Очень длинная заметка об отношениях между человеком и вещественным миром.
Одна из главных для меня книг называется Ложится мгла на старые ступени. Единственная художественная книга автора, которую он писал всю жизнь и за которую получил Русского букера десятилетия. Она рассказывает об истории семьи, осевшей во времена репрессий в северном Казахстане и прожившей там до современности, пронаблюдав оттуда всю историю нашей страны. Слышала от многих людей, что это «книга об ужасах, которые происходили в нашей стране»... Но для меня все тяжелые события, описанные в книге, показались только неизбежным фоном, чем-то, что нельзя обойти, но что автор не смакует и не выпячивает. Основным для меня в книге стало неспешное повествование о взаимоотношениях между человеком и вещественным миром и том как менялись со временем эти взаимоотношения. Самые живые страницы книги посвящены тому, как дедушка рассказчика в полной нищете и отсутствии предметов налаживал быт семьи, создавая его буквально своими руками. История эта особенно отзывается во мне в связи с тем, что моего дедушку с семьей также привезли в конце 20х в Киргизию и высадили в голом поле, предложив вырыть себе землянку для жизни и начать обустраивать свой быт из ничего. Дедушка мало рассказывал.. я слышала эту историю всего один раз и без больших подробностей. Поэтому книга Чудакова для меня как история моей семьи, которую я уже никогда не услышу.
Я помню, что меня особенно поразило, как дедушка главного героя изготавливал сам швейные иглы и какой они обладали ценностью для семьи. Сегодня совершенно невозможно представить дом без швейной иголки и поверить что маленькая металлическая игла может обладать огромной осязаемой ценностью. Ценность иглы для этой семьи измерялась в том количестве одежды, которую можно было с ее помощью сшить, перешить, переделать, заштопать. Внезапно я осознала, что такой простой предмет, как швейная игла, на самом деле совсем не простой. Да, для нас игла перестала быть Вещью, потому что ее можно легко и почти бесплатно купить в магазине. Теперь она стала просто бытовой вещью о которой мы никогда не задумываемся: из чего она сделана? Кто её сделал? Насколько она гнётся? Какая оптимальная ширина ушка нужна для каких целей? Как лучше хранить иглу, чтобы она не затупилась? Мы не боимся её потерять и сломать. Проще сказать что мы не осознаем швейную иглу, не применяем к ней свою осознанность, сознательный разум. Мы пользуемся ей на автомате раз в несколько месяцев, а может быть и лет. Ведь штопать вещи большинство из нас тоже давно перестало, а шить никогда и не умело. Так, игла выпадает из нашего осознания, продолжая оставаться частью нашего окружения.
Разобрав ситуацию с швейной иглой, можно попробовать применить аналогичный анализ к отвертке, саморезам, ложкам, кастрюлям, пишущим ручкам, разделочным доскам, ложкам для обуви, вешалкам, маникюрным ножницам и другим десяткам предметов, которые мы постоянно используем в своей жизни и совершенно не осознаем. И единственная возможность осознать эти предметы, это представить свои действия в случае, если этот предмет вдруг пропал: пропал не только из нашего дома, но и из всех магазинов в мире и даже у друзей и соседей. Как ты будешь вести себя в мире без вешалок? Постараешься изобрести и изготовить их из подручных материалов? Или будешь бросать вещи на пороге, заходя домой? Или складывать их стопками? А чем отрезать нитку без ножниц и ножей? Как есть без ложки? Сегодня это могло бы стать забавным развлечением, заданием на креативность - ок, у нас нет ложки, но у нас есть масса предметов и материалов вокруг, которые мы можем использовать для ее изготовления, включая 3д принтеры. Дедушке главного героя было по-настоящему сложно, потому что его окружала в основном только природа. Если в этот мир вдруг попадали металлические предметы, никому и в голову бы не пришло выбросить их после использования.
