"Женский" Пурим
Две версии праздника
Р-н Янки Таубер
Существуют две точки зрения на то, каким образом нам надлежит вспоминать чудо Пурима, – идущие от каждого из героев этого праздника – Мордехая и Эстер.
Заповеди о шалахмонес, подарках бедным и трапезе были установлены Мордехаем и Эстер. Но идея о написании Мегилы (Свитка Эстер) принадлежала только Эстер.
Другое различие заключается в том, что Мордехай предложил присвоить Пуриму статус йом-тов, сделав его днем отдыха.
Две концепции Пурима, представленные Мордехаем и Эстер, ясно отражают роли этих персонажей в событиях, ставших основой праздника. Мордехай был олицетворением веры еврейского народа. Отказавшись подчиниться Аману, он понял, что станет с евреями после выхода указа министра-злодея; он призвал народ Израиля раскаяться и вернуться к Б-гу. С другой стороны, Эстер рисковала своей жизнью, пытаясь убедить царя Ахашвероша отменить указ Амана; она победила Амана и помогла еврейскому народу бороться с врагами и защищать себя.
Иными словами, Мордехай стал душой Пурима, поднял духовный уровень своего народа и добился того, что евреи были спасены. Эстер же была телом Пурима. Она управляла событиями, вследствие которых народ был спасен.
Поэтому Мордехай рассматривал Пурим как йом-тов - день, когда евреи воздерживаются от вовлечения в какие бы то ни было процессы материального мира, а Эстер видела его как день, тесно связанный именно с окружающей нас физической реальностью. И именно Эстер настаивала на необходимости записать историю Пурима и читать ее ежегодно, а Мордехай считал достаточным, чтобы евреи "помнили и соблюдали" этот день, исполняя ряд заповедей, как и в остальные праздники. По мнению Мордехая, обычаи Пурима должны были передаваться из поколения в поколение, как напоминание о чуде, а Эстер понимала, что эти исторические события важно увековечить не только в памяти еврейского народа, но и в физической форме – в виде книги.
В каббалистической философии существует концепция, согласно которой духовное начало является "мужским" элементом творения, а физическое – "женским". Таким образом Мордехай имеет отношением к духовной, "мужской" составляющей Пурима, а Эстер – к физическим, "женским" элементам.
Анализ
В первую годовщину Пурима традиции праздника были провозглашены мудрецами Сангедрина в качестве заповедей, и мнение Эстер возобладало: Пурим, который мы празднуем сегодня, – это, скорее, физический праздник Эстер, нежели духовная модель, предложенная Мордехаем. Книга Танаха, описывающая историю Пурима, называется "Свиток Эстер", а не "Свиток Мордехая", или "Свиток Мордехая и Эстер", или даже "Свиток Эстер и Мордехая". Пурим был провозглашен как история Эстер, ее чудо и ее праздник.
Поэтому Пурим является еврейским праздником с материальной, физической составляющей. Мордехай также признал этот факт, когда вместе с Эстер установил ряд традиций праздника – подарки в виде еды и денег, обильную трапезу с вином, сопровождающуюся безудержным весельем.
На самом простом уровне причиной этого стал тот факт, что Аман приказал убить евреев физически, а не духовно (к примеру, греки в эпоху событий Хануки пытались уничтожить именно души евреев), поэтому традиции праздника носят материальный характер.
Более того, физический аспект Пурима отражает "естественность" чуда, в честь которого был провозглашен праздник. В Пурим не произошло ни расхождения моря, ни чуда масла, которого при малом количестве хватило на освящение Храма в течение восьми дней, ни раскрытия Всевышнего перед еврейским народом. На первый взгляд, события Пурима являются скорее не чудом, а последовательностью удачно сложившихся обстоятельств. Имя Всевышнего в Свитке Эстер не упоминается ни разу; рассказ включает в себя лишь историю дворцовых интриг вокруг злодея-министра, красавицы-царицы и влюбчивого царя. Другие праздники прославляют величие Всевышнего и то, каким образом Он менял историю для спасения Своего народа, но Пурим указывает на чудо Всевышнего, скрытое в череде событий материального мира, на Б-жественное провидение, выраженное в самой обычной последовательности событий нашего мира.
Вопрос существования
На более глубоком уровне источник материальной природы Пурима кроется в своеобразном вкладе в отношения народа Израиля с Б-гом. Согласно традиционной мудрости, духовное превосходит материальное. Все физическое временно и ограниченно, а духовное выходит за рамки времени и пространства; физическое бездейственно, а духовное живо и динамично. Но, как бы то ни было, именно физическое отражает Б-жественную истину способом, недоступным самой возвышенной духовной реальности.
