С. Двлатов. Верхом на улитке) забавно, что нашла именно сегодня.ФБ знает
«Верхом на улитке»
Рассказ Сергея Довлатова о русском художнике Михаиле Шемякине
...А все, что друг мой сотворил, —
От Бога, не от беса
Он крупного помола был,
Крутого был замеса!..
В. Высоцкий
«Посвящается Шемякину»
Лично я воспринимаю успех Михаила Шемякина на Западе как персональное оскорбление. Его успех оглушителен до зависти, мести и полного твоего неверия в себя.
Молодой, знаменитый, богатый, талантливый, умный, красивый и честный... Можно такое пережить без конвульсий? Не думаю...
Я не специалист и не буду оценивать живопись Шемякина (тем более что ее уже оценили. Небольшая картина продана за 90 000 долларов). Меня, откровенно говоря, волнует не живопись Шемякина, а его судьба.
Вот — пунктиром — несколько штрихов биографии.
Отец — полковник кавалерии. Мать — актриса. Отец, ревнивый кавказец, берет жену на фронт. Хрупкая служительница Мельпомены участвует в конных атаках и рубится шашкой.
Где-то над обломками Кенигсберга восходит звезда Михаила Шемякина.
Затем (отец военный) — немецкая школа в здании бывшего гестапо.
С 57 года — Ленинград. Отвратительная коммуналка. (Отец и мать, по-видимому, развелись.)
Средняя художественная школа. Увлечение старыми мастерами. Пренебрежение соцреализмом.
Группу подростков выгоняют из СХШ. Они работают и учатся самостоятельно.
Примерно в эти годы Шемякин изобретает злополучный «метафизический синтетизм» (стоивший ему двух психбольниц и принесший мировую славу).
Термин, конечно, мудреный. Скажем так:
Основы жизни и основы культуры — совпадают. Художник движется к основам, не выявляя, а преодолевая свою неповторимую индивидуальность. (Шемякину хорошо. Сначала выявил, да еще как, а затем уж и преодолеть не жалко.) Личное (Я) — временно и тщетно. Вечно — общее (жизнь, природа, культура). И разумеется — Бог как выражение самого общего начала...
С облегчением вздохнем и продолжим.
Шемякин работает грузчиком. Оформляет книги. Якшается с подозрительными иностранцами (а какой иностранец не подозрителен?!). Дерзит КГБ.
Короче, привычный советский детектив, без выстрелов, но с жертвами. Затем эмиграция, слава, назойливые корреспонденты...
В Ленинграде я Шемякина знал мало. А теперь знаю еще меньше. Хотя вспоминается и наше знакомство, и какие-то разговоры...
Сейчас мне хочется думать, что было какое-то особое впечатление. Было ли? Шемякин тогда не очень выделялся. В Ленинграде тысячи претенциозных молодых художников. И кудри неаполитанские у многих, и брюки с заплатами из отцовских портфелей.
Вспоминается Шемякин дерзким и самоуверенным.
— Скоро уеду, — говорит он.
— Вы же не еврей (тогда это было сложно).
— У меня друзья на Западе.
— Влиятельные?
— Помпон обещал содействие.
— Кто это — Помпон?
— Помпиду.
Действительно, тогдашний президент Франции, эстет и сноб, любил художества Шемякина.
Так он и уехал. Рисовал картины, богател, меценатствовал, пил, достиг величия...
Я часто думаю, откуда такие берутся?! Эти голодные недоучившиеся российские мальчики?! С невероятными философскими реформами?! С гениальными картинами?! С романами вроде «Москва—Петушки»?!
Кто их создает?
Я знаю — кто. Советская власть!
Проклинаем ее, и не зря. А ведь создает же!
Как это происходит? На голове у каждого художника лежит металлическая плита соцреализма. И давит многотонной тяжестью. Художник тоже напрягается, мужает. Кто-то, сломленный, падает. Кто-то превращается в атланта.
Вот так. На голове у западного человека — сомбреро. А у нашего — плита...
Бродского давили, давили, и что вышло?
С Шемякиным такая же история...
