23 ияра Книга средних Глава пятьдесят первая Вступление...

23 ияра

Книга средних

Глава пятьдесят первая

Вступление

"Ибо близко к тебе это слово весьма в устах твоих и в сердце твоем делать это". Как уже было сказано, последние слова в этой фразе "делать это" означают то, особое значение, которое имеют именно заповеди, требующие физических действий, в этом главная цель всего. Исходя из этого, Алтер Ребе в тридцать пятой главе начал объяснять, что назначение всего постепенного нисхождения миров ("седер иштальшилут") и главная цель духовного служения еврея – привлечь Б-жественность вниз, к материальному миру, сделать из мира жилище, где бы Б-жественность предстала во всей своей Сущности.

Говоря об особенном значении физического действия, Алтер Ребе цитирует мальчика ("янука") из книги "Зоар" (комментарий к главе Балак), что человеку запрещается пройти четыре локтя с непокрытой головой. Ибо Шхина пребывает на голове его. Еврей должен знать, что свет, горящий над его головой, нуждается в масле и фитиле. Ибо тело человека, – объяснил Алтер Ребе, – фитиль, на котором загорается свет Шхины, а маслом для огня служат добрые дела еврея.

Алтер Ребе объяснил, что душа человека, даже абсолютного праведника, цадик гамур, который служит Всевышнему с трепетом и чувственной любовью в состоянии высшего наслаждения, не достигает, тем не менее, полного растворения во всеобъемлющей реальности единства Всевышнего, битуль бе-мециут, настолько, чтобы полностью превратиться в Б-жественный свет. Ведь в конечном итоге она все же представляет собой некую реальность. Ведь есть же, в самом деле, ТОТ, кто трепещет, и есть ТОТ, кто любит. Т.е. даже в полном самоотречении она все же помнит о своей реальности, что не дает ей полностью влиться в Б-жественный свет. Значит, по-прежнему мы имеем дело с ДВУМЯ субъектами, один из которых любит, а другой любим и т.п. Вот поэтому душа и не может превращаться в "масло" для Б-жественного света. Только лишь заповеди и добрые дела, которые, как будет объяснено ниже, являются ЕДИНЫМ целым с Б-жественным светом, могут стать маслом для Б-жественного света, который освещает еврея.

Дальше Алтер Ребе объяснил, что когда человек учит Тору, то его Б-жественная душа и два ее одеяния, через которые она выражает себя – речь и физическое действие включаются в Бесконечный Б-жественный свет и едины с Ним совершенным единством.

Но для того, чтобы привлечь свет и отражение Шхины также и к телу, и к животной душе, витальной душе, облеченной в его теле в действительности, человек должен исполнять заповеди, связанные с действием, которое непосредственно совершается самим телом.

Хотя совершение заповеди приходит от Б-жественной души, Алтер Ребе обращает наше внимание, что у Б-жественной души самой по себе нет возможности подействовать на тело, чтобы оно произвело физическое действие, подобное накладыванию на руку и голову тфилина. Но это возможно единственно благодаря животной душе, которая является как бы посредником между душой Б-жественной и физическим телом, и с ее помощью тело может приводиться в движение Б-жественной душой.

Алтер Ребе объяснил также, что вся идея сотворения мира состоит в том, что Всевышний возжелал, чтобы жилище было у него в нижних мирах, в нижних творениях. И, конечно, в самом что ни на есть нижнем, нашем физическом мире, где обитает помноженная и перемноженная тьма. Б-жественный замысел заключается в том, чтобы превратить тьму в свет, и чтобы засветил в ней Бесконечный Замысел Творца более, нежели в высших мирах.

Посему конечная цель выражается именно в физических действиях, ведь именно из них складывается жилище Всевышнего в нижних, в животной душе и в теле, с их помощью во всем мире целиком – везде засияет бесконечный свет Его благословенного.

