Недельная глава "Бешалах".
Беседа первая.
(Публикуется в свободном переводе с иврита. По материалам беседы ребе, произнесенной 10 Швата 5716 (1955) года.
Вступление переводчика.
Среди шестисот тринадцати еврейских заповедей, о которых говорит Тора, существуют так называемые "шишо зхирейс" - шесть вещей, о которых еврей обязан вспоминать ежедневно. В частности, обязательно ежедневное воспоминание о том, что сделал еврейскому народу Амолек.
Необходимо несколько слов сказать о самом Амолеке. Амолек, народ, происходящий от брата Якова - Эйсава, начиная с выхода евреев из Египта постоянно противостоит еврейскому народу.
В момент чудесного выхода евреев из Египта все народы осознали, какая сила стоит за еврейский народ, воочию увидели, что, стремясь к получению Торы, народ этот выступает не "силой своей и силой рук своих", а силой Все-вышнего. Наиболее могущественное государство того времени - Египет - превратилось в руины в результате казней, обрушенных на него Б-гом. Государство, границу которого, по словам Торы, не мог пересечь ни один раб, покинул целый народ, насчитывавший шестьсот тысяч лишь взрослых мужчин, не считая женщин и детей. Неудивительно, что против евреев не решались выступать даже самые сильные в военном отношении народы того времени.
Мидраш Танхума сравнивает создавшуюся ситуацию с ванной с кипящей водой, в которую никто не решается забраться. Однако, продолжает Мидраш, нашелся один, кто прыгнул в эту ванну. Несмотря на то, что он умер, другие утратили прежний страх, увидели, что существует принципиальная возможность прыгнуть в кипящую воду. Подобно этому, тогда, когда евреи вышли из Египта, никому не могло даже прийти в голову выступить войной на евреев. Вступив в схватку с евреями, понеся огромные жертвы, Амолек показал другим народам, что евреи не являются неприкосновенными, с ними тоже можно воевать.
Впоследствии много бед принес Амолек евреям. Боевые отряды Амолекитян убивали отставших от еврейского стана в пустыне. Потомки Амолека и впоследствии воевали с евреями. Можно сказать, что вообще патологический антисемитизм, не основанный на каких-либо "разумных" доводах, необъяснимая ненависть к евреям всегда и сегодня - следствие происхождения от Амолека.
Во времена Санхерива, когда все народы, кроме евреев, смешались и невозможно стало точно определить происхождение человека, мы утратили возможность определить то, кто относится к Амолеку, а кто - нет. (Это знание раскроется вновь лишь тогда, когда Мошиах раскроется и покажет, кто из евреев относится к какому из колен Израиля, и кто из народов мира - от какого из древних народов происходит).
* * *
Интересно было бы понять внутренние причины ненависти Амолека к евреям, ненависти "патологической", не основанной ни на каких внешних причинах.
Известно, что каждый народ является воплощением снизу, в материальном мире, некоторого духовного начала, собственного духовного источника. Так, к примеру, десять народов, населявшие Кнаан, который должны были завоевать евреи, по возвращении из Египта, являлись воплощением одного из десяти качеств, подобных б-жественным сфирейс - качествам Все-вышнего, но берущих начало из клипы - стороны, противопоставленной Б-жественности.
Народ, произошедший от Амолека, - проявление снизу начала, которое возвышается и над эмоциями со стороны клипы, и над разумом клипы, - начала, противопоставленного Б-жественности неизбежно, по сути своей, вне зависимости от разумных или эмоциональных мотивов на это. Еврейский народ, называемый "народом Все-вышнего", "избранным Все-вышним", имеет своей задачей выражение сущностной Б-жественности в материальном мире. Именно поэтому конфликт между Амолеком и народом Израиля неизбежен и предопределен.
Человека, придерживающегося неверных взглядов, можно переубедить и привить взгляды другие, - человека, обладающего дурными эмоциональными качествами, можно перевоспитать и сделать лучше, - невозможно переубедить или перевоспитать человека, обладающего наглостью - тем, что выше разума и выше эмоций. Основываясь на приведенных выше рассуждениях, подобно этому, невозможно изменить Амолека, и потому Все-вышний дал приказ уничтожить его и стереть его память из мира.