Душа человека была сотворена "по образу Всевышнего". Ее качества и ее сила, ум, сострадание, чувство прекрасного и гармонии являются Б-жественными качествами, отражаемые личностью человека. Но все это – Б-жественные качества, но не истинное выражение Б-жественной сущности. Утверждение, что Всевышний мудр, милосерден и проникнут гармонией, лишь поверхностно описывает Его бытие, не имеющее отношения к Б-жественной сущности.
Есть однако среди творений Всевышнего один элемент, отражающий Его сущностное бытие, – это материальная реальность. Физический объект существует безоговорочно. "Я есть, – говорит он, – и мое бытие полностью определяется моим собственным существованием". На первый взгляд, это делает материальность максимальным сокрытием Б-жественной истины, наиболее вопиющим отрицанием аксиомы, провозглашенной Моисеем во Второзаконии (4:35): "Нет другого кроме Него". Но именно по этой причине среди всех творений материальный объект является также наиболее фундаментальным выражением Б-жественного бытия. Поскольку в физическом объекте мы находим модель абсолютного существования. Хоть на самом деле, физический объект может обладать этим качеством лишь как аналог данного атрибута Творца, в сути же оно является исключительной прерогативой Б-жественного.
Еврейский календарь полон напоминаниями о духовных аспектах наших отношений с Б-гом: это и обретение свободы в Песах, и переживание Синайского Откровения в Шавуот, и священный трепет в Рош-Ашана, и раскаяние в Йом-Кипур, и возвышенная радость в Суккот и Симхат-Тору, и свет Хануки. Но один раз в году наступает время праздника, который знаменует нашу связь с Всевышним, не имеющую отношения к ее духовным аспектам. В Пурим именно наше физическое подтверждает нашу преданность Всевышнему, выражая ту истину, что безусловное существование наших тел является ничем иным, как отражением абсолютного существования Творца.
(На основе бесед Любавичского Ребе о Пуриме (1964) и др. (Ликутей Сихот, том XVI, стр. 352-358)
Две версии праздника
Р-н Янки Таубер
Существуют две точки зрения на то, каким образом нам надлежит вспоминать чудо Пурима, – идущие от каждого из героев этого праздника – Мордехая и Эстер.
Заповеди о шалахмонес, подарках бедным и трапезе были установлены Мордехаем и Эстер. Но идея о написании Мегилы (Свитка Эстер) принадлежала только Эстер.
Другое различие заключается в том, что Мордехай предложил присвоить Пуриму статус йом-тов, сделав его днем отдыха.
Две концепции Пурима, представленные Мордехаем и Эстер, ясно отражают роли этих персонажей в событиях, ставших основой праздника. Мордехай был олицетворением веры еврейского народа. Отказавшись подчиниться Аману, он понял, что станет с евреями после выхода указа министра-злодея; он призвал народ Израиля раскаяться и вернуться к Б-гу. С другой стороны, Эстер рисковала своей жизнью, пытаясь убедить царя Ахашвероша отменить указ Амана; она победила Амана и помогла еврейскому народу бороться с врагами и защищать себя.
Иными словами, Мордехай стал душой Пурима, поднял духовный уровень своего народа и добился того, что евреи были спасены. Эстер же была телом Пурима. Она управляла событиями, вследствие которых народ был спасен.
Поэтому Мордехай рассматривал Пурим как йом-тов - день, когда евреи воздерживаются от вовлечения в какие бы то ни было процессы материального мира, а Эстер видела его как день, тесно связанный именно с окружающей нас физической реальностью. И именно Эстер настаивала на необходимости записать историю Пурима и читать ее ежегодно, а Мордехай считал достаточным, чтобы евреи "помнили и соблюдали" этот день, исполняя ряд заповедей, как и в остальные праздники. По мнению Мордехая, обычаи Пурима должны были передаваться из поколения в поколение, как напоминание о чуде, а Эстер понимала, что эти исторические события важно увековечить не только в памяти еврейского народа, но и в физической форме – в виде книги.
В каббалистической философии существует концепция, согласно которой духовное начало является "мужским" элементом творения, а физическое – "женским". Таким образом Мордехай имеет отношением к духовной, "мужской" составляющей Пурима, а Эстер – к физическим, "женским" элементам.
