НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА «ВАЭРА»
«И прекратились громы и град, и дождь не лился на землю». Для сочетаний «не лился» Раши предлагает два уточнения: 1. «Не достигал земли», 2. «Не проливался на землю». Это означает следующее: как только фараон пообещал отпустить евреев и Моше помолился Всевышнему, казнь под названием «барад» (дождь вместе с градом и огнем) прекратилась. Если следовать первому уточнению, все, что лилось, застыло между небом и землей, ни одна капля не упала вниз. Если идти по второму, ливень вообще перестал существовать. Сам Раши отмечает, что второй комментарий ему нравится больше. И то, и другое является чудом. Несмотря на то, что чудеса Творца стоят выше человеческого понимания, они подчиняются определенным законам. Один из них звучит: «Всевышний не делает чудеса «просто так». Если нужно выбирать между чудесами разного масштаба, выбор Б-гa, скорее всего, падет на чудо, которое не очень сильно нарушает природный порядок. На первый взгляд, вариант «не достигал земли», когда лед, огонь и дождь застыли в воздухе, выглядит более необычно и пугающе. Можно сказать, что это чудо — «большее». Но так кажется, если смотреть на ситуацию снизу вверх, глазами человека. У народа Торы есть возможность другого взгляда, сверху вниз. Под этим углом град, который канул в небытие – явление более чудесное, выходящее за все рамки бытия. Оно, однако, противоречит еще одному правилу: «Всевышний дает, но назад не забирает». Если по слову Б-га в материальном мире появилась какая-то вещь (в нашем случае — «барад»), она приобретает право на существование и не может исчезнуть. Всевышний создал град, включил его в порядок времен и событий. Вместе с Б-гом во всех временах Наши мудрецы говорят, что мир существует ради Торы и ради евреев. Читая, как раскаяние фараона и молитва Моше остановили град, мы можем понять что-то о дорогах своей тшувы. У нее есть несколько ступеней. Одна из самых высоких — тшува из любви к Б-гу. В этом случае и грех, и наказание, которое он влечет, стираются полностью. Пропадает не только наказание, но и истоки греха, их корень в душе еврея. «Ливень не проливался», его просто не было… Вопрос: каким образом следствие (наше раскаяние) может стереть причину (допущенный грех)? Ведь существует поток времени, текущий из прошлого в будущее, и назад его не повернешь… Ответ: еврей по сущности своей добр, свят и неразрывно связан с Творцом. Грех — это лишь уступка животному началу, бросающая тень на эту связь. Мы делаем тшуву и вновь раскрывается наше единство со Всевышним, который одновременно находится и в прошлом, и в настоящем, и в будущем. Так же, как душа еврея. Поэтому тшува из любви отменяет и наказание, и сам грех. Тшува убирает их из всех времен. Более низкая ступень — «тшува из страха». Человек боится наказания, «родившегося» из проступка, и прекращает грешить. В этом случае «барад» «не достигает земли», повисает в воздухе. Наказание присутствует в мире, но не может дотянуться до еврея. Однако, корни греха остаются в душе и могут прорасти, если не следить за этим постоянно. Теперь ясно, почему Раши отдает предпочтение комментарию в духе «ливень не проливался»: «Тшува из любви» меняет душу и мир, в любом из трех времен.
