Посмертное признание рекламщика Линдс Реддинг (Linds Redding) работал...

Посмертное признание рекламщика

Линдс Реддинг (Linds Redding) работал арт-директором в новозеландских филиалах BBDO и Saatchi & Saatchi. В октябре 2012 года в возрасте 52 лет он скончался от неоперабельного рака пищевода. Его наследием, помимо рекламных проектов, стало эссе «Маленький урок на будущее», написанное им в своем блоге незадолго до ухода из жизни.

Речь в эссе идет о рекламном бизнесе, однако люди, помешанные на работе, есть везде, вне зависимости от профессии. Возможно кого-то этот крик души заставит задуматься и оглянуться на свою жизнь, пока не поздно.

— Много лет назад, когда я только начинал работать в рекламе у нас был такой прием — «Ночная проверка». В течение всего дня я и мой напарник Лоуренс на листах А4 записывали все идеи, которые только приходили нам в голову на тему рабочих проектов. Небрежные заголовки, дурацкие каламбуры, простейшие зарисовки маркером. Это была своеобразная мусорная свалка для мозга. Все, что вываливалось из наших голов или вылетало из наших уст, немедленно наносилось на бумагу. К концу дня все самые нелепые и нерабочие идеи отфильтровывались и грудой скомканной бумаги заполняли мусорную корзину в углу нашей каморки.

Если день был продуктивным, то помимо горы бумаги, пластиковых стаканчиков из-под кофе и переполненных пепельниц, скапливалась толстенькая стопка «концептов». Мы аккуратно развешивали эти листы на стене нашего офиса перед тем, как отправиться в бар выпить по пинте пива.

На следующий день, не обращая внимания на похмелье, ровно в 10:00 мы приходили на работу и свежим взглядом оценивали результаты нашего вчерашнего труда. Как правило, треть идей отсеивалась сразу. Поразительно, как идеи, еще вчера казавшиеся на момент их рождения уморительно смешными или поистине выдающимися, меркнут при свете отрезвляющего утреннего света. К полуденному кофе все агентство было в сборе и мы возвращались к наше рутинной работе: слонялись с умным видом по офису, критикуя творения других креативных пар.

Но вот в чем дело.

«Ночная проверка» работает только в том случае, если вы можете себе позволить эту ночь. Шло время, настали 90-е, которые перевернули индустрию рекламы и не только. Появились новые инструменты, бесконечные возможности и неотложные дедлайны. С появлением цифровых технологий наша работа значительно ускорилась. Появилась идея? Реализуй и предоставь в течение нескольких часов! Поначалу это была роскошь. Мы могли так много и так быстро сделать!

Счетоводы там наверху быстренько подсчитали, что теперь за одно и то же время мы можем в три раза больше работать и в три раза больше зарабатывать для них денег.

Очень скоро «Ночная проверка» превратилась в «Проверку ланчем». Затем, сами не понимая как, мы перешли на «Дошираки» за рабочим столом и стали по-очереди уходить домой, чтобы поцеловать детей перед сном. Как только мы приклеивали какую-либо идею на стену, вбегал красномордый аккаунт в дешевом костюме и, срывая листок, уносился прочь. Теперь у нас не было возможности вытянув ноги взглянуть на наши идеи со стороны и отделить зерна от плевел. Мы стали полагаться на опыт и внутренне чутьё. В большинстве случаев это срабатывало.

Стандарты упали. Мы стали более консервативными. Неохотно шли на творческие риски, полагаясь на проверенные и испытанные приемы. Исследования показывали, что уже знакомое дает лучшие результаты, чем что-то новое. А исследования стали новой религией.

Быть по-настоящему креативным — это значит быть лишенным какой-либо стеснительности. Отключить внутреннего цензора. Плевать на то, что думают другие. Вот почему дети так преуспевают в творчестве, а люди с Фольксвагенами, кредитами и чемоданами Луи виттон — нет.

Нужно быть храбрым, чтобы думать вслух. И лучше всего это получается в безопасном и защищенном месте. Когда-то креативные отделы и дизайн-студии были таким местом. Там можно было изливать свои творческие идеи, не боясь осуждения или насмешек. Ведь только так и можно творить, а иначе ты просто закроешься, как моллюск в своей раковине. Это все равно, что заниматься сексом, когда мама подслушивает под дверью. Ничего не получится. Но потом какому-то умнику пришла в голову идея устроить конкуренцию. Творчество превратилось в соревнование. В гонку. Победитель получает работу.

