Один учитель, знаменитый своими знаниями, долго и усердно...

Один учитель, знаменитый своими знаниями, долго и усердно молил Бога показать ему такого человека, от которого бы он мог узнать прямейший путь, удобно ведущий к Небу. Однажды, когда он, проникнутый этим желанием, усерднее обыкновенного воссылал молитвы, ему показалось, что он слышит глас свыше, повелевающий ему выйти из кельи к притвору церковному: «Там, — говорил голос, — найдёшь ты человека, которого ищешь».
Вышел учитель и нашёл у дверей церковных нищего старца, всего покрытого язвами и ранами, в самом жалком виде. Проходя мимо, учитель сказал ему обычное приветствие:
— Добрый день тебе, старец!
А старец отвечал:
— Не помню, чтобы для меня был какой-нибудь день недобрым.
Учитель остановился и, как бы исправляя своё первое приветствие, промолвил:
— Я желаю, чтобы Бог дал тебе счастье.
А старец отвечал:
— Я несчастливым никогда не бывал.
Удивился учитель и, подумав, что не вслушался или не понял его ответа, присовокупил:
— Что ты говоришь? Я желаю, чтобы ты был благополучен.
— А я отвечаю тебе, что злополучным не бывал, — сказал старец.
Тогда учитель сказал:
— Желаю тебе того, чего ты сам себе желаешь.
— Я ни в чём не нуждаюсь и имею всё, что желаю, хотя и не ищу временного благополучия.
— Да спасёт же тебя Бог, — сказал учитель, — если ты презираешь мирские блага. Однако скажи мне, неужели ты один счастливец между людьми? Стало быть, несправедливы слова Иова: человек бо рождён от жены малолетен (Иов. 14:1) и жизнь его наполнена бедами; не понимаю, как один ты умел избежать несчастий?
— Точно так, как я сказал тебе, — возразил старец. — Когда ты пожелал мне доброго и счастливого дня, что я никогда несчастливым и злополучным не бывал, потому что то, что имею, мне Бог дал, за то благодарю. А счастье моё в том и состоит, что я не желаю счастья. Боязнь счастья и несчастья опасна только тому, кто их боится. Но я не забочусь о счастии и никогда не молю о нём к Небесному Отцу, всем управляющему, и, таким образом, я никогда не был несчастливым, подобно тому, желания которого всегда исполняются. Голоден ли я? Благодарю за то Бога, как Отца, ведущего вся, их же требуем (Мф. 6:8). Холодно ли мне, страдаю ли от непогоды, — также хвалю Бога. Смеются ли все надо мною, — равно хвалю Его, потому что знаю, что всё это делает Бог, и невозможно, чтобы то, что делает Он, было худо. Таким образом, всё, — приятное и противное, сладкое и горькое, — принимая радостно, как от руки доброго Отца. Желаю только того, чего желает Бог, и потому всё случается по моему желанию. Злополучен тот, кто ищет счастья в мире, потому что нет здесь другого счастья, как только полагаться во всём на волю Божию. Воля Господня и совершенно добра, и совершенно правосудна; она ни лучшею сделаться, ни худою быть не может. Она судит всех, её — никто. Я стараюсь совершенно её держаться и забочусь только о том, чтобы хотеть того, чего хочет Бог, и не желать того, чего он не желает. А потому и не считаю себя нисколько несчастливым, когда мою волю совершенно соединяю и согласую с волей Божией, так что у меня одно хотение или нехотение: чего хочет или не хочет Бог.
— По убеждению ли своему ты это говоришь? — возразил учитель. — Скажи же мне: так же ли ты думал бы, если бы Богу угодно было послать тебя в ад?
— Богу послать меня в ад? — воскликнул старец. — Но знай, что у меня два плеча дивной силы, которыми бы я ухватился за Него объятием неразлучным: одно плечо — моё глубочайшее смирение, а другое — нелицемерная любовь к Богу. Этими раменами я так бы крепко обнял Бога, что куда бы ни был Им послан, туда — бы и Его повлёк с собою, и, конечно, для меня приятнее было бы быть вне небес с Богом, нежели в небе без Него.
Удивился учитель ответам старца и понял, что кратчайший путь к Богу — быть во всём согласным с Его волей. Желая, однако, ещё более испытать премудрость старца, столь сокровенную в худой храмине его тела, он спросил его:
— Откуда ты пришёл сюда?
— От Бога, — отвечал старец.
— Где же ты нашёл Бога?
— Там, где оставил всё мирское.
— А где оставил ты Бога?
— В чистоте мыслей и доброй совести.
— Кто ты сам? — спросил учитель.
— Кто бы я ни был, — отвечал старец, — но я так доволен моим положением, которое ты видишь, что поистине не поменялся бы им на богатство всех царей земных. Каждый человек, умеющий владеть собою и повелевающий своими мыслями, есть царь.
— Следовательно, и ты царь: где же твоё царство?
— Там, — отвечал старец, указывая на Небо. — Тот Царь, кому это Царство возвещено несомненными чертами.
