6. Наряду с нарицательными имена собственные реализуют аккумулирующую (аккумулятивную, энциклопедическую, когнитивную) функцию языка, поскольку многие из них хранят концентрированную информацию о былых эпохах, связанных с деятельностью носителей данных имен - ученых, артистов, политиков, писателей и других известных личностей. Кроме того, имена собственные могут выступать как национальные знаки, то есть они реализуют функцию этноязыкового знака, указывающего на принадлежность их носителей к определенному этносу и языку. Некоторые исследователи говорят в данном случае об информативной функции имен собственных. Художественная проза, не являясь фотографией или слепком реальной действительности, во многом пользуется прообразами реальной жизни и в этом смысле копирует социальные феномены, к числу которых относятся как процессы имянаречения, так и их продукт - сами антропонимы. Сказанное не умаляет роли автора в имятворчестве и в художественном использовании определенного национального антропонимикона. Имя собственное, являясь культурной доминантой, функционирует в художественных текстах как на-ционально-культурный компонент, помогающий выявить особенности, характерные черты для той или иной нации, того или иного типа языковой личности.
7. Ономастические функции имен определяются "социальным заказом" в реальном мире и нередко объясняются не из фактов языка, а из общественного знания соотношения вещей. Поэтому следующая функция, которую выполняют имена собственные в реальной жизни и художественной прозе, - социальная легализация личности. Официальным антропонимам свойственна так называемая паспортная функция, когда человека именуют или он называет себя сам комплексным автонимом, как он записан в документе, удостоверяющем личность. Для реализации функции официального именования личности немецкий художественный антропоним может выступать с различными указателями социальной принадлежности его носителя: с дворянским или духовным титулом, с обозначением профессии или рода занятий, в сочетании с воинским званием, ученым званием, ученой степенью. В сочетаниях антропонимов со словами типа Herr, Frau, Fraulein, Kollege/-in и др., указывающими на полопринадлежность их носителей, выражается не только официальность именования личности, но и реализуется функция дис-танцированности или нейтральности отношения говорящего к именуемому персонажу. При повторном именовании персонажей, особенно в текстовом континууме реализуется функция языковой или антропонимической "экономии ". В реальной коммуникации и в художественных текстах форма имени обычно бывает продиктована конкретной экстралингвистической ситуацией. И реальный, и художественный антропоним может выполнять функцию представления. Причем человек может либо представлять сам себя, либо его представляет кто-то другой. Употребление того или иного онима в представлении может раскрывать определенные социальные отношения между участниками коммуникативного акта. В речевой ситуации имя собственное весьма часто выполняет функцию обращения, через которую также прослеживаются социальные отношения. Фамилии могут выполнять роль "социальных индикаторов", выявляющих национальную принадлежность , социальные ролевые отношения участников акта коммуникации ("отцы" - "дети", муж -жена, начальник - подчиненный) и т.д.
8. Классифицирующая функция художественных антропонимов имеет ряд подфункций, которые позволяют делить все имена по этническому, региональному, социальному, религиозному, половому, возрастному признакам. В речевой ситуации и в литературном тексте личные имена в совокупности своих форм реализуют широкий диапазон экспрессивно-стилистических оттенков: осуждения, раздражения, уничижительности, издевки, ласкательности, фамильярности, пренебрежительности, иронии, нежности неестественной ласковости, фамильярной ласки, гипокористической ироничности, грубоватой почтительности, льстивости, шутливости, язвительности, откровенной издевки, саркастичности, беззлобности и т.д. В сфере ономастической номинации особо следует назвать контактоустанавливаю-щую функцию, свойственную, например, прозвищам в детском коллективе.
Фатическую функцию, то есть функцию сокрытия автонима по разным причинам, проявляющуюся в разного рода переименованиях с целью заменить первоначальное имя, фамилию псевдонимами, церковными именами, корпоративными кличками выделяет О.И. Фонякова. Следует выделить также культурологическую функцию, которая характеризует носителя имени с точки зрения истории, идеологии, национальной принадлежности и социального происхождения. Ее социальный компонент проявляется в отношении окружающих к носителю имени, идеологический характеризует религиозные убеждения персонажей.
