Недельная глава "Исрей". Беседа первая. (Публикуется в свободном...

Недельная глава "Исрей". Беседа первая.
(Публикуется в свободном переводе с иврита. По материалам беседы ребе, на праздник Освобождения 12 Таммуза 5712 (1951) года.
Вступление переводчика.

Среди материалов, посвященных 19 Кислева - дню освобождения Алтер ребе из заключения в Петропавловской крепости, вкратце рассказывалось об истории возникновения хасидского движения в целом и, в частности, об истории возникновения хасидизма Хабад.

С момента "рождения" хасидизма - еще со времен Бешта - нашлось немало людей, посчитавших необходимым противостоять распространению внутренней Торы, ее изучению, раскрытию содержащегося в ней знания народу Израиля. Некоторые из них противостояли распространению хасидизма, имея мало относившиеся к Торе мотивы. Однако многие (хочется думать, что большинство) из них были людьми, искренне убежденными в том, что распространение Торы хасидизма, несмотря на ее истинность (внутренняя Тора точно так же, как и все другие разделы Торы, передавалась мудрецами через поколения, начиная от Мейше-рабейну, получившего [в том числе и] ее на горе Синай), нецелесообразно и, возможно, даже вредно.

Многие из доводов, приводившихся тогда, зачастую приводятся и сегодня. Ответ на некоторые из них дает в своей беседе ребе.

* * *

Для того чтобы рассуждения, приводимые ребе, были более понятны, необходимо вкратце познакомить вас с общим представлением о болезни и лечении, даваемом Торой, в частности, внутренней Торой.

Главной причиной, определяющей здоровье или, не дай Б-г, нездоровье человека, является его духовная жизнь, поскольку, как говорилось уже многократно, все, что происходит "снизу" - в материальном мире - является следствием происходящего "наверху" - на уровне источника материальности. "Отпускаемая" Все-вышним б-жественная жизненность - "хайус" - позволяет как человеку в целом, так и каждому из его органов функционировать должным образом. Однако возможна ситуация, когда по той или иной причине организм испытывает "недостаток" жизненности или она неправильным образом "распределяется" между органами тела. Такую ситуацию мы называем болезнью. Излечение же, - не что иное, как упрочение и упорядочивание связи человека или того или иного из его органов с источником жизненности - Все-вышним, что только и способно принести исцеление.

Несмотря на то, что Тора "разрешает врачу лечить", исцеление имеет своим источником не действия врача, а б-жественную силу, управляющую врачом и воплощающуюся, "одевающуюся" в его действия.

При этом причиной недостатка или неправильного распределения между органами тела упомянутой жизненности следуют из недостатка или диспропорции "сверху" - в сфере духовной жизни человека, в его взаимоотношениях со Все-вышним, лишь выражающуюся "внизу" в форме материальной болезни.

Рассуждая таким образом, нетрудно понять, что единственным "лекарством", воздействующим непосредственно на источник, а не на следствие болезни, является Тора. Выполнение ее требований (читай: требований Все-вышнего) упорядочивает и делает совершенными взаимоотношения между человеком и Творцом и исправляет недостатки, если такие в этих взаимоотношениях появились. И действительно, мудрецы в своих высказываниях часто сравнивают Тору с "лекарством". О связи, существующей между духовными "болезнями" и заболеваниями материальными, говорит и одна из основополагающих книг тайной Торы "Тикуней Зеар", цитату из которой ребе приводит в начале своей беседы.



- 1 -

Противостоящие Торы хасидизма [строят свои претензии], в основном, на двух утверждениях:

а) Если изучение [Торы хасидизма настолько] важно, почему оно [в таком массовом масштабе] не происходило в прошлом, и [само то,] что в течение стольких лет можно было обходиться без Торы хасидизма, является доказательством тому, что изучение [этого раздела Торы] не является обязательным [и сейчас].

б) Подобное изучение Торы, [подход к изучению Торы - внутренняя Тора, Тора хасидизма] приводит к аннулированию ощущения собственного существования, ощущения существования материальности и отдельности ее [материальности] от Все-вышнего, но ведь это - негатив и недостаточность. [Тора проповедует превалирование позитивного подхода над негативным, что, на первый взгляд, противоречит приведенному пониманию сути Торы хасидизма].

- 2 -

Ответом на эти утверждения будет следующее: в "Восьми переках" Рамбама сказано, что подобно тому, как есть различные болезни и, [в соответствии с ними, различные способы] оздоровления тела, так есть различные болезни и, [в соответствии с ними, различные способы] оздоровления души. Понятно, таким образом, что из многочисленных явлений, существующих в болезнях и методах оздоровления тела, можно понять их подобие, применительно к душе.