* * *
Впрочем, по выходе из Египта, евреи держали войну не только с Амолеком. Еще до этого евреи, расположившись на берегу Тростникового моря, подверглись нападению со стороны несопоставимых с ними сил египтян. Тогда они были спасены Все-вышним, море расступилось, евреи прошли сквозь него, а египтяне утонули.
Напрашивается вопрос: почему указания, данные Все-вышним в отношении ведения той и другой войны, настолько различны.
В первом случае, во время нападения египтян, обратившись ко Все-вышнему с просьбой о разъяснении, что делать, Мейше-рабейну получил ответ: "Все-вышний будет воевать за вас, а вы молчите..." Евреям не было необходимости вступать в войну, они должны были лишь продолжать делать то, что было поручено им - следовать своим путем по направлению к горе Синай, к получению Торы.
В случае втором - в войне с Амолеком - евреям было велено вступить в военные действия в самом простом, материальном смысле этих слов. Глава поколения - Мейше-рабейну - лично отбирал воинов для сражения с Амолеком, своего слугу Еейшуа (будущего главу народа) поставил главой над войском и лично участвовал в этой войне (в недельной главе говорится о том, что, наблюдая за ходом военных действий, Мейше поднимал руки к Небу, просил Все-вышнего о помощи евреям, и евреи начинали побеждать, но когда руки его ослабевали, евреи начинали проигрывать схватку).
* * *
В своей беседе ребе показывает, что различие между войной с фараоном и войной с Амолеком было различием сущностным, неформальным. О внутренней природе этого различия мы вместе с ребе будем рассуждать в нынешней беседе.
- 1 -
По выходу из Египта, продвигаясь к горе Синай для того, чтобы получить Тору, евреи вынуждены были провести две войны: с фараоном и с Амолеком. В нашей недельной главе Тора рассказывает об указаниях, данных Все-вышним евреям в отношении ведения каждой из этих войн.
Про войну с фараоном сказано: "Все-вышний будет воевать за вас, а вы молчите". Про войну же с Амолеком: "Выйди воевать с Амолеком" - [в этом случае была необходимость выйти] на войну в простом, материальном смысле этого слова.
- 2 -
Различие между этими двумя войнами заключалось в следующем:
Фараон настиг еврейский народ сзади. Он не вставал на пути евреев к горе Синай, а встал между евреями и "рыбой, которую мы ели в Египте", "туком земли, [которым мы питались там]". Фараон кричал, что, если они не будут его рабами, - не отдаст евреям блАга земли египетской. Но между евреями и дарованием Торы он не стоял, поэтому порядок этой войны Все-вышним был определен как: "Все-вышний будет воевать за вас, а вы молчите".
Напротив того, Амолек встал между евреями и горой Синай. И дело не в том, что [Амолек встал на пути евреев] к "Земле благой и просторной", а [стоял на пути евреев дальше] в пустыню (как благословенной памяти мудрецы объясняют в Мидраш "Танхума": Тора была дана именно в пустыне) и [пытался] не дать им двигаться дальше, по направлению к принятию Торы. А когда существует преграда на пути к принятию Торы, несмотря на то, что "голос - голос Якова, руки - руки Эйсова", - руки [война, насилие, пролитие крови] относятся именно к Эйсову [другим народам], - это удел его [Эйсова], как написано [в благословении, данном Ицхоком Эйсову]: "Мечом своим будешь жить", [...] неуместны никакие рассуждения и расчеты, и должны использоваться все [возможные] пути и средства, лишь бы получить Тору и объединиться с ней.
Это также является причиной, по которой с Амолеком была развязана война в простом, материальном смысле этого слова. Эта война не являлась проявлением "силы моей и силой рук моих", а войной во имя Все-вышнего, [войной] по причине, что "...Имя неполно и Престол неполон до тех пор, пока не уничтожено семя Амолека".
- 3 -
Вследствие факта, что война с Амолеком происходила [...] во имя принятия Торы, эта война во всех ее деталях была связана с Мейше-рабейну - тем, кто принял Тору на горе Синай. Война проистекала от Мейше, Мейше был тем, кто сказал: "Отбери [воинов]... и выйди воевать с Амолеком", война была начата молитвой Мейше, руководилась людьми Мейше, как объясняется Торой хасидизма стих: "Выбери нам людей" - людей Мейше, и победа [в этой войне] была достигнута Еейшуа, слугой Мейше.
