О мечте.
Так случилось, что в моих руках друг за другом оказались две книги: IPhuck10 Пелевина и “Во что мы верим, но не можем доказать” - книга, в которой интеллектуалы делятся идеями, в которых они глубоко убеждены, хотя научные доказательства еще не получены или не могут быть получены. Обе книги рассуждают о дизайне нашего будущего (50-100 лет). Обе ожидают значительного развития технологий. Но если во второй книге действующие ученые говорят об использовании технологий для преодоления скорости света, поиска других цивилизаций и расселения землян на другие планеты, то в будущем Пелевина вся мощь технологий ушла на создание замысловатой виртуальной сексуальной реальности. Человечество ушло в мир чувственных фантазий и вся сила рынка и технологий работает на то, чтобы поставлять новые фантазии прямиком в мозг людей, у которых для этого достаточно денег. В этом мире уже некому всерьез воспринимать слова Рея Бредбери, сожалеющего в конце жизни, что перед человечеством был открыт космос, а оно придумало костюмы для собак и должность рекламного менеджера.
Что отличает два мира: мир покорения Марса и мир айфака 10? Вроде бы оба мира построены при помощи одних и тех же технологий. Но мир Пелевина построен на коллективном массовом бессознательном. А в мире Бредбери управление осознанное, в его основе лежит Идея. У этого мира есть цели, которые озвучены и всеми понимаются одинаково: открытие тайн мира, существенное улучшение жизни человечества (для которого очевидно нужно раздвинуть границы планеты и границы самих себя).
Иногда кажется, что мир Пелевина движется как каток и всегда побеждает, как бы это ни расстраивало таких людей как Бредбери. И ведь ничего личного, никакого заговора, все дело в экономике. У нас есть базовые потребности в комфорте, сексе, уверенности в себе, причастности к группе и бренду — это раз. Наших вычислительных мощностей не хватает для того, чтобы просчитывать все последствия своих действий и принимать взвешенные решения — это два. Раз, два, и решения за нас принимает наш animal spirit: мы действуем импульсивно, заглушаем пожар своей личной неудовлетворенности, идем проторенными дорогами, пользуемся известными лифтами. Так мы потребляем, так создаем науку, экономику, рожаем и воспитываем новые поколения. Живем, в общем. И над всем этим находится всемогущий рынок, который питается нашими потребностями и бесконечно порождает в нас новые — залог его роста. Рынок — машина без сердца и центрального управления и от этого еще более страшная.
И тем не менее, при всей безысходности, в мире регулярно появляются идеи, способные сдвинуть колею, изменить парадигму, или хотя бы просто зажечь и погреть людей хоть какое-то время (да, в том числе и буквально, ведь наличие управляющей идеи еще ничего не говорит о ее моральном векторе).
Разве это не удивительно, что маленькая идея может воспротивиться катку и колейности нормальной жизни, укорениться в голове какого-то бедняги, зачастую сломать ему жизнь и испортить здоровье и, в конце концов, перевернуть мир с ног на голову? Я, конечно, не первая, кого это удивляет. Есть и такие бедняги, которые заражены идеей рефлексии над самой идеей - где и когда она появляется? Каковы наилучшие условия для ее реализации? Как сделать так, чтобы она приходила почаще? Кто-то отмечал очевидный рост идей в периоды революций (да они и есть двигатели революций). Кто-то связывал их со вспышками на солнце.
А меня просто всегда завораживала эстетика идей. То, как их реализация балансирует на тонком стыке между случайностью и системностью. Не случись одна встреча, практически письмо в бутылке, и ничего не бы не произошло. И в то же время не будь массивных монструозных институтов, катков, и идея осталась бы идеей. Никогда не дошла бы до массового воплощения.
Меня мучает щемящая грусть за всех тех бедных одержимых, которых идея выбрала своей жертвой и носителем. История человечества видится мне как танец катка с бабочкой, чаепитие Пелевина и Бредбери.
