Тания 30 швата Глава двадцать девятая וְגַם מִי...

Тания 30 швата

Глава двадцать девятая

וְגַם מִי שֶׁהוּא נָקִי מֵחַטֹּאת נְעוּרִים הַחֲמוּרִים

Также и тот, кто чист от тяжких грехов юнош,

Как же такому сломать свое самомнение и достичь состояние разбитого сердца?

יָשִׂים אֶל לִבּוֹ לְקַיֵּם מַאֲמַר זֹהַר הַקָּדֹושׁ, לִהְיוֹת מִ"מָּארֵי דְּחֻשְׁבְּנָא",

пусть расположит себя к исполнению сказанного в священной книге «Зоар»: «Пусть научится считать».

Зоар, ч. 3, 178 а. Подобно тому, как коммерсант регулярно ведет учет своих расходов и прибылей и все эти цифры принимает очень близко к сердцу. Совершенно не так, как это делал бы наемный счетовод, для которого сам результат не так важен.

דְּהַיְנוּ לַעֲשֹׂות חֶשְׁבּוֹן עִם נַפְשׁוֹ, מִכָּל מַחֳשָׁבוֹת וְהַדִּבּוּרִים וְהַמַּעֲשִׂים שֶׁחָלְפוּ וְעָבְרוּ מִיּוֹם הֱיוֹתוֹ עַד הַיּוֹם הַזֶּה, אִם הָיוּ כֻּלָּם מִצַּד הַקְּדֻשָּׁה, אוֹ מִצַּד הַטֻּמְאָה רַחֲמָנָא לִצְּלָן,

Это значит, что, его душе нужно отчитаться за за все мысли, речи и поступки, которые были и миновали со дня его появления на свет и до сего дня, — все ли они были связаны со сферой Святости [Кдуша] или со стороной нечистоты [«тума»], да сохранит Всевышний,

דְּהַיְנוּ כָּל מַחֳשָׁבוֹת וְהַדִּבּוּרִים וְהַמַּעֲשִׂים אֲשֶׁר לֹא לַה' הֵמָּה וְלִרְצוֹנוֹ וְלַעֲבוֹדָתוֹ,

а именно — все мысли, и разговоры, и действия, совершенные не ради Всевышнего, не по желанию Его и не ради служения Ему,

Отсюда видно, что сторона нечистоты не обозначает именно грехи, но все мысли, речи и поступки, которые не направлено в сферу святости, хотя формально они и не запрещены.

שֶׁזֶּהוּ פֵּרוּשׁ לְשׁוֹן "סִטְרָא אָחֳרָא", כַּנִּזְכָּר לְעֵיל [בְּפֶרֶק ו].

ибо таков смысл выражения «ситра ахра», как говорилось выше (гл. 6).

В шестой главе объяснялось, что смысл названия «ситра ахра» — другая сторона. Это означает, что злом называется все, что не направлено на святость. Нейтрального нет. Все мысли, речи и поступки, которые не во Имя Б-га — относятся к сфере зла, даже если конкретного греха в этом нет.

וּמוּדַעַת זֹאת, כִּי כָּל עֵת שֶׁהָאָדָם מְחַשֵּׁב מַחְשָׁבוֹת קְדוֹשׁוֹת נַעֲשֶׂה מֶרְכָּבָה בְּעֵת זוֹ לְהֵיכָלוֹת הַקְּדֻשָּׁה שֶׁמֵּהֶן מֻשְׁפָּעוֹת מַחֳשָׁבוֹת הַלָּלוּ.

И известно, что, когда человек мыслит святыми мыслями, в течение всего этого времени он является колесницей дворцов святости [«эйхалот а -кдуша»], от которых эти мысли получают свою жизненность.

Если человек размышляет о том, что связано с любовью к Б-гу, то к нему нисходит влияние из Высшей духовной сущности «дворец любви» («эйхаль а-ахава»). Если он думает о том, что связано с трепетом пред Б-гом, то к нему нисходит свет из «дворца трепета» («эйхаль а-ира»). И тому подобное.

וְכֵן לְהֵפֶךְ נַעֲשֶׂה מֶרְכָּבָה טְמֵאָה בְּעֵת זוֹ לְהֵיכָלוֹת הַטֻּמְאָה, שֶׁמֵּהֶן מֻשְׁפָּעוֹת כָּל מַחֳשָׁבוֹת רָעוֹת,

И наоборот, в то время, [когда он мыслит не о святом], он становится нечистой колесницей [«меркава тмеа»] для дворцов скверны [«эйхалот а-тума»], от которых получают влияние дурные мысли.