Вы спросите, а при чем тут улитка? Улитка при том:
Можно всю жизнь, подобно Илье Глазунову, копировать русские иконы. И всю жизнь проваляться в материалистической луже. А можно — по-другому. Оседлать, как Шемякин, метафизическую улитку и в безумном, ошеломляющем рывке пробить небесный купол...
И что тогда? А тогда — разговор с Небожителем.
И тут мы, непосвященные, умолкаем...
«Верхом на улитке»
Рассказ Сергея Довлатова о русском художнике Михаиле Шемякине
...А все, что друг мой сотворил, —
От Бога, не от беса
Он крупного помола был,
Крутого был замеса!..
В. Высоцкий
«Посвящается Шемякину»
Лично я воспринимаю успех Михаила Шемякина на Западе как персональное оскорбление. Его успех оглушителен до зависти, мести и полного твоего неверия в себя.
Молодой, знаменитый, богатый, талантливый, умный, красивый и честный... Можно такое пережить без конвульсий? Не думаю...
Я не специалист и не буду оценивать живопись Шемякина (тем более что ее уже оценили. Небольшая картина продана за 90 000 долларов). Меня, откровенно говоря, волнует не живопись Шемякина, а его судьба.
Вот — пунктиром — несколько штрихов биографии.
Отец — полковник кавалерии. Мать — актриса. Отец, ревнивый кавказец, берет жену на фронт. Хрупкая служительница Мельпомены участвует в конных атаках и рубится шашкой.
Где-то над обломками Кенигсберга восходит звезда Михаила Шемякина.
Затем (отец военный) — немецкая школа в здании бывшего гестапо.
С 57 года — Ленинград. Отвратительная коммуналка. (Отец и мать, по-видимому, развелись.)
Средняя художественная школа. Увлечение старыми мастерами. Пренебрежение соцреализмом.
Группу подростков выгоняют из СХШ. Они работают и учатся самостоятельно.
Примерно в эти годы Шемякин изобретает злополучный «метафизический синтетизм» (стоивший ему двух психбольниц и принесший мировую славу).
Термин, конечно, мудреный. Скажем так:
Основы жизни и основы культуры — совпадают. Художник движется к основам, не выявляя, а преодолевая свою неповторимую индивидуальность. (Шемякину хорошо. Сначала выявил, да еще как, а затем уж и преодолеть не жалко.) Личное (Я) — временно и тщетно. Вечно — общее (жизнь, природа, культура). И разумеется — Бог как выражение самого общего начала...
С облегчением вздохнем и продолжим.
Шемякин работает грузчиком. Оформляет книги. Якшается с подозрительными иностранцами (а какой иностранец не подозрителен?!). Дерзит КГБ.
Короче, привычный советский детектив, без выстрелов, но с жертвами. Затем эмиграция, слава, назойливые корреспонденты...
В Ленинграде я Шемякина знал мало. А теперь знаю еще меньше. Хотя вспоминается и наше знакомство, и какие-то разговоры...
Сейчас мне хочется думать, что было какое-то особое впечатление. Было ли? Шемякин тогда не очень выделялся. В Ленинграде тысячи претенциозных молодых художников. И кудри неаполитанские у многих, и брюки с заплатами из отцовских портфелей.
Вспоминается Шемякин дерзким и самоуверенным.
— Скоро уеду, — говорит он.
— Вы же не еврей (тогда это было сложно).
— У меня друзья на Западе.
— Влиятельные?
— Помпон обещал содействие.
— Кто это — Помпон?
— Помпиду.
Действительно, тогдашний президент Франции, эстет и сноб, любил художества Шемякина.
Так он и уехал. Рисовал картины, богател, меценатствовал, пил, достиг величия...
Я часто думаю, откуда такие берутся?! Эти голодные недоучившиеся российские мальчики?! С невероятными философскими реформами?! С гениальными картинами?! С романами вроде «Москва—Петушки»?!
Кто их создает?
Я знаю — кто. Советская власть!
Проклинаем ее, и не зря. А ведь создает же!
Как это происходит? На голове у каждого художника лежит металлическая плита соцреализма. И давит многотонной тяжестью. Художник тоже напрягается, мужает. Кто-то, сломленный, падает. Кто-то превращается в атланта.
Вот так. На голове у западного человека — сомбреро. А у нашего — плита...
Бродского давили, давили, и что вышло?