Меня также как и автора книги беспокоит изменение во взаимоотношениях между человеком и вещественным миром. Видимо мне ещё как-то успела передаться по цепочке дедушки-бабушки-родители память о тех временах, когда вещи имели значение. Да что там, я ещё успела поштопать носки на бутылке, попрясть пряжу и постирать полиэтиленовые пакеты. У меня есть святая уверенность в том, что нельзя играть хлебом. Это часть моего культурного кода. Основа моей реальности. Но когда я пытаюсь объяснить это дочке теми словами, которыми объясняли это мне (через количество колосков и количество работы, совершенной для того, чтобы хлеб попал ко мне на стол), слова спотыкаются. Я осознаю, что это объяснение не работает в мире автоматизированных молотилок, в мире изобилия...
Да, в изготовление вещей больше не вкладывается тяжелый труд и человеческий пот, в вещах нет надрыва, нет ощущения борьбы с природой, борьбы за ограниченный ресурс. Да и стоят они не дорого, посильно. Многое изменилось с довещественных времен.
И вот получается, что в старом мире люди были окружены осмысленными Вещами, имеющими свою функцию, значимыми, занимающими определенное место в осознании. Сейчас же нас окружает просто засилие предметов, кое-как оформленной материи, которая создает постоянный белый шум и мельтешение перед глазами и забивает большую часть нашей оперативной памяти, оставляя меньше пространства для значимого. (Особенный привет игрушкам из киндер-сюрпризов и проводам).
Да, сейчас мы заводим специальные вещи для осознавания - красивые кружки, дизайнерские предметы интерьера, дорогие ручки. Эти вещи призваны быть центром внимания и заземлять нас в этом вещном мире. Но на обычные бытовые предметы осознание не распространяется.
Кажется, во мне постоянно живет мотив борьбы против забвения вещественной стороны мира и за осознание окружающей реальности, придание ей значимости. В этой борьбе какие-то лайфхаки оказываются удачными, какие-то пока проваливаются.
Вот например, можно проделать упражнение на осознанность, несколько дней отмечая все, что мы выбрасываем в мусорное ведро. Помимо тонн упаковочного материала это могут быть губки для мытья посуды, которые медики рекомендуют выбрасывать раз в неделю, зубные щетки, которые нужно менять раз в три месяца, носки с крошечной дыркой, прочитанные журналы, затупившиеся швейные иглы…
Если начать оценивать мусорное ведро в терминах работы, вложенной в создание вещей, это немного отрезвляет. Для меня, кстати, вопрос раздельного сбора отходов всегда был именно вот этим этическим вопросом, про осознанность к вещам. Я начала разделять мусор не потому, что надеюсь этим спасти планету, я довольно адекватна, чтобы понимать что это так не работает. Для меня это всегда было возможностью проявить осознанность в вопросе использования вещей, а это часть общей осознанности, которая приближает меня к ощущению жизни, а не полу-сонного существования.
Ещё одной частью вещественной осознанности для меня всегда было рукоделие. Моя мама, которая чудесно вяжет, в магазинах, глядя на трикотажные вещи, почти всегда говорит: «да я такое в три счета свяжу». И хоть я даже близко не умею вязать так как мама, я тоже частенько использую эту мантру и она спасает меня от большого количества ненужных покупок (особенно в инстаграмме). В последнее время я переключилась на интерьерный хендмейд и поняла что ловлю колоссальное удовольствие оттого что меня окружают вещи, сделанные своими руками. И корень этого удовольствия лежит не в эстетике, а в том какое место в моем сознании занимает Вещь, созданная своими руками.
Одна из причин, по которой я люблю двухнедельные походы в горах с 50-литровым рюкзаком, в том, что на это время ты освобождаешься, сбегаешь от мира вещей. У тебя есть рюкзак, и если в этом рюкзаке есть что-то лишнее, то скорее всего ты избавишься от этого в первые же дни. Каждый предмет в рюкзаке исполнен значения и функции, потому что ты несешь его на себе. Кстати, для походов у меня припасено множество тканевых мешков для вещей, потому что полиэтиленовые пакеты в горах вызывают у меня отвращение. Каждый раз, возвращаясь из длительного пребывания на природе, я по несколько дней страдаю от бессмысленности окружающей вещественной реальности.