Анализ
В первую годовщину Пурима традиции праздника были провозглашены мудрецами Сангедрина в качестве заповедей, и мнение Эстер возобладало: Пурим, который мы празднуем сегодня, – это, скорее, физический праздник Эстер, нежели духовная модель, предложенная Мордехаем. Книга Танаха, описывающая историю Пурима, называется "Свиток Эстер", а не "Свиток Мордехая", или "Свиток Мордехая и Эстер", или даже "Свиток Эстер и Мордехая". Пурим был провозглашен как история Эстер, ее чудо и ее праздник.
Поэтому Пурим является еврейским праздником с материальной, физической составляющей. Мордехай также признал этот факт, когда вместе с Эстер установил ряд традиций праздника – подарки в виде еды и денег, обильную трапезу с вином, сопровождающуюся безудержным весельем.
На самом простом уровне причиной этого стал тот факт, что Аман приказал убить евреев физически, а не духовно (к примеру, греки в эпоху событий Хануки пытались уничтожить именно души евреев), поэтому традиции праздника носят материальный характер.
Более того, физический аспект Пурима отражает "естественность" чуда, в честь которого был провозглашен праздник. В Пурим не произошло ни расхождения моря, ни чуда масла, которого при малом количестве хватило на освящение Храма в течение восьми дней, ни раскрытия Всевышнего перед еврейским народом. На первый взгляд, события Пурима являются скорее не чудом, а последовательностью удачно сложившихся обстоятельств. Имя Всевышнего в Свитке Эстер не упоминается ни разу; рассказ включает в себя лишь историю дворцовых интриг вокруг злодея-министра, красавицы-царицы и влюбчивого царя. Другие праздники прославляют величие Всевышнего и то, каким образом Он менял историю для спасения Своего народа, но Пурим указывает на чудо Всевышнего, скрытое в череде событий материального мира, на Б-жественное провидение, выраженное в самой обычной последовательности событий нашего мира.
Вопрос существования
На более глубоком уровне источник материальной природы Пурима кроется в своеобразном вкладе в отношения народа Израиля с Б-гом. Согласно традиционной мудрости, духовное превосходит материальное. Все физическое временно и ограниченно, а духовное выходит за рамки времени и пространства; физическое бездейственно, а духовное живо и динамично. Но, как бы то ни было, именно физическое отражает Б-жественную истину способом, недоступным самой возвышенной духовной реальности.
Душа человека была сотворена "по образу Всевышнего". Ее качества и ее сила, ум, сострадание, чувство прекрасного и гармонии являются Б-жественными качествами, отражаемые личностью человека. Но все это – Б-жественные качества, но не истинное выражение Б-жественной сущности. Утверждение, что Всевышний мудр, милосерден и проникнут гармонией, лишь поверхностно описывает Его бытие, не имеющее отношения к Б-жественной сущности.
Есть однако среди творений Всевышнего один элемент, отражающий Его сущностное бытие, – это материальная реальность. Физический объект существует безоговорочно. "Я есть, – говорит он, – и мое бытие полностью определяется моим собственным существованием". На первый взгляд, это делает материальность максимальным сокрытием Б-жественной истины, наиболее вопиющим отрицанием аксиомы, провозглашенной Моисеем во Второзаконии (4:35): "Нет другого кроме Него". Но именно по этой причине среди всех творений материальный объект является также наиболее фундаментальным выражением Б-жественного бытия. Поскольку в физическом объекте мы находим модель абсолютного существования. Хоть на самом деле, физический объект может обладать этим качеством лишь как аналог данного атрибута Творца, в сути же оно является исключительной прерогативой Б-жественного.
Еврейский календарь полон напоминаниями о духовных аспектах наших отношений с Б-гом: это и обретение свободы в Песах, и переживание Синайского Откровения в Шавуот, и священный трепет в Рош-Ашана, и раскаяние в Йом-Кипур, и возвышенная радость в Суккот и Симхат-Тору, и свет Хануки. Но один раз в году наступает время праздника, который знаменует нашу связь с Всевышним, не имеющую отношения к ее духовным аспектам. В Пурим именно наше физическое подтверждает нашу преданность Всевышнему, выражая ту истину, что безусловное существование наших тел является ничем иным, как отражением абсолютного существования Творца.
(На основе бесед Любавичского Ребе о Пуриме (1964) и др. (Ликутей Сихот, том XVI, стр. 352-358)
"Female" Purim
Two versions of the holiday
Yankee Tauber
There are two points of view on how we should recall the miracle of Purim - coming from each of the heroes of this holiday - Mordecai and Esther.