Источник: gorod-m.co.il © Город Мудрецов
«И прекратились громы и град, и дождь не лился на землю». Для сочетаний «не лился» Раши предлагает два уточнения: 1. «Не достигал земли», 2. «Не проливался на землю». Это означает следующее: как только фараон пообещал отпустить евреев и Моше помолился Всевышнему, казнь под названием «барад» (дождь вместе с градом и огнем) прекратилась. Если следовать первому уточнению, все, что лилось, застыло между небом и землей, ни одна капля не упала вниз. Если идти по второму, ливень вообще перестал существовать. Сам Раши отмечает, что второй комментарий ему нравится больше. И то, и другое является чудом. Несмотря на то, что чудеса Творца стоят выше человеческого понимания, они подчиняются определенным законам. Один из них звучит: «Всевышний не делает чудеса «просто так». Если нужно выбирать между чудесами разного масштаба, выбор Б-гa, скорее всего, падет на чудо, которое не очень сильно нарушает природный порядок. На первый взгляд, вариант «не достигал земли», когда лед, огонь и дождь застыли в воздухе, выглядит более необычно и пугающе. Можно сказать, что это чудо — «большее». Но так кажется, если смотреть на ситуацию снизу вверх, глазами человека. У народа Торы есть возможность другого взгляда, сверху вниз. Под этим углом град, который канул в небытие – явление более чудесное, выходящее за все рамки бытия. Оно, однако, противоречит еще одному правилу: «Всевышний дает, но назад не забирает». Если по слову Б-га в материальном мире появилась какая-то вещь (в нашем случае — «барад»), она приобретает право на существование и не может исчезнуть. Всевышний создал град, включил его в порядок времен и событий. Вместе с Б-гом во всех временах Наши мудрецы говорят, что мир существует ради Торы и ради евреев. Читая, как раскаяние фараона и молитва Моше остановили град, мы можем понять что-то о дорогах своей тшувы. У нее есть несколько ступеней. Одна из самых высоких — тшува из любви к Б-гу. В этом случае и грех, и наказание, которое он влечет, стираются полностью. Пропадает не только наказание, но и истоки греха, их корень в душе еврея. «Ливень не проливался», его просто не было… Вопрос: каким образом следствие (наше раскаяние) может стереть причину (допущенный грех)? Ведь существует поток времени, текущий из прошлого в будущее, и назад его не повернешь… Ответ: еврей по сущности своей добр, свят и неразрывно связан с Творцом. Грех — это лишь уступка животному началу, бросающая тень на эту связь. Мы делаем тшуву и вновь раскрывается наше единство со Всевышним, который одновременно находится и в прошлом, и в настоящем, и в будущем. Так же, как душа еврея. Поэтому тшува из любви отменяет и наказание, и сам грех. Тшува убирает их из всех времен. Более низкая ступень — «тшува из страха». Человек боится наказания, «родившегося» из проступка, и прекращает грешить. В этом случае «барад» «не достигает земли», повисает в воздухе. Наказание присутствует в мире, но не может дотянуться до еврея. Однако, корни греха остаются в душе и могут прорасти, если не следить за этим постоянно. Теперь ясно, почему Раши отдает предпочтение комментарию в духе «ливень не проливался»: «Тшува из любви» меняет душу и мир, в любом из трех времен.
Источник: gorod-m.co.il © Город Мудрецов
WEEKLY CHAPTER "VAERA"
"And the thunders and hail ceased, and the rain did not pour on the ground." For combinations “did not pour” Rashi offers two clarifications: 1. “Did not reach the earth”, 2. “Did not spill on the ground”. This means the following: as soon as the pharaoh promised to let the Jews go and Moshe prayed to the Almighty, the execution under the name "barad" (rain with hail and fire) ceased. If you follow the first clarification, everything that poured froze between heaven and earth, not a single drop fell down. If you go along the second, the rain generally ceased to exist. Rashi himself notes that he likes the second comment more. Both that, and another is a miracle. Despite the fact that the miracles of the Creator are higher than human understanding, they obey certain laws. One of them sounds: "The Almighty does not do miracles" just like that. " If you need to choose between miracles of different scales, the choice of Gd is likely to fall for a miracle that does not violate the natural order very much. At first glance, the option “did not reach the ground”, when ice, fire and rain froze in the air, looks more unusual and frightening. We can say that this miracle is "greater." But it seems so, if you look at the situation from the bottom up, through the eyes of a person. The people of the Torah have the opportunity of a different look, from top to bottom. From this angle, the hail that has sunk into oblivion is a more miraculous phenomenon that goes beyond all limits of being. It, however, contradicts another rule: "The Almighty gives, but does not take back." If, according to Gd's word, a thing (in our case, “barad”) has appeared in the material world, it acquires the right to exist and cannot disappear. God created the city, included it in the order of times and events. Together with Gd at all times, Our sages say that the world exists for the Torah and for the Jews. Reading how the repentance of the pharaoh and the prayer of Moshe stopped the city, we can understand something about the roads of our tshuvs. She has several steps. One of the highest is tshuva for the love of Gd. In this case, both the sin and the punishment that it entails are completely erased. Not only punishment disappears, but also the sources of sin, their root in the soul of a Jew. “The rain did not spill,” it simply did not exist ... Question: how can the investigation (our repentance) erase the cause (the committed sin)? After all, there is a stream of time flowing from the past to the future, and you won’t turn it back ... Answer: a Jew is essentially kind, holy and inextricably linked with the Creator. Sin is only a concession to the animal principle, casting a shadow on this connection. We do teshuvah and our unity with the Almighty, which is simultaneously in the past, in the present, and in the future, is revealed again. Just like the soul of a Jew. Therefore, tsuva out of love cancels both punishment and sin itself. Tshuva removes them from all times. The lower step is "tshuva for fear." A man is afraid of punishment, “born” out of misconduct, and stops sinning. In this case, the "barad" "does not reach the ground", hangs in the air. Punishment is present in the world, but cannot reach a Jew. However, the roots of sin remain in the soul and can sprout if not constantly monitored. Now it’s clear why Rashi gives preference to the comment in the spirit of “no showers”: “Tshuva out of love” changes the soul and the world, in any of the three times.