А еще я иногда оглядываюсь вокруг себя, представляя, как кто-то будет разбирать мои вещи после моей смерти. Те, у кого был опыт разборки вещей в квартире умершего родственника, поймут меня. Даже самые любящие и благодарные родственники оказываются перед дилеммой множества вещей, которые, не имея материальной ценности, имели значение только для человека, которого уже нет. Рука не поднимается выбрасывать, но и хранить бесполезно. Однажды я рисовала на эту тему рисунок. Рисовала несколько дней и, закончив, на следующий день получила сообщение о смерти бабушки.
Как видно, вопрос вещественного мира мучает меня уже давно, но после появления Агаты он стал постоянно получать новый импульс. Если никак не регулировать этот вопрос, то дети могут засыпать все пространство вокруг себя горой дешевого пластика, целофана, мишуры ядерных цветов и отвратительного дизайна. И если взрослым часто сложно устоять от покупки очередной фигни из серии «все за 45», потому что «почему бы и нет?», то у детей навыка самоограничения совершенно не существует. А вред от засилия вещей еще больше, чем для взрослых. Я вижу как расщепляется внимание ребенка когда вещей хоть немного больше, чем нужно, и как осмысленная игра заменяется тупым физическим бросанием предметов.
В моем детстве в 90е, когда я была маленькая и выпрашивала у родителей покупки, они мотивировали отказ тем, что нет лишних денег. И это было железобетонное основание для отказа, потому что было правдой. Сейчас, с возросшим уровнем жизни и подешевевшими вещами, я не могу искренне прикрываться этим ответом, мне ведь никто не поверит. И пока я не придумала никакой формулы взамен и вопрос для меня открыт. Склоняюсь я к тому, чтобы знакомить ее с вещественным миром, пытаться создавать его ценность, населять его объектами, созданными инженерным умом, а не просто формами. Я предлагаю ей делать вещи самостоятельно - шить, лепить из пластилина, делать из картона
Одна из главных для меня книг называется Ложится мгла на старые ступени. Единственная художественная книга автора, которую он писал всю жизнь и за которую получил Русского букера десятилетия. Она рассказывает об истории семьи, осевшей во времена репрессий в северном Казахстане и прожившей там до современности, пронаблюдав оттуда всю историю нашей страны. Слышала от многих людей, что это «книга об ужасах, которые происходили в нашей стране»... Но для меня все тяжелые события, описанные в книге, показались только неизбежным фоном, чем-то, что нельзя обойти, но что автор не смакует и не выпячивает. Основным для меня в книге стало неспешное повествование о взаимоотношениях между человеком и вещественным миром и том как менялись со временем эти взаимоотношения. Самые живые страницы книги посвящены тому, как дедушка рассказчика в полной нищете и отсутствии предметов налаживал быт семьи, создавая его буквально своими руками. История эта особенно отзывается во мне в связи с тем, что моего дедушку с семьей также привезли в конце 20х в Киргизию и высадили в голом поле, предложив вырыть себе землянку для жизни и начать обустраивать свой быт из ничего. Дедушка мало рассказывал.. я слышала эту историю всего один раз и без больших подробностей. Поэтому книга Чудакова для меня как история моей семьи, которую я уже никогда не услышу.