— Кто тебя научил этому? И кто дал тебе эту премудрость? — спросил, наконец, учитель.
— Скажу тебе, — отвечал старец, — что я целые дни провожу в молчании и, молюсь ли, упражняюсь ли в благочестивых мыслях, всегда забочусь об одном, чтобы крепко быть соединённым с Богом. А соединение с Богом и согласие с Его волею всему научают.
Так учитель, научившись беседою с нищим и преподавши ему мир, возвратился к себе, хваля и славя Бога, утаившего сию от «премудрых и разумных» и открывшего убогому старцу, младенчествующему злобою (Мф. 11:25).
One teacher, famous for his knowledge, for a long time and earnestly prayed to God to show him such a person from whom he could learn the most direct way, conveniently leading to Heaven. Once, when imbued with this desire, more earnestly than usual he sent prayers, it seemed to him that he heard a voice from above, commanding him to leave the cell to the church porch: “There,” said the voice, “you will find the person you are looking for.”
The teacher went out and found at the door of the church a beggar old man, all covered with ulcers and wounds, in the most miserable form. Passing by, the teacher told him the usual greeting:
- Good day to you, old man!
And the elder answered:
“I don’t remember any day being unkind to me.”
The teacher stopped and, as if correcting his first greeting, said:
“I wish God gave you happiness.”
And the elder answered:
- I have never been unhappy.
The teacher was surprised and, thinking that he did not listen or did not understand his answer, he added:
- What are you saying? I wish you to be safe.
“And I tell you that I’ve never been unfortunate,” the elder said.
Then the teacher said:
“I wish you what you yourself wish.”
- I do not need anything and have everything I want, although I am not looking for temporary well-being.
“God save you,” said the teacher, “if you despise worldly goods.” However, tell me, are you really the one lucky between people? Consequently, the words of Job are unfair: a man is born born of a young child (Job 14: 1) and his life is full of troubles; I don’t understand how alone you knew how to avoid unhappiness?
“Just as I told you,” the elder objected. - When you wished me a good and happy day, that I had never been unhappy and unfortunate, because what I have, God has given me, thank you for that. And my happiness lies in the fact that I do not wish happiness. Fear of happiness and unhappiness is dangerous only to those who fear them. But I do not care about happiness, and I never pray for him to Heavenly Father, who rules everything, and thus I have never been unhappy, like the one whose desires are always fulfilled. Am i hungry I thank God for that, as the Father who leads all, but we demand them (Matt. 6: 8). Is it cold to me, do I suffer from bad weather - I also praise God. Whether everyone laughs at me, I praise Him equally, because I know that God does all this, and it is impossible that what He does is evil. Thus, everything - pleasant and nasty, sweet and bitter - accepting joyfully, as at the hands of the good Father. I only wish what God wants, and therefore everything happens according to my desire. He is ill-fated who seeks happiness in the world, because there is no other happiness here, as soon as you rely on the will of God in everything. The will of the Lord is both perfectly good and perfectly just; it cannot become either better or worse. She judges everyone, hers nobody. I try to keep it completely and care only about wanting what God wants, and not wanting what he does not want. And therefore, I do not consider myself in the least unhappy when I completely unite and agree with my will of God, so I have one desire or unwillingness: what God wants or does not want.
“Do you say this to your conviction?” - objected the teacher. “Tell me: would you think the same if God would have liked to send you to hell?”
“God send me to hell?” - exclaimed the elder. “But know that I have two shoulders of marvelous strength, with which I would grasp an inseparable embrace: one shoulder is my deepest humility, and the other is an unfeigned love for God.” With these ramen, I would hug God so tightly that wherever He was sent, He would be brought with him, and, of course, it would be more pleasant for me to be outside of heaven with God than in heaven without Him.
The teacher was surprised at the old man’s answers and realized that the shortest way to God is to be in all agreement with His will. Wanting, however, to experience even more the wisdom of the old man, so hidden in the thin temple of his body, he asked him:
- Where did you come from here?
“From God,” the elder answered.
“Where did you find God?”
- Where I left everything worldly.
- And where did you leave God?
- In the purity of thoughts and good conscience.
- Who are you? - asked the teacher.
“Whoever I may be,” answered the elder, “but I am so pleased with my position that you see that I really would not have exchanged it for the wealth of all the kings of the earth.” Every person who knows how to control himself and commands his thoughts is a king.
“Therefore, you are the king: where is your kingdom?”
“There,” the old man answered, pointing to Heaven. - The King to whom this Kingdom is proclaimed by certain features.
- Who taught you this? And who gave you this wisdom? The teacher finally asked.
“I will tell you,” the elder answered, “that I spend whole days in silence and, whether I pray, exercise in pious thoughts, I always take care of one in order to be firmly connected with God.” And union with God and agreement with His will teach everything.
So the teacher, having learned to talk with a beggar and taught him the world, returned to himself, praising and glorifying God, who had hidden this from “wise and rational” and revealed to a wretched old man, infant with malice
У записи 7 лайков,
2 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Александр Новоселов

Понравилось следующим людям