Короткий, но душещипательный отрывок из “Homo Deus”
Джон Уотсон, ведущий в 1920-х годах авторитет в области детского воспитания, строго наставлял: «Никогда не обнимайте и не целуйте [своих детей], никогда не сажайте их на колени. В случае крайней необходимости поцелуйте один раз в лоб, когда они отправляются спать. Утром поздоровайтесь с ними за руку». Популярный журнал «Уход за ребенком» объяснял, что секрет воспитания заключается в том, чтобы блюсти дисциплину и удовлетворять материальные нужды детей в строгом соответствии с распорядком дня. Статья 1929 года внушала родителям: «Если младенец криком требует еды раньше обычного часа кормления, не берите его на руки, не качайте, чтобы он успокоился, и не нянчитесь с ним, пока не придет время кормить. Ребенку, даже крошечному, плач не повредит».
Только в 1950-х и 1960-х годах специалисты начали отказываться от жестких бихевиористских теорий и признавать первостепенную важность эмоциональных потребностей. В ряде знаменитых (и шокирующе жестоких) экспериментов психолог Гарри Харлоу отнимал новорожденных малышей у их матерей-макак и запирал в маленьких клетках. Когда им предоставлялся выбор между двумя искусственными «мамами» – проволочной, к которой была прикреплена бутылочка с молоком, и мягкой, покрытой махровой тканью, но без бутылочки, – маленькие макаки вцеплялись мертвой хваткой в бесполезных махровых «мам». Эти малютки макаки знали что-то, чего не сумели понять Джон Уотсон и эксперты из «Ухода за ребенком»: у млекопитающих не одна еда на уме. Они нуждаются в эмоциональной близости. Миллионы лет эволюции заложили в макак безграничную жажду эмоционального общения. Эволюция также вдолбила в них представление, что эмоциональная близость возникает с мягкими мохнатыми существами, а не с твердыми металлическими предме тами. (По той же причине маленькие дети проникаются нежностью к куклам, пледам и пахучим тряпочкам, а не к ложкам, камням или деревянным кубикам.)
Потребность в эмоциональном общении настолько сильна, что обезьянки Харлоу бросали кормящих проволочных «мамаш» и переключали внимание на единственный объект, который казался способным удовлетворить эту потребность. Увы, махровые «матери» не отвечали на их любовь, и у маленьких макак развились тяжелые психические и социальные отклонения.
Джон Уотсон, ведущий в 1920-х годах авторитет в области детского воспитания, строго наставлял: «Никогда не обнимайте и не целуйте [своих детей], никогда не сажайте их на колени. В случае крайней необходимости поцелуйте один раз в лоб, когда они отправляются спать. Утром поздоровайтесь с ними за руку». Популярный журнал «Уход за ребенком» объяснял, что секрет воспитания заключается в том, чтобы блюсти дисциплину и удовлетворять материальные нужды детей в строгом соответствии с распорядком дня. Статья 1929 года внушала родителям: «Если младенец криком требует еды раньше обычного часа кормления, не берите его на руки, не качайте, чтобы он успокоился, и не нянчитесь с ним, пока не придет время кормить. Ребенку, даже крошечному, плач не повредит».
Только в 1950-х и 1960-х годах специалисты начали отказываться от жестких бихевиористских теорий и признавать первостепенную важность эмоциональных потребностей. В ряде знаменитых (и шокирующе жестоких) экспериментов психолог Гарри Харлоу отнимал новорожденных малышей у их матерей-макак и запирал в маленьких клетках. Когда им предоставлялся выбор между двумя искусственными «мамами» – проволочной, к которой была прикреплена бутылочка с молоком, и мягкой, покрытой махровой тканью, но без бутылочки, – маленькие макаки вцеплялись мертвой хваткой в бесполезных махровых «мам». Эти малютки макаки знали что-то, чего не сумели понять Джон Уотсон и эксперты из «Ухода за ребенком»: у млекопитающих не одна еда на уме. Они нуждаются в эмоциональной близости. Миллионы лет эволюции заложили в макак безграничную жажду эмоционального общения. Эволюция также вдолбила в них представление, что эмоциональная близость возникает с мягкими мохнатыми существами, а не с твердыми металлическими предме тами. (По той же причине маленькие дети проникаются нежностью к куклам, пледам и пахучим тряпочкам, а не к ложкам, камням или деревянным кубикам.)