וְכֵן בַּדִּבּוּר וּמַעֲשֶׂה.

Точно так же и в отношении речи и действия.

Если человек говорит на тему святости или его действие связано со сферой святости, то в этот момент в него облекаются силы и влияния, исходящие из дворцов святости. И наоборот, если его речи и поступки направлены в сферу изнанки святости «ситра ахра», то он становится послушной колесницей в руках духовных дворцов скверны.

Понятие «колесница» («меркава») подробно объяснялось выше, в двадцать третьей главе. «Колесницей» называют того, кто полностью отдан и подчинен влиянию извне, подобно колеснице, которая полностью подчинена воле ездока. Он может слить себя со сферой святости, но может и наоборот.

Итак мы видим, что даже если человек не находит в себе грехов, он, тем не менее, может добиться состояния «разбитого сердца» путем тщательного анализа всех своих мыслей, речей и поступков. Он обязательно убедится, что не все они происходили из сферы Святости. Значит были все же моменты, когда он был колесницей в руках скверны. Осознание этого разнесет черствость его сердца в щепки и тогда огонь души сможет охватить зажечь его.

עוֹד יָשִׂים אֶל לִבּוֹ, רֹב חֲלוֹמוֹתָיו שֶׁהֵם הֶבֶל וּרְעוּת רוּחַ,

Пусть сознает также, что большинство его снов суть лишь «пустота и крушение духа»,

Коэлет, 1:14. Так называется все то, что не направлено к святости. Все это нарушает приток Б-жественного к душе человека, поскольку дух святости сокрушен в там. Смотри об этом в шестой главе. Если желаешь узнать свой истинный духовный уровень, то лучше оценивать себя не во время активной деятельности, когда разум владеет ситуацией, но прислушаться к миру своих сновидений. Поэтому можно разбивать свой эгоизм также размышлениями о пустоте своих снов.

מִשּׁוּם שֶׁאֵין נַפְשׁוֹ עוֹלָה לְמַעְלָה,

ибо душа его не поднимается кверху [во время сна]».

И оттого, что душа его нечиста, сны его пусты, ложны, а часто и мучительны.

וּכְמֹו שֶׁכָּתוּב: "מִי יַעֲלֶה בְּהַר ה', נְקִי כַּפַּיִם וְגוֹ'",

И как сказано: «Кто поднимется на гору Всевышнего? Тот, у кого руки чисты и т. д.».

Теилим, 24:3,4. Тот, чья душа поднимается наверх во время сна — его сновидения более возвышенны, ему раскрывают и дают лицезреть высшие аспекты Б-жественного, аспекты Торы и Святости. Если же его сны — пустое и разбиение духа, значит его душа нечиста.

וְ"אִינוּן סִטָרִין בִּישִׁין אָתְיָין וּמִתְדַּבְּקָן בֵּיהּ וּמֹודְעִין לֵיהּ בְּחֶלְמָא מִילִין דְּעָלְמָא וְכוּ',

И «происходящие со стороны зла приходят к человеку, пристают к нему и сообщают в снах его пустое...

Он видит во сне различные будничные вещи.

וּלְזִמְנִין דִּחַיְכָן בֵּיהּ וְאַחֲזִיאוּ לֵיהּ מִלֵּי שֶׁקֶר וְצַעֲרִין לֵיהּ בְּחֶלְמֵיהּ כוּ'",

и часто над ним насмехаются, и показывают ему ложное, и мучают его во снах и т. д.»,

И как завершается там цитата из Зоара, существует вероятность, что человека даже смогут ввергнуть во сне в нечистоту, не дай Б-г! Однако здесь нами обсуждается человек, духовного уровня «бейнони», к которому нечистота не имеет отношения.

כְּמֹו שֶׁכָּתוּב בַּזֹּהַר וַיִּקְרָא [דַּף כה עַמּוּד א וְעַמּוּד ב], עַיֵּן שָׁם בַּאֲרִיכוּת.

как сказано в книге «Зоар», глава «Ваикра» (стр. 25 а, б) — смотри там подробное объяснение.

Таким образом, по своим снам человек сможет оценить свое истинное духовное положение и эти размышления разобьют его вознесшийся дух, несмотря на то, что ему не удалось обнаружить в себе тяжелых грехов — даже в прошлом. Так он сможет сломить внутри своего сердца дух сферы зла «ситра ахра», который заслоняет от него свет Святости его Б-жественной души.

Перевод М.Гоцель
0
У записи 4 лайков,
1 репостов,
263 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Хаим Толочинский

Понравилось следующим людям