1956 год. Henry Siler, "Toward an Intenational Solfeggio".
Неоптимальность вездесуща в человеческой культуре, и чем "гуманитарнее" сфера — тем выше шансы обнаружить выдающиеся её примеры, от которых страдает поколение за поколением, но которые рьяно защищаются пострадавшими предыдущего поколения.
Музыка — прекрасный пример такой области. Сольфеджио — ещё лучше, правила сольмизации (то бишь именования нот) — просто идеальная предметная область для поиска и обнаружения паталогических неэффективностей.
Что приходит вам на ум, когда речь заходит о нотах? До-реми-фа-соль-ля-си, семь нот, верно? Кто-то вспомнит о диезах и бемолях, о чёрных клавишах — самостоятельных названий, впрочем, у них нет, и соль-диез будет просто "соль полутоном выше", а ля-бемоль — "ля полутоном ниже". Что такое полутон? Даже профессиональный музыкант в ряд ли ответи на этот вопрос что-то более внятное, чем "расстояние между соседними клавишами на фортепиано, или ладами на гитаре". Про корень двенадцатой степени из двойки, равномерную темперацию, акустику и резонансы, понятное дело, мало кто вспомнит — разве что удача выпадет пообщаться с бешенным примузыкаленным инженером вроде меня.
Если судьба сведёт пообщаться с гитаристом, или просто музыкантом западной школы, то вы скорее услышите A-B-C-D-E-F-G, соответствующие ля-си-до-ре-ми-фа-соль; представители русской классической школы (а на деле — устаревшей немецкой методики именования нот) воскликнут "это не ноты, это тональности, и Си — это H, а B — это си-бемоль!". Американцы посмотрят с недоумением по двум причинам — во-первых, церковный страх перед "адской" чистой си давно ими забыт, а во-вторых во избежание путаницы с C (которая не "цэ", конечно, а "си" читается по-английски) они используют слог Ti. Do-Re-Mi-Fa-Sol-La-Ti-Do.
А откуда взялись эти названия, и оптимальны ли они? Это известно: Guido d'Arezzo взял в качестве мнемоник первые слоги одного церковного гимна, и дело было на рубеже 10-11 веков нашей эры. Правда, вместо Do первая строчка начиналась Ut, а седьмой ступени в обороте не было, так что ноты были Ut-Re-Mi-Fa-Sol-La. К тому же, привязаны к частотам они не были от слова совсем — ни к современным, ни хоть к каким-нибудь. Мнемоника применялась тремя разными способами, Ut мог обозначать как первую, так и пятую или четвёртую ступени гаммы: иными словами, "до" могло оказаться и "до", и "фа", и "соль", даже в рамках зафиксированного камертона. В каком-то смысле, конечно, это была фича, но и багом назвать это тоже можно. Что фичей назвать трудно — так это название Ut. Вы когда-нибудь пробовали напевно тянуть слог, начинающийся с гласной, и заканчивающийся согласной? "Утттттттт"? Так себе затея, правда? Буквально через каких-то пять-шесть веков некто Giovanni_Battista_Doni заметил и исправил этот косяк — Ut заменили на Do, петь стало как-то попроще. Заодно Hubert Waelrant ввёл в оборот Си (или Си-бемоль?). (Ну а ещё буквально спустя три века Sarah Ann Glover таки заменила Si на Ti в англоязычной (читай — американской) традиции).
Но это было лишь началом движухи — вскоре наступил 18-й век, Бах написал свой "Das Wohltemperierte Klavier", в головах людей по всей Европе произошёл тектонический сдвиг: оказывается, человек несовершенен сам, а значит и до определённого предела потерпит несовершенства музыкального строя, который можно равномерно расфальшивить, чтобы нигде не было большой фальши — "волчьей квинты". И привет, оказывается нот-то 12, все вполне себе равноправны, играть любую мелодию можно начиная с любой ноты. Правда, скрипачи, вокалисты и духовики немного морщаться — но это либо особо чуткие на уши, либо особо эстетствующие. Нот, однако, двенадцать, а названий — семь. Что ещё хуже, ноты иногда повышают и понижают, так что появляются монстры вроде "до-дубль бемоль". Вы когда-нибудь пытались протяжно пропеть "до-дубль-бемоль"? А когда это одна из нот в пассаже, а темп вполне немаленький? Понятное дело, проще всего — забить, просто спеть "до". Guido d'Arezzo бы одобрил. И ничего, что произнося "до" ты на самом деле будешь петь "си-бемоль", правда? Ой, вы знаете, абсолютный слух — это редкая генетическая особенность.