Source: gorod-m.co.il © City of Sages
"And the thunders and hail ceased, and the rain did not pour on the ground." For combinations “did not pour” Rashi offers two clarifications: 1. “Did not reach the earth”, 2. “Did not spill on the ground”. This means the following: as soon as the pharaoh promised to let the Jews go and Moshe prayed to the Almighty, the execution under the name "barad" (rain with hail and fire) ceased. If you follow the first clarification, everything that poured froze between heaven and earth, not a single drop fell down. If you go along the second, the rain generally ceased to exist. Rashi himself notes that he likes the second comment more. Both that, and another is a miracle. Despite the fact that the miracles of the Creator are higher than human understanding, they obey certain laws. One of them sounds: "The Almighty does not do miracles" just like that. " If you need to choose between miracles of different scales, the choice of Gd is likely to fall for a miracle that does not violate the natural order very much. At first glance, the option “did not reach the ground”, when ice, fire and rain froze in the air, looks more unusual and frightening. We can say that this miracle is "greater." But it seems so, if you look at the situation from the bottom up, through the eyes of a person. The people of the Torah have the opportunity of a different look, from top to bottom. From this angle, the hail that has sunk into oblivion is a more miraculous phenomenon that goes beyond all limits of being. It, however, contradicts another rule: "The Almighty gives, but does not take back." If, according to Gd's word, a thing (in our case, “barad”) has appeared in the material world, it acquires the right to exist and cannot disappear. God created the city, included it in the order of times and events. Together with Gd at all times, Our sages say that the world exists for the Torah and for the Jews. Reading how the repentance of the pharaoh and the prayer of Moshe stopped the city, we can understand something about the roads of our tshuvs. She has several steps. One of the highest is tshuva for the love of Gd. In this case, both the sin and the punishment that it entails are completely erased. Not only punishment disappears, but also the sources of sin, their root in the soul of a Jew. “The rain did not spill,” it simply did not exist ... Question: how can the investigation (our repentance) erase the cause (the committed sin)? After all, there is a stream of time flowing from the past to the future, and you won’t turn it back ... Answer: a Jew is essentially kind, holy and inextricably linked with the Creator. Sin is only a concession to the animal principle, casting a shadow on this connection. We do teshuvah and our unity with the Almighty, which is simultaneously in the past, in the present, and in the future, is revealed again. Just like the soul of a Jew. Therefore, tsuva out of love cancels both punishment and sin itself. Tshuva removes them from all times. The lower step is "tshuva for fear." A man is afraid of punishment, “born” out of misconduct, and stops sinning. In this case, the "barad" "does not reach the ground", hangs in the air. Punishment is present in the world, but cannot reach a Jew. However, the roots of sin remain in the soul and can sprout if not constantly monitored. Now it’s clear why Rashi gives preference to the comment in the spirit of “no showers”: “Tshuva out of love” changes the soul and the world, in any of the three times.
Source: gorod-m.co.il © City of Sages
У записи 8 лайков,
3 репостов,
365 просмотров.
3 репостов,
365 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Хаим Толочинский