Теперь от этого недуга страдают все. Технологии развиваются со скоростью электрона. А наши бедные перенапрягшиеся нейроны пытаются поспевать. Решения принимаются за доли секунд. Увидел, понравилось, поделился, составил поверхностное представление, запостил в Твиттер. Нет времени ждать или сомневаться. Лови момент! Главное успеть! Раскаиваться будешь потом. Ах да, чтобы прикрыть свою задницу, не забудь поставить смайлик в конце на тот случай, если ты перегнул палку.

Неделя отпуска — это хорошо. Месяц — непозволительная роскошь. Сейчас я «наслаждаюсь» вынужденным отстранением от моей прошлой реальности. И это лучшие 6 месяцев моей жизни. Когда ты привык всю жизнь бежать с низкого старта, стреляя от бедра и танцуя сквозь игольное ушко, полезно взглянуть на свою жизнь со стороны. Очень отрезвляет.

Выясняется, что моя жизнь уже не так мне нравится, как я думал. Я понимаю это, встречаясь время от времени со своими бывшими коллегами. Они набрасываются на меня, с энтузиазмом рассказывают о своем последнем проекте. Я стараюсь с уважением выслушивать, как они спорят о том, кто меньше спит, и кто чаще питается в фастфудах. «Я не видел жену с января», «Я уже ног не чувствую», «А я давно болею, но надо же закончить проект, а то клиент уходит в отпуск», — говорят они. Что думаю я? Что они все с ума посходили. Они безумны. Они настолько оторваны от реальности, что это уже даже не смешно. У меня был шок. Мне казалось, что это все чья-то афера. Обман. Искусный розыгрыш.

Идея, которую мы превозносим и ценим больше всего, превратилась в безделушку, в пластиковую игрушку для рекламы и торговли. Более того, теперь мы должны штамповать их в соответствии с квотой и графиком производства. «Утром нам нужно показать клиенту 6 концепций, потом он уезжает в отпуск. Платит он всего за одну, так что сильно не напрягайтесь, много времени не тратьте. Набросайте что-нибудь. Его любимый цвет — зеленый. Ну пока! Я в клуб. Увидимся утром!»

Вы когда-нибудь пробовали родить идею под дулом пистолета? Это ежедневная реальность креативщиков. И когда он с ней справляется…«извините, клиент не смог прийти на встречу. Я отправил ему в сквош клуб ваши наработки факсом. Ему понравился зеленый вариант. Все кроме шрифта, слов, картинки и идеи. И еще, можно сделать логотип побольше? Надеюсь ты вчера не сильно припозднился? Хорошо, что есть компьютеры! Ну пока, у меня ланч.»

Я видел много креативщиков. Алкоголь, периодически наркотики, чувство тревоги, стресс, разрушенные браки, даже парочка суицидов. Люди просто психологически и эмоционально не приспособлены к такому враждебному и токсичному окружению. Тем не менее очередь из молодых, любознательных, готовых работать за копейки молодых рекламистов не иссякает. Но их энтузиазма хватает ненадолго.

Как же я продержался в рекламе 30 лет? Шел по лезвию бритвы. Прятал ото всех чувство неуверенности и страха. И бежал, бежал так быстро, как только мог, чтобы никто не мог меня догнать. Еще я убедил себя, что больше ничего не смогу в этой жизни делать. Не умею. Реклама — это моё призвание, и мне невероятно повезло, что мне за это почти всегда платят.

Бесчисленные ночи, выходные, праздники, дни рождения, школьные концерты и юбилеи — все было принесено в жертву чему-то, как тогда казалось, более стоящему, тому, что обязательно окупится, когда-то потом…

Это был обман. Сейчас я это понимаю. Все это было не так важно. Просто укладывались в график. Просто продвигали товар. Просто кормили зверя, как я это называю сейчас.

Оно того стоило?

Конечно нет. Это была всего лишь индустрия. Никакого высшего предназначения. Никакого главного приза. Только сертификаты в рамках и маленькие статуэтки. Гора упаковок от антидепрессантов, пустых бутылок, клочья седых волос и опухоль неопределенного размера.

Может показаться, что я себя жалею. Это не так. Было весело. Я преуспел в своем деле. Я познакомился со многими талантливыми и умными людьми, научился работать по ночам, ежедневно провоцировать свой творческий зуд и зарабатывать достаточно денег, чтобы содержать любимую семью, которую даже иногда видел.

Но я ничего не сделал в своей жизни действительно важного. В творческом плане. Я продвинул несколько товаров, улучшил экономическое состояние нескольких компаний и сделал парочку богатых людей еще более богатыми. В то время мне казалось, что это отличная идея. Но «Ночную проверку» она, пожалуй, не прошла бы.

