ШМУЭЛЬ-БЕЦАЛЕЛЬ ШЕФТЕЛЬ (РАШБАЦ)
Источник: «а-Томим» №1, стр. 67-69Перевод: Эли Элкин
Предисловие
Еще со времен рабби Исроэля Баал-Шем-Това появились противники хасидизма, которые первым делом подметили внешние его отличия и поднялись против нового течения в иудаизме. Противников хасидизма (миснагдим) пугало в новом течении буквально все: его методы, его бурное распространение, а также излишняя восторженность его сторонников. Слишком свежи еще были в памяти лжемессианские движения Шабтая Цви и Яакова Франка. И ученые раввины того поколения предположили, что хасидизм — такая же крамольная секта, распространение которой может стать опасным для иудаизма.
Прошло время, и Всевышний открыл глаза многим противникам «секты», в том числе и самым ярым гонителям хасидов. Они прекратили свои нападки, а некоторые из них даже примкнули к лагерю своих бывших «врагов».
Удивительно, но эта «война миров» стала своего рода плавильным котлом, из которого на свет появлялись чистые души. Обладателям таких душ приходилось нелегко в это трудное для российского еврейства время. Их жизнь — отдельная глава в истории хасидизма.
Мы начнем эту главу с рассказа о рабби Шмуэль-Бецалеле (РАШБАЦе). В период с 1893 по 1900 гг. этот человек — по просьбе Пятого Любавичского Ребе Шолом-Довбера Шнеерсона — был учителем его единственного сына, рабби Йосеф-Ицхака (будущего Шестого Любавичского Ребе), а с 1900 г. и до конца жизни занимал позицию духовного наставника иешивы «Томхей Тмимим» в Любавичах. «Мой отец однажды сказал мне, — вспоминает рабби Йосеф-Ицхак в своих записках, — „Твой учитель — гений. Он способен пробудить в любом ученике жизненность Б-жественного служения, которая не угаснет уже никогда...“»
Отчим
Рабби Шмуэль-Бецалель родился в Свенцянах, Виленской губернии в 1829 году. Его отец реб Шолом-Шабтай Шефтель все свое время проводил в доме учения. Дом держался на его жене, матери Рашбаца. Она вела хозяйство, и она же зарабатывала на жизнь. Отец был богобоязненным человеком и происходил из очень прославленной семьи. И хотя он принадлежал к лагерю миснагдим, он строго следовал запрету Торы на злоязычие и никогда не говорил ничего плохого о «секте». Он покинул этот мир, когда ему еще не было пятидесяти, и Шмуэль-Бецалель остался сиротой.
Вскоре мать снова вышла замуж. Ее второй муж перед свадьбой настоял на одном условии касательно своего будущего пасынка: Шмуэль-Бецалель должен приходить домой только, чтобы поесть, а все остальное время проводить в доме учения и там же спать.
Прошло некоторое время, и отчим понял, что Шмуэль-Бецалель — не из тех подростков, которые доставляют неприятности. У него был мягкий и спокойный характер и учился он с большим старанием. Поэтому он стал относиться к своему пасынку более доброжелательно и даже отменил прежнее условие, позволив юноше спать дома. Отчим также нашел для Шмуэль-Бецалеля подходящего компаньона по учебе. Так прошло четыре года.
К пятнадцати годам Шмуэль-Бецалель уже хорошо знал Талмуд и комментарии Тосафот. Он усердно учился, проводя почти все свое время в доме учения. Ведущие ученые Торы из среды миснагдим сблизились с ним, и в частности — раввин Гирш, тогдашний раввин Свенцян. Раввин Гирш установил время и ежедневно изучал с одаренным юношей Талмуд.
Столкновение
В Свенцянах в то время проживало около тридцати хасидов Алтер Ребе. В один из летних дней, между молитвами «Минха» и «Маарив» Шмуэль-Бецалелю случилось проходить мимо их синагоги. Он увидел группу евреев, которые сидели и изучали небольшую книжку. Шмуэль-Бецалель почувствовал сильное желание побыть здесь некоторое время и послушать, о чем идет речь.
Юноша подошел поближе и прислушался к беседе. Как только он это сделал, один из группы заметил постороннего, который к тому же был из «стана врагов», и закричал: «А ты что здесь делаешь?!..» И юноше пришлось поспешно ретироваться.
