Ликутей Сихойс. Глава Хаей Сара.
С Б-жьей помощью
Беседа 1
1. В этой главе написано: «И умерла Сара в Кирьят-Арбе, он же Хеврон, в Стране Кнаан»[1]. В книге «Зогар» объясняется, что Сара была соответствием тела, а Аврагам – соответствием души[2].
В книге «Зогар» это объясняется следующим образом. «И умерла Сара» означает «когда тело умирает». «В Кирьят-Арбе» (дословно «город четверых») – имеются в виду четыре элемента[3], из которых состоит тело. «Он же Хеврон» означает, что пока тело жило, четыре элемента в нем были соединены, а когда оно умирает, тогда «и пришел Аврагам» – душа – «справить траур по Саре и оплакивать ее»: душа плачет, ибо и после смерти и отделения души она еще связана с телом.
Так как Сара – символ тела, а Аврагам – символ души, непонятно, почему написано «все, что Сара тебе скажет, слушайся ее»[4].
2. Известно объяснение Баал-Шем-Това[5] слов «если увидишь осла врага твоего, лежащего под ношей своей...»[6]. «Если увидишь осла...» – когда всмотришься в свое тело, увидишь, что оно «враг твой», потому что, когда начинают служение в начале жизни, тело и душа ненавидят друг друга. «Лежащего под ношей своей...» – ноша означает бремя Торы и заповедей. Бремя, потому что заповеди даны душе, облеченной в тело, для того, чтобы очистить и возвысить тело, и все же для человека это – бремя, которого он желает, и в результате он «лежит под ноШею своею...».
3. Заповеди даны только душам, облеченным в тело, и сами заповеди исполняются с помощью физических предметов. Это касается не только заповедей, исполняемых действием, но и заповедей, касающихся морали, – таких, например, как любовь к Б-гу и страх пред Ним или вера в единого Б-га, – эти заповеди должно исполнять, ощущая их (физически) умом и сердцем.
Например, заповедь любви к Б-гу. Мы действительно видим в жизни, что «добрая весть утучняет кость»[7], как рассказывается в Гмаре[8], что от услышанной доброй вести в теле человека происходят изменения. То же касается любви к Б-гу: «Близость Б-га – благо для меня»[9]. То, что человек слышит и глубоко принимает, должно сказываться и на его теле.
То же и в отношении страха пред Б-гом. Человек не должен внутренне сжиматься в своем уме или сердце, но его физические мозг и сердце должны ощущать, что он страшится.
Все это объяснили нам Рабеим. Известен рассказ о том, что при молитве (в Рош-Гашана или в Йом-Кипур), когда Ребе дошел до слов: «Итак, даруй страх», он начал кататься по полу, говоря: «Пах, пах!»[10]. От великого страха он не мог вымолвить полностью это слово, только через некоторое время он смог вымолвить слово пахдеха целиком.
Еще рассказ о Ребе Цемах-Цедеке. В первые годы, когда он стал Ребе, Ребе сидел однажды с хасидами, проводя «фарбренген». Принесли крепкую водку, он взял себе стакан и еще стакан и велел налить и третий[11]. После этого он провел рукой по лбу, совершенно не было заметно по нему, что он выпил столько водки. Позднее Ребе Цемах-Цедек объяснил, что он задумался о величии Всевышнего и на него напал сильный страх, а известно, что крепкое вино помогает в таком случае[12]. В свою очередь страх освобождает тело от влияния вина. Страх так на него повлиял, что было заметно по его телу: алкоголь не оказывает на него никакого действия.
То же следует сказать и о любви. Такое случалось и с раби Менахемом из Чернобыля, его тело полнело от произнесения Йегэ шмей раба («Да будет великое имя Его благословенно»)[13]. Он вдумывался в эти слова, говорящие о величии Б-га. в то. что Всевышний «благословен навеки и на веки веков», он достигал все миры, в том числе и мир Асия, в нем пробуждались любовь и наслаждение до такой степени, что тело его становилось тучнее.