Идём дальше — Movable Do Solfege (19-й век, уже помянутая Sarah Ann Glover и Reverend John Curwen). Давайте петь первую ступень гаммы как "до", какой бы ни была тональность. Guido d'Arezzo смотрит со своих христианских небес с поистине дьявольской ухмылкой: он-то всего три значения для "до" предлагал, а тут "до" может быть ВООБЩЕ ЧЕМ УГОДНО! Ой, вы знаете, абсолютный слух — это вообще вредно, фактически заболевание. 1972, Roberto Goitre издаёт "Cantar Leggendo", метод закрепляется в умах. Его тоже можно считать фичей, конечно. Но налицо потеря информации, критически важной для формирования абсолютного музыкального слуха. Который таки не генетически обусловлен, и не болезнь, и даже не иррелевантен музыке — а как раз напротив, является самой сутью её.
В том же 19-м веке происходило много разных интересных изменений в экономике и промышленности. Музыка тоже не убереглась от своего рода индустриализации: и, о чудо, оказалось удобным, чтобы по нажатию на клавишу До всегда звучал звук До, не важно, насколько авторитетный человек нажимает, насколько придирчив слушатель, и есть ли вообще воспринимающий субъект — была бы струна инструмента натянута должным образом. Так родилось Fixed Do Solfege. Правда, нот всё равно семь, а звуков всё равно двенадцать, и "фа-дубль-диез" всё равно петь не очень приятно, да и просто с "соль" — возникают вопросы, это "ль" на конце всё равно приходится прилеплять к следующей ноте...
С диезами и бемолями начали разбираться — окей, пусть ми будет Mi, ми-бемоль — Me, или Ma, в общем как-нибудь поиграемся с гласными. Ми-дубль-диез? Блин, давай потом, или пой уже просто "ми", или "фа-диез", или "соль-бемоль", или "фи", или "се", хотя погоди, "се" нельзя, это же "си-бемоль", хотя может лучше "te"? Не, кардинально ничего менять нельзя — традиция, обратная совместимость, все дела.
И тут наступает-таки 1956, на сцену выходит Henry Siler, и произносит сакраментальное "вообще-то, утверждение о том, что музыка — интернациональный язык, верно ЛИШЬ ОТЧАСТИ". И делает то, что отличает процессоры ARM от процессоров Intel x86 — с нуля выстраивает человеческую ортогональную систему команд, то есть я хотел сказать сольмизационных слогов.
Согласная обозначает ступень до-мажора и совпадает с согласной традиционного американского обозначения (с Ti вместо привычного русскому уху Си). Гласная обозначает знак альтерации: без знака — а, бемоль — о, дубль-бемоль — у, диез — е, дубль-диез — и. И всё!
Гамма по белым клавишам превращается в "да-ра-ма-фа-са-ла-та-да!" — с непривычки режет слух не хуже "ложить", но, чёрт возьми, решает все реальные проблемы! F#? Фе! F##? Фи! G##? си! Да не то "си", про то — забудь как про страшный сон!
И вы таки знаете, шо? Больше полувека прошло с тех пор, как прекрасное инженерное решение было опубликовано. Что изменилось с тех пор? Да само собой нихрена. Все так и дрочат каждый по своему, увеличивая энтропию вселенной и страдания живых существ, и каждый защищает свои привычки как единственно верные способы жить. Даже не знаю, смеяться тут уместнее, или плакать.
Но вот если такой хуйнёй не заниматься, а использовать рациональный инструмент, то как-то и абсолютный слух развивается без проблем, и незаменимым музыкальным навыком оказывается, и относительному не мешает, и вообще как-то жить легко и приятно.
Но чу! Будь прокляты рациональные инструменты и разумный подход! ;)
https://en.wikipedia.org/wiki/Solfège
Неоптимальность вездесуща в человеческой культуре, и чем "гуманитарнее" сфера — тем выше шансы обнаружить выдающиеся её примеры, от которых страдает поколение за поколением, но которые рьяно защищаются пострадавшими предыдущего поколения.