С Шемякиным такая же история...
Вы спросите, а при чем тут улитка? Улитка при том:
Можно всю жизнь, подобно Илье Глазунову, копировать русские иконы. И всю жизнь проваляться в материалистической луже. А можно — по-другому. Оседлать, как Шемякин, метафизическую улитку и в безумном, ошеломляющем рывке пробить небесный купол...
И что тогда? А тогда — разговор с Небожителем.
И тут мы, непосвященные, умолкаем...
S. Dvlatov. Riding on a snail) it’s funny that I found it today. The FB knows
"Riding on a Snail"
The story of Sergei Dovlatov about the Russian artist Mikhail Shemyakin
... And all that my friend has done -
From God, not from the devil
He was coarse grinding,
There was a batch!
V. Vysotsky
"Dedicated to Shemyakin"
Personally, I perceive the success of Mikhail Shemyakin in the West as a personal insult. His success is deafening to envy, revenge and your complete disbelief in yourself.
Young, famous, rich, talented, intelligent, beautiful and honest ... Can you survive this without convulsions? I don’t think so ...
I’m not a specialist and I won’t appreciate Shemyakin’s painting (all the more so since she was already appreciated. A small painting sold for $ 90,000). Frankly speaking, I am not concerned about Shemyakin's painting, but about his fate.
Here is a dotted line - a few strokes of the biography.
Father is a colonel of cavalry. Mother is an actress. A father, a jealous Caucasian, takes his wife to the front. The fragile servant of Melpomene participates in horse attacks and cuts with a saber.
Somewhere above the wrecks of Koenigsberg, the star of Mikhail Shemyakin rises.
Then (military father) - a German school in the building of the former Gestapo.
Since 57 years - Leningrad. Disgusting communal apartment. (Father and mother seem to have divorced.)
Secondary art school. Passion for the old masters. Neglect of Socialist Realism.
A group of teenagers are kicked out of the school. They work and study on their own.
Around these years, Shemyakin invented the ill-fated “metaphysical synthetism” (costing him two psychiatric hospitals and bringing world fame).
The term, of course, is tricky. So to speak:
The foundations of life and the foundations of culture are the same. The artist moves to the basics, not revealing, but overcoming his unique personality. (Shemyakin is well. At first he revealed, and how, and then it was not a pity to overcome.) Personal (I) - temporarily and in vain. Forever - general (life, nature, culture). And of course - God as an expression of the most general principle ...
With a sigh of relief, we continue.
Shemyakin works as a loader. Draws books. It hid with suspicious foreigners (and which foreigner is not suspicious ?!). KGB Bugger.
In short, the usual Soviet detective, without shots, but with victims. Then emigration, fame, annoying correspondents ...
In Leningrad, I knew little Shemyakin. And now I know even less. Although we recall both our acquaintance and some conversations ...
Now I want to think that there was some special impression. Was it? Shemyakin then did not stand out. In Leningrad, thousands of pretentious young artists. And many Neapolitan curls, and trousers with patches from their father's briefcases.
I recall Shemyakin as bold and self-confident.
“I'm leaving soon,” he says.
- You are not a Jew (then it was difficult).
- I have friends in the West.
- Influential?
- Pompom promised assistance.
- Who is this - Pompom?
- Pompidou.
Indeed, the then president of France, an esthetician and a snob, loved the art of Shemyakin.
So he left. He painted, grew rich, patronized, drank, achieved greatness ...
I often think where such come from ?! These hungry, unlearned Russian boys ?! With incredible philosophical reforms ?! With brilliant paintings ?! With novels like Moscow-Petushki ?!
Who creates them?
I know who. Soviet authority!
Curse her, and not in vain. But it creates the same!
How does this happen? On the head of each artist lies a metal plate of socialist realism. And crushes with heavy tonnage. The artist is also tense, he is getting old. Someone, broken, falls. Someone is turning into Atlanta.
Like this. On the head of a Western man is a sombrero. And ours has a stove ...
Brodsky was crushed, crushed, and what happened?
Shemyakin has the same story ...
You ask, what does the snail have to do with it? Snail with:
You can copy Russian icons all your life, like Ilya Glazunov. And all my life to fall into a materialistic puddle. And you can - in a different way. To saddle like a Shemyakin, a metaphysical snail and in a crazy, stunning jerk to break through the heavenly dome ...