9. Во второй блок входят функции, реализуемые художественными антропонимами в тексте (контексте). Анализ и классификация функций художественных персонажей, начиная с композиционной, обеспечивающей единство текста, функции зачина повествования, образно-характеризующей и других, специфичных для художественного произведения, составляют один из аспектов содержания данного исследования. Имена собственные, образующие "ономастический мир" художественного произведения и творчества писателя, играют важную текстообразующую роль в плане развития, как его синтагматики, так и парадигматики. Они создают как бы референтный центр, в котором соединяются воедино все нити портретных описаний, речевые характеристики, эксплицитные и имплицитные данные об их переживаниях и социальном положении, создающие образ персонажа. Функцию, характеризующуюся периодическим повтором имени и создающую тем самым рекуррентность текста, можно назвать циклической функцией. В процессе коммуникации антропонимы вступают в линейные отношения с другими номинативными единицами, реализуют текстовую когезию, то есть связь между отдельными предложениями. Художественные антропонимы функционально всегда соотнесены с текстом как целым и с такими его аспектами, как композиция и сюжет. Поэтому на уровне синтактики следует выделять композиционную функцию имени, которая заключается в том, что имя в структуре художественного произведения способствует мотивированному расположению и организации образов, их связей и отношений. Поскольку слова функционируют в связном тексте, характеризующимся смысловой целостностью, то они служат также созданию интеграции текста (термин И.Р. Гальперина), то есть поддерживают вертикальные текстовые связи, объединение отдельных сверхфразовых единств в целостный текст и подчиняют их общему содержанию. Изучение участия антропонимов как языковых единиц номинации в реализации вертикальных текстовых связей - это новый ракурс содержательных исследований в лингвистике. Интеграция онимов текстом как сложным структурно-семантическим единством объясняет и их использование в различных функциях, например, для прямой или косвенной характеристики персонажа. Включение определенного ономастического вокабуляра в ткань повествования - сигнал социальной, временной и локальной принадлежности персонажа.
10. В тексте как в связном коммуникативно-функциональном единстве под действием интегративных отношений у имен собственных происходит реализация потенциальных значений, активизация ассоциативных и коннота-тивных значений. Таким образом, антропонимы приобретают дополнительную стилистическую маркированность, участвуя в характеристике персонажей. В сфере коннотации необходимо выделять у имен собственных следующие функции: стилистическую - отнесенность к функциональному стилю речи; эмоционально-оценочную (экспрессивно-оценочную); социально-оценочную; региональную; культурно-историческую (О.И. Фонякова). Среди антропонимов особенно прозвища являются коннотирующими именами, способными не только называть, но и обозначать что-либо, "имплицировать" атрибут. В отличие от официальных именований прозвища всегда связаны с образными переживаниями и выражают эмоциональную оценку. Эмоциональная оценка прозвищ может создаваться за счет метафорического переосмысления апеллятива. Имена литературных, мифологических и библейских персонажей могут выполнять в тексте функцию метафорического сравнения, которое представляет собой логическую форму, не создающую нового и целостного объекта. Самые обычные, наиболее часто использующиеся художественно-стилистические функции онимов в художественном произведении представляют собой прямое применение языковой стилистики собственных имен, лишь соотнесенное с общими художественными целями произведения. Стилистическая функция в художественном тексте имеет две разновидности: информационно-стилистическую (выразителем является внутренняя форма имени) и эмоционально-стилистическую (фонетическая и словообразовательная формы, а также несоответствие имени и фамилии, имени и образа). Фонетический фактор также часто играет немаловажную роль при актуализации художественных антропонимов. Среди фонетических средств выражения эмоциональной оценки типичны намеренное отступление от норм литературного произношения, а также выбор экспрессивных звуковых сочетаний, возникающих в результате апокопы и синкопы гласных полного имени или, наоборот, их удлинения.
