Кимха деПисха — арамейское выражение, обозначающее «мука, предназначенная для праздника Песах». Аналог на иврите звучит как «меот хитим». Это понятие впервые упоминается в Иерусалимском Талмуде, трактат Баба Батра, часть 1 галаха 6. В данной галахе указывается, что если человек проживает в определенном месте, в течении 12 месяцев и более, он имеет право участвовать в кимха деписха, либо как дающий пожертвование, либо как получающий его.
Вероятнее всего этот обычай, ставший впоследствии галахой, по которому в общинах было принято собирать деньги между Пуримом и Песахом и раздавать их нуждающимся, или покупать им все необходимое к празднику, существовал еще раньше. Фактически это еще одна разновидность цдаки, но за которую отвечает вся община, а не только индивидуум.
По мнению Бен Иш Хай, этот вид пожертвования называется кимха деписха, а не просто понятием цдака, потому, что это пожертвование не включается в то, что человек жертвует на цдаку в течении года. По мнению Бен Иш Хай, разница заключается в том, что в течении всего года, принято давать цдаку бедным, при этом мудрецам Торы не удобно её получать. И чтобы не смущать таких людей, этот вид цдаки назвали кимха деписха, чтобы и они не стеснялись им пользоваться (Каф аХаим, 429, 18).
Сколько каждый из нас должен пожертвовать на кимха деписха?
В прошлом, когда речь шла о маленьких общинах, и было известно количество нуждающихся, главы общины могли устано-вить прогрессивный налог, который покрывал расходы на праздник для бедных. Не исключено, что этот принцип приемлем и сегодня в некоторых общинах. Поскольку сегодня, в большинстве случаев тяжело посчитать количество нуждающихся, то мнения галахических авторитетов разделились.
По мнению рава города Рамат –Ган, Яакова Ариэля, необходимо дать сумму, позволяющую приобрести минималь-ное количество необходимых продуктов семье на праздник. Из всех встреченных мной мнений, это мнение самое максималистское.
По мнению рава Холона, Авраама Йосефа, каждый жертвует в соответствии со своими возможностями, как и в остальных видах цдаки. Это общепринятое мнение среди галахических авторитетов.
Рав Паладжи, во введении в книгу «Моэд леколь хай» приводит цитату из Зоар (глава Итро 88,2) от имени Рабби Шимона Бар Йохая «Тот, кто не дает пожертвования перед праздниками, у того дурной глаз и даже сатан ненавидит его и забирает его из этого мира». Рав Паладжи так же пишет, что заповедь цдаки предотвращает различные неприятности.
Раши в своем комментарии на стих «и будешь радоваться ты в праздник», отмечает, что «есть четыре вида нуждающих-ся леви, гер, сирота и вдова, и тот, кто их поддерживает и радует, удостаивается четырех видов радости: сын, дочь, раб и рабыня».
Талмуд приводит диспут между римским императором и рабби Йошуа Бен Ханания. Император спросил, почему мы даем пожертвования бедным, ведь если Творец сделал человека бедным, значит таково Его желание. Рабби Йошуа бен Ханания ответил императору, что желание Творца, это дать нам возможность пожертвовать бедным, поэтому он их и создал. Об этом же говорит автор комментария «Ор аХаим» рабби Хаим бен Атар в своем комментарии на (Исход 22-24), что если Творец дал тебе деньги, то это для того, чтобы ты мог одалживать их бедным.
Вероятнее всего этот обычай, ставший впоследствии галахой, по которому в общинах было принято собирать деньги между Пуримом и Песахом и раздавать их нуждающимся, или покупать им все необходимое к празднику, существовал еще раньше. Фактически это еще одна разновидность цдаки, но за которую отвечает вся община, а не только индивидуум.