4. Баал-Шем-Тов объясняет далее: «Если увидишь.., разве оставишь ты его без помощи?» – ты должен подумать, что когда тело «лежит под ношей своей...», ты будешь заниматься такими вещами, которые связаны с душой, а с телом своим ты совладаешь, сломав его постами и угнетением плоти. На это тебе говорят: «Разве оставишь ты его без помощи?», ибо тело следует очищать.
Даже если человек осознает тайный смысл заповеди, но саму заповедь не исполняет, если он вдумывается в тайны тфилин, но их не возлагает, он не только не исполняет заповедь о тфилин. но к этому добавляется и грех неисполнения заповеди.
Но если человек возлагает тфилин, не вдумываясь в их тайны, или же их не зная, или же зная их, но не вдумываясь в смысл заповеди, он достоин наказания хлыстом за то, что не вник в смысл заповеди, хотя заповедь о тфилин и исполнил.
У одного из сыновей Ребе Цемах-Цедека должно было состояться обрезание. И было там двое совершающих обрезание. Один из них глубоко знал труды раби Ицхака Лу-рии, – особенно то в них, что касается тфилин. Другой был моложе, большой специалист в этой области, хотя умом он был не так одарен, как первый. И Ребе Цемах-Цедек сказал, что надо взять того, кто моложе, и объяснил это так: «Самое главное – сделать физический надрез».
Таков буквальный смысл слов «все, что скажет тебе Сара, слушайся ее». Согласно объяснению книги Зогар, Сара означает тело, ибо
С Б-жьей помощью
Беседа 1
1. В этой главе написано: «И умерла Сара в Кирьят-Арбе, он же Хеврон, в Стране Кнаан»[1]. В книге «Зогар» объясняется, что Сара была соответствием тела, а Аврагам – соответствием души[2].
В книге «Зогар» это объясняется следующим образом. «И умерла Сара» означает «когда тело умирает». «В Кирьят-Арбе» (дословно «город четверых») – имеются в виду четыре элемента[3], из которых состоит тело. «Он же Хеврон» означает, что пока тело жило, четыре элемента в нем были соединены, а когда оно умирает, тогда «и пришел Аврагам» – душа – «справить траур по Саре и оплакивать ее»: душа плачет, ибо и после смерти и отделения души она еще связана с телом.
Так как Сара – символ тела, а Аврагам – символ души, непонятно, почему написано «все, что Сара тебе скажет, слушайся ее»[4].
2. Известно объяснение Баал-Шем-Това[5] слов «если увидишь осла врага твоего, лежащего под ношей своей...»[6]. «Если увидишь осла...» – когда всмотришься в свое тело, увидишь, что оно «враг твой», потому что, когда начинают служение в начале жизни, тело и душа ненавидят друг друга. «Лежащего под ношей своей...» – ноша означает бремя Торы и заповедей. Бремя, потому что заповеди даны душе, облеченной в тело, для того, чтобы очистить и возвысить тело, и все же для человека это – бремя, которого он желает, и в результате он «лежит под ноШею своею...».
3. Заповеди даны только душам, облеченным в тело, и сами заповеди исполняются с помощью физических предметов. Это касается не только заповедей, исполняемых действием, но и заповедей, касающихся морали, – таких, например, как любовь к Б-гу и страх пред Ним или вера в единого Б-га, – эти заповеди должно исполнять, ощущая их (физически) умом и сердцем.
Например, заповедь любви к Б-гу. Мы действительно видим в жизни, что «добрая весть утучняет кость»[7], как рассказывается в Гмаре[8], что от услышанной доброй вести в теле человека происходят изменения. То же касается любви к Б-гу: «Близость Б-га – благо для меня»[9]. То, что человек слышит и глубоко принимает, должно сказываться и на его теле.
То же и в отношении страха пред Б-гом. Человек не должен внутренне сжиматься в своем уме или сердце, но его физические мозг и сердце должны ощущать, что он страшится.