11. В литературном произведении собственные имена выполняют ведущую роль в создании "семантической композиции" художественного текста наряду с другими средствами стиля. В раскрытии "поэтической',' еще шире/'художественной" этимологии, то есть не только подменной генетической структуры имени, но и различных ассоциативных осмыслений и звуковых сближений в связи с характеристикой носителя, большую роль играет контекст, определенное лексико-семантическое поле нарицательной лексики, сопровождающее имя и фамилию персонажа. Несмотря на то, что художественные онимы опираются на реальные имена, можно говорить об автономности первых, которая обусловлена наличием у них поэтической функции, вводящей имена собственные в сферу образных стилистических и экспрессивных средств языка. Связи художественного антропонима не только с ономастической, но и с образной системой произведения, с художественным замыслом, с художественным целым детерминирую
7. Ономастические функции имен определяются "социальным заказом" в реальном мире и нередко объясняются не из фактов языка, а из общественного знания соотношения вещей. Поэтому следующая функция, которую выполняют имена собственные в реальной жизни и художественной прозе, - социальная легализация личности. Официальным антропонимам свойственна так называемая паспортная функция, когда человека именуют или он называет себя сам комплексным автонимом, как он записан в документе, удостоверяющем личность. Для реализации функции официального именования личности немецкий художественный антропоним может выступать с различными указателями социальной принадлежности его носителя: с дворянским или духовным титулом, с обозначением профессии или рода занятий, в сочетании с воинским званием, ученым званием, ученой степенью. В сочетаниях антропонимов со словами типа Herr, Frau, Fraulein, Kollege/-in и др., указывающими на полопринадлежность их носителей, выражается не только официальность именования личности, но и реализуется функция дис-танцированности или нейтральности отношения говорящего к именуемому персонажу. При повторном именовании персонажей, особенно в текстовом континууме реализуется функция языковой или антропонимической "экономии ". В реальной коммуникации и в художественных текстах форма имени обычно бывает продиктована конкретной экстралингвистической ситуацией. И реальный, и художественный антропоним может выполнять функцию представления. Причем человек может либо представлять сам себя, либо его представляет кто-то другой. Употребление того или иного онима в представлении может раскрывать определенные социальные отношения между участниками коммуникативного акта. В речевой ситуации имя собственное весьма часто выполняет функцию обращения, через которую также прослеживаются социальные отношения. Фамилии могут выполнять роль "социальных индикаторов", выявляющих национальную принадлежность , социальные ролевые отношения участников акта коммуникации ("отцы" - "дети", муж -жена, начальник - подчиненный) и т.д.
8. Классифицирующая функция художественных антропонимов имеет ряд подфункций, которые позволяют делить все имена по этническому, региональному, социальному, религиозному, половому, возрастному признакам. В речевой ситуации и в литературном тексте личные имена в совокупности своих форм реализуют широкий диапазон экспрессивно-стилистических оттенков: осуждения, раздражения, уничижительности, издевки, ласкательности, фамильярности, пренебрежительности, иронии, нежности неестественной ласковости, фамильярной ласки, гипокористической ироничности, грубоватой почтительности, льстивости, шутливости, язвительности, откровенной издевки, саркастичности, беззлобности и т.д. В сфере ономастической номинации особо следует назвать контактоустанавливаю-щую функцию, свойственную, например, прозвищам в детском коллективе.
Фатическую функцию, то есть функцию сокрытия автонима по разным причинам, проявляющуюся в разного рода переименованиях с целью заменить первоначальное имя, фамилию псевдонимами, церковными именами, корпоративными кличками выделяет О.И. Фонякова. Следует выделить также культурологическую функцию, которая характеризует носителя имени с точки зрения истории, идеологии, национальной принадлежности и социального происхождения. Ее социальный компонент проявляется в отношении окружающих к носителю имени, идеологический характеризует религиозные убеждения персонажей.
9. Во второй блок входят функции, реализуемые художественными антропонимами в тексте (контексте). Анализ и классификация функций художественных персонажей, начиная с композиционной, обеспечивающей единство текста, функции зачина повествования, образно-характеризующей и других, специфичных для художественного произведения, составляют один из аспектов содержания данного исследования. Имена собственные, образующие "ономастический мир" художественного произведения и творчества писателя, играют важную текстообразующую роль в плане развития, как его синтагматики, так и парадигматики. Они создают как бы референтный центр, в котором соединяются воедино все нити портретных описаний, речевые характеристики, эксплицитные и имплицитные данные об их переживаниях и социальном положении, создающие образ персонажа. Функцию, характеризующуюся периодическим повтором имени и создающую тем самым рекуррентность текста, можно назвать циклической функцией. В процессе коммуникации антропонимы вступают в линейные отношения с другими номинативными единицами, реализуют текстовую когезию, то есть связь между отдельными предложениями. Художественные антропонимы функционально всегда соотнесены с текстом как целым и с такими его аспектами, как композиция и сюжет. Поэтому на уровне синтактики следует выделять композиционную функцию имени, которая заключается в том, что имя в структуре художественного произведения способствует мотивированному расположению и организации образов, их связей и отношений. Поскольку слова функционируют в связном тексте, характеризующимся смысловой целостностью, то они служат также созданию интеграции текста (термин И.Р. Гальперина), то есть поддерживают вертикальные текстовые связи, объединение отдельных сверхфразовых единств в целостный текст и подчиняют их общему содержанию. Изучение участия антропонимов как языковых единиц номинации в реализации вертикальных текстовых связей - это новый ракурс содержательных исследований в лингвистике. Интеграция онимов текстом как сложным структурно-семантическим единством объясняет и их использование в различных функциях, например, для прямой или косвенной характеристики персонажа. Включение определенного ономастического вокабуляра в ткань повествования - сигнал социальной, временной и локальной принадлежности персонажа.