Потребность в эмоциональном общении настолько сильна, что обезьянки Харлоу бросали кормящих проволочных «мамаш» и переключали внимание на единственный объект, который казался способным удовлетворить эту потребность. Увы, махровые «матери» не отвечали на их любовь, и у маленьких макак развились тяжелые психические и социальные отклонения.
A short but heartwarming passage from “Homo Deus”
John Watson, a leading authority on child-rearing in the 1920s, strictly admonished: “Never hug and kiss [your children], never put them on your knees. In case of emergency, kiss once on the forehead when they go to bed. Say hello to them in the morning. ” The popular magazine “Child Care” explained that the secret of upbringing is to maintain discipline and satisfy the material needs of children in strict accordance with the daily routine. A 1929 article inspired parents: “If a baby cries out for food before the usual hour of feeding, don’t take it in your arms, don’t shake it to calm down, and don’t babysit it until the time comes to feed. Crying will not hurt a child, even a tiny one. ”
Only in the 1950s and 1960s did specialists begin to abandon rigid behavioral theories and recognize the paramount importance of emotional needs. In a number of famous (and shockingly cruel) experiments, psychologist Harry Harlow robbed newborn babies from their macaque mothers and locked them in small cages. When they were given the choice between two artificial “moms” - a wire, to which a bottle of milk was attached, and a soft, covered terry cloth, but without a bottle — small macaques clutched a dead grip on the useless terry “moms”. These little macaques knew something that John Watson and the experts from Baby Care were unable to understand: mammals have more than one meal on their mind. They need emotional closeness. Millions of years of evolution have laid in macaques an unlimited thirst for emotional communication. Evolution also sounded in them the idea that emotional closeness arises with soft furry creatures, and not with hard metal objects. (For the same reason, young children become infatuated with dolls, rugs, and odorous rags, rather than spoons, stones, or wooden cubes.)
The need for emotional communication is so strong that the Harlow monkeys threw lactating wire “mothers” and turned their attention to the only object that seemed able to satisfy this need. Alas, the terry "mothers" did not respond to their love, and small macaques developed severe mental and social deviations.
John Watson, a leading authority on child-rearing in the 1920s, strictly admonished: “Never hug and kiss [your children], never put them on your knees. In case of emergency, kiss once on the forehead when they go to bed. Say hello to them in the morning. ” The popular magazine “Child Care” explained that the secret of upbringing is to maintain discipline and satisfy the material needs of children in strict accordance with the daily routine. A 1929 article inspired parents: “If a baby cries out for food before the usual hour of feeding, don’t take it in your arms, don’t shake it to calm down, and don’t babysit it until the time comes to feed. Crying will not hurt a child, even a tiny one. ”
Only in the 1950s and 1960s did specialists begin to abandon rigid behavioral theories and recognize the paramount importance of emotional needs. In a number of famous (and shockingly cruel) experiments, psychologist Harry Harlow robbed newborn babies from their macaque mothers and locked them in small cages. When they were given the choice between two artificial “moms” - a wire, to which a bottle of milk was attached, and a soft, covered terry cloth, but without a bottle — small macaques clutched a dead grip on the useless terry “moms”. These little macaques knew something that John Watson and the experts from Baby Care were unable to understand: mammals have more than one meal on their mind. They need emotional closeness. Millions of years of evolution have laid in macaques an unlimited thirst for emotional communication. Evolution also sounded in them the idea that emotional closeness arises with soft furry creatures, and not with hard metal objects. (For the same reason, young children become infatuated with dolls, rugs, and odorous rags, rather than spoons, stones, or wooden cubes.)
The need for emotional communication is so strong that the Harlow monkeys threw lactating wire “mothers” and turned their attention to the only object that seemed able to satisfy this need. Alas, the terry "mothers" did not respond to their love, and small macaques developed severe mental and social deviations.
У записи 75 лайков,
0 репостов,
1907 просмотров.
0 репостов,
1907 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Валерий Астанчук