- 4 -
Победа еврейского народа в войне с Амолеком была [сверхъестественным] событием, с точки зрения природы должен был победить Амолек.
В Иерусалимском Талмуде рассказывается, что "Амолек был колдуном" и [в свое войско умышленно] набрал людей, которые, с точки зрения природы [мира], должны были выжить [...]. Но, несмотря на это, Амолек был побежден, поскольку тогда, когда на войну выходят силой Торы и, как говорилось выше, на войну выходят именно "люди Мейше", каждый из которых [...] осознавал, что воюет не собственной силой и не "силой рук своих", а в посланничестве, и силой Мейше, в посланничестве и силой Торы, - победа достигается на уровне выше природы материального мира.
- 5 -
Заповедь вспоминать об Амолеке должна выполняться ежедневно, поэтому сказанное служит наставлением для войны с духовным "Амолеком", которая вершится [в душе еврея] каждый день. Про Амолека сказано: "...который охлаждал тебя". - Амолек остужал горячее стремление евреев к принятию Торы. В то время, когда евреи с большим воодушевлением, оказавшим воздействие даже на другие народы мира, [в соответствии с приводящимся в Мидраш "Танхума" примером с ванной, наполненной кипящей водой], - все увидели, что речь здесь идет об "огне пожирающем", - пришел Амолек, для того чтобы остудить евреев в их жарком стремлении получить Тору. И, когда что-то остужает [стремление евреев] к Торе, вступает в силу указание, которое мы можем выучить из [обсужденного нами] материала: а) необходимо пользоваться любыми средствами, для того чтобы воевать с Амолеком (тем, что остужает стремление к Торе); б) необходимо знать, что мы делаем это силой Его и
Беседа первая.
(Публикуется в свободном переводе с иврита. По материалам беседы ребе, произнесенной 10 Швата 5716 (1955) года.
Вступление переводчика.
Среди шестисот тринадцати еврейских заповедей, о которых говорит Тора, существуют так называемые "шишо зхирейс" - шесть вещей, о которых еврей обязан вспоминать ежедневно. В частности, обязательно ежедневное воспоминание о том, что сделал еврейскому народу Амолек.
Необходимо несколько слов сказать о самом Амолеке. Амолек, народ, происходящий от брата Якова - Эйсава, начиная с выхода евреев из Египта постоянно противостоит еврейскому народу.
В момент чудесного выхода евреев из Египта все народы осознали, какая сила стоит за еврейский народ, воочию увидели, что, стремясь к получению Торы, народ этот выступает не "силой своей и силой рук своих", а силой Все-вышнего. Наиболее могущественное государство того времени - Египет - превратилось в руины в результате казней, обрушенных на него Б-гом. Государство, границу которого, по словам Торы, не мог пересечь ни один раб, покинул целый народ, насчитывавший шестьсот тысяч лишь взрослых мужчин, не считая женщин и детей. Неудивительно, что против евреев не решались выступать даже самые сильные в военном отношении народы того времени.
Мидраш Танхума сравнивает создавшуюся ситуацию с ванной с кипящей водой, в которую никто не решается забраться. Однако, продолжает Мидраш, нашелся один, кто прыгнул в эту ванну. Несмотря на то, что он умер, другие утратили прежний страх, увидели, что существует принципиальная возможность прыгнуть в кипящую воду. Подобно этому, тогда, когда евреи вышли из Египта, никому не могло даже прийти в голову выступить войной на евреев. Вступив в схватку с евреями, понеся огромные жертвы, Амолек показал другим народам, что евреи не являются неприкосновенными, с ними тоже можно воевать.
Впоследствии много бед принес Амолек евреям. Боевые отряды Амолекитян убивали отставших от еврейского стана в пустыне. Потомки Амолека и впоследствии воевали с евреями. Можно сказать, что вообще патологический антисемитизм, не основанный на каких-либо "разумных" доводах, необъяснимая ненависть к евреям всегда и сегодня - следствие происхождения от Амолека.