Я помню, что меня особенно поразило, как дедушка главного героя изготавливал сам швейные иглы и какой они обладали ценностью для семьи. Сегодня совершенно невозможно представить дом без швейной иголки и поверить что маленькая металлическая игла может обладать огромной осязаемой ценностью. Ценность иглы для этой семьи измерялась в том количестве одежды, которую можно было с ее помощью сшить, перешить, переделать, заштопать. Внезапно я осознала, что такой простой предмет, как швейная игла, на самом деле совсем не простой. Да, для нас игла перестала быть Вещью, потому что ее можно легко и почти бесплатно купить в магазине. Теперь она стала просто бытовой вещью о которой мы никогда не задумываемся: из чего она сделана? Кто её сделал? Насколько она гнётся? Какая оптимальная ширина ушка нужна для каких целей? Как лучше хранить иглу, чтобы она не затупилась? Мы не боимся её потерять и сломать. Проще сказать что мы не осознаем швейную иглу, не применяем к ней свою осознанность, сознательный разум. Мы пользуемся ей на автомате раз в несколько месяцев, а может быть и лет. Ведь штопать вещи большинство из нас тоже давно перестало, а шить никогда и не умело. Так, игла выпадает из нашего осознания, продолжая оставаться частью нашего окружения.
Разобрав ситуацию с швейной иглой, можно попробовать применить аналогичный анализ к отвертке, саморезам, ложкам, кастрюлям, пишущим ручкам, разделочным доскам, ложкам для обуви, вешалкам, маникюрным ножницам и другим десяткам предметов, которые мы постоянно используем в своей жизни и совершенно не осознаем. И единственная возможность осознать эти предметы, это представить свои действия в случае, если этот предмет вдруг пропал: пропал не только из нашего дома, но и из всех магазинов в мире и даже у друзей и соседей. Как ты будешь вести себя в мире без вешалок? Постараешься изобрести и изготовить их из подручных материалов? Или будешь бросать вещи на пороге, заходя домой? Или складывать их стопками? А чем отрезать нитку без ножниц и ножей? Как есть без ложки? Сегодня это могло бы стать забавным развлечением, заданием на креативность - ок, у нас нет ложки, но у нас есть масса предметов и материалов вокруг, которые мы можем использовать для ее изготовления, включая 3д принтеры. Дедушке главного героя было по-настоящему сложно, потому что его окружала в основном только природа. Если в этот мир вдруг попадали металлические предметы, никому и в голову бы не пришло выбросить их после использования.
Меня также как и автора книги беспокоит изменение во взаимоотношениях между человеком и вещественным миром. Видимо мне ещё как-то успела передаться по цепочке дедушки-бабушки-родители память о тех временах, когда вещи имели значение. Да что там, я ещё успела поштопать носки на бутылке, попрясть пряжу и постирать полиэтиленовые пакеты. У меня есть святая уверенность в том, что нельзя играть хлебом. Это часть моего культурного кода. Основа моей реальности. Но когда я пытаюсь объяснить это дочке теми словами, которыми объясняли это мне (через количество колосков и количество работы, совершенной для того, чтобы хлеб попал ко мне на стол), слова спотыкаются. Я осознаю, что это объяснение не работает в мире автоматизированных молотилок, в мире изобилия...
Да, в изготовление вещей больше не вкладывается тяжелый труд и человеческий пот, в вещах нет надрыва, нет ощущения борьбы с природой, борьбы за ограниченный ресурс. Да и стоят они не дорого, посильно. Многое изменилось с довещественных времен.
И вот получается, что в старом мире люди были окружены осмысленными Вещами, имеющими свою функцию, значимыми, занимающими определенное место в осознании. Сейчас же нас окружает просто засилие предметов, кое-как оформленной материи, которая создает постоянный белый шум и мельтешение перед глазами и забивает большую часть нашей оперативной памяти, оставляя меньше пространства для значимого. (Особенный привет игрушкам из киндер-сюрпризов и проводам).
Да, сейчас мы заводим специальные вещи для осознавания - красивые кружки, дизайнерские предметы интерьера, дорогие ручки. Эти вещи призваны быть центром внимания и заземлять нас в этом вещном мире. Но на обычные бытовые предметы осознание не распространяется.
Кажется, во мне постоянно живет мотив борьбы против забвения вещественной стороны мира и за осознание окружающей реальности, придание ей значимости. В этой борьбе какие-то лайфхаки оказываются удачными, какие-то пока проваливаются.
