rebel hospital, which he rented. In 1970, Jerzy Teplitz calculated that from the world from 7 to 10 thousand meters of the surviving chronicles are scattered. And even when laying a new house in Warsaw, children found several buried boxes of film. Even the names of the participants weren’t preserved from other AK film groups: there was, they say, an operator in the Zamoysky district. In the detachment his name was Zbigniew, but as a matter of fact - God knows. "
Mikhail Trofimenkov. Cinema of war.
“We didn’t live to see the shooting of the film crew created by the order of the General Staff of the People’s Liberation Army of Yugoslavia (November 1943). But by the end of 1942, Tito’s partisans had liberated one fifth of the country, where both movie shifts and stationary cinemas worked: in Chrnomel (Slovenia ) were parachuted English and Soviet films.
The Polish army of Craiova (AK) ... took care of the movie support of the general battle with the Germans, hoping to win it before the arrival of the Red Army. The Warsaw uprising, which buried these illusions along with Warsaw in 63 days of fighting and massacre, began on August 1, 1944, but a year before, Anthony Bogzdiewicz and Jerzy Zazzycki had begun illegal training of cameramen in a photo studio serving as an underground manifestation. Practical exercises consisted of deadly filming with a hidden camera on Warsaw streets. They got a pair of 35-mm cameras and started working with the first shots: on August 2 they shot an attack of German tanks on Shpitalnaya Street, the storming of the telephone exchange, the rebel’s wedding. Cameraman Roman Banakh, the chronicler of the "Deer" detachment, recalled that when the uprising was agonizing, and the AK men left the punishers with sewage tunnels, the first person he saw when he got out of the ground was the cameraman at work.
Oh yes, they were old school pros. Spit on the chaos of street fighting: since it was not possible to shoot the battle in the church of the Holy Cross, the rebels you want, if you want, you have to play it again. Until the Germans bombed the Palladium cinema and substations, AK managed to give three public sessions: the films were played under a gramophone and Bogzdevich’s comments.
Almost all the films remained in ruins. Zazhitsky miraculously escaped when the tanks ironed the rebel hospital, which he rented. In 1970, Jerzy Teplitz calculated that from the world from 7 to 10 thousand meters of the surviving chronicles are scattered. And even when laying a new house in Warsaw, children found several buried boxes of film. Even the names of the participants weren’t preserved from other AK film groups: there was, they say, an operator in the Zamoysky district. In the detachment his name was Zbigniew, but as a matter of fact - God knows. "
Mikhail Trofimenkov. Cinema of war.
У записи 5 лайков,
2 репостов.
2 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Константин Макаров