Во времена Санхерива, когда все народы, кроме евреев, смешались и невозможно стало точно определить происхождение человека, мы утратили возможность определить то, кто относится к Амолеку, а кто - нет. (Это знание раскроется вновь лишь тогда, когда Мошиах раскроется и покажет, кто из евреев относится к какому из колен Израиля, и кто из народов мира - от какого из древних народов происходит).
* * *
Интересно было бы понять внутренние причины ненависти Амолека к евреям, ненависти "патологической", не основанной ни на каких внешних причинах.
Известно, что каждый народ является воплощением снизу, в материальном мире, некоторого духовного начала, собственного духовного источника. Так, к примеру, десять народов, населявшие Кнаан, который должны были завоевать евреи, по возвращении из Египта, являлись воплощением одного из десяти качеств, подобных б-жественным сфирейс - качествам Все-вышнего, но берущих начало из клипы - стороны, противопоставленной Б-жественности.
Народ, произошедший от Амолека, - проявление снизу начала, которое возвышается и над эмоциями со стороны клипы, и над разумом клипы, - начала, противопоставленного Б-жественности неизбежно, по сути своей, вне зависимости от разумных или эмоциональных мотивов на это. Еврейский народ, называемый "народом Все-вышнего", "избранным Все-вышним", имеет своей задачей выражение сущностной Б-жественности в материальном мире. Именно поэтому конфликт между Амолеком и народом Израиля неизбежен и предопределен.
Человека, придерживающегося неверных взглядов, можно переубедить и привить взгляды другие, - человека, обладающего дурными эмоциональными качествами, можно перевоспитать и сделать лучше, - невозможно переубедить или перевоспитать человека, обладающего наглостью - тем, что выше разума и выше эмоций. Основываясь на приведенных выше рассуждениях, подобно этому, невозможно изменить Амолека, и потому Все-вышний дал приказ уничтожить его и стереть его память из мира.
* * *
Впрочем, по выходе из Египта, евреи держали войну не только с Амолеком. Еще до этого евреи, расположившись на берегу Тростникового моря, подверглись нападению со стороны несопоставимых с ними сил египтян. Тогда они были спасены Все-вышним, море расступилось, евреи прошли сквозь него, а египтяне утонули.
Напрашивается вопрос: почему указания, данные Все-вышним в отношении ведения той и другой войны, настолько различны.
В первом случае, во время нападения египтян, обратившись ко Все-вышнему с просьбой о разъяснении, что делать, Мейше-рабейну получил ответ: "Все-вышний будет воевать за вас, а вы молчите..." Евреям не было необходимости вступать в войну, они должны были лишь продолжать делать то, что было поручено им - следовать своим путем по направлению к горе Синай, к получению Торы.
В случае втором - в войне с Амолеком - евреям было велено вступить в военные действия в самом простом, материальном смысле этих слов. Глава поколения - Мейше-рабейну - лично отбирал воинов для сражения с Амолеком, своего слугу Еейшуа (будущего главу народа) поставил главой над войском и лично участвовал в этой войне (в недельной главе говорится о том, что, наблюдая за ходом военных действий, Мейше поднимал руки к Небу, просил Все-вышнего о помощи евреям, и евреи начинали побеждать, но когда руки его ослабевали, евреи начинали проигрывать схватку).
* * *
В своей беседе ребе показывает, что различие между войной с фараоном и войной с Амолеком было различием сущностным, неформальным. О внутренней природе этого различия мы вместе с ребе будем рассуждать в нынешней беседе.
- 1 -
По выходу из Египта, продвигаясь к горе Синай для того, чтобы получить Тору, евреи вынуждены были провести две войны: с фараоном и с Амолеком. В нашей недельной главе Тора рассказывает об указаниях, данных Все-вышним евреям в отношении ведения каждой из этих войн.
Про войну с фараоном сказано: "Все-вышний будет воевать за вас, а вы молчите". Про войну же с Амолеком: "Выйди воевать с Амолеком" - [в этом случае была необходимость выйти] на войну в простом, материальном смысле этого слова.