После этого случая Шмуэль-Бецалель долго не мог успокоиться. Хотя он сам принадлежал к миснагдим, но в своем сердце с уважением относился к хасидам. Он знал некоторых из них. Они были большими знатоками Торы и богобоязненными людьми и подвергались постоянным преследованиям своих противников. И, тем не менее, гонения нисколько не тяготили этих людей. Наоборот, казалось, что сила их крепнет с каждым днем. Отсюда Шмуэль-Бецалель пришел к заключению, что хасиды достойны уважения и почтения. И вот сейчас эти люди чуть ли не прогнали его!..
Источник: «а-Томим» №1, стр. 67-69Перевод: Эли Элкин
Предисловие
Еще со времен рабби Исроэля Баал-Шем-Това появились противники хасидизма, которые первым делом подметили внешние его отличия и поднялись против нового течения в иудаизме. Противников хасидизма (миснагдим) пугало в новом течении буквально все: его методы, его бурное распространение, а также излишняя восторженность его сторонников. Слишком свежи еще были в памяти лжемессианские движения Шабтая Цви и Яакова Франка. И ученые раввины того поколения предположили, что хасидизм — такая же крамольная секта, распространение которой может стать опасным для иудаизма.
Прошло время, и Всевышний открыл глаза многим противникам «секты», в том числе и самым ярым гонителям хасидов. Они прекратили свои нападки, а некоторые из них даже примкнули к лагерю своих бывших «врагов».
Удивительно, но эта «война миров» стала своего рода плавильным котлом, из которого на свет появлялись чистые души. Обладателям таких душ приходилось нелегко в это трудное для российского еврейства время. Их жизнь — отдельная глава в истории хасидизма.
Мы начнем эту главу с рассказа о рабби Шмуэль-Бецалеле (РАШБАЦе). В период с 1893 по 1900 гг. этот человек — по просьбе Пятого Любавичского Ребе Шолом-Довбера Шнеерсона — был учителем его единственного сына, рабби Йосеф-Ицхака (будущего Шестого Любавичского Ребе), а с 1900 г. и до конца жизни занимал позицию духовного наставника иешивы «Томхей Тмимим» в Любавичах. «Мой отец однажды сказал мне, — вспоминает рабби Йосеф-Ицхак в своих записках, — „Твой учитель — гений. Он способен пробудить в любом ученике жизненность Б-жественного служения, которая не угаснет уже никогда...“»
Отчим
Рабби Шмуэль-Бецалель родился в Свенцянах, Виленской губернии в 1829 году. Его отец реб Шолом-Шабтай Шефтель все свое время проводил в доме учения. Дом держался на его жене, матери Рашбаца. Она вела хозяйство, и она же зарабатывала на жизнь. Отец был богобоязненным человеком и происходил из очень прославленной семьи. И хотя он принадлежал к лагерю миснагдим, он строго следовал запрету Торы на злоязычие и никогда не говорил ничего плохого о «секте». Он покинул этот мир, когда ему еще не было пятидесяти, и Шмуэль-Бецалель остался сиротой.
Вскоре мать снова вышла замуж. Ее второй муж перед свадьбой настоял на одном условии касательно своего будущего пасынка: Шмуэль-Бецалель должен приходить домой только, чтобы поесть, а все остальное время проводить в доме учения и там же спать.
Прошло некоторое время, и отчим понял, что Шмуэль-Бецалель — не из тех подростков, которые доставляют неприятности. У него был мягкий и спокойный характер и учился он с большим старанием. Поэтому он стал относиться к своему пасынку более доброжелательно и даже отменил прежнее условие, позволив юноше спать дома. Отчим также нашел для Шмуэль-Бецалеля подходящего компаньона по учебе. Так прошло четыре года.
К пятнадцати годам Шмуэль-Бецалель уже хорошо знал Талмуд и комментарии Тосафот. Он усердно учился, проводя почти все свое время в доме учения. Ведущие ученые Торы из среды миснагдим сблизились с ним, и в частности — раввин Гирш, тогдашний раввин Свенцян. Раввин Гирш установил время и ежедневно изучал с одаренным юношей Талмуд.
Столкновение
В Свенцянах в то время проживало около тридцати хасидов Алтер Ребе. В один из летних дней, между молитвами «Минха» и «Маарив» Шмуэль-Бецалелю случилось проходить мимо их синагоги. Он увидел группу евреев, которые сидели и изучали небольшую книжку. Шмуэль-Бецалель почувствовал сильное желание побыть здесь некоторое время и послушать, о чем идет речь.
Юноша подошел поближе и прислушался к беседе. Как только он это сделал, один из группы заметил постороннего, который к тому же был из «стана врагов», и закричал: «А ты что здесь делаешь?!..» И юноше пришлось поспешно ретироваться.