Музыка — прекрасный пример такой области. Сольфеджио — ещё лучше, правила сольмизации (то бишь именования нот) — просто идеальная предметная область для поиска и обнаружения паталогических неэффективностей.
Что приходит вам на ум, когда речь заходит о нотах? До-реми-фа-соль-ля-си, семь нот, верно? Кто-то вспомнит о диезах и бемолях, о чёрных клавишах — самостоятельных названий, впрочем, у них нет, и соль-диез будет просто "соль полутоном выше", а ля-бемоль — "ля полутоном ниже". Что такое полутон? Даже профессиональный музыкант в ряд ли ответи на этот вопрос что-то более внятное, чем "расстояние между соседними клавишами на фортепиано, или ладами на гитаре". Про корень двенадцатой степени из двойки, равномерную темперацию, акустику и резонансы, понятное дело, мало кто вспомнит — разве что удача выпадет пообщаться с бешенным примузыкаленным инженером вроде меня.
Если судьба сведёт пообщаться с гитаристом, или просто музыкантом западной школы, то вы скорее услышите A-B-C-D-E-F-G, соответствующие ля-си-до-ре-ми-фа-соль; представители русской классической школы (а на деле — устаревшей немецкой методики именования нот) воскликнут "это не ноты, это тональности, и Си — это H, а B — это си-бемоль!". Американцы посмотрят с недоумением по двум причинам — во-первых, церковный страх перед "адской" чистой си давно ими забыт, а во-вторых во избежание путаницы с C (которая не "цэ", конечно, а "си" читается по-английски) они используют слог Ti. Do-Re-Mi-Fa-Sol-La-Ti-Do.
А откуда взялись эти названия, и оптимальны ли они? Это известно: Guido d'Arezzo взял в качестве мнемоник первые слоги одного церковного гимна, и дело было на рубеже 10-11 веков нашей эры. Правда, вместо Do первая строчка начиналась Ut, а седьмой ступени в обороте не было, так что ноты были Ut-Re-Mi-Fa-Sol-La. К тому же, привязаны к частотам они не были от слова совсем — ни к современным, ни хоть к каким-нибудь. Мнемоника применялась тремя разными способами, Ut мог обозначать как первую, так и пятую или четвёртую ступени гаммы: иными словами, "до" могло оказаться и "до", и "фа", и "соль", даже в рамках зафиксированного камертона. В каком-то смысле, конечно, это была фича, но и багом назвать это тоже можно. Что фичей назвать трудно — так это название Ut. Вы когда-нибудь пробовали напевно тянуть слог, начинающийся с гласной, и заканчивающийся согласной? "Утттттттт"? Так себе затея, правда? Буквально через каких-то пять-шесть веков некто Giovanni_Battista_Doni заметил и исправил этот косяк — Ut заменили на Do, петь стало как-то попроще. Заодно Hubert Waelrant ввёл в оборот Си (или Си-бемоль?). (Ну а ещё буквально спустя три века Sarah Ann Glover таки заменила Si на Ti в англоязычной (читай — американской) традиции).
Но это было лишь началом движухи — вскоре наступил 18-й век, Бах написал свой "Das Wohltemperierte Klavier", в головах людей по всей Европе произошёл тектонический сдвиг: оказывается, человек несовершенен сам, а значит и до определённого предела потерпит несовершенства музыкального строя, который можно равномерно расфальшивить, чтобы нигде не было большой фальши — "волчьей квинты". И привет, оказывается нот-то 12, все вполне себе равноправны, играть любую мелодию можно начиная с любой ноты. Правда, скрипачи, вокалисты и духовики немного морщаться — но это либо особо чуткие на уши, либо особо эстетствующие. Нот, однако, двенадцать, а названий — семь. Что ещё хуже, ноты иногда повышают и понижают, так что появляются монстры вроде "до-дубль бемоль". Вы когда-нибудь пытались протяжно пропеть "до-дубль-бемоль"? А когда это одна из нот в пассаже, а темп вполне немаленький? Понятное дело, проще всего — забить, просто спеть "до". Guido d'Arezzo бы одобрил. И ничего, что произнося "до" ты на самом деле будешь петь "си-бемоль", правда? Ой, вы знаете, абсолютный слух — это редкая генетическая особенность.