Все это объяснили нам Рабеим. Известен рассказ о том, что при молитве (в Рош-Гашана или в Йом-Кипур), когда Ребе дошел до слов: «Итак, даруй страх», он начал кататься по полу, говоря: «Пах, пах!»[10]. От великого страха он не мог вымолвить полностью это слово, только через некоторое время он смог вымолвить слово пахдеха целиком.
Еще рассказ о Ребе Цемах-Цедеке. В первые годы, когда он стал Ребе, Ребе сидел однажды с хасидами, проводя «фарбренген». Принесли крепкую водку, он взял себе стакан и еще стакан и велел налить и третий[11]. После этого он провел рукой по лбу, совершенно не было заметно по нему, что он выпил столько водки. Позднее Ребе Цемах-Цедек объяснил, что он задумался о величии Всевышнего и на него напал сильный страх, а известно, что крепкое вино помогает в таком случае[12]. В свою очередь страх освобождает тело от влияния вина. Страх так на него повлиял, что было заметно по его телу: алкоголь не оказывает на него никакого действия.
То же следует сказать и о любви. Такое случалось и с раби Менахемом из Чернобыля, его тело полнело от произнесения Йегэ шмей раба («Да будет великое имя Его благословенно»)[13]. Он вдумывался в эти слова, говорящие о величии Б-га. в то. что Всевышний «благословен навеки и на веки веков», он достигал все миры, в том числе и мир Асия, в нем пробуждались любовь и наслаждение до такой степени, что тело его становилось тучнее.
4. Баал-Шем-Тов объясняет далее: «Если увидишь.., разве оставишь ты его без помощи?» – ты должен подумать, что когда тело «лежит под ношей своей...», ты будешь заниматься такими вещами, которые связаны с душой, а с телом своим ты совладаешь, сломав его постами и угнетением плоти. На это тебе говорят: «Разве оставишь ты его без помощи?», ибо тело следует очищать.
Даже если человек осознает тайный смысл заповеди, но саму заповедь не исполняет, если он вдумывается в тайны тфилин, но их не возлагает, он не только не исполняет заповедь о тфилин. но к этому добавляется и грех неисполнения заповеди.
Но если человек возлагает тфилин, не вдумываясь в их тайны, или же их не зная, или же зная их, но не вдумываясь в смысл заповеди, он достоин наказания хлыстом за то, что не вник в смысл заповеди, хотя заповедь о тфилин и исполнил.
У одного из сыновей Ребе Цемах-Цедека должно было состояться обрезание. И было там двое совершающих обрезание. Один из них глубоко знал труды раби Ицхака Лу-рии, – особенно то в них, что касается тфилин. Другой был моложе, большой специалист в этой области, хотя умом он был не так одарен, как первый. И Ребе Цемах-Цедек сказал, что надо взять того, кто моложе, и объяснил это так: «Самое главное – сделать физический надрез».
Таков буквальный смысл слов «все, что скажет тебе Сара, слушайся ее». Согласно объяснению книги Зогар, Сара означает тело, ибо
Likutey Seahoys. Head of Hai Sarah.
With God's help
Conversation 1
1. This chapter says: "And Sarah died in Kiryat Arba, aka Hebron, in the Land of Knaan" [1]. The Zogar explains that Sarah was the correspondence of the body, and Abraham the correspondence of the soul [2].
In the Zogar, this is explained as follows. "And Sarah died" means "when the body dies." “In Kiryat Arba” (literally “the city of four”) - these are four elements [3], of which the body consists. “He is Hebron” means that while the body lived, the four elements in it were connected, and when it dies, then “Abraham came” - the soul - “to mourn Sarah and mourn her”: the soul cries, for even after death and the separation of the soul is still connected with the body.
Since Sarah is a symbol of the body, and Abraham is a symbol of the soul, it is unclear why it says “all that Sarah will tell you, obey her” [4].
2. The Baal Shem Tov’s explanation is known [5] for the words “if you see the ass of your enemy lying under your burden ...” [6]. “If you see a donkey ...” - when you look at your body, you will see that it is “your enemy”, because when they begin to serve at the beginning of life, the body and soul hate each other. "Lying under his burden ..." - the burden means the burden of the Torah and the commandments. The burden, because the commandments are given to the soul clothed in the body, in order to cleanse and exalt the body, and yet for a person it is the burden that he desires, and as a result he "lies under his burden ...".