- 3 -

В общем, смысл, не дай Б-г, болезни можно было бы определить как недостаточность или пораженность определенной части тела. Однако существуют болезни, при которых в теле не только всего достает, но и, более того, присутствует [болезненное...] (разрастание) плоти.

На первый взгляд, какое значение играет то, что у тела появилось [нечто] дополнительное? Ведь оно по-прежнему обладает всеми частями, которые должны у него быть. Вместе с тем, очевидно, что это - болезнь, и, более того, иногда, не дай Б-г, болезнь более существенная, нежели когда у тела каких-либо деталей не хватает. И вплоть до того, что речь может идти о болезни, название которой даже нежелательно упоминать.

Дополнительная плоть, появившаяся в теле, [т.е. опухоль,] несет в себе вред для того места [в организме], где появилась, и, не дай Б-г, может распространиться еще более [неся опасность для здоровья всего организма, в целом].

Подобно тому, как эта болезнь отличается от всех других [...], ее лечение отличается от лечения других болезней. Если в других случаях организму пытаются дать то, чего ему не хватает, - в этом случае, наоборот, от организма отсекают те излишние детали, которые в нем появились. Именно в результате этого человек по-настоящему выздоравливает.

Излечение от упомянутой болезни, не дай Б-г, было изобретено всего несколько поколений назад, многие детали лечения появились еще позже, исследование же путей лечения [опухолей] продолжается до сих пор.

- 4 -

Понятно само собой, что бессмысленны слова того, кто отказывается пользоваться определенной методикой лечения, мотивируя это двумя причинами:

а) смысл лечения, [по его словам,] - это укрепление тела и добавление ему того, чего телу не хватает, а не отрезание от него частей;

б) поскольку в предыдущих поколениях не пользовались подобным методом лечения, он не хочет слушать "новых врачей" и применять их методы лечения, он - "сам специалист", и потому будет поступать так, как поступали в прошлом.

Действительно, необходимо развивать и укреплять здоровые части организма, но [ни в коем случае] не дополнительную, [в результате болезни] появившуюся у него часть, поскольку она [не только] не имеет отношения к самому организму, но, более того, - вредит ему. Посему ее следует удалить.

В прошлом упомянутая болезнь не была в такой степени известна, а, как отдельное заболевание, была выделена лишь в последнее время. По этой причине не производилось целенаправленного поиска ее лечения, и, самое главное, не было предоставлено возможности для излечения этой болезни свыше. Напротив того, в последнее время, когда, не дай Б-г, эта болезнь приобрела чрезвычайно широкие масштабы, "Все-вышний предупредил излечение болезни" и предоставил возможность лечения этого недуга.

- 5 -

Все то, что происходит, подобно своему духовному источнику. Также и вышеупомянутая болезнь и методика ее лечения, появившиеся в последних поколениях, связаны с тем, что именно в поколениях последних происходит подобное им в области духовной [жизни людей].

Сегодня мы живем в дни "иквосо де иквосо диМешихо" [- самые последние дни перед приходом Мошиаха]. Не задерживаясь ни на секунду, должно осуществиться [то, о чем сказано☺ "конец положил тьме". Потому и усиливается и в качественном, и в количественном отношении "клипас Амолек" - беспричинные наглость и ешус [- ощущение собственного существования пред лицом Все-вышнего,] которые невозможно сдержать. В прошлом высокомерие и ешус также существовали, но [...] не в той степени, что сейчас.

Отсюда, на материальном уровне, происходит [болезнь], у которой нет причины, и сдержать которую потому невозможно, - бессмысленное разрастание плоти, крадущее силы организма, [претендуя на то,] что именно оно является главным в его существовании.

Все-вышний "предупредил излечение болезни" и раскрыл Тору хасидизма, отсекающую [...] "больную плоть" - мциюс аейш [- ощущение собственного существования, отдельности существования себя и мира от Все-вышнего].

- 6 -

Понятно, что в одном отношении приведенный пример не соответствует тому, на что приводится.

В том случае, когда воздействие на материальную опухоль продолжается слишком долго, также и здоровая часть организма начинает разрушаться.

