Танья 8 тевета Ликутей амарим ЧАСТЬ ПЕРВАЯ פֶּרֶק...

Танья 8 тевета

Ликутей амарим

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

פֶּרֶק ח'.

ГЛАВА ВОСЬМАЯ

וְעַל דְּבָרִים בְּטֵלִים בְּהֶתֵּר,

Что касается пустых речей [«дварим бетелим»] о незапрещенных вещах.

כְּגֹון עַם הָאָרֶץ שֶׁאֵינֹו יָכֹול לִלְמֹוד

Такие может вести, например, неученый человек [«ам а-арец»], который не в состоянии заняться изучением Торы,

Поскольку, тот, кто способен учиться, на него постоянно возложена обязанность повелительной заповеди «Ве-дибарта бам» («Говори эти слова») (Ваэтханан, 6:7). Из эти слов Торы мудрецы выводят также запрет на «пустословие» («дварим бетелим»). Только для абсолютного невежды не существует запрета на «дварим бетелим».

צָרִיךְ לְטַהֵר נַפְשֹׁו מִטֻּמְאָה זֹו דִּקְלִפָּה זֹו, עַל יְדֵי גִּלְגּוּלָהּ בְּכַף הַקֶּלַע,

его душа должна очиститься от нечистоты этой категории «клипа», пройдя состояние, называемое «каф а-кела [«метание из пращи»],

Смотри Шмуэль I, 25:29 и Вавилонский Талмуд, трактат Шабат 152 б. О наказании «каф а-кела» сказано, что человека бросают из одного края мира в другой, или из Земли Израиля за ее пределы. Эти слова означают, что душу человека после его смерти приводят от одной крайности к другой — сначала душа видит великую истину, которая в Святости и Б-жественности, затем внезапно ее бросают внутрь ее мыслей и речей в этом мире. Душа испытывает от этого великое страдание. В одной из своих «сихот» Шестой Любавичский Ребе (раби Йосеф-Ицхак НЭ) говорил о важности повторения наизусть слов Пятикнижия, Теилим, Мишны или Тании. Он сказал, что помимо того, что этим выполняется заповедь изучения Торы и «очищается воздух», но это также помогает человеку избавиться от наказания «каф а-кела».

כְּמֹו שֶׁכָּתוּב בַּזֹּהַר פָּרָשַׁת בְּשַׁלַּח דַּף נט.

как об этом говорится в книге «Зоар», глава «Бешалах», стр. 59.

Зоар, часть 2, стр. 59а.

אֲבָל לְדִבּוּרִים אֲסוּרִים, כְּמֹו לֵיצָנוּת וְלָשֹׁון הָרַע וְכַיֹּוצֵא בָּהֶם, שֶׁהֵן מִשָּׁלֹשׁ קְלִפֹּות הַטְּמֵאֹות לְגַמְרֵי אֵין כַּף הַקֶּלַע [לְבַדֹּו] מֹועִיל לְטַהֵר וּלְהַעֲבִיר טֻמְאָתֹו מֵהַנֶּפֶשׁ, רַק צְרִיכָה לֵירֵד לְגֵיהִנֹּם.

Но от речей запрещенных, как насмешничество [«лейцанут»] и злословие [«лашон а-ра»] и т. п., коренящихся в трех совершенно нечистых «клипот», [только лишь] наказание «каф а-кела» [запуск из пращи] не может очистить и уничтожить нечистое в душе, и она должна для этого спуститься в ад [«геином»].

«Геином» — это более тяжелое наказание, которое сильнее воздействует на человека, приводя к очищению его души.

וְכֵן מִי שֶׁאֶפְשָׁר לֹו לַעֲסֹוק בַּתֹּורָה וְעֹוסֵק בִּדְבָרִים בְּטֵלִים אֵין כַּף הַקֶּלַע לְבַדֹּו מֹועִיל לְנַפְשֹׁו לְמָרְקָהּ וּלְזַכְּכָהּ,

И также если кто-либо может заниматься изучением Торы, но вместо того он занимается пустым, одно лишь метание пращей не может очистить его душу и удалить из нее нечистоту.