Вот например, можно проделать упражнение на осознанность, несколько дней отмечая все, что мы выбрасываем в мусорное ведро. Помимо тонн упаковочного материала это могут быть губки для мытья посуды, которые медики рекомендуют выбрасывать раз в неделю, зубные щетки, которые нужно менять раз в три месяца, носки с крошечной дыркой, прочитанные журналы, затупившиеся швейные иглы…
Если начать оценивать мусорное ведро в терминах работы, вложенной в создание вещей, это немного отрезвляет. Для меня, кстати, вопрос раздельного сбора отходов всегда был именно вот этим этическим вопросом, про осознанность к вещам. Я начала разделять мусор не потому, что надеюсь этим спасти планету, я довольно адекватна, чтобы понимать что это так не работает. Для меня это всегда было возможностью проявить осознанность в вопросе использования вещей, а это часть общей осознанности, которая приближает меня к ощущению жизни, а не полу-сонного существования.
Ещё одной частью вещественной осознанности для меня всегда было рукоделие. Моя мама, которая чудесно вяжет, в магазинах, глядя на трикотажные вещи, почти всегда говорит: «да я такое в три счета свяжу». И хоть я даже близко не умею вязать так как мама, я тоже частенько использую эту мантру и она спасает меня от большого количества ненужных покупок (особенно в инстаграмме). В последнее время я переключилась на интерьерный хендмейд и поняла что ловлю колоссальное удовольствие оттого что меня окружают вещи, сделанные своими руками. И корень этого удовольствия лежит не в эстетике, а в том какое место в моем сознании занимает Вещь, созданная своими руками.
Одна из причин, по которой я люблю двухнедельные походы в горах с 50-литровым рюкзаком, в том, что на это время ты освобождаешься, сбегаешь от мира вещей. У тебя есть рюкзак, и если в этом рюкзаке есть что-то лишнее, то скорее всего ты избавишься от этого в первые же дни. Каждый предмет в рюкзаке исполнен значения и функции, потому что ты несешь его на себе. Кстати, для походов у меня припасено множество тканевых мешков для вещей, потому что полиэтиленовые пакеты в горах вызывают у меня отвращение. Каждый раз, возвращаясь из длительного пребывания на природе, я по несколько дней страдаю от бессмысленности окружающей вещественной реальности.
А еще я иногда оглядываюсь вокруг себя, представляя, как кто-то будет разбирать мои вещи после моей смерти. Те, у кого был опыт разборки вещей в квартире умершего родственника, поймут меня. Даже самые любящие и благодарные родственники оказываются перед дилеммой множества вещей, которые, не имея материальной ценности, имели значение только для человека, которого уже нет. Рука не поднимается выбрасывать, но и хранить бесполезно. Однажды я рисовала на эту тему рисунок. Рисовала несколько дней и, закончив, на следующий день получила сообщение о смерти бабушки.
Как видно, вопрос вещественного мира мучает меня уже давно, но после появления Агаты он стал постоянно получать новый импульс. Если никак не регулировать этот вопрос, то дети могут засыпать все пространство вокруг себя горой дешевого пластика, целофана, мишуры ядерных цветов и отвратительного дизайна. И если взрослым часто сложно устоять от покупки очередной фигни из серии «все за 45», потому что «почему бы и нет?», то у детей навыка самоограничения совершенно не существует. А вред от засилия вещей еще больше, чем для взрослых. Я вижу как расщепляется внимание ребенка когда вещей хоть немного больше, чем нужно, и как осмысленная игра заменяется тупым физическим бросанием предметов.
В моем детстве в 90е, когда я была маленькая и выпрашивала у родителей покупки, они мотивировали отказ тем, что нет лишних денег. И это было железобетонное основание для отказа, потому что было правдой. Сейчас, с возросшим уровнем жизни и подешевевшими вещами, я не могу искренне прикрываться этим ответом, мне ведь никто не поверит. И пока я не придумала никакой формулы взамен и вопрос для меня открыт. Склоняюсь я к тому, чтобы знакомить ее с вещественным миром, пытаться создавать его ценность, населять его объектами, созданными инженерным умом, а не просто формами. Я предлагаю ей делать вещи самостоятельно - шить, лепить из пластилина, делать из картона
A very long note about the relationship between man and the material world.