3. The commandments are given only to souls clothed in the body, and the commandments themselves are fulfilled with the help of physical objects. This applies not only to the commandments performed by action, but also to the commandments concerning morality, such as, for example, love for Gd and fear of Him or faith in one Gd, these commandments must be fulfilled, sensing them (physically) mind and heart.
For example, the commandment of love for Gd. We really see in life that “good news heals the bone” [7], as described in Gmara [8], that changes are heard from the good news heard in the human body. The same applies to love for Gd: “The proximity of Gd is good for me” [9]. What a person hears and deeply accepts should also affect his body.
The same goes for fear of Gd. A person does not have to contract internally in his mind or heart, but his physical brain and heart must feel that he is afraid.
All this was explained to us by the Slaves. There is a story that during prayer (in Rosh Gashan or Yom Kippur), when the Rebbe reached the words: “So grant fear,” he began to roll on the floor, saying: “Groin, groin!” [10] . From great fear, he could not utter this word completely, only after a while he was able to utter the whole word pahdeha.
Another story about the Rebbe Zemah-Zedek. In the early years when he became the Rebbe, the Rebbe once sat with the Hasidim, conducting a farbrengen. They brought strong vodka, he took a glass and another glass and ordered to pour a third one [11]. After that, he ran a hand over his forehead, it was completely not noticeable on him that he had drunk so much vodka. Later, Rebbe Zemah-Tzedek explained that he thought about the greatness of the Almighty and that he was attacked by strong fear, and it is known that strong wine helps in this case [12]. In turn, fear frees the body from the influence of wine. Fear affected him so much that it was noticeable in his body: alcohol has no effect on him.
The same should be said of love. This happened with Rabbi Menachem of Chernobyl, his body was full of uttering Yehe Shmei slave (“May His great name be blessed”) [13]. He pondered these words that speak of the greatness of Gd. at that. that the Almighty is “blessed forever and ever and ever”, he reached all the worlds, including the world of Assiya, love and pleasure were awakened in him to such an extent that his body became fatter.
4. The Baal Shem Tov further explains: “If you see .., will you leave him without help?” - you should think that when the body "lies under its burden ...", you will be engaged in such things that are associated with the soul, and you control your body, breaking it with fasting and oppression of the flesh. To this they say to you: “Will you leave him without help?”, Because the body should be cleaned.
Even if a person realizes the secret meaning of the commandment, but the commandment itself does not fulfill, if he ponders the secrets of tefillin, but does not assign them, he not only does not fulfill the commandment of tefillin. but to this is added the sin of not fulfilling the commandment.
But if a person assigns tefillin without thinking about their secrets, or not knowing them, or knowing them, but not thinking about the meaning of the commandment, he deserves to be punished with a whip for not understanding the meaning of the commandment, although he obeyed the commandment of tefillin .
One of the sons of the Rebbe Zemah-Zedek was to have circumcision. And there were two circumcisers there. One of them deeply knew the works of Rabbi Yitzhak Luriya, especially in them, as for tefillin. The other was younger, a great specialist in this field, although his mind was not as gifted as the first. And the Rebbe Zemah-Zedek said that we need to take the younger one and explained it this way: "The most important thing is to make a physical incision."
This is the literal meaning of the words "all that Sarah will tell you, obey her." According to the explanation
With God's help
Conversation 1
1. This chapter says: "And Sarah died in Kiryat Arba, aka Hebron, in the Land of Knaan" [1]. The Zogar explains that Sarah was the correspondence of the body, and Abraham the correspondence of the soul [2].
In the Zogar, this is explained as follows. "And Sarah died" means "when the body dies." “In Kiryat Arba” (literally “the city of four”) - these are four elements [3], of which the body consists. “He is Hebron” means that while the body lived, the four elements in it were connected, and when it dies, then “Abraham came” - the soul - “to mourn Sarah and mourn her”: the soul cries, for even after death and the separation of the soul is still connected with the body.