- 2 -
Различие между этими двумя войнами заключалось в следующем:
Фараон настиг еврейский народ сзади. Он не вставал на пути евреев к горе Синай, а встал между евреями и "рыбой, которую мы ели в Египте", "туком земли, [которым мы питались там]". Фараон кричал, что, если они не будут его рабами, - не отдаст евреям блАга земли египетской. Но между евреями и дарованием Торы он не стоял, поэтому порядок этой войны Все-вышним был определен как: "Все-вышний будет воевать за вас, а вы молчите".
Напротив того, Амолек встал между евреями и горой Синай. И дело не в том, что [Амолек встал на пути евреев] к "Земле благой и просторной", а [стоял на пути евреев дальше] в пустыню (как благословенной памяти мудрецы объясняют в Мидраш "Танхума": Тора была дана именно в пустыне) и [пытался] не дать им двигаться дальше, по направлению к принятию Торы. А когда существует преграда на пути к принятию Торы, несмотря на то, что "голос - голос Якова, руки - руки Эйсова", - руки [война, насилие, пролитие крови] относятся именно к Эйсову [другим народам], - это удел его [Эйсова], как написано [в благословении, данном Ицхоком Эйсову]: "Мечом своим будешь жить", [...] неуместны никакие рассуждения и расчеты, и должны использоваться все [возможные] пути и средства, лишь бы получить Тору и объединиться с ней.
Это также является причиной, по которой с Амолеком была развязана война в простом, материальном смысле этого слова. Эта война не являлась проявлением "силы моей и силой рук моих", а войной во имя Все-вышнего, [войной] по причине, что "...Имя неполно и Престол неполон до тех пор, пока не уничтожено семя Амолека".
- 3 -
Вследствие факта, что война с Амолеком происходила [...] во имя принятия Торы, эта война во всех ее деталях была связана с Мейше-рабейну - тем, кто принял Тору на горе Синай. Война проистекала от Мейше, Мейше был тем, кто сказал: "Отбери [воинов]... и выйди воевать с Амолеком", война была начата молитвой Мейше, руководилась людьми Мейше, как объясняется Торой хасидизма стих: "Выбери нам людей" - людей Мейше, и победа [в этой войне] была достигнута Еейшуа, слугой Мейше.
- 4 -
Победа еврейского народа в войне с Амолеком была [сверхъестественным] событием, с точки зрения природы должен был победить Амолек.
В Иерусалимском Талмуде рассказывается, что "Амолек был колдуном" и [в свое войско умышленно] набрал людей, которые, с точки зрения природы [мира], должны были выжить [...]. Но, несмотря на это, Амолек был побежден, поскольку тогда, когда на войну выходят силой Торы и, как говорилось выше, на войну выходят именно "люди Мейше", каждый из которых [...] осознавал, что воюет не собственной силой и не "силой рук своих", а в посланничестве, и силой Мейше, в посланничестве и силой Торы, - победа достигается на уровне выше природы материального мира.
- 5 -
Заповедь вспоминать об Амолеке должна выполняться ежедневно, поэтому сказанное служит наставлением для войны с духовным "Амолеком", которая вершится [в душе еврея] каждый день. Про Амолека сказано: "...который охлаждал тебя". - Амолек остужал горячее стремление евреев к принятию Торы. В то время, когда евреи с большим воодушевлением, оказавшим воздействие даже на другие народы мира, [в соответствии с приводящимся в Мидраш "Танхума" примером с ванной, наполненной кипящей водой], - все увидели, что речь здесь идет об "огне пожирающем", - пришел Амолек, для того чтобы остудить евреев в их жарком стремлении получить Тору. И, когда что-то остужает [стремление евреев] к Торе, вступает в силу указание, которое мы можем выучить из [обсужденного нами] материала: а) необходимо пользоваться любыми средствами, для того чтобы воевать с Амолеком (тем, что остужает стремление к Торе); б) необходимо знать, что мы делаем это силой Его и
Weekly chapter "Besalach".
The first conversation.
(It is published in a free translation from Hebrew. Based on materials from a conversation of the Rebbe pronounced on 10 Shvat 5716 (1955).
Entry of the translator.