One of the main books for me is called Lies down on the old steps. The author’s only art book, which he wrote all his life and for which he received the Russian booker of the decade. She tells the story of a family that settled during the time of repression in northern Kazakhstan and lived there to the present, observing from there the whole history of our country. I heard from many people that this is a “book about the horrors that took place in our country” ... But for me, all the difficult events described in the book seemed only an inevitable background, something that can not be avoided, but that the author does not relish and does not stick out. The main thing for me in the book was an unhurried narrative about the relationship between man and the material world and how these relationships changed over time. The liveliest pages of the book are devoted to how the grandfather of the narrator, in complete poverty and lack of objects, established the life of the family, creating it literally with his own hands. This story especially resonates in me due to the fact that my grandfather and his family were also brought to Kyrgyzstan in the late 1920s and landed in a bare field, offering to dig a dugout for life and begin to equip their life out of nothing. Grandfather didn’t tell much .. I heard this story only once and without much details. Therefore, Chudakov’s book for me is like the story of my family, which I will never hear again.
I remember that I was particularly struck by how the grandfather of the protagonist made sewing needles himself and how valuable they were for the family. Today it is absolutely impossible to imagine a house without a sewing needle and to believe that a small metal needle can have tremendous tangible value. The value of the needle for this family was measured in the amount of clothing that could be used to sew, alter, remake, and darn. Suddenly, I realized that such a simple subject as a sewing needle is actually not at all simple. Yes, for us, the needle has ceased to be a Thing, because it can be easily and almost free to buy in the store. Now it has become just a household thing that we never think about: what is it made of? Who made it? How much does she bend? What is the optimal eyelet width for what purpose? What is the best way to store a needle so that it does not become dull? We are not afraid to lose and break it. It’s easier to say that we don’t realize the sewing needle, we don’t apply our awareness, conscious mind to it. We use it on the machine once every few months, and maybe even years. After all, most of us also stopped darning things a long time ago, and never was able to sew skillfully. So, the needle falls out of our awareness, continuing to be part of our environment.
Having examined the situation with the sewing needle, you can try to apply a similar analysis to a screwdriver, screws, spoons, pots, writing pens, cutting boards, shoe spoons, hangers, manicure scissors and other dozens of items that we constantly use in our lives and are completely unaware . And the only way to realize these items is to present their actions if this item suddenly disappeared: it disappeared not only from our house, but from all the shops in the world, and even from friends and neighbors. How will you behave in a world without hangers? Try to invent and make them from improvised materials? Or will you throw things on the doorstep when you go home? Or stack them in piles? And how to cut a thread without scissors and knives? How to eat without a spoon? Today it could be fun entertainment, a task for creativity - ok, we don’t have a spoon, but we have a lot of objects and materials around that we can use to make it, including 3D printers. The grandfather of the main character was really difficult, because he was surrounded mainly by nature only. If metal objects suddenly fell into this world, no one would have thought of throwing them away after use.
I, as well as the author of the book, are concerned about the change in the relationship between man and the material world. Apparently I still somehow managed to pass along the chain of grandfather-grandmother-parents the memory of those times when things mattered. Yes there, I still managed to darn socks on a bottle, spin yarn and wash plastic bags. I have a holy conviction that you cannot play with bread. This is part of my cultural code. The foundation of my reality. But when I try to explain this to my daughter with the words that explained it to me (through the number of spikelets and the amount of work done to get the bread on my table), the words stumble. I realize that this explanation does not work in the world of automated threshers, in the world of abundance ...
Yes, hard work and human sweat are no longer invested in making things, there is no tearing in things, there is no feeling of a struggle with nature, a struggle for a limited resource. Yes, and they are not expensive, affordable. Much has changed since pre-material times.