По мнению Бен Иш Хай, этот вид пожертвования называется кимха деписха, а не просто понятием цдака, потому, что это пожертвование не включается в то, что человек жертвует на цдаку в течении года. По мнению Бен Иш Хай, разница заключается в том, что в течении всего года, принято давать цдаку бедным, при этом мудрецам Торы не удобно её получать. И чтобы не смущать таких людей, этот вид цдаки назвали кимха деписха, чтобы и они не стеснялись им пользоваться (Каф аХаим, 429, 18).
Сколько каждый из нас должен пожертвовать на кимха деписха?
В прошлом, когда речь шла о маленьких общинах, и было известно количество нуждающихся, главы общины могли устано-вить прогрессивный налог, который покрывал расходы на праздник для бедных. Не исключено, что этот принцип приемлем и сегодня в некоторых общинах. Поскольку сегодня, в большинстве случаев тяжело посчитать количество нуждающихся, то мнения галахических авторитетов разделились.
По мнению рава города Рамат –Ган, Яакова Ариэля, необходимо дать сумму, позволяющую приобрести минималь-ное количество необходимых продуктов семье на праздник. Из всех встреченных мной мнений, это мнение самое максималистское.
По мнению рава Холона, Авраама Йосефа, каждый жертвует в соответствии со своими возможностями, как и в остальных видах цдаки. Это общепринятое мнение среди галахических авторитетов.
Рав Паладжи, во введении в книгу «Моэд леколь хай» приводит цитату из Зоар (глава Итро 88,2) от имени Рабби Шимона Бар Йохая «Тот, кто не дает пожертвования перед праздниками, у того дурной глаз и даже сатан ненавидит его и забирает его из этого мира». Рав Паладжи так же пишет, что заповедь цдаки предотвращает различные неприятности.
Раши в своем комментарии на стих «и будешь радоваться ты в праздник», отмечает, что «есть четыре вида нуждающих-ся леви, гер, сирота и вдова, и тот, кто их поддерживает и радует, удостаивается четырех видов радости: сын, дочь, раб и рабыня».
Талмуд приводит диспут между римским императором и рабби Йошуа Бен Ханания. Император спросил, почему мы даем пожертвования бедным, ведь если Творец сделал человека бедным, значит таково Его желание. Рабби Йошуа бен Ханания ответил императору, что желание Творца, это дать нам возможность пожертвовать бедным, поэтому он их и создал. Об этом же говорит автор комментария «Ор аХаим» рабби Хаим бен Атар в своем комментарии на (Исход 22-24), что если Творец дал тебе деньги, то это для того, чтобы ты мог одалживать их бедным.
Gimha dePisha is an Aramaic expression meaning "flour intended for the Passover holiday." An analogue in Hebrew sounds like "Meot Hitim." This concept is first mentioned in the Jerusalem Talmud, the treatise of Baba Batra, part 1 of halacha 6. This halakha states that if a person lives in a certain place for 12 months or more, he has the right to participate in kimha depisha, or as giving a donation, or as receiving it.
Most likely this custom, which later became a halakhah, according to which it was customary in the communities to collect money between Purim and Passover and distribute it to those in need, or to buy everything they needed for the holiday, existed even earlier. In fact, this is another kind of tzedaka, but for which the whole community is responsible, and not just the individual.
According to Ben Ish Hai, this type of donation is called kimha depisha, and not just the concept of tzedak, because this donation is not included in the fact that a person donates to tzedak during the year. According to Ben Ish Hai, the difference lies in the fact that throughout the year, it is customary to give tsedak to the poor, while the sages of the Torah are not comfortable receiving it. And in order not to embarrass such people, this kind of tzdaki was called kimha depiskha, so that they would not be shy to use it (Kaf aHaim, 429, 18).
How much should each of us donate to the kimha depiska?
In the past, when it came to small communities, and the number of those in need was known, community leaders could set a progressive tax that covered holiday expenses for the poor. It is possible that this principle is acceptable today in some communities. Since today, in most cases, it is difficult to calculate the number of people in need, the opinions of halachic authorities were divided.
According to the rabbi of the city of Ramat Gan, Yaakov Ariel, it is necessary to give an amount that allows you to purchase the minimum amount of necessary food for the family for the holiday. Of all the opinions I have met, this is the most maximalist opinion.