И у меня есть мечта. Я мечтаю написать книгу об идеях. Нет, не о причинах и закономерностях. Нет, никаких поисков источника идей. Только эстетическая сторона. Чисто художественное произведение: люди, связи, судьбы, случай, страсть, разочарование, перелом — красота.
Говорят, что каждый человек должен иметь мечту. Хотя я предпочла бы чтобы каждый имел идею. Кажется я свою сформулировала. У меня даже название для книги есть — «Общество Потребления Идей».
Так случилось, что в моих руках друг за другом оказались две книги: IPhuck10 Пелевина и “Во что мы верим, но не можем доказать” - книга, в которой интеллектуалы делятся идеями, в которых они глубоко убеждены, хотя научные доказательства еще не получены или не могут быть получены. Обе книги рассуждают о дизайне нашего будущего (50-100 лет). Обе ожидают значительного развития технологий. Но если во второй книге действующие ученые говорят об использовании технологий для преодоления скорости света, поиска других цивилизаций и расселения землян на другие планеты, то в будущем Пелевина вся мощь технологий ушла на создание замысловатой виртуальной сексуальной реальности. Человечество ушло в мир чувственных фантазий и вся сила рынка и технологий работает на то, чтобы поставлять новые фантазии прямиком в мозг людей, у которых для этого достаточно денег. В этом мире уже некому всерьез воспринимать слова Рея Бредбери, сожалеющего в конце жизни, что перед человечеством был открыт космос, а оно придумало костюмы для собак и должность рекламного менеджера.
Что отличает два мира: мир покорения Марса и мир айфака 10? Вроде бы оба мира построены при помощи одних и тех же технологий. Но мир Пелевина построен на коллективном массовом бессознательном. А в мире Бредбери управление осознанное, в его основе лежит Идея. У этого мира есть цели, которые озвучены и всеми понимаются одинаково: открытие тайн мира, существенное улучшение жизни человечества (для которого очевидно нужно раздвинуть границы планеты и границы самих себя).
Иногда кажется, что мир Пелевина движется как каток и всегда побеждает, как бы это ни расстраивало таких людей как Бредбери. И ведь ничего личного, никакого заговора, все дело в экономике. У нас есть базовые потребности в комфорте, сексе, уверенности в себе, причастности к группе и бренду — это раз. Наших вычислительных мощностей не хватает для того, чтобы просчитывать все последствия своих действий и принимать взвешенные решения — это два. Раз, два, и решения за нас принимает наш animal spirit: мы действуем импульсивно, заглушаем пожар своей личной неудовлетворенности, идем проторенными дорогами, пользуемся известными лифтами. Так мы потребляем, так создаем науку, экономику, рожаем и воспитываем новые поколения. Живем, в общем. И над всем этим находится всемогущий рынок, который питается нашими потребностями и бесконечно порождает в нас новые — залог его роста. Рынок — машина без сердца и центрального управления и от этого еще более страшная.
И тем не менее, при всей безысходности, в мире регулярно появляются идеи, способные сдвинуть колею, изменить парадигму, или хотя бы просто зажечь и погреть людей хоть какое-то время (да, в том числе и буквально, ведь наличие управляющей идеи еще ничего не говорит о ее моральном векторе).
Разве это не удивительно, что маленькая идея может воспротивиться катку и колейности нормальной жизни, укорениться в голове какого-то бедняги, зачастую сломать ему жизнь и испортить здоровье и, в конце концов, перевернуть мир с ног на голову? Я, конечно, не первая, кого это удивляет. Есть и такие бедняги, которые заражены идеей рефлексии над самой идеей - где и когда она появляется? Каковы наилучшие условия для ее реализации? Как сделать так, чтобы она приходила почаще? Кто-то отмечал очевидный рост идей в периоды революций (да они и есть двигатели революций). Кто-то связывал их со вспышками на солнце.
А меня просто всегда завораживала эстетика идей. То, как их реализация балансирует на тонком стыке между случайностью и системностью. Не случись одна встреча, практически письмо в бутылке, и ничего не бы не произошло. И в то же время не будь массивных монструозных институтов, катков, и идея осталась бы идеей. Никогда не дошла бы до массового воплощения.