В пятьдесят первой главе, к изучению которой мы сейчас приступаем, дает Алтер Ребе дополнительное объяснение к цитате Зоара от имени "януки", упомянутой выше. "Свет, горящий над головой, нуждается в масле". Это означает, что свет Шхины нуждается в "масле". Алтер Ребе обращает здесь наше внимание на то, что в любом другом месте "масло" намекает на категорию Хохма, Мудрость. Однако здесь, в словах "януки", масло – это добрые дела, т.е. практические заповеди, которые исполняет человек. Какое же отношение имеют заповеди к категории "масло" ("шемен"), намекающей на интеллектуальную категорию Хохма?

Чтобы ответить на этот вопрос Алтер Ребе объяснит понятие пребывания в мире Шхины и в заключении сделает вывод, что практические заповеди исходят из категории Хохма. Поэтому станет ясно, почему практические заповеди являются тем "маслом", в котором нуждается огонь Шхины, дабы удерживаться за фитиль – материальноге тело человека.

וְהִנֵּה, לְתוֹסֶפֶת בֵּאוּר לְשׁוֹן הַיָּנּוּקָא דִּלְעֵיל,

И чтобы подробнееобъяснить словаянуки, приведенныевыше,

В главе тридцать пятой объяснено, что свет Б-жественного присутствия, Шхины, пребывающей над евреем, нуждается в "масле", чью функцию выполняют добрые дела, практические заповеди. Но на первый взгляд это вызывает недоумение, какое отношение имеет масло, указывающее обычно на категорию Хохма, к "добрым делам?

צָרִיךְ לְבָאֵר תְּחִלָּה לְהָבִין קְצָת עִנְיַן הַשְׁרָאַת הַשְּׁכִינָה שֶׁהָיְתָה שׁוֹרָה בְּבֵית קָדְשֵׁי קָּדָשִׁים,

нужно преждеобъяснить – так, чтобы в какой-томере это сталоясным, - понятиепребыванияШхины, котораяпребывала вСвятая святых,

Как известно в Святая святых, "кодеш кодашим" Храма пребывало Б-жественное присутствие, Шхина, в связи с чем в этом месте существовали особенные законы и предписания.

וְכֵן כָּל מְקוֹם הַשְׁרָאַת הַשְּׁכִינָה מָה עִנְיָנוֹ?

а также в другихместах, где Онапребывала. Как этопонимать?

Что означает, когда особо выделяют конкретное место и говорят о нем, что именно там больше, нежели в другом месте пребывает Б-жественное присутствие?

הֲלֹא "מְלֹא כָל הָאָרֶץ כְּבוֹדוֹ", וְ"לֵית אֲתַר פָּנוּי מִנֵּיהּ"!

Ведь разве славаЕго не наполняетвсю землю?! И нетместа, где бы Он небыл!

Каким же образом возможно утверждать, что только на некоем конкретном месте покоится Шхина, ведь Б-г находится везде?!

Ниже объяснит Алер Ребе, что понятие пребывания Б-жественного присутствия, Шхины заключается в раскрытии некоей Б-жественной ступени, называемой "Шхина". Ведь хотя Б-г находится в любом месте, но его присутствие сокрыто и не проявляется явно. Когда же говорят о "пребывании Шхины" в каком-то месте, то подразумевается, что в этом месте Б-жественное присутствие очевидно.

אַךְ הָעִנְיָן כְּדִכְתִיב: "וּמִבְּשָׂרִי אֶחֱזֶה אֱלֹהַּ",

[Чтобы в этомразобраться, следует исходитьиз того, что] написано: "И изплоти моей узрю Б-га".

Ийов, 19:26. Анализируя работу своей души и тела, человек из этой Б-жественной проекции, может постигать "устройство" Б-жественных элементов и устройство мира.

שֶׁכְּמוֹ שֶׁנִּשְׁמַת הָאָדָם הִיא מְמַלְּאָה כָּל רְמָ"ח אֵבְרֵי הַגּוּף מֵרֹאשׁוֹ וְעַד רַגְלוֹ,

Подобно тому, какчеловеческая душанаполняет все 248 членов тела, отголовы и до ног,

От головы, т.е. от самого возвышенного, что есть в человеческом теле, до ног – самых духовно низких частей тела. Все это тело наполненно душой, душа пребывает в каждом из них и не существует ни одного органа, ни части органа, который бы не был наполнен душой.