And so it turns out that in the old world people were surrounded by meaningful Things that have their own function, meaningful,
One of the main books for me is called Lies down on the old steps. The author’s only art book, which he wrote all his life and for which he received the Russian booker of the decade. She tells the story of a family that settled during the time of repression in northern Kazakhstan and lived there to the present, observing from there the whole history of our country. I heard from many people that this is a “book about the horrors that took place in our country” ... But for me, all the difficult events described in the book seemed only an inevitable background, something that can not be avoided, but that the author does not relish and does not stick out. The main thing for me in the book was an unhurried narrative about the relationship between man and the material world and how these relationships changed over time. The liveliest pages of the book are devoted to how the grandfather of the narrator, in complete poverty and lack of objects, established the life of the family, creating it literally with his own hands. This story especially resonates in me due to the fact that my grandfather and his family were also brought to Kyrgyzstan in the late 1920s and landed in a bare field, offering to dig a dugout for life and begin to equip their life out of nothing. Grandfather didn’t tell much .. I heard this story only once and without much details. Therefore, Chudakov’s book for me is like the story of my family, which I will never hear again.
I remember that I was particularly struck by how the grandfather of the protagonist made sewing needles himself and how valuable they were for the family. Today it is absolutely impossible to imagine a house without a sewing needle and to believe that a small metal needle can have tremendous tangible value. The value of the needle for this family was measured in the amount of clothing that could be used to sew, alter, remake, and darn. Suddenly, I realized that such a simple subject as a sewing needle is actually not at all simple. Yes, for us, the needle has ceased to be a Thing, because it can be easily and almost free to buy in the store. Now it has become just a household thing that we never think about: what is it made of? Who made it? How much does she bend? What is the optimal eyelet width for what purpose? What is the best way to store a needle so that it does not become dull? We are not afraid to lose and break it. It’s easier to say that we don’t realize the sewing needle, we don’t apply our awareness, conscious mind to it. We use it on the machine once every few months, and maybe even years. After all, most of us also stopped darning things a long time ago, and never was able to sew skillfully. So, the needle falls out of our awareness, continuing to be part of our environment.
Having examined the situation with the sewing needle, you can try to apply a similar analysis to a screwdriver, screws, spoons, pots, writing pens, cutting boards, shoe spoons, hangers, manicure scissors and other dozens of items that we constantly use in our lives and are completely unaware . And the only way to realize these items is to present their actions if this item suddenly disappeared: it disappeared not only from our house, but from all the shops in the world, and even from friends and neighbors. How will you behave in a world without hangers? Try to invent and make them from improvised materials? Or will you throw things on the doorstep when you go home? Or stack them in piles? And how to cut a thread without scissors and knives? How to eat without a spoon? Today it could be fun entertainment, a task for creativity - ok, we don’t have a spoon, but we have a lot of objects and materials around that we can use to make it, including 3D printers. The grandfather of the main character was really difficult, because he was surrounded mainly by nature only. If metal objects suddenly fell into this world, no one would have thought of throwing them away after use.
I, as well as the author of the book, are concerned about the change in the relationship between man and the material world. Apparently I still somehow managed to pass along the chain of grandfather-grandmother-parents the memory of those times when things mattered. Yes there, I still managed to darn socks on a bottle, spin yarn and wash plastic bags. I have a holy conviction that you cannot play with bread. This is part of my cultural code. The foundation of my reality. But when I try to explain this to my daughter with the words that explained it to me (through the number of spikelets and the amount of work done to get the bread on my table), the words stumble. I realize that this explanation does not work in the world of automated threshers, in the world of abundance ...
Yes, hard work and human sweat are no longer invested in making things, there is no tearing in things, there is no feeling of a struggle with nature, a struggle for a limited resource. Yes, and they are not expensive, affordable. Much has changed since pre-material times.
And so it turns out that in the old world people were surrounded by meaningful Things that have their own function, meaningful,
У записи 21 лайков,
1 репостов,
630 просмотров.
1 репостов,
630 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Ирина Павловская