Among the six hundred and thirteen Jewish commandments that the Torah speaks of, there are so-called "shisho zhireis" - six things that a Jew must remember daily. In particular, a daily remembrance of what Amolek did to the Jewish people is obligatory.
It is necessary to say a few words about Amolek himself. Amolek, a people descending from Jacob's brother, Eisav, has been constantly opposing the Jewish people since the Jews left Egypt.
At the time of the miraculous exit of the Jews from Egypt, all nations realized what kind of power stands for the Jewish people, they saw with their own eyes that, striving to receive the Torah, this people does not appear “by their strength and the strength of their hands”, but by the power of the Almighty. The most powerful state of that time - Egypt - turned into ruins as a result of executions brought down upon him by Gd. The state, the border of which, according to the Torah, not a single slave could cross, left a whole nation, numbering six hundred thousand only adult men, not counting women and children. It is not surprising that even the most militarily strong peoples of that time did not dare to oppose the Jews.
Midrash Tanhuma compares the current situation with a bath of boiling water, which no one dares to climb into. However, Midrash continues, there was one who jumped into this bath. Despite the fact that he died, others lost their previous fear, saw that there was a fundamental possibility to jump into boiling water. Similarly, when the Jews left Egypt, no one could even have thought of going to war against the Jews. Entering the battle with the Jews, having made huge sacrifices, Amolek showed other nations that the Jews are not inviolable, that they can also be fought.
Subsequently, Amolek brought many troubles to the Jews. Amolekites fighting units killed those who were behind the Jewish camp in the desert. The descendants of Amolek and subsequently fought with the Jews. It can be said that pathological anti-Semitism in general, not based on any “reasonable” arguments, inexplicable hatred of Jews is always and today - a consequence of its origin from Amolek.
At the time of Sanheriv, when all nations, except Jews, were mixed and it became impossible to accurately determine the origin of man, we lost the opportunity to determine who belongs to Amolek and who does not. (This knowledge will only be revealed again when Moshiach reveals itself and shows which of the Jews belongs to which of the tribes of Israel, and which of the peoples of the world - from which of the ancient peoples).
* * *
It would be interesting to understand the internal causes of Amolek’s hatred of the Jews, the "pathological" hatred, not based on any external reasons.
It is known that every nation is an embodiment from below, in the material world, of some spiritual principle, its own spiritual source. So, for example, the ten peoples who inhabited Knaan, which the Jews were supposed to conquer, upon returning from Egypt, were the embodiment of one of ten qualities similar to the divine Sefirais - qualities of the Almighty, but originating from the clip, the side opposed to B femininity.
A people descended from Amolek is a manifestation from below the beginning, which rises above the emotions of the Klipa and the mind of the Klipa, of the beginning, opposed to Divine divinity, is inevitable, in essence, regardless of the rational or emotional motives for it. The Jewish people, called the "people of the Almighty", "the chosen All-Almighty", have as their task the expression of the essential Divine nature in the material world. That is why the conflict between Amolek and the people of Israel is inevitable and predetermined.
A person who holds wrong views can be persuaded and instilled by others, - a person with bad emotional qualities can be re-educated and done better - it is impossible to convince or re-educate a person who has arrogance - that is higher than reason and higher emotions. Based on the above reasoning, like this, it is impossible to change Amolek, and therefore the Almighty gave the order to destroy him and erase his memory from the world.
* * *
However, upon leaving Egypt, the Jews held the war not only with Amolek. Even before this, the Jews, sitting on the shores of the Reed Sea, were attacked by disparate Egyptian forces. Then they were saved by the Almighty, the sea parted, the Jews passed through it, and the Egyptians drowned.
The question arises: why are the instructions given by the Almighty regarding the conduct of one or another war so different.
In the first case, during the attack of the Egyptians, turning to the Almighty to clarify what to do, Meisha-rabeinu received the answer: "Almighty will fight for you, but you are silent ..." The Jews did not need to join war, they had only to continue to do what was entrusted to them - to follow their own path towards Mount Sinai, to receive the Torah.
In case of the second - in wars
The first conversation.
(It is published in a free translation from Hebrew. Based on materials from a conversation of the Rebbe pronounced on 10 Shvat 5716 (1955).
Entry of the translator.
