«Дорогая Франческа! Пишу тебе это письмо о будущем....

«Дорогая Франческа!

Пишу тебе это письмо о будущем. Я смотрю на него сквозь призму своего мира, сквозь призму кинематографа, являвшегося центром этого мира.

За последние годы я понял, что представление о кино, с которым я рос и которое заметно в фильмах, что я показывал тебе с детства, те представления, что расцветали, когда я начал снимать кино, уже неактуальны. И я не имею в виду уже снятые фильмы, речь о тех, которые еще будут сняты.

Я не собирался впадать в отчаяние. Я пишу эти строки без уныния в душе. Напротив, я считаю, что у кино светлое будущее.

Всегда было известно, что кино — это бизнес, что искусство в кино возможно только благодаря связям с условиями бизнеса. Никто из нас, начинавших в 1960-х и 1970-х, не питал иллюзий по этому поводу. Мы понимали, что ради сохранения того, что мы любим, придется хорошенько поработать. Мы также понимали, что иногда будет нелегко. И, пожалуй, в какой-то мере мы осознавали, что столкнемся со временем, когда любой элемент непредсказуемости, любые затруднения в кинопроцессе будут сведены к минимуму или вообще исчезнут. Самый непредсказуемый элемент из всех? Фильм. И люди, которые его снимают.

Не хочется повторяться, поскольку об изменениях в кинобизнесе было многое сказано и написано до меня, но исключения из правил крайне воодушевляют. Уэс Андерсон, Ричард Линклейтер, Дэвид Финчер, Александр Пэйн, братья Коэн, Джеймс Грэй, Пол Томас Андерсон — им удается снимать кино, а Пол не только снял «Мастера» на 70-миллиметровой пленке, но и показал фильм в этой проекции в ряде городов. Любой человек, которому небезразлична судьба кинематографа, должен быть благодарен.

Я также очень тронут авторами, продолжающими снимать фильмы во всем мире: во Франции, Южной Корее, Англии, Японии, Африке. Это становится все труднее, но они справляются.

Но я не сочту себя пессимистом, если скажу, что искусство кино и кинобизнес сейчас на перепутье. Аудиовизуальное развлечение и то, что мы называем кино — движущиеся картинки, задуманные отдельными людьми, — похоже, движутся в разных направлениях. В будущем ты, возможно, будешь все реже встречать то, что называется кино в мультиплексах, но чаще видеть его в небольших залах, в интернете и как вариант в местах и при обстоятельствах, которые я не берусь предсказать.

Так почему же будущее столь светлое? Потому что впервые за историю этой формы искусства фильмы можно снимать за очень небольшие деньги. Во времена моей юности это было неслыханное дело, и крайне малобюджетные фильмы всегда были исключением, нежели правилом. Теперь все наоборот. Доступные по цене камеры позволяют красиво снимать. Можно записывать звук. Можно монтировать дома и там же заниматься цветокоррекцией. Все это теперь возможно.

Но при всем внимании к технологиям, совершившим революцию в производстве кино, стоит помнить одну важную вещь: кино снимают не инструменты, кино снимаешь ты. Можно свободно взять камеру, снять что-то и смонтировать в Final Cut Pro. Снять фильм такой, какой ты хочешь, — это совсем другое дело. Срезать не получится (здесь Скорсезе употребляет слово shortcuts, имеющее значение «кратчайший путь» и одновременно обозначающее клавишу быстрого доступа на компьютере — Прим. ред.).

Если бы Джон Кассаветис, мой друг и наставник, был сейчас жив, он бы с радостью использовал имеющееся оборудование. Но при этом он сказал бы то же самое, что и всегда: нужно полностью отдавать себя работе, защищать искру, благодаря которой ты решил снимать этот фильм. Защищать ценой жизни. В прошлом из-за дороговизны производства кино нам приходилось защищаться от истощения и компромиссов. В будущем тебе придется сражаться против других факторов. Например, с желанием плыть по течению и дать фильму ускользнуть от тебя.

И дело не только в сущности кино. Кратчайшего пути не бывает в принципе. Я не хочу сказать, будто все должно даваться тяжело. Я хочу сказать, что голос, что воодушевляет тебя, — это твой голос. Или, как говорят квакеры, внутренний свет.

Это ты. И такова правда».
“Dear Francesca!

I am writing you this letter about the future. I look at it through the prism of my world, through the prism of cinema, which was the center of this world.

In recent years, I realized that the idea of ​​a movie with which I grew up and which is noticeable in the films that I showed you from childhood, the ideas that flourished when I started making films, are no longer relevant. And I do not mean the films that have already been shot, the speech about those that will still be shot.

I was not going to fall into despair. I write these lines without discouragement in my soul. On the contrary, I believe that cinema has a bright future.

It has always been known that cinema is a business, that art in cinema is possible only through relations with business conditions. None of us starting in the 1960s and 1970s had any illusions about this. We understood that in order to preserve what we love, we will have to work hard. We also understood that sometimes it would not be easy. And, perhaps, to some extent, we realized that we would face a time when any element of unpredictability, any difficulties in the film process would be minimized or even disappear. The most unpredictable element of all? Film. And the people who take it off.

I don’t want to repeat myself, because a lot has been said and written before the changes in the film business, but exceptions to the rules are extremely encouraging. Wes Anderson, Richard Linklater, David Fincher, Alexander Payne, the Cohen brothers, James Gray, Paul Thomas Anderson - they manage to make a movie, and Paul not only shot "The Wizard" on 70 mm film, but also showed the film in this projection in a number of cities. Any person who is not indifferent to the fate of cinema should be grateful.

I am also very touched by authors who continue to make films all over the world: in France, South Korea, England, Japan, Africa. It is getting harder, but they are coping.

But I will not consider myself a pessimist if I say that the art of cinema and the film business are now at a crossroads. Audiovisual entertainment and what we call cinema - moving pictures conceived by individuals - seem to be moving in different directions. In the future, you will probably be less likely to encounter what is called a movie in multiplexes, but more often to see it in small halls, on the Internet and as an option in places and under circumstances that I can’t presume to predict.

So why is the future so bright? Because for the first time in the history of this art form, films can be made for very little money. In the days of my youth, this was an unheard of affair, and extremely low-budget films were always the exception rather than the rule. Now the opposite is true. Affordable cameras allow you to shoot beautifully. You can record sound. You can mount at home and do color correction there. All of this is now possible.

But with all the attention paid to the technologies that revolutionized the production of cinema, it is worth remembering one important thing: cinema is not shot with instruments, you are making cinema. You can freely take a camera, take something and mount it in Final Cut Pro. Making a movie the way you want is a completely different matter. Cutting will not work (here Scorsese uses the word shortcuts, meaning "shortest path" and at the same time denoting a shortcut key on the computer - approx. Ed.).

If John Cassavetes, my friend and mentor, were now alive, he would gladly use the available equipment. But at the same time, he would say the same thing as always: you need to give yourself completely to work, to protect the spark, thanks to which you decided to make this film. Protect at the cost of life. In the past, because of the high cost of movie production, we had to defend ourselves from exhaustion and compromise. In the future you will have to fight against other factors. For example, with the desire to go with the flow and let the film slip away from you.

And it's not just the essence of the movie. There is no shortcut in principle. I do not want to say that everything should be given hard. I want to say that the voice that inspires you is your voice. Or, as the Quakers say, inner light.

It's you. And such is the truth. ”
У записи 1 лайков,
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Alexey Bodnya

Понравилось следующим людям