Идём дальше — Movable Do Solfege (19-й век, уже помянутая Sarah Ann Glover и Reverend John Curwen). Давайте петь первую ступень гаммы как "до", какой бы ни была тональность. Guido d'Arezzo смотрит со своих христианских небес с поистине дьявольской ухмылкой: он-то всего три значения для "до" предлагал, а тут "до" может быть ВООБЩЕ ЧЕМ УГОДНО! Ой, вы знаете, абсолютный слух — это вообще вредно, фактически заболевание. 1972, Roberto Goitre издаёт "Cantar Leggendo", метод закрепляется в умах. Его тоже можно считать фичей, конечно. Но налицо потеря информации, критически важной для формирования абсолютного музыкального слуха. Который таки не генетически обусловлен, и не болезнь, и даже не иррелевантен музыке — а как раз напротив, является самой сутью её.
В том же 19-м веке происходило много разных интересных изменений в экономике и промышленности. Музыка тоже не убереглась от своего рода индустриализации: и, о чудо, оказалось удобным, чтобы по нажатию на клавишу До всегда звучал звук До, не важно, насколько авторитетный человек нажимает, насколько придирчив слушатель, и есть ли вообще воспринимающий субъект — была бы струна инструмента натянута должным образом. Так родилось Fixed Do Solfege. Правда, нот всё равно семь, а звуков всё равно двенадцать, и "фа-дубль-диез" всё равно петь не очень приятно, да и просто с "соль" — возникают вопросы, это "ль" на конце всё равно приходится прилеплять к следующей ноте...
С диезами и бемолями начали разбираться — окей, пусть ми будет Mi, ми-бемоль — Me, или Ma, в общем как-нибудь поиграемся с гласными. Ми-дубль-диез? Блин, давай потом, или пой уже просто "ми", или "фа-диез", или "соль-бемоль", или "фи", или "се", хотя погоди, "се" нельзя, это же "си-бемоль", хотя может лучше "te"? Не, кардинально ничего менять нельзя — традиция, обратная совместимость, все дела.
И тут наступает-таки 1956, на сцену выходит Henry Siler, и произносит сакраментальное "вообще-то, утверждение о том, что музыка — интернациональный язык, верно ЛИШЬ ОТЧАСТИ". И делает то, что отличает процессоры ARM от процессоров Intel x86 — с нуля выстраивает человеческую ортогональную систему команд, то есть я хотел сказать сольмизационных слогов.
Согласная обозначает ступень до-мажора и совпадает с согласной традиционного американского обозначения (с Ti вместо привычного русскому уху Си). Гласная обозначает знак альтерации: без знака — а, бемоль — о, дубль-бемоль — у, диез — е, дубль-диез — и. И всё!
Гамма по белым клавишам превращается в "да-ра-ма-фа-са-ла-та-да!" — с непривычки режет слух не хуже "ложить", но, чёрт возьми, решает все реальные проблемы! F#? Фе! F##? Фи! G##? си! Да не то "си", про то — забудь как про страшный сон!
И вы таки знаете, шо? Больше полувека прошло с тех пор, как прекрасное инженерное решение было опубликовано. Что изменилось с тех пор? Да само собой нихрена. Все так и дрочат каждый по своему, увеличивая энтропию вселенной и страдания живых существ, и каждый защищает свои привычки как единственно верные способы жить. Даже не знаю, смеяться тут уместнее, или плакать.
Но вот если такой хуйнёй не заниматься, а использовать рациональный инструмент, то как-то и абсолютный слух развивается без проблем, и незаменимым музыкальным навыком оказывается, и относительному не мешает, и вообще как-то жить легко и приятно.
Но чу! Будь прокляты рациональные инструменты и разумный подход! ;)
https://en.wikipedia.org/wiki/Solfège
1956 year. Henry Siler, "Toward an Intenational Solfeggio".
Non-optimality is ubiquitous in human culture, and the more “humanitarian” the sphere, the higher are the chances to discover its outstanding examples, from which generation after generation suffers, but which are zealously defended by the victims of the previous generation.
Music is a great example of such an area. Solfeggio is even better, the rules of solimization (that is, naming notes) are simply the ideal subject area for searching and detecting pathological inefficiencies.