Among the six hundred and thirteen Jewish commandments that the Torah speaks of, there are so-called "shisho zhireis" - six things that a Jew must remember daily. In particular, a daily remembrance of what Amolek did to the Jewish people is obligatory.
It is necessary to say a few words about Amolek himself. Amolek, a people descending from Jacob's brother, Eisav, has been constantly opposing the Jewish people since the Jews left Egypt.
At the time of the miraculous exit of the Jews from Egypt, all nations realized what kind of power stands for the Jewish people, they saw with their own eyes that, striving to receive the Torah, this people does not appear “by their strength and the strength of their hands”, but by the power of the Almighty. The most powerful state of that time - Egypt - turned into ruins as a result of executions brought down upon him by Gd. The state, the border of which, according to the Torah, not a single slave could cross, left a whole nation, numbering six hundred thousand only adult men, not counting women and children. It is not surprising that even the most militarily strong peoples of that time did not dare to oppose the Jews.
Midrash Tanhuma compares the current situation with a bath of boiling water, which no one dares to climb into. However, Midrash continues, there was one who jumped into this bath. Despite the fact that he died, others lost their previous fear, saw that there was a fundamental possibility to jump into boiling water. Similarly, when the Jews left Egypt, no one could even have thought of going to war against the Jews. Entering the battle with the Jews, having made huge sacrifices, Amolek showed other nations that the Jews are not inviolable, that they can also be fought.
Subsequently, Amolek brought many troubles to the Jews. Amolekites fighting units killed those who were behind the Jewish camp in the desert. The descendants of Amolek and subsequently fought with the Jews. It can be said that pathological anti-Semitism in general, not based on any “reasonable” arguments, inexplicable hatred of Jews is always and today - a consequence of its origin from Amolek.
At the time of Sanheriv, when all nations, except Jews, were mixed and it became impossible to accurately determine the origin of man, we lost the opportunity to determine who belongs to Amolek and who does not. (This knowledge will only be revealed again when Moshiach reveals itself and shows which of the Jews belongs to which of the tribes of Israel, and which of the peoples of the world - from which of the ancient peoples).
* * *
It would be interesting to understand the internal causes of Amolek’s hatred of the Jews, the "pathological" hatred, not based on any external reasons.
It is known that every nation is an embodiment from below, in the material world, of some spiritual principle, its own spiritual source. So, for example, the ten peoples who inhabited Knaan, which the Jews were supposed to conquer, upon returning from Egypt, were the embodiment of one of ten qualities similar to the divine Sefirais - qualities of the Almighty, but originating from the clip, the side opposed to B femininity.
A people descended from Amolek is a manifestation from below the beginning, which rises above the emotions of the Klipa and the mind of the Klipa, of the beginning, opposed to Divine divinity, is inevitable, in essence, regardless of the rational or emotional motives for it. The Jewish people, called the "people of the Almighty", "the chosen All-Almighty", have as their task the expression of the essential Divine nature in the material world. That is why the conflict between Amolek and the people of Israel is inevitable and predetermined.
A person who holds wrong views can be persuaded and instilled by others, - a person with bad emotional qualities can be re-educated and done better - it is impossible to convince or re-educate a person who has arrogance - that is higher than reason and higher emotions. Based on the above reasoning, like this, it is impossible to change Amolek, and therefore the Almighty gave the order to destroy him and erase his memory from the world.
* * *
However, upon leaving Egypt, the Jews held the war not only with Amolek. Even before this, the Jews, sitting on the shores of the Reed Sea, were attacked by disparate Egyptian forces. Then they were saved by the Almighty, the sea parted, the Jews passed through it, and the Egyptians drowned.
The question arises: why are the instructions given by the Almighty regarding the conduct of one or another war so different.
In the first case, during the attack of the Egyptians, turning to the Almighty to clarify what to do, Meisha-rabeinu received the answer: "Almighty will fight for you, but you are silent ..." The Jews did not need to join war, they had only to continue to do what was entrusted to them - to follow their own path towards Mount Sinai, to receive the Torah.
In case of the second - in wars
У записи 7 лайков,
1 репостов,
362 просмотров.
1 репостов,
362 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Хаим Толочинский