10. В тексте как в связном коммуникативно-функциональном единстве под действием интегративных отношений у имен собственных происходит реализация потенциальных значений, активизация ассоциативных и коннота-тивных значений. Таким образом, антропонимы приобретают дополнительную стилистическую маркированность, участвуя в характеристике персонажей. В сфере коннотации необходимо выделять у имен собственных следующие функции: стилистическую - отнесенность к функциональному стилю речи; эмоционально-оценочную (экспрессивно-оценочную); социально-оценочную; региональную; культурно-историческую (О.И. Фонякова). Среди антропонимов особенно прозвища являются коннотирующими именами, способными не только называть, но и обозначать что-либо, "имплицировать" атрибут. В отличие от официальных именований прозвища всегда связаны с образными переживаниями и выражают эмоциональную оценку. Эмоциональная оценка прозвищ может создаваться за счет метафорического переосмысления апеллятива. Имена литературных, мифологических и библейских персонажей могут выполнять в тексте функцию метафорического сравнения, которое представляет собой логическую форму, не создающую нового и целостного объекта. Самые обычные, наиболее часто использующиеся художественно-стилистические функции онимов в художественном произведении представляют собой прямое применение языковой стилистики собственных имен, лишь соотнесенное с общими художественными целями произведения. Стилистическая функция в художественном тексте имеет две разновидности: информационно-стилистическую (выразителем является внутренняя форма имени) и эмоционально-стилистическую (фонетическая и словообразовательная формы, а также несоответствие имени и фамилии, имени и образа). Фонетический фактор также часто играет немаловажную роль при актуализации художественных антропонимов. Среди фонетических средств выражения эмоциональной оценки типичны намеренное отступление от норм литературного произношения, а также выбор экспрессивных звуковых сочетаний, возникающих в результате апокопы и синкопы гласных полного имени или, наоборот, их удлинения.
11. В литературном произведении собственные имена выполняют ведущую роль в создании "семантической композиции" художественного текста наряду с другими средствами стиля. В раскрытии "поэтической',' еще шире/'художественной" этимологии, то есть не только подменной генетической структуры имени, но и различных ассоциативных осмыслений и звуковых сближений в связи с характеристикой носителя, большую роль играет контекст, определенное лексико-семантическое поле нарицательной лексики, сопровождающее имя и фамилию персонажа. Несмотря на то, что художественные онимы опираются на реальные имена, можно говорить об автономности первых, которая обусловлена наличием у них поэтической функции, вводящей имена собственные в сферу образных стилистических и экспрессивных средств языка. Связи художественного антропонима не только с ономастической, но и с образной системой произведения, с художественным замыслом, с художественным целым детерминирую
6. Along with common nouns, proper nouns implement the accumulating (accumulative, encyclopedic, cognitive) function of the language, since many of them store concentrated information about past eras associated with the activities of data carriers - scientists, artists, politicians, writers and other famous personalities. In addition, proper names can act as national signs, that is, they realize the function of an ethnolinguistic sign indicating that their carriers belong to a particular ethnic group and language. Some researchers speak in this case of the informative function of proper names. Artistic prose, not being a photograph or a cast of reality, makes much use of the prototypes of real life and, in this sense, copies social phenomena, which include both the processes of naming and their product — the anthroponyms themselves. The foregoing does not detract from the role of the author in estate and in the artistic use of a particular national anthroponymicon. The proper name, being a cultural dominant, functions in literary texts as a national-cultural component that helps to identify features, characteristic features for a particular nation, of a particular type of linguistic personality.
7. Onomastic functions of names are determined by the “social order” in the real world and are often explained not from the facts of the language, but from the public knowledge of the relation of things. Therefore, the next function that proper names perform in real life and fiction is the social legalization of personality. Official anthroponyms are characterized by the so-called passport function, when a person is named or he calls himself a complex autonym, as he is recorded in an identity document. To implement the function of official naming a person, a German artistic anthroponym can come up with various indicators of the social affiliation of its holder: with a noble or spiritual title, with a designation of a profession or occupation, combined with a military rank, academic rank, and scientific degree. In combinations of anthroponyms with words such as Herr, Frau, Fraulein, Kollege / -in, etc., indicating the gender of their carriers, not only the official naming of the person is expressed, but also the function of the speaker’s distance or neutrality to the named character is realized. When re-naming characters, especially in the text continuum, the function of linguistic or anthroponymic "saving" is realized. In real communication and in literary texts, the form of a name is usually dictated by a specific extra-linguistic situation. Both real and artistic anthroponyms can serve as representations. Moreover, a person can either represent himself or someone else represents him. The use of one or another onym in the presentation may reveal certain social relations between participants in a communicative act. In a speech situation, a proper name very often performs the function of circulation, through which social relations are also traced. Surnames can fulfill the role of “social indicators” revealing national affiliation, social role relations of participants in the act of communication (“fathers” - “children”, husband – wife, boss –– subordinate), etc.