רַק עֳנָשִׁים חֲמוּרִים שֶׁמַּעֲנִישִׁים עַל בִּטּוּל תֹּורָה בִּפְרָטוּת, מִלְּבַד עֹונֶשׁ הַכְּלָלִי לְכָל בִּטּוּל מִצְוַת עֲשֵׂה מֵחֲמַת עַצְלוּת בְּגֵיהִנֹּם שֶׁל שֶׁלֶג, כַּמְּבֹואָר בְּמָקֹום אַחֵר.

Для этого необходимы более тяжкие кары, какими карается небрежение к изучению Торы, — за каждый случай в отдельности, помимо общего наказания в снежном аду за каждое неисполнение по нерадивости позитивной заповеди, как это объясняется в другом месте.

Холодность, отсутствие интереса к Торе, называется «снежным адом» — «геином шель шелег». В трактате Сангедрин (90 а) сказано, что человек наказывается за свои грехи по принципу «Мера за меру», поэтому, за грех, который был совершен пылкостью жара — наказывают «огненным адом» («геином шель эш»), а за холодность и равнодушие в исполнении заповедей — «снежным адом».

[Обмороженное место натирают снегом, чтобы восстановить нормальное кровообращение. Существует мнение, что подобно этому «снежный ад» помогает избавиться от холодности души. Однако Любавичский Ребе Шлита сомневается в правильности такого объяснения, поскольку трудно сделать такой вывод из книги «Ликутей Тора» Аризала (гл. Шмот)].

Смотри также Зоар, часть 1, стр. 626; часть 2, стр. 150а/б.

Таким образом, кроме общего наказания, которым наказывают за неисполнение заповеди изучения Торы, подобно тому, как наказывают за неисполнение каждой позитивной заповеди, существует специальное наказание за неисполнение заповеди изучения Торы «битуль Тора» (только в случае, когда человек способен ее изучать).

וְכֵן הָעֹוסֵק בְּחָכְמֹות אֻמֹּות הָעֹולָם בִּכְלַל דְּבָרִים בְּטֵלִים יֵחָשֵׁב לְעִנְיַן עֲֹון בִּטּוּל תֹּורָה,

И если кто-либо занимается нееврейскими премудростями, это причисляется к пустым занятиям, ибо приводит к греху небрежения изучением Торы,

Это также касается изучения общих наук.

כְּמֹו שֶׁכָּתוּב בְּהִלְכֹות תַּלְמוּד תֹּורָה.

как об этом сказано в законах изучения Торы.

«Шулхан арух» Алтер Ребе, Законы изучения Торы.

וְעֹוד זֹאת יְתֵרָה טֻמְאָתָהּ שֶׁל חָכְמַת הָאֻמֹּות עַל טֻמְאַת דְּבָרִים בְּטֵלִים, שֶׁאֵינֹו מַלְבִּישׁ וּמְטַמֵּא

И еще: нееврейские премудрости более нечисты, чем пустые занятия, ибо не облекаются внутрь и не оскверняют.

רַק הַמִּדֹּות

[Ибо ибо нечистота пустословия облекает собой и затрагивает] только мидот,

מִיסֹוד הָרוּחַ הַקָּדֹושׁ שֶׁבְּנַפְשֹׁו הָאֱלֹקִית,

[которые происходят] от святого элемента воздуха Б-жественной души,

Б-жественная душа состоит из четырех базисных духовных элементов: огонь, воздух, вода, земля. Эмоциональные качества души «мидот», такие как, любовь, страх, и т.п., происходят из основы «воздух» («руах»). Когда человек занят пустословием, то тем самым он погружает в него семь «мидот» своей Б-жественной души и оскверняет их.