The commandments of the huts, gifts for the poor, and meals were set by Mordechai and Esther. But the idea of writing Megila (The Scroll of Esther) belonged only to Esther.
Another difference is that Mordechai proposed that Purim be given the status of yom-tov, making it a day of rest.
The two Purim concepts presented by Mordechai and Esther clearly reflect the roles of these characters in the events that became the basis of the holiday. Mordechai was the personification of the faith of the Jewish people. Refusing to obey Haman, he realized what would happen to the Jews after the decree of the minister-villain; he called on the people of Israel to repent and return to Gd. On the other hand, Esther risked her life, trying to convince King Ahasuerus to repeal the decree of Aman; she defeated Haman and helped the Jewish people fight enemies and defend themselves.
In other words, Mordechai became the soul of Purim, raised the spiritual level of his people and ensured that the Jews were saved. Esther was the body of Purim. She controlled the events as a result of which the people were saved.
Therefore, Mordechai regarded Purim as a yom-tov - the day when Jews refrain from engaging in any kind of processes of the material world, and Esther saw it as a day that was closely connected with physical reality surrounding us. And it was Esther who insisted on the need to write down the story of Purim and read it annually, and Mordechai considered it sufficient for the Jews to “remember and keep” this day, fulfilling a number of commandments, as on other holidays. According to Mordechai, the customs of Purim should have been passed down from generation to generation as a reminder of a miracle, and Esther understood that it was important to perpetuate these historical events not only in the memory of the Jewish people, but also in physical form - in the form of a book.
In Kabbalistic philosophy, there is a concept according to which the spiritual principle is the "masculine" element of creation, and the physical is the "feminine" one. Thus, Mordechai is related to the spiritual, "male" component of Purim, and Esther - to the physical, "female" elements.
Analysis
On the first anniversary of Purim, the traditions of the holiday were proclaimed by the sages of Sangedrin as commandments, and Esther's opinion prevailed: Purim, which we celebrate today, is more a physical festival of Esther than a spiritual model proposed by Mordechai. The book of Tanakh, describing the history of Purim, is called the "Scroll of Esther", and not the "Scroll of Mordecai", or the "Scroll of Mordecai and Esther", or even the "Scroll of Esther and Mordecai". Purim was hailed as the story of Esther, her miracle and her feast.
Therefore, Purim is a Jewish holiday with a material, physical component. Mordechai also recognized this fact when, together with Esther, he established a number of holiday traditions - gifts in the form of food and money, a hearty meal with wine, accompanied by unrestrained fun.
At the simplest level, the reason for this was the fact that Aman ordered the Jews to be killed physically and not spiritually (for example, the Greeks in the era of Hanukkah tried to destroy the souls of Jews), so the traditions of the holiday are material in nature.
Moreover, the physical aspect of Purim reflects the "naturalness" of the miracle in honor of which the holiday was proclaimed. In Purim, there was no divergence of the sea, no miracle of oil, which, with a small amount, was enough to consecrate the Temple for eight days, nor the disclosure of the Almighty to the Jewish people. At first glance, the events of Purim are more likely not a miracle, but a sequence of successfully established circumstances. The name of the Most High is never mentioned in the Scroll of Esther; the story includes only the story of palace intrigues around the villainous minister, the beauty queen and the amorous king. Other holidays glorify the greatness of the Almighty and the way in which He changed history for the salvation of His people, but Purim points to the miracle of the Almighty, hidden in the sequence of events of the material world, to Divine providence, expressed in the most ordinary sequence of events in our world.
Question of existence
At a deeper level, the source of Purim’s material nature lies in a peculiar contribution to the relationship between the people of Israel and Gd. According to traditional wisdom, the spiritual is superior to the material. Everything physical is temporary and limited, and the spiritual goes beyond time and space; the physical is inactive, and the spiritual is vibrant and dynamic. But be that as it may, it is the physical that reflects Divine truth in a way that is inaccessible to the most exalted spiritual reality.
The soul of man was created "in the image of the Most High." Her qualities and her strength, mind, compassion, sense of beauty and harmony are Divine qualities reflected by the personality of a person. But all these are Divine qualities, but not the true expression of the Divine essence. The statement that the Most High is wise, merciful, and imbued with harmony only superficially describes His being, which is not related to God.
Two versions of the holiday
Yankee Tauber
There are two points of view on how we should recall the miracle of Purim - coming from each of the heroes of this holiday - Mordecai and Esther.