Духовное [лечение -] изучение Торы хасидизма - можно продолжать беспрерывно, учиться, еще и снова учиться, и свой эффект это изучение будет оказывать только на ту часть [духовного существования человека], которая представляет из себя высокомерие, ешус. Здоровому же в духовной жизни подобное изучение, более того, дает дополнительную крепость и дополнительные силы. И, как написано про Тору, что она - "эйз ветушьо [одновременно: сила и слабость]", - слабость для души животной и сила для Б-жественной души.
Weekly Israi chapter. The first conversation.
(It is published in a free translation from Hebrew. Based on materials from an interview with the Rebbe, on the Feast of Liberation 12 of Tammuz 5712 (1951).
Entry of the translator.

Among the materials devoted to Kislev’s 19th, the day Alter Rebbe was released from imprisonment in the Peter and Paul Fortress, a brief account was given of the history of the emergence of the Hasidic movement as a whole and, in particular, of the history of the emergence of Chabad Hasidism.

From the moment of "birth" of Hasidism - even from the time of Besht - there were many people who considered it necessary to resist the spread of the internal Torah, its study, disclosure of the knowledge contained in it to the people of Israel. Some of them opposed the spread of Hasidism, having little motive for the Torah. However, many (I would like to think that the majority) of them were people sincerely convinced that the spread of the Torah of Hasidism, despite its truth (the inner Torah, just like all other sections of the Torah, was transmitted by sages through generations, starting from Meisha to a slave who received [including] her on Mount Sinai) is inexpedient and possibly even harmful.

Many of the arguments presented then are often given today. The answer to some of them is given in the conversation to the rabbi.

* * *

In order to make the reasoning given by the Rebbe more understandable, it is necessary to briefly introduce you to the general idea of ​​the disease and treatment given by the Torah, in particular, the inner Torah.

The main reason that determines the health or, Gd forbid, the unhealth of a person, is his spiritual life, because, as has been said many times, everything that happens “from below” - in the material world - is a consequence of what happens “above” - at the source level materiality. The "released" All-supreme divine vitality - "haus" - allows both the person as a whole and each of his organs to function properly. However, a situation is possible when, for one reason or another, the body experiences a "lack" of vitality or it is "distributed" incorrectly between the organs of the body. We call this situation a disease. The cure, on the other hand, is nothing more than strengthening and streamlining the connection of a person, or one or another of his organs with the source of vitality - the Almighty, which alone can bring healing.

Despite the fact that the Torah “allows the doctor to heal,” healing does not have the source of the doctor’s actions, but the divine power that controls the doctor and is embodied, “dressing” in his actions.

At the same time, the reason for the deficiency or incorrect distribution between the organs of the body of the said vitality follows from the lack or imbalance "from above" - ​​in the sphere of a person’s spiritual life, in his relationship with the Almighty, which is only expressed "below" in the form of a material illness.

Arguing in this way, it is easy to understand that the Torah is the only "medicine" that acts directly on the source, and not on the effect of the disease. Fulfillment of its requirements (read: the requirements of the All-High) streamlines and makes perfect the relationship between man and the Creator and corrects the flaws if such appeared in these relationships. Indeed, the sages in their statements often compare the Torah with a “medicine”. One of the fundamental books of the secret Torah, “Tikunei Zar,” quotes from the Rebbe at the beginning of his conversation, speaks of the connection between spiritual “diseases” and material diseases.



- 1 -

The opposing Torahs of Hasidism [base their claims] mainly on two statements:

a) If the study of the [Torah of Hasidism is so] important, why it [on such a massive scale] did not occur in the past, and [the very fact] that for so many years it was possible to do without the Torah of Hasidism, is evidence that the study of [this section of the Torah] is optional [and now].

b) A similar study of the Torah, [the approach to the study of the Torah is the inner Torah, the Torah of Hasidism] leads to the annulment of the feeling of one’s own existence, the feeling of the existence of materiality and the separation of its [materiality] from the Almighty, but this is negative and insufficiency. [The Torah preaches the prevalence of the positive approach over the negative, which, at first glance, contradicts the above understanding of the essence of the Torah of Hasidism].

- 2 -

The answer to these statements will be the following: in the “Eight Rivers” of Rambam it is said that just as there are various diseases and, [in accordance with them, various ways] of healing the body, so there are various diseases and, [in accordance with them, various ways] healing the soul. Thus, it is clear that from the many phenomena existing in diseases and methods of healing the body, we can understand their similarity, as applied to the soul.

- 3 -

In general, the meaning, God forbid, of the disease could be defined as insufficiency or affection of a certain part of the body. However, there are diseases in which not only everything is missing in the body, but, moreover, there is [painful ...] (proliferation) of the flesh.

At first glance, what is the meaning of the game
У записи 8 лайков,
2 репостов,
296 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Хаим Толочинский

Понравилось следующим людям