Жаль.

И еще. Если вы читаете все это, сидя в темной студии, агонизируя над тем, стоит ли очередной домохозяйке взять мыло в правую или в левую руку, сделайте себе одолжение — пошлите все к чёрту. Идите домой и поцелуйте свою жену и детей.

Линдс Реддинг «Маленький урок на будущее». Перевод AdMe.ru
Posthumous Ad Recognition

Linds Redding was the art director of the New Zealand affiliates of BBDO and Saatchi & Saatchi. In October 2012, at the age of 52, he died of inoperable cancer of the esophagus. In addition to advertising projects, his legacy was the essay “A Little Lesson for the Future,” which he wrote on his blog shortly before his death.

This essay is about the advertising business, but people who are obsessed with work are everywhere, regardless of profession. Perhaps someone this cry of the soul will make you think and look back at your life before it's too late.

- Many years ago, when I was just starting to work in advertising, we had such a technique - “Night Check”. Throughout the day, my partner Lawrence and I on A4 sheets wrote down all the ideas that only crossed our minds on the topic of work projects. Sloppy headlines, stupid puns, simplest marker sketches. It was a kind of garbage dump for the brain. Everything that fell out of our heads or flew out of our mouths was immediately put on paper. By the end of the day, all the most ridiculous and non-working ideas were filtered out and a pile of crumpled paper filled the trash in the corner of our closet.

If the day was productive, then in addition to a mountain of paper, plastic coffee cups and overflowing ashtrays, a plump pile of “concepts” accumulated. We carefully hung these sheets on the wall of our office before heading to the bar for a pint of beer.

The next day, not paying attention to the hangover, exactly at 10:00 we came to work and fresh eyes evaluated the results of our work yesterday. As a rule, a third of ideas were eliminated immediately. It is amazing how ideas, which yesterday seemed at the time of their birth hilariously funny or truly outstanding, fade in the light of a sobering morning light. By noon coffee, the whole agency was in the collection and we returned to our routine: we wandered around smartly around the office, criticizing the creations of other creative couples.

But here is the thing.

The “night check” only works if you can afford this night. As time passed, the 90s arrived, which turned the advertising industry and more. New tools, endless possibilities and urgent deadlines have appeared. With the advent of digital technology, our work has accelerated significantly. Have an idea? Realize and provide within a few hours! At first it was a luxury. We could do so much and so quickly!

The bookkeepers up there quickly calculated that now, at the same time, we can work three times more and earn three times more money for them.

Very soon, the Night Check turned into a lunch check. Then, without understanding how, we switched to Doshiraki at our desk and began to take turns to go home to kiss the children before going to bed. As soon as we stuck any idea on the wall, a red-faced account ran in a cheap suit and, tearing a piece of paper, was carried away. Now we had no opportunity to stretch our legs to look at our ideas from the side and separate the grain from the chaff. We began to rely on experience and inner instinct. In most cases, this worked.

Standards have fallen. We have become more conservative. They were reluctant to take creative risks, relying on tried and tested techniques. Studies have shown that what is already familiar gives better results than something new. And research has become a new religion.

To be truly creative means to be free from any shyness. Disable internal censor. Spit on what others think. That is why children are so successful in their work, but people with Volkswagen, Louis Vuitton credit and suitcases are not.

You need to be brave to think out loud. And best of all, it happens in a safe and secure place. Creative departments and design studios were once such a place. There one could pour out one's creative ideas without fear of condemnation or ridicule. After all, the only way you can do it, otherwise you’ll just close yourself like a clam in your sink. It's like having sex when mom eavesdrops under the door. Nothing will work out. But then, some clever man came up with the idea to arrange competition. Creativity turned into a competition. To the race. The winner gets the job.

Now everyone suffers from this ailment. Technology is evolving at the speed of an electron. And our poor overstretched neurons are trying to keep up. Decisions are made in fractions of a second. I saw, liked, shared, made a superficial presentation, posted on Twitter. No time to wait or doubt. Seize the moment! The main thing to be in time! You will repent later. Oh yes, to cover your ass, do not forget to put an emoticon at the end in case you go too far.

A week of vacation is good. A month is an inadmissible luxury. Now I am “enjoying” the forced removal from my past reality. And these are the best 6 months of my life. When you’ve got used to running from a low start all your life, shooting from the hip and dancing through the eye of a needle, it’s useful to take a look
У записи 80 лайков,
5 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Юрий Станиславский

Понравилось следующим людям