После этого случая Шмуэль-Бецалель долго не мог успокоиться. Хотя он сам принадлежал к миснагдим, но в своем сердце с уважением относился к хасидам. Он знал некоторых из них. Они были большими знатоками Торы и богобоязненными людьми и подвергались постоянным преследованиям своих противников. И, тем не менее, гонения нисколько не тяготили этих людей. Наоборот, казалось, что сила их крепнет с каждым днем. Отсюда Шмуэль-Бецалель пришел к заключению, что хасиды достойны уважения и почтения. И вот сейчас эти люди чуть ли не прогнали его!..
SHMUEL-BEZALEL SHEFTEL (RASHBATS)
Source: “a-Tomim” No. 1, pp. 67-69; Translation: Eli Elkin
Foreword
Ever since the time of Rabbi Isroel Baal-Shem-Tov, opponents of Hasidism appeared, who first noticed his external differences and rose up against a new trend in Judaism. The opponents of Hasidism (misnagdim) were scared by literally everything in the new current: its methods, its rapid spread, and also the excessive enthusiasm of its supporters. The false messianic movements of Shabtai Zvi and Jacob Frank were still too fresh in memory. And the learned rabbis of that generation suggested that Hasidism is the same seditious sect, the spread of which could become dangerous to Judaism.
Time passed, and the Almighty opened the eyes of many opponents of the "sect", including the most ardent persecutors of Hasidim. They stopped their attacks, and some of them even joined the camp of their former "enemies."
Surprisingly, this “war of the worlds" became a kind of melting pot, from which pure souls were born. The owners of such souls had a hard time in this difficult time for Russian Jewry. Their life is a separate chapter in the history of Hasidism.
We begin this chapter with a story about Rabbi Shmuel-Betzalele (RASHBATS). In the period from 1893 to 1900. this man - at the request of the Fifth Lubavitcher Rebbe, Sholom-Dovber Schneerson - was the teacher of his only son, Rabbi Yosef Yitzchak (the future Sixth Lubavitcher Rebbe), and from 1900 until the end of his life he held the position of spiritual instructor of the yeshiva “Tomhei Timimim” in Lubavichi . “My father once told me,” says Rabbi Yosef Yitzchak in his notes, “Your teacher is a genius. He is able to awaken in any student the vitality of the Divine service, which will never fade away ... ""
Stepfather
Rabbi Shmuel-Betzalel was born in Sventsyany, Vilnius province in 1829. His father, Reb Sholom-Shabtai Sheftel, spent all his time in the house of teaching. The house rested on his wife, the mother of Rashbats. She ran a household, and she earned a living. His father was a God-fearing man and came from a very illustrious family. And although he belonged to the Misnagdim camp, he strictly followed the Torah’s prohibition of evil tongue and never said anything bad about the "sect." He left this world when he was not yet fifty, and Shmuel-Bezalel was left an orphan.
Soon, the mother got married again. Her second husband, before the wedding, insisted on one condition regarding his future stepson: Shmuel-Betzalel should come home only to eat, and spend the rest of the time in the house of study and sleep there.
Some time passed, and the stepfather realized that Shmuel-Betzalel - not one of those adolescents who cause trouble. He was soft and calm, and he studied with great diligence. Therefore, he began to treat his stepson more favorably and even canceled the previous condition, allowing the young man to sleep at home. The stepfather also found a suitable learning companion for Shmuel-Bezalel. So four years passed.
By the age of fifteen, Shmuel-Betzalel already knew the Talmud and the comments of the Tosafot well. He studied hard, spending most of his time in the house of study. Leading scholars of the Torah from the midst of the Misnagdim became close to him, and in particular - Rabbi Hirsch, then Rabbi Sventsyan. Rabbi Hirsch set the time and studied the Talmud daily with the gifted youth.
Clash
At that time, about thirty Hasidim Alter Rebbe lived in Sventsyany. One of the summer days, between the prayers of “Minha” and “Maariv,” Shmuel-Betsalel happened to pass by their synagogue. He saw a group of Jews sitting and studying a small book. Shmuel-Bezalel felt a strong desire to stay here for a while and listen to what is being said.
The young man came closer and listened to the conversation. As soon as he did this, one of the group noticed an outsider, who was also from the “camp of enemies”, and shouted: “What are you doing here?! ..” And the young man had to rush off hastily.