What comes to mind when it comes to sheet music? Do-remy-fa-sol-la-si, seven notes, right? Someone will remember sharps and flats, black keys - independent names, however, they don’t, and the G sharp will be just “salt in a semitone higher”, and in a flat “la in a semitone lower”. What is a halftone? Even a professional musician in a row whether the answer to this question is something more intelligible than "the distance between adjacent keys on the piano, or frets on the guitar." About the root of the twelfth degree from the two, uniform temperament, acoustics and resonances, of course, few people will remember - except that luck will fall out to communicate with a frenzied, bonded engineer like me.
If fate brings to talk with a guitarist, or just a musician of a Western school, then you will most likely hear A-B-C-D-E-F-G, corresponding to la-si-do-re-mi-fa-sol; representatives of the Russian classical school (and in fact, the outdated German naming technique for notes) exclaim "these are not notes, these are tonality, and C is H, and B is B flat!". The Americans will look perplexed for two reasons: firstly, they have long forgotten the church fear of “hellish” pure si, and secondly, to avoid confusion with C (which is not “tse”, of course, but “si” is read in English ) they use the syllable Ti. Do-Re-Mi-Fa-Sol-La-Ti-Do.
And where did these names come from, and are they optimal? This is known: Guido d'Arezzo took as the mnemonics the first syllables of one church anthem, and it was at the turn of the 10th-11th centuries AD. True, instead of Do, the first line began with Ut, and the seventh step was not in circulation, so the notes were Ut-Re-Mi-Fa-Sol-La. In addition, they were not attached to frequencies from the word at all - neither to modern, nor at least to any. Mnemonics was used in three different ways, Ut could designate both the first and fifth or fourth steps of the gamut: in other words, “before” could be “before”, “fa”, and “salt”, even within the framework of a fixed tuning fork. In a sense, of course, it was a feature, but it can also be called a bug. What is difficult to name features is the name Ut. Have you ever tried to sing a syllable beginning with a vowel and ending with a consonant? Uttttttt? So an idea, right? Literally after some five to six centuries, someone Giovanni_Battista_Doni noticed and corrected this jamb - Ut was replaced by Do, singing was somehow easier. At the same time, Hubert Waelrant introduced C (or B flat?). (Well, literally three centuries later, Sarah Ann Glover still replaced Si with Ti in the English (read - American) tradition).
But this was only the beginning of the movement - the 18th century soon came, Bach wrote his "Das Wohltemperierte Klavier", a tectonic shift occurred in the heads of people across Europe: it turns out that a person is imperfect himself, which means he will suffer imperfections in the musical system, which can be evenly faked so that there is no big falsehood anywhere - the “wolf fifth”. And hello, it turns out that the note is 12, everyone is quite equal on their own, you can play any melody starting from any note. True, violinists, vocalists and winds grimace a little - but this is either especially sensitive on the ears, or especially aesthetic. The music, however, is twelve, and the names are seven. Worse still, notes sometimes raise and lower, so monsters like “flat double” appear. Have you ever tried to chant "double-flat"? And when is it one of the notes in the passage, and the pace is quite rather big? Of course, the easiest way is to score, just sing "before." Guido d'Arezzo would approve. And nothing, saying "before" you really will sing "B flat", right? Oh, you know, absolute pitch is a rare genetic trait.
Moving on - Movable Do Solfege (19th century, already mentioned by Sarah Ann Glover and Reverend John Curwen). Let's sing the first step of the scale as a “do”, whatever the key. Guido d'Arezzo looks from his Christian heaven with a truly devilish smirk: he only offered three meanings for the "do", and here the "do" could be GENERALLY ANYTHING! Oh, you know, absolute hearing is generally harmful, actually a disease. 1972, Roberto Goitre publishes "Cantar Leggendo", a method fixed in the minds. It can also be considered features, of course. But there is a loss of information critical to the formation of absolute musical hearing. Which is not genetically determined, and not a disease, or even irrelevant to music - but just the opposite, is its very essence.
In the same 19th century, many different interesting changes took place in the economy and industry. Music is also not
Non-optimality is ubiquitous in human culture, and the more “humanitarian” the sphere, the higher are the chances to discover its outstanding examples, from which generation after generation suffers, but which are zealously defended by the victims of the previous generation.