The commandments of the huts, gifts for the poor, and meals were set by Mordechai and Esther. But the idea of writing Megila (The Scroll of Esther) belonged only to Esther.
Another difference is that Mordechai proposed that Purim be given the status of yom-tov, making it a day of rest.
The two Purim concepts presented by Mordechai and Esther clearly reflect the roles of these characters in the events that became the basis of the holiday. Mordechai was the personification of the faith of the Jewish people. Refusing to obey Haman, he realized what would happen to the Jews after the decree of the minister-villain; he called on the people of Israel to repent and return to Gd. On the other hand, Esther risked her life, trying to convince King Ahasuerus to repeal the decree of Aman; she defeated Haman and helped the Jewish people fight enemies and defend themselves.
In other words, Mordechai became the soul of Purim, raised the spiritual level of his people and ensured that the Jews were saved. Esther was the body of Purim. She controlled the events as a result of which the people were saved.
Therefore, Mordechai regarded Purim as a yom-tov - the day when Jews refrain from engaging in any kind of processes of the material world, and Esther saw it as a day that was closely connected with physical reality surrounding us. And it was Esther who insisted on the need to write down the story of Purim and read it annually, and Mordechai considered it sufficient for the Jews to “remember and keep” this day, fulfilling a number of commandments, as on other holidays. According to Mordechai, the customs of Purim should have been passed down from generation to generation as a reminder of a miracle, and Esther understood that it was important to perpetuate these historical events not only in the memory of the Jewish people, but also in physical form - in the form of a book.
In Kabbalistic philosophy, there is a concept according to which the spiritual principle is the "masculine" element of creation, and the physical is the "feminine" one. Thus, Mordechai is related to the spiritual, "male" component of Purim, and Esther - to the physical, "female" elements.
Analysis
On the first anniversary of Purim, the traditions of the holiday were proclaimed by the sages of Sangedrin as commandments, and Esther's opinion prevailed: Purim, which we celebrate today, is more a physical festival of Esther than a spiritual model proposed by Mordechai. The book of Tanakh, describing the history of Purim, is called the "Scroll of Esther", and not the "Scroll of Mordecai", or the "Scroll of Mordecai and Esther", or even the "Scroll of Esther and Mordecai". Purim was hailed as the story of Esther, her miracle and her feast.
Therefore, Purim is a Jewish holiday with a material, physical component. Mordechai also recognized this fact when, together with Esther, he established a number of holiday traditions - gifts in the form of food and money, a hearty meal with wine, accompanied by unrestrained fun.
At the simplest level, the reason for this was the fact that Aman ordered the Jews to be killed physically and not spiritually (for example, the Greeks in the era of Hanukkah tried to destroy the souls of Jews), so the traditions of the holiday are material in nature.
Moreover, the physical aspect of Purim reflects the "naturalness" of the miracle in honor of which the holiday was proclaimed. In Purim, there was no divergence of the sea, no miracle of oil, which, with a small amount, was enough to consecrate the Temple for eight days, nor the disclosure of the Almighty to the Jewish people. At first glance, the events of Purim are more likely not a miracle, but a sequence of successfully established circumstances. The name of the Most High is never mentioned in the Scroll of Esther; the story includes only the story of palace intrigues around the villainous minister, the beauty queen and the amorous king. Other holidays glorify the greatness of the Almighty and the way in which He changed history for the salvation of His people, but Purim points to the miracle of the Almighty, hidden in the sequence of events of the material world, to Divine providence, expressed in the most ordinary sequence of events in our world.
Question of existence
At a deeper level, the source of Purim’s material nature lies in a peculiar contribution to the relationship between the people of Israel and Gd. According to traditional wisdom, the spiritual is superior to the material. Everything physical is temporary and limited, and the spiritual goes beyond time and space; the physical is inactive, and the spiritual is vibrant and dynamic. But be that as it may, it is the physical that reflects Divine truth in a way that is inaccessible to the most exalted spiritual reality.
The soul of man was created "in the image of the Most High." Her qualities and her strength, mind, compassion, sense of beauty and harmony are Divine qualities reflected by the personality of a person. But all these are Divine qualities, but not the true expression of the Divine essence. The statement that the Most High is wise, merciful, and imbued with harmony only superficially describes His being, which is not related to God.
У записи 12 лайков,
3 репостов,
510 просмотров.
3 репостов,
510 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Хаим Толочинский