According to Rabbi Holon, Abraham Yosef, everyone sacrifices according to his capabilities, as in other types of tsedaki. This is a common opinion among halachic authorities.
Rav Palaji, in the introduction to the book “Moed lekol hai” quotes from the Zohar (Itro chapter 88.2) on behalf of Rabbi Shimon Bar Yochai “He who does not give a donation before the holidays, that evil eye and even Satan hates him and takes it away him from this world. " Rav Palaji also writes that the tzedaki commandment prevents various troubles.
Rashi, in his commentary on the verse “and you will rejoice at the holiday”, notes that “there are four types of needy Levi, a hero, an orphan and a widow, and one who supports and pleases them is awarded four types of joy: son, daughter slave and slave. "
The Talmud leads a dispute between the Roman emperor and Rabbi Yoshua Ben Hananiah. The emperor asked why we donate to the poor, because if the Creator made a man poor, then this is His desire. Rabbi Yoshua bin Hananiah answered the emperor that the Creator’s desire is to give us the opportunity to donate to the poor, and therefore he created them. This is also indicated by the author of the commentary “Oh haHaim” Rabbi Haim bin Atar in his commentary on (Exodus 22-24) that if the Creator gave you money, this is so that you can lend it to the poor.
Most likely this custom, which later became a halakhah, according to which it was customary in the communities to collect money between Purim and Passover and distribute it to those in need, or to buy everything they needed for the holiday, existed even earlier. In fact, this is another kind of tzedaka, but for which the whole community is responsible, and not just the individual.
According to Ben Ish Hai, this type of donation is called kimha depisha, and not just the concept of tzedak, because this donation is not included in the fact that a person donates to tzedak during the year. According to Ben Ish Hai, the difference lies in the fact that throughout the year, it is customary to give tsedak to the poor, while the sages of the Torah are not comfortable receiving it. And in order not to embarrass such people, this kind of tzdaki was called kimha depiskha, so that they would not be shy to use it (Kaf aHaim, 429, 18).
How much should each of us donate to the kimha depiska?
In the past, when it came to small communities, and the number of those in need was known, community leaders could set a progressive tax that covered holiday expenses for the poor. It is possible that this principle is acceptable today in some communities. Since today, in most cases, it is difficult to calculate the number of people in need, the opinions of halachic authorities were divided.
According to the rabbi of the city of Ramat Gan, Yaakov Ariel, it is necessary to give an amount that allows you to purchase the minimum amount of necessary food for the family for the holiday. Of all the opinions I have met, this is the most maximalist opinion.
According to Rabbi Holon, Abraham Yosef, everyone sacrifices according to his capabilities, as in other types of tsedaki. This is a common opinion among halachic authorities.
Rav Palaji, in the introduction to the book “Moed lekol hai” quotes from the Zohar (Itro chapter 88.2) on behalf of Rabbi Shimon Bar Yochai “He who does not give a donation before the holidays, that evil eye and even Satan hates him and takes it away him from this world. " Rav Palaji also writes that the tzedaki commandment prevents various troubles.
Rashi, in his commentary on the verse “and you will rejoice at the holiday”, notes that “there are four types of needy Levi, a hero, an orphan and a widow, and one who supports and pleases them is awarded four types of joy: son, daughter slave and slave. "
The Talmud leads a dispute between the Roman emperor and Rabbi Yoshua Ben Hananiah. The emperor asked why we donate to the poor, because if the Creator made a man poor, then this is His desire. Rabbi Yoshua bin Hananiah answered the emperor that the Creator’s desire is to give us the opportunity to donate to the poor, and therefore he created them. This is also indicated by the author of the commentary “Oh haHaim” Rabbi Haim bin Atar in his commentary on (Exodus 22-24) that if the Creator gave you money, this is so that you can lend it to the poor.
У записи 18 лайков,
5 репостов,
448 просмотров.
5 репостов,
448 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Хаим Толочинский