וְאַף עַל פִּי כֵן עִקַּר מִשְׁכָּנָהּ וְהַשְׁרָאָתָהּ הִיא בְּמֹחוֹ, וּמֵהַמֹּחַ מִתְפַּשֶּׁטֶת לְכָל הָאֵבָרִים,

и все же главное еерасположение ипребывание вмозгу его, и измозга онараспространяетсяво все члены,

"Расположение" ("мишкан") – это соединение с телом на внутреннем уровне, "примиют". "Пребывание" ("ашраа") – влияние на тело из вне, "макиф". А из мозга распространяется во все члены ОДИНАКОВО. Согласно мнению Любавичского Ребе Шлита, под распространением души ("итпаштут а-нешама"), тут подразумевается жизненность органов, которые она наделяет жизнью. Если же говорить о факте жизни этих органов, то, прежде всего, все они живы – и в этом они равны. Это один аспект распространения души из мозга в органы тела – его называют "СВЕТ" ("ОР").

Еще одну вещь черпают органы из души в мозге:

וְכָל אֵבָר מְקַבֵּל מִמֶּנָּה חַיּוּת וְכֹחַ הָרָאוּי לוֹ לְפִי מִזְגּוֹ וּתְכוּנָתוֹ,

и каждый членполучает от неежизнетворность исилу, подходящуюдля него, всоответствии с егосоставом исвойством:

Каждый орган организма получает от души разные виды влияний, называемых в Каббале "жизнетворность" ("хают") и "сила" ("коах"). Каждый вид влияния соответствует качеству органа, причем разница между ними НЕ создается самим этим органом (когда "коах" действующий в одном органе отличается от "коах" в другом), подобно тому, как вода приобретает разные оттенки будучи налитой в цветные сосуды, – отмечает Любавичский Ребе Шлита. Здесь каждый орган и часть тела ИЗНАЧАЛЬНО привлекают к себе из души конкретную силу: силу зрения, силу слуха и т.п.

Обратимся к словам Тании:

הָעַיִן לִרְאוֹת,

глаз – чтобывидеть,

Глаз получает от души жизнетворность ("хают") и силу ("коах") видеть. Специальная "сила" видеть обусловлена качеством ("составом и свойством") глазного органа, который приспособлен к зрительной функции.

וְהָאֹזֶן לִשְׁמֹעַ, וְהַפֶּה לְדַבֵּר, וְהָרַגְלַיִם לַהֲלוֹךְ,

ухо – чтобыслышать, рот –говорить, ноги –ходить,

Каждый из органов и частей тела получает согласно своим особенностям жизнетворность и силу из души, которая "пребывает" и раскрывается прежде всего в мозге.

כַּנִּרְאֶה בְּחוּשׁ שֶׁבַּמֹּחַ מַרְגִּישׁ כָּל הַנִּפְעָל בִּרְמָ"ח אֵבָרִים וְכָל הַקּוֹרוֹת אוֹתָם.

как это явноощутимо, ведьмозг чувствуетвсякое сообщениевлияния 248 членов и все снимипроисходящее.

Все, что происходит с "РАМАХ эйварим" (248 органов и частей тела) человек ощущает в мозге. Почему так происходит? Поскольку в мозге расположено основное местопребывания и источника жизнетворности (оттуда этот "хают" распространяется ко всем органам) и в источнике ощущается все, что происходит с "жизненностью", исходящей из него.

[В "ор" и "хают" души в теле есть два аспекта:

А) понятие самой жизни, то, что они живые ("хаим"). Все тело целиком живет благодаря душе. С этой позиции нет различия между одним органом и другим. Голова не более жива, чем, скажем, нога. В
23 iyara

Book of secondary

Chapter fifty one

Introduction

"For this word is very close to you in your mouth and in your heart to do it." As already mentioned, the last words in this phrase “do it” mean that special meaning that it is the commandments that require physical actions, this is the main goal of everything. Proceeding from this, Alter Rebbe in chapter thirty began to explain that the purpose of all the gradual descent of worlds (“Seder Ishtalshilut”) and the main purpose of the spiritual ministry of a Jew is to bring Divinity down to the material world, to make a home from the world where B - femininity appeared in all its Essence.