8. The classifying function of artistic anthroponyms has a number of subfunctions that allow you to divide all names by ethnic, regional, social, religious, gender, age. In the speech situation and in the literary text, personal names in the aggregate of their forms realize a wide range of expressive-stylistic shades: condemnation, irritation, pejorativeness, mockery, tenderness, familiarity, neglect, irony, tenderness, unnatural tenderness, familiar affection, hypocoristic irony, flattery, playfulness, causticity, outright mockery, sarcasticity, malice, etc. In the sphere of onomastic nomination, it is especially worth mentioning the contact-setting function, which is characteristic, for example, of nicknames in a children's collective.
The fatal function, that is, the function of hiding an autonym for various reasons, manifested in various renames in order to replace the original name, surname with pseudonyms, church names, corporate nicknames, is distinguished by O.I. Fonyakova. It should also be noted cultural function, which characterizes the bearer of the name in terms of history, ideology, nationality and social origin. Its social component is manifested in relation to those around the bearer of the name, ideological characterizes the religious beliefs of the characters.
9. The second block includes functions implemented by artistic anthroponyms in the text (context). Analysis and classification of the functions of artistic characters, starting with compositional, ensuring the unity of the text, the functions of the origin of the narrative, figuratively characterizing and others specific to the work of art, with
7. Onomastic functions of names are determined by the “social order” in the real world and are often explained not from the facts of the language, but from the public knowledge of the relation of things. Therefore, the next function that proper names perform in real life and fiction is the social legalization of personality. Official anthroponyms are characterized by the so-called passport function, when a person is named or he calls himself a complex autonym, as he is recorded in an identity document. To implement the function of official naming a person, a German artistic anthroponym can come up with various indicators of the social affiliation of its holder: with a noble or spiritual title, with a designation of a profession or occupation, combined with a military rank, academic rank, and scientific degree. In combinations of anthroponyms with words such as Herr, Frau, Fraulein, Kollege / -in, etc., indicating the gender of their carriers, not only the official naming of the person is expressed, but also the function of the speaker’s distance or neutrality to the named character is realized. When re-naming characters, especially in the text continuum, the function of linguistic or anthroponymic "saving" is realized. In real communication and in literary texts, the form of a name is usually dictated by a specific extra-linguistic situation. Both real and artistic anthroponyms can serve as representations. Moreover, a person can either represent himself or someone else represents him. The use of one or another onym in the presentation may reveal certain social relations between participants in a communicative act. In a speech situation, a proper name very often performs the function of circulation, through which social relations are also traced. Surnames can fulfill the role of “social indicators” revealing national affiliation, social role relations of participants in the act of communication (“fathers” - “children”, husband – wife, boss –– subordinate), etc.
8. The classifying function of artistic anthroponyms has a number of subfunctions that allow you to divide all names by ethnic, regional, social, religious, gender, age. In the speech situation and in the literary text, personal names in the aggregate of their forms realize a wide range of expressive-stylistic shades: condemnation, irritation, pejorativeness, mockery, tenderness, familiarity, neglect, irony, tenderness, unnatural tenderness, familiar affection, hypocoristic irony, flattery, playfulness, causticity, outright mockery, sarcasticity, malice, etc. In the sphere of onomastic nomination, it is especially worth mentioning the contact-setting function, which is characteristic, for example, of nicknames in a children's collective.
The fatal function, that is, the function of hiding an autonym for various reasons, manifested in various renames in order to replace the original name, surname with pseudonyms, church names, corporate nicknames, is distinguished by O.I. Fonyakova. It should also be noted cultural function, which characterizes the bearer of the name in terms of history, ideology, nationality and social origin. Its social component is manifested in relation to those around the bearer of the name, ideological characterizes the religious beliefs of the characters.
9. The second block includes functions implemented by artistic anthroponyms in the text (context). Analysis and classification of the functions of artistic characters, starting with compositional, ensuring the unity of the text, the functions of the origin of the narrative, figuratively characterizing and others specific to the work of art, with
У записи 1 лайков,
1 репостов.
1 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Alina Zakharenko