בְּטֻמְאַת קְלִפָּת נֹוגַהּ שֶׁבִּדְבָרִים בְּטֵלִים, הַבָּאִים מִיסֹוד הָרוּחַ הָרַע שֶׁבִּקְלִפָּה זֹו בְּנַפְשֹׁו הַבְּהֵמִית כְּדִלְעֵיל,

и оскверняют их нечистотой «клипат нога», в которой коренятся занятия пустыми вещами, происходящими от дурного элемента воздуха этой категории «клипа» в животной душе человека, как уже говорилось выше,

Это объяснялось в первой главе.

וְלֹא בְּחִינָת חָכְמָה בִּינָה דַּעַת שֶׁבְּנַפְשֹׁו,

но не [затрагивает] в душе силы интеллекта Хабад,

Пустословие не оскверняют категорию разума в душе.

מֵאַחַר שֶׁהֵם דִּבְרִי שְׁטוּת וּבֹורוּת, שֶׁגַּם הַשֹּׁוטִים וְעַמֵּי הָאָרֶץ יְכֹולִים לְדַבֵּר כֵּן.

так как это глупые невежественные речи, на которые способны и неученые люди.

Занимаясь пустословием, человек не погружает в них свой разум, а значит — не оскверняет разум своей Б-жественной души.

מַה שֶּׁאֵין כֵּן בְּחָכְמַת הָאֻמֹּות,

Совершенно иначе дело обстоит в отношении нееврейских премудростей

הוּא מַלְבִּישׁ וּמְטַמֵּא בְּחִינוֹת חָכְמָה בִּינָה דַּעַת שֶׁבְּנַפְשֹׁו הָאֱלֹקִית בְּטֻמְאַת קְלִפָּת נֹוגַהּ שֶׁבְּחָכְמֹות אֵלּוּ,

— они облекают и оскверняют силы интеллекта Хабад в его Б-жественнбй душе нечистотой «клипат нога», содержащейся в этих премудростях,

שֶׁנָּפְלוּ שָׁמָּה בִּשְׁבִירַת הַכֵּלִים

которые туда упали после того, как «разбились сосуды» [«швират а-келим»]

То, что есть истинного в светских науках (нееврейских премудростях), имеет своим источником мудрость Б-га, свет которой деградировал до уровня самых низких ступеней в результате того, что в начале Творения «разбились сосуды» (духовные категории, которым в нашем мире соответствуют физические тела), не будучи в силах принять в себя свет (соответствие душ в нашем мире) огромной силы. И произошло это потому, что на той стадии еще не было единения противоположностей, взаимовключения противоположных по сути своей «сфирот».

מִבְּחִינָת אֲחֹורַיִם שֶׁל חָכְמָה דִּקְדֻשָּׁה, כַּיָּדוּעַ לְיֹודְעֵי חֵן.

из категории «обратной стороны» мудрости, относящейся к сфере святости «Кдуша», как известно сведущим в тайной мудрости [каббалистам].

В каббале объясняется вышеуказанный процесс «швират а-келим» и раскрывается сущность этого падения. Таким образом, при изучении светских наук оскверняют разум Б-жественной души, и это хуже чем пустые речи, которые оскверняют лишь эмоции, но не разум.

אֶלָּא אִם כֵּן עֹושֶׂה אֹותָן קַרְדֹּום לַחֲתֹוךְ בָּהֶן, דְּהַיְנוּ כְּדֵי לְהִתְפַּרְנֵס מֵהֶן בְּרֶוַח לַעֲבֹוד ה', אֹו שֶׁיֹּודֵעַ לְהִשְׁתַּמֵּשׁ בָּהֶן לַעֲבֹודַת ה' אֹו לְתֹורָתֹו,

И разве только человек изучает эти премудрости, чтобы ими воспользоваться: для того, чтобы иметь заработок, который бы обеспечил возможность служения Всевышнему, или же он умеет обращать эти премудрости в служение Б-гу.

Например, если человек изучает математику, для того, чтобы лучше понять астрономические законы освящения нового месяца, и т. п.