Меня мучает щемящая грусть за всех тех бедных одержимых, которых идея выбрала своей жертвой и носителем. История человечества видится мне как танец катка с бабочкой, чаепитие Пелевина и Бредбери.
И у меня есть мечта. Я мечтаю написать книгу об идеях. Нет, не о причинах и закономерностях. Нет, никаких поисков источника идей. Только эстетическая сторона. Чисто художественное произведение: люди, связи, судьбы, случай, страсть, разочарование, перелом — красота.
Говорят, что каждый человек должен иметь мечту. Хотя я предпочла бы чтобы каждый имел идею. Кажется я свою сформулировала. У меня даже название для книги есть — «Общество Потребления Идей».
About the dream.
It so happened that two books were in my hands one after another: Pelevin's IPhuck10 and “What We Believe But Can't Prove” - a book in which intellectuals share ideas in which they are deeply convinced, although scientific evidence has not yet been obtained or cannot be received. Both books discuss the design of our future (50-100 years). Both expect significant technology development. But while in the second book, existing scientists talk about the use of technology to overcome the speed of light, search for other civilizations and resettle earthlings on other planets, then in the future of Pelevin all the power of technology went into creating an intricate virtual sexual reality. Humanity has gone into the world of sensual fantasies, and all the power of the market and technology is working to deliver new fantasies directly to the brains of people who have enough money for this. In this world there is no one to take seriously the words of Ray Bradbury, who regrets at the end of his life that space was opened before humanity, and it came up with costumes for dogs and the position of an advertising manager.
What distinguishes two worlds: the world of the conquest of Mars and the world of iPhone 10? It seems that both worlds were built using the same technologies. But Pelevin’s world is built on a collective mass unconscious. And in the world of Bradbury, conscious management, it is based on the Idea. This world has goals that are voiced and understood by all equally: the discovery of the secrets of the world, a significant improvement in the life of mankind (for which it is obviously necessary to push the boundaries of the planet and the boundaries of themselves).
Sometimes it seems that the world of Pelevin is moving like an ice rink and always wins, no matter how upsetting people like Bradbury are. And after all, nothing personal, no conspiracy, the whole thing is in the economy. We have basic needs for comfort, sex, self-confidence, involvement in a group and a brand - this is the time. Our computing power is not enough to calculate all the consequences of our actions and make informed decisions - these are two. One, two, and decisions for us are made by our animal spirit: we act impulsively, drown out the fire of our personal dissatisfaction, go along beaten roads, use famous elevators. So we consume, so we create science, economy, give birth and educate new generations. We live in general. And above all this is an omnipotent market that feeds on our needs and infinitely generates new ones in us - the key to its growth. The market is a machine without a heart and central control, and this makes it even more terrible.
Nevertheless, despite all hopelessness, ideas regularly appear in the world that can move the track, change the paradigm, or at least just light and warm people for at least some time (yes, including literally, because the presence of a controlling idea is still nothing not talking about her moral vector).
Is it not surprising that a small idea can resist the rink and the ruts of a normal life, take root in some poor man’s head, often break his life and spoil his health and, in the end, turn the world upside down? Of course, I am not the first to be surprised. There are also poor people who are infected with the idea of reflection on the idea itself - where and when does it appear? What are the best conditions for its implementation? How to make her come more often? Someone noted the obvious growth of ideas during periods of revolution (yes they are the engines of revolutions). Someone associated them with flashes in the sun.
And I was simply always fascinated by the aesthetics of ideas. The way their implementation balances on the thin line between chance and systemicity. One meeting had not happened, almost a letter in a bottle, and nothing would have happened. And at the same time, had there not been massive monstrous institutes, skating rinks, and the idea would have remained an idea. I would never have reached the mass embodiment.
I am tormented by a nagging sadness for all those poor obsessed, whom the idea chose as its victim and bearer. I see the history of mankind as the dance of the rink with the butterfly, the tea party of Pelevin and Bradbury.