Music is a great example of such an area. Solfeggio is even better, the rules of solimization (that is, naming notes) are simply the ideal subject area for searching and detecting pathological inefficiencies.
What comes to mind when it comes to sheet music? Do-remy-fa-sol-la-si, seven notes, right? Someone will remember sharps and flats, black keys - independent names, however, they don’t, and the G sharp will be just “salt in a semitone higher”, and in a flat “la in a semitone lower”. What is a halftone? Even a professional musician in a row whether the answer to this question is something more intelligible than "the distance between adjacent keys on the piano, or frets on the guitar." About the root of the twelfth degree from the two, uniform temperament, acoustics and resonances, of course, few people will remember - except that luck will fall out to communicate with a frenzied, bonded engineer like me.
If fate brings to talk with a guitarist, or just a musician of a Western school, then you will most likely hear A-B-C-D-E-F-G, corresponding to la-si-do-re-mi-fa-sol; representatives of the Russian classical school (and in fact, the outdated German naming technique for notes) exclaim "these are not notes, these are tonality, and C is H, and B is B flat!". The Americans will look perplexed for two reasons: firstly, they have long forgotten the church fear of “hellish” pure si, and secondly, to avoid confusion with C (which is not “tse”, of course, but “si” is read in English ) they use the syllable Ti. Do-Re-Mi-Fa-Sol-La-Ti-Do.
And where did these names come from, and are they optimal? This is known: Guido d'Arezzo took as the mnemonics the first syllables of one church anthem, and it was at the turn of the 10th-11th centuries AD. True, instead of Do, the first line began with Ut, and the seventh step was not in circulation, so the notes were Ut-Re-Mi-Fa-Sol-La. In addition, they were not attached to frequencies from the word at all - neither to modern, nor at least to any. Mnemonics was used in three different ways, Ut could designate both the first and fifth or fourth steps of the gamut: in other words, “before” could be “before”, “fa”, and “salt”, even within the framework of a fixed tuning fork. In a sense, of course, it was a feature, but it can also be called a bug. What is difficult to name features is the name Ut. Have you ever tried to sing a syllable beginning with a vowel and ending with a consonant? Uttttttt? So an idea, right? Literally after some five to six centuries, someone Giovanni_Battista_Doni noticed and corrected this jamb - Ut was replaced by Do, singing was somehow easier. At the same time, Hubert Waelrant introduced C (or B flat?). (Well, literally three centuries later, Sarah Ann Glover still replaced Si with Ti in the English (read - American) tradition).
But this was only the beginning of the movement - the 18th century soon came, Bach wrote his "Das Wohltemperierte Klavier", a tectonic shift occurred in the heads of people across Europe: it turns out that a person is imperfect himself, which means he will suffer imperfections in the musical system, which can be evenly faked so that there is no big falsehood anywhere - the “wolf fifth”. And hello, it turns out that the note is 12, everyone is quite equal on their own, you can play any melody starting from any note. True, violinists, vocalists and winds grimace a little - but this is either especially sensitive on the ears, or especially aesthetic. The music, however, is twelve, and the names are seven. Worse still, notes sometimes raise and lower, so monsters like “flat double” appear. Have you ever tried to chant "double-flat"? And when is it one of the notes in the passage, and the pace is quite rather big? Of course, the easiest way is to score, just sing "before." Guido d'Arezzo would approve. And nothing, saying "before" you really will sing "B flat", right? Oh, you know, absolute pitch is a rare genetic trait.
Moving on - Movable Do Solfege (19th century, already mentioned by Sarah Ann Glover and Reverend John Curwen). Let's sing the first step of the scale as a “do”, whatever the key. Guido d'Arezzo looks from his Christian heaven with a truly devilish smirk: he only offered three meanings for the "do", and here the "do" could be GENERALLY ANYTHING! Oh, you know, absolute hearing is generally harmful, actually a disease. 1972, Roberto Goitre publishes "Cantar Leggendo", a method fixed in the minds. It can also be considered features, of course. But there is a loss of information critical to the formation of absolute musical hearing. Which is not genetically determined, and not a disease, or even irrelevant to music - but just the opposite, is its very essence.
In the same 19th century, many different interesting changes took place in the economy and industry. Music is also not
У записи 2 лайков,
2 репостов,
850 просмотров.
2 репостов,
850 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Key-G B-Tee