וְזֶהוּ טַעֲמֹו שֶׁל הָרַמְבַּ"ם וְרַמְבַּ"ן זַ"ל וְסִיעָתָן שֶׁעָסְקוּ בָּהֶן:

именно с такой целью их изучали Рамбам, Рамбан и их последователи.

В одном из своих писем Любавичский Ребе Шлита, пророк и Мошиах нашего поколения, приводит шесть разрешенных Торой видов изучения светских наук (в таком случае их изучение не приводит к нечистоте категорий Хабад в душе изучающего и не уменьшает его способности восприятия Б-жественного).

1) Получение этих знаний при изучении и анализе самого текста Торы. Тора — как бы чертеж, по которому сотворен мир, и из нее самой можно познать его строение. Этот вид изучения доступен лишь немногим праведникам.

2) Изучение нееврейской премудрости тогда, когда Тора прямо это повелевает. Так было, например, в то время, когда для определения наступления месяцев (помимо показаний свидетелей, видевших новолуние) Сангедрин был обязан делать астрономические расчеты. Подобным же образом рабану Гамлиэлю разрешили изучать греческий язык для общественных нужд и т. д. Такое изучение — исполнение заповеди.

3) Если в силу каких-либо обстоятельств (например, когда человек находится в нечистом месте) нельзя думать о написанном в Торе, тогда, чтобы этого не произошло, можно в это время изучать нееврейскую премудрость. Это также исполнение заповеди, но исполнение от противного.

4) Если для лучшего понимания Торы или исполнения заповеди необходимо изучать что-либо из этих наук. Это — не изучение Торы и не исполнение заповеди, но подготовка к ним.

5) Если это необходимо (и насколько необходимо, не более) для того, чтобы добыть пропитание. Это подготов
Tanya 8 Tevet

Likutey Amarim

PART ONE

פֶּרֶק ח '.

CHAPTER EIGHT

וְעַל דְּבָרִים בְּטֵלִים בְּהֶתֵּר,

As for empty speeches [“two-betelim”] about forbidden things.

כְּגֹון עַם הָאָרֶץ שֶׁאֵינֹו יָכֹול לִלְמֹוד

Such can be carried out, for example, by an unlearned person [“am ha-aretz”], who is not able to study the Torah,

Since the one who is able to learn, he is constantly entrusted with the duty of the commandment of “We-dibarta bam” (“Speak these words”) (Waathanan, 6: 7). From these words of the Torah, the sages also derive a ban on “idle talk” (“two-betelim”). For the absolute ignoramus alone, there is no prohibition on “two-betelim.

צָרִיךְ לְטַהֵר נַפְשֹׁו מִטֻּמְאָה זֹו דִּקְלִפָּה זֹו, עַל יְדֵי גִּלְגּוּלָהּ בְּכַף הַקֶּלַע,

his soul must be cleansed of the impurity of this category of “clip”, having passed a state called “kaf a-kela [“ throwing from a sling ”],

See Shmuel I, 25:29 and the Babylonian Talmud, tractate Shabbat 152 b. The punishment of “kaf a-kela” says that a person is thrown from one end of the world to another, or from the Land of Israel beyond its borders. These words mean that the soul of a person after his death is led from one extreme to the other - at first the soul sees a great truth that is in Holiness and Divinity, then suddenly it is thrown into her thoughts and speeches in this world. The soul experiences great suffering from this. In one of his “sehots,” the Sixth Lubavitcher Rebbe (Rabbi Yosef Yitzchak NE) spoke of the importance of reciting by heart the words of the Pentateuch, Theilim, Mishnah, or Taniya. He said that in addition to fulfilling the commandment of the study of the Torah and “purifying the air”, this also helps a person to get rid of the punishment “kaf a-kela”.

כְּמֹו שֶׁכָּתוּב בַּזֹּהַר פָּרָשַׁת בְּשַׁלַּח דַּף נט.

as stated in The Zohar, chapter of Beshalach, p. 59.

The Zohar, part 2, p. 59a.