And I have a dream. My dream is to write a book about ideas. No, not about the reasons and patterns. No, no search for the source of ideas. Only the aesthetic side. A purely artistic work: people, connections, destinies, chance, passion, disappointment, fracture - beauty.
They say that everyone should have a dream. Although I would prefer everyone to have an idea. It seems I have formulated my own. I even have a name for the book - "Society for the Consumption of Ideas."
It so happened that two books were in my hands one after another: Pelevin's IPhuck10 and “What We Believe But Can't Prove” - a book in which intellectuals share ideas in which they are deeply convinced, although scientific evidence has not yet been obtained or cannot be received. Both books discuss the design of our future (50-100 years). Both expect significant technology development. But while in the second book, existing scientists talk about the use of technology to overcome the speed of light, search for other civilizations and resettle earthlings on other planets, then in the future of Pelevin all the power of technology went into creating an intricate virtual sexual reality. Humanity has gone into the world of sensual fantasies, and all the power of the market and technology is working to deliver new fantasies directly to the brains of people who have enough money for this. In this world there is no one to take seriously the words of Ray Bradbury, who regrets at the end of his life that space was opened before humanity, and it came up with costumes for dogs and the position of an advertising manager.
What distinguishes two worlds: the world of the conquest of Mars and the world of iPhone 10? It seems that both worlds were built using the same technologies. But Pelevin’s world is built on a collective mass unconscious. And in the world of Bradbury, conscious management, it is based on the Idea. This world has goals that are voiced and understood by all equally: the discovery of the secrets of the world, a significant improvement in the life of mankind (for which it is obviously necessary to push the boundaries of the planet and the boundaries of themselves).
Sometimes it seems that the world of Pelevin is moving like an ice rink and always wins, no matter how upsetting people like Bradbury are. And after all, nothing personal, no conspiracy, the whole thing is in the economy. We have basic needs for comfort, sex, self-confidence, involvement in a group and a brand - this is the time. Our computing power is not enough to calculate all the consequences of our actions and make informed decisions - these are two. One, two, and decisions for us are made by our animal spirit: we act impulsively, drown out the fire of our personal dissatisfaction, go along beaten roads, use famous elevators. So we consume, so we create science, economy, give birth and educate new generations. We live in general. And above all this is an omnipotent market that feeds on our needs and infinitely generates new ones in us - the key to its growth. The market is a machine without a heart and central control, and this makes it even more terrible.
Nevertheless, despite all hopelessness, ideas regularly appear in the world that can move the track, change the paradigm, or at least just light and warm people for at least some time (yes, including literally, because the presence of a controlling idea is still nothing not talking about her moral vector).
Is it not surprising that a small idea can resist the rink and the ruts of a normal life, take root in some poor man’s head, often break his life and spoil his health and, in the end, turn the world upside down? Of course, I am not the first to be surprised. There are also poor people who are infected with the idea of reflection on the idea itself - where and when does it appear? What are the best conditions for its implementation? How to make her come more often? Someone noted the obvious growth of ideas during periods of revolution (yes they are the engines of revolutions). Someone associated them with flashes in the sun.
And I was simply always fascinated by the aesthetics of ideas. The way their implementation balances on the thin line between chance and systemicity. One meeting had not happened, almost a letter in a bottle, and nothing would have happened. And at the same time, had there not been massive monstrous institutes, skating rinks, and the idea would have remained an idea. I would never have reached the mass embodiment.
I am tormented by a nagging sadness for all those poor obsessed, whom the idea chose as its victim and bearer. I see the history of mankind as the dance of the rink with the butterfly, the tea party of Pelevin and Bradbury.
And I have a dream. My dream is to write a book about ideas. No, not about the reasons and patterns. No, no search for the source of ideas. Only the aesthetic side. A purely artistic work: people, connections, destinies, chance, passion, disappointment, fracture - beauty.
They say that everyone should have a dream. Although I would prefer everyone to have an idea. It seems I have formulated my own. I even have a name for the book - "Society for the Consumption of Ideas."
У записи 16 лайков,
0 репостов,
529 просмотров.
0 репостов,
529 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Ирина Павловская