Since Sarah is a symbol of the body, and Abraham is a symbol of the soul, it is unclear why it says “all that Sarah will tell you, obey her” [4].
2. The Baal Shem Tov’s explanation is known [5] for the words “if you see the ass of your enemy lying under your burden ...” [6]. “If you see a donkey ...” - when you look at your body, you will see that it is “your enemy”, because when they begin to serve at the beginning of life, the body and soul hate each other. "Lying under his burden ..." - the burden means the burden of the Torah and the commandments. The burden, because the commandments are given to the soul clothed in the body, in order to cleanse and exalt the body, and yet for a person it is the burden that he desires, and as a result he "lies under his burden ...".
3. The commandments are given only to souls clothed in the body, and the commandments themselves are fulfilled with the help of physical objects. This applies not only to the commandments performed by action, but also to the commandments concerning morality, such as, for example, love for Gd and fear of Him or faith in one Gd, these commandments must be fulfilled, sensing them (physically) mind and heart.
For example, the commandment of love for Gd. We really see in life that “good news heals the bone” [7], as described in Gmara [8], that changes are heard from the good news heard in the human body. The same applies to love for Gd: “The proximity of Gd is good for me” [9]. What a person hears and deeply accepts should also affect his body.
The same goes for fear of Gd. A person does not have to contract internally in his mind or heart, but his physical brain and heart must feel that he is afraid.
All this was explained to us by the Slaves. There is a story that during prayer (in Rosh Gashan or Yom Kippur), when the Rebbe reached the words: “So grant fear,” he began to roll on the floor, saying: “Groin, groin!” [10] . From great fear, he could not utter this word completely, only after a while he was able to utter the whole word pahdeha.
Another story about the Rebbe Zemah-Zedek. In the early years when he became the Rebbe, the Rebbe once sat with the Hasidim, conducting a farbrengen. They brought strong vodka, he took a glass and another glass and ordered to pour a third one [11]. After that, he ran a hand over his forehead, it was completely not noticeable on him that he had drunk so much vodka. Later, Rebbe Zemah-Tzedek explained that he thought about the greatness of the Almighty and that he was attacked by strong fear, and it is known that strong wine helps in this case [12]. In turn, fear frees the body from the influence of wine. Fear affected him so much that it was noticeable in his body: alcohol has no effect on him.
The same should be said of love. This happened with Rabbi Menachem of Chernobyl, his body was full of uttering Yehe Shmei slave (“May His great name be blessed”) [13]. He pondered these words that speak of the greatness of Gd. at that. that the Almighty is “blessed forever and ever and ever”, he reached all the worlds, including the world of Assiya, love and pleasure were awakened in him to such an extent that his body became fatter.
4. The Baal Shem Tov further explains: “If you see .., will you leave him without help?” - you should think that when the body "lies under its burden ...", you will be engaged in such things that are associated with the soul, and you control your body, breaking it with fasting and oppression of the flesh. To this they say to you: “Will you leave him without help?”, Because the body should be cleaned.
Even if a person realizes the secret meaning of the commandment, but the commandment itself does not fulfill, if he ponders the secrets of tefillin, but does not assign them, he not only does not fulfill the commandment of tefillin. but to this is added the sin of not fulfilling the commandment.
But if a person assigns tefillin without thinking about their secrets, or not knowing them, or knowing them, but not thinking about the meaning of the commandment, he deserves to be punished with a whip for not understanding the meaning of the commandment, although he obeyed the commandment of tefillin .
One of the sons of the Rebbe Zemah-Zedek was to have circumcision. And there were two circumcisers there. One of them deeply knew the works of Rabbi Yitzhak Luriya, especially in them, as for tefillin. The other was younger, a great specialist in this field, although his mind was not as gifted as the first. And the Rebbe Zemah-Zedek said that we need to take the younger one and explained it this way: "The most important thing is to make a physical incision."
This is the literal meaning of the words "all that Sarah will tell you, obey her." According to the explanation
У записи 9 лайков,
3 репостов.
3 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Хаим Толочинский