אֲבָל לְדִבּוּרִים אֲסוּרִים, כְּמֹו לֵיצָנוּת וְלָשֹׁון הָרַע וְכַיֹּוצֵא בָּהֶם, שֶׁהֵן מִשָּׁלֹשׁ קְלִפֹּות הַטְּמֵאֹות לְגַמְרֵי אֵין כַּף הַקֶּלַע [לְבַדֹּו] מֹועִיל לְטַהֵר וּלְהַעֲבִיר טֻמְאָתֹו מֵהַנֶּפֶשׁ, רַק צְרִיכָה לֵירֵד לְגֵיהִנֹּם.

But from forbidden speeches, like mockery [“leytsanut”] and slandering [“lashon-a-ra”], etc., rooted in three completely unclean “klipot”, [only] punishment “kaf a-kela” [launch from the sling] cannot cleanse and destroy the unclean in the soul, and for this it must go down to hell [“gein”].

“Geinom” is a more severe punishment that affects a person more, leading to the purification of his soul.

וְכֵן מִי שֶׁאֶפְשָׁר לֹו לַעֲסֹוק בַּתֹּורָה וְעֹוסֵק בִּדְבָרִים בְּטֵלִים אֵין כַּף הַקֶּלַע לְבַדֹּו מֹועִיל לְנַפְשֹׁו לְמָרְקָהּ וּלְזַכְּכָהּ,

And also, if someone can study the Torah, but instead of doing nothing, throwing slings alone cannot cleanse his soul and remove impurity from it.

רַק עֳנָשִׁים חֲמוּרִיםם

For this, more severe punishments are required, which neglect the study of the Torah is punishable for each case separately, in addition to the general punishment in the snowy hell for each non-fulfillment of a positive commandment due to negligence, as explained elsewhere.

Coldness, lack of interest in the Torah, is called "snow hell" - "gele shel shelle". In the treatise Sangedrin (90 a) it is said that a person is punished for his sins according to the principle "Measure for measure", therefore, for a sin that was committed by heat of heat - punished with "fiery hell" ("gein shel esh"), and for coldness and indifference in the fulfillment of the commandments - "snowy hell."

[Frosted place rubbed with snow to restore normal blood circulation. There is an opinion that like this, "snow hell" helps to get rid of the coldness of the soul. However, the Lubavitcher Rebbe Schlita doubts the correctness of such an explanation, since it is difficult to draw such a conclusion from the book “Thorns of the Torah” by Arizal (Ch. Shmot)].

See also The Zohar, part 1, p. 626; part 2, p. 150a / b.

Thus, in addition to the general punishment that is punished for not fulfilling the commandment of the study of the Torah, just as they are punished for not fulfilling the positive commandment, there is a special punishment for not fulfilling the commandment of the study of the Torah “Bitul Torah” (only if a person is able to study it).

וְכֵן הָעֹוסֵק בְּחָכְמֹות אֻמֹּות הָעֹולָם בִּכְלַל דְּבָרִים בְּטֵלִים יֵחָשֵׁב לְעִנְיַן עֲֹון בִּטּוּל תֹּורָה,

And if someone is engaged in non-Jewish wisdom, this is considered to be empty pursuits, because it leads to the sin of neglect to study the Torah,

This also applies to the study of general sciences.

כְּמֹו שֶׁכָּתוּב בְּהִלְכֹות תַּלְמוּד תֹּורָה.

as stated in the laws of the study of the Torah.

“Shulchan Aruch” Alter Rebbe, Torah Laws.

וְעֹוד זֹאת יְתֵרָה טֻמְאָתָהּ שֶׁל חָכְמַת הָאֻמֹּות עַל טֻמְאַת דְּבָרִים בְּטֵלִים, שֶׁאֵינֹו מַלְבִּישׁ וּמְטַמֵּא

And yet: non-Jewish wisdom is more unclean than empty pursuits, for they do not clothe themselves inside and do not defile.

רַק הַמִּ
У записи 3 лайков,
1 репостов,
302 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Хаим Толочинский

Понравилось следующим людям