After this incident, Shmuel-Betsalel could not calm down for a long time. Although he himself belonged to the Misnagdim, in his heart he respected the Hasidim. He knew some of them. They were great connoisseurs of the Torah and God-fearing people and were subjected to constant harassment of their opponents. And yet, the persecution did not bother these people. On the contrary, it seemed that their strength was growing stronger every day. Hence, Shmuel-Betzalel came to the conclusion that the Hasidim are worthy of respect and reverence. And now these people almost drove him away! ..
Source: “a-Tomim” No. 1, pp. 67-69; Translation: Eli Elkin
Foreword
Ever since the time of Rabbi Isroel Baal-Shem-Tov, opponents of Hasidism appeared, who first noticed his external differences and rose up against a new trend in Judaism. The opponents of Hasidism (misnagdim) were scared by literally everything in the new current: its methods, its rapid spread, and also the excessive enthusiasm of its supporters. The false messianic movements of Shabtai Zvi and Jacob Frank were still too fresh in memory. And the learned rabbis of that generation suggested that Hasidism is the same seditious sect, the spread of which could become dangerous to Judaism.
Time passed, and the Almighty opened the eyes of many opponents of the "sect", including the most ardent persecutors of Hasidim. They stopped their attacks, and some of them even joined the camp of their former "enemies."
Surprisingly, this “war of the worlds" became a kind of melting pot, from which pure souls were born. The owners of such souls had a hard time in this difficult time for Russian Jewry. Their life is a separate chapter in the history of Hasidism.
We begin this chapter with a story about Rabbi Shmuel-Betzalele (RASHBATS). In the period from 1893 to 1900. this man - at the request of the Fifth Lubavitcher Rebbe, Sholom-Dovber Schneerson - was the teacher of his only son, Rabbi Yosef Yitzchak (the future Sixth Lubavitcher Rebbe), and from 1900 until the end of his life he held the position of spiritual instructor of the yeshiva “Tomhei Timimim” in Lubavichi . “My father once told me,” says Rabbi Yosef Yitzchak in his notes, “Your teacher is a genius. He is able to awaken in any student the vitality of the Divine service, which will never fade away ... ""
Stepfather
Rabbi Shmuel-Betzalel was born in Sventsyany, Vilnius province in 1829. His father, Reb Sholom-Shabtai Sheftel, spent all his time in the house of teaching. The house rested on his wife, the mother of Rashbats. She ran a household, and she earned a living. His father was a God-fearing man and came from a very illustrious family. And although he belonged to the Misnagdim camp, he strictly followed the Torah’s prohibition of evil tongue and never said anything bad about the "sect." He left this world when he was not yet fifty, and Shmuel-Bezalel was left an orphan.
Soon, the mother got married again. Her second husband, before the wedding, insisted on one condition regarding his future stepson: Shmuel-Betzalel should come home only to eat, and spend the rest of the time in the house of study and sleep there.
Some time passed, and the stepfather realized that Shmuel-Betzalel - not one of those adolescents who cause trouble. He was soft and calm, and he studied with great diligence. Therefore, he began to treat his stepson more favorably and even canceled the previous condition, allowing the young man to sleep at home. The stepfather also found a suitable learning companion for Shmuel-Bezalel. So four years passed.
By the age of fifteen, Shmuel-Betzalel already knew the Talmud and the comments of the Tosafot well. He studied hard, spending most of his time in the house of study. Leading scholars of the Torah from the midst of the Misnagdim became close to him, and in particular - Rabbi Hirsch, then Rabbi Sventsyan. Rabbi Hirsch set the time and studied the Talmud daily with the gifted youth.
Clash
At that time, about thirty Hasidim Alter Rebbe lived in Sventsyany. One of the summer days, between the prayers of “Minha” and “Maariv,” Shmuel-Betsalel happened to pass by their synagogue. He saw a group of Jews sitting and studying a small book. Shmuel-Bezalel felt a strong desire to stay here for a while and listen to what is being said.
The young man came closer and listened to the conversation. As soon as he did this, one of the group noticed an outsider, who was also from the “camp of enemies”, and shouted: “What are you doing here?! ..” And the young man had to rush off hastily.
After this incident, Shmuel-Betsalel could not calm down for a long time. Although he himself belonged to the Misnagdim, in his heart he respected the Hasidim. He knew some of them. They were great connoisseurs of the Torah and God-fearing people and were subjected to constant harassment of their opponents. And yet, the persecution did not bother these people. On the contrary, it seemed that their strength was growing stronger every day. Hence, Shmuel-Betzalel came to the conclusion that the Hasidim are worthy of respect and reverence. And now these people almost drove him away! ..
У записи 3 лайков,
1 репостов.
1 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Хаим Толочинский