Speaking about the special significance of physical action, Alter Rebbe quotes a boy (“Yanuka”) from the book “The Zohar” (commentary to the chapter of Balak) that a person is forbidden to pass four elbows with his head uncovered. For Shekhinah dwells on his head. A Jew should know that the light burning above his head needs oil and a wick. For the human body, Alter Rebbe explained, is a wick on which the light of the Shekhinah lights up, and the good deeds of the Jew serve as oil for the fire.

Alter Rebbe explained that the soul of a person, even an absolute righteous man, a tzadik of gamur, who serves the Almighty with trepidation and sensual love in a state of supreme enjoyment, does not, however, achieve complete dissolution in the all-encompassing reality of the unity of the Almighty, bitul be-meziut, so to be completely transformed into Divine light. After all, in the end, it still represents some kind of reality. After all, there is, in fact, the ONE who trembles, and there is the ONE who loves. Those. even in complete self-denial, she still remembers her reality, which prevents her from completely merging into the Divine light. So, as before, we are dealing with TWO subjects, one of whom loves, and the other we love, etc. That is why the soul cannot turn into "oil" for the Divine light. Only commandments and good deeds, which, as will be explained below, are ONE with the Divine light, can become the oil for the Divine light that illuminates the Jew.

Further, Alter Rebbe explained that when a person teaches the Torah, his Divine soul and its two robes, through which she expresses herself - speech and physical action are included in the Infinite Divine light and are one with Him perfect unity.

But in order to attract the light and reflection of the Shekhinah also to the body, and to the animal soul, the vital soul clothed in his body in reality, a person must fulfill the commandments associated with the action that is directly performed by the body itself.

Although the fulfillment of the commandment comes from the Divine soul, Alter Rebbe draws our attention to the fact that the Divine soul itself does not have the ability to act on the body to produce a physical action similar to applying tefillin to the arm and head. But this is possible only thanks to the animal soul, which is a kind of intermediary between the soul of the Divine and the physical body, and with its help the body can be set in motion by the Divine soul.

Alter Rebbe also explained that the whole idea of ​​creating the world is that the Almighty desired that he have a dwelling in the lower worlds, in the lower creations. And, of course, in the lower, our physical world itself, where the multiplied and multiplied darkness dwells. The divine plan is to turn darkness into light, and to illuminate in it the Infinite Design of the Creator more than in the higher worlds.

Therefore, the ultimate goal is expressed precisely in physical actions, because it is from them that the dwelling of the Almighty is formed in the lower, in the animal soul and in the body, with their help all over the world - the endless light of His blessed will shine everywhere.

In the fifty-first chapter, which we are about to study, gives Alter Rebbe an additional explanation to the Zohar quotation on behalf of the Yanuki mentioned above. "The light burning above the head needs oil." This means that the light of Shekhinah needs "oil." Alter Rebbe draws our attention here to the fact that in any other place “oil” alludes to the category of Hochma, Wisdom. However, here, in the words "Yanuki", oil is good deeds, i.e. practical commandments that a person fulfills. What does the commandment have to do with the category of butter (shemen), alluding to the intellectual category of Hochma?

In order to answer this question, Alter Rebbe will explain the concept of being in the world of Shekhinah and, in conclusion, conclude that the practical commandments come from the category of Hochma. Therefore, it will become clear why the practical commandments are the “oil” that the fire of Shekhinah needs in order to hold onto the wick - the material body of a person.

וְהִנֵּה, לְתוֹסֶפֶת בֵּאוּר לְשׁוֹן הַיָּנּוּקָא דִּלְעֵיל,

And in order to explain in more detail the Slovoianuk cited above,

In chapter thirty-five it is explained that the light of the Divine presence, Shekhinah, who is above the Jew, needs "oil", whose function is performed by good deeds, practical commandments. But at first glance, this causes bewilderment about the relation of oil indicating
У записи 9 лайков,
2 репостов,
458 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Хаим Толочинский

Понравилось следующим людям