And then what? And then - a conversation with the Celestial.
And here we, the uninitiated, are silent ...
"Riding on a Snail"
The story of Sergei Dovlatov about the Russian artist Mikhail Shemyakin
... And all that my friend has done -
From God, not from the devil
He was coarse grinding,
There was a batch!
V. Vysotsky
"Dedicated to Shemyakin"
Personally, I perceive the success of Mikhail Shemyakin in the West as a personal insult. His success is deafening to envy, revenge and your complete disbelief in yourself.
Young, famous, rich, talented, intelligent, beautiful and honest ... Can you survive this without convulsions? I don’t think so ...
I’m not a specialist and I won’t appreciate Shemyakin’s painting (all the more so since she was already appreciated. A small painting sold for $ 90,000). Frankly speaking, I am not concerned about Shemyakin's painting, but about his fate.
Here is a dotted line - a few strokes of the biography.
Father is a colonel of cavalry. Mother is an actress. A father, a jealous Caucasian, takes his wife to the front. The fragile servant of Melpomene participates in horse attacks and cuts with a saber.
Somewhere above the wrecks of Koenigsberg, the star of Mikhail Shemyakin rises.
Then (military father) - a German school in the building of the former Gestapo.
Since 57 years - Leningrad. Disgusting communal apartment. (Father and mother seem to have divorced.)
Secondary art school. Passion for the old masters. Neglect of Socialist Realism.
A group of teenagers are kicked out of the school. They work and study on their own.
Around these years, Shemyakin invented the ill-fated “metaphysical synthetism” (costing him two psychiatric hospitals and bringing world fame).
The term, of course, is tricky. So to speak:
The foundations of life and the foundations of culture are the same. The artist moves to the basics, not revealing, but overcoming his unique personality. (Shemyakin is well. At first he revealed, and how, and then it was not a pity to overcome.) Personal (I) - temporarily and in vain. Forever - general (life, nature, culture). And of course - God as an expression of the most general principle ...
With a sigh of relief, we continue.
Shemyakin works as a loader. Draws books. It hid with suspicious foreigners (and which foreigner is not suspicious ?!). KGB Bugger.
In short, the usual Soviet detective, without shots, but with victims. Then emigration, fame, annoying correspondents ...
In Leningrad, I knew little Shemyakin. And now I know even less. Although we recall both our acquaintance and some conversations ...
Now I want to think that there was some special impression. Was it? Shemyakin then did not stand out. In Leningrad, thousands of pretentious young artists. And many Neapolitan curls, and trousers with patches from their father's briefcases.
I recall Shemyakin as bold and self-confident.
“I'm leaving soon,” he says.
- You are not a Jew (then it was difficult).
- I have friends in the West.
- Influential?
- Pompom promised assistance.
- Who is this - Pompom?
- Pompidou.
Indeed, the then president of France, an esthetician and a snob, loved the art of Shemyakin.
So he left. He painted, grew rich, patronized, drank, achieved greatness ...
I often think where such come from ?! These hungry, unlearned Russian boys ?! With incredible philosophical reforms ?! With brilliant paintings ?! With novels like Moscow-Petushki ?!
Who creates them?
I know who. Soviet authority!
Curse her, and not in vain. But it creates the same!
How does this happen? On the head of each artist lies a metal plate of socialist realism. And crushes with heavy tonnage. The artist is also tense, he is getting old. Someone, broken, falls. Someone is turning into Atlanta.
Like this. On the head of a Western man is a sombrero. And ours has a stove ...
Brodsky was crushed, crushed, and what happened?
Shemyakin has the same story ...
You ask, what does the snail have to do with it? Snail with:
You can copy Russian icons all your life, like Ilya Glazunov. And all my life to fall into a materialistic puddle. And you can - in a different way. To saddle like a Shemyakin, a metaphysical snail and in a crazy, stunning jerk to break through the heavenly dome ...
And then what? And then - a conversation with the Celestial.
And here we, the uninitiated, are silent ...
У записи 2 лайков,
0 репостов,
139 просмотров.
0 репостов,
139 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Аня Никонорова