2 ава Послание о покаянии Глава 12 Вступление:...

2 ава

Послание о покаянии

Глава 12

Вступление:

В предыдущей главе Алтер Ребе объяснил, что указание для совершившего покаяние, «бааль тшува»: «мой грех всегда предо мной» не подразумевает, что необходимо всегда нести на себе знак позора и печали, поскольку это помешало бы человеку служить Всевышнему в радости. Однако человек должен помнить об этом грехе, не принимая близко к сердцу, но чтобы он был перед его глазами и помогал не возгордиться своими достижениями и не возноситься перед остальными людьми.

Также воспоминание о совершенном грехе может помочь человеку пребывать в радости в любых жизненных ситуациях: если его кто-нибудь обидит, оскорбит, либо будут постигать неудачи — все эти страдания будут даже радовать его, поскольку он будет понимать, что они возможно ниспосланы Свыше в качестве искупления за совершенный проступок.

В этой главе Алтер Ребе объяснит каким именно образом различные неприятности и несчастья, выпадающие на долю человека, принесут ему радость.

פֶּרֶק יב וְטַעַם הַשִּׂמְחָה בְּיִסּוּרֵי הַגּוּף,

А смысл радости при физических страданиях

Отчего человек должен радоваться если его тело страдает?

[Алтер Ребе хочет здесь показать, что преимущество страдания тела и души в этом мире разделяется на две категории: количественную по времени и качественную. Страдания тела (души), огонь этого мира (Геином, «адский огонь») один к шестидесяти, движение тени на земле (солнечная сфера), пядь (тысячи миль). Примечание Любавичского Ребе Шлита].

לְפִי שֶׁהִיא טוֹבָה גְּדוֹלָה וַעֲצוּמָה לַנֶּפֶשׁ הַחוֹטֵאת,

в том, что она — великое и мощное благо для грешной души,

[Употребление тут двух прилагательных «великое» и «мощное» («гдола» и «ацума») указывает на две категории: количественную и качественную в этом благе. Примечание Любавичского Ребе Шлита].

לְמָרְקָהּ בָּעוֹלָם הַזֶּה וּלְהַצִּילָהּ מֵהַמֵּרוּק בַּגֵּיהִנָּם

способное очистить ее в этом мире и избавить от очищения в аду

[Из сказанного «очистить в этом мире» мы понимаем, что очищаясь, она исходит из этого мира в том же статусе в каком пришла в него. Следовательно «избавить от очищения в Геином» — это еще одно понятие, еще один этап. Примечание Любавичского Ребе Шлита].

(בִּפְרָט בְּדוֹרוֹתֵינוּ אֵלֶּה, שֶׁאֵין בִּיכֹלֶת לְהִתְעַנּוֹת כְּפִי מִסְפַּר כָּל הַצּוֹמוֹת שֶׁבְּתִקּוּנֵי תְּשׁוּבָה מֵהָאֲרִ"י זַ"ל, הַצְּרִיכוֹת לְמֵרוּק הַנֶּפֶשׁ, לְהַצִּילָהּ מִמֵּרוּק בַּגֵּיהִנָּם).

(а особенно в эти поколения, когда нет возможности совершать количество постов, установленное раби Ицхаком Лурией, [Аразал], благословенна его память, для покаяния, чтобы очистить душу и избавить ее от очищения в аду).

[У людей первых поколений («дорот ришоним», поколения времен мудрецов Мишны и Талмуда, танаим и амораим) тела были сильными и здоровыми, множество постов не причинял им вреда и поэтому они были обязаны выполнять постановление обо всем этом количестве постов. Но тому, кому вредят многочисленные посты так, что он может заболеть или тяжко страдать от них, да сохранит Всевышний, — как в нашем поколении, когда люди слабы и множество постов может причинить людям вред — тому запрещается умножать посты].

וּכְמֹו שֶׁכָּתַב הָרַמְבַּ"ן זַ"ל בַּהַקְדָּמָה לְפֵרוּשׁ אִיּוֹב, שֶׁאֲפִלּוּ יִסּוּרִים שֶׁל אִיּוֹב שִׁיבְּעִים שָׁנָה אֵין לָהֶן עֵרֶךְ כְּלָל לְיִסּוּרֵי הַנֶּפֶשׁ שָׁעָה אַחַת בַּגֵּיהִנָּם,

Рамбан, благословенна его память, пишет в предисловии к своему комментарию к книге Ийова, что даже семьдесят лет страданий Ийова не могут идти ни в какое сравнение со страданиями души в аду в течение одного часа,

כִּי אֵשׁ אַחַת מִשִּׁשִּׁים וְכוּ'.

ведь «огонь — одна шестидесятая и т. д.».

Земной огонь — одна шестидесятая огня адского. Вавилонский Талмуд, трактат Брахот 57б.

אֶלָּא לְפִי שֶׁעוֹלָם הַזֶּה "חֶסֶד יִבָּנֶה",

Но так как этот мир «добротою строится»,

Теилим, 89:3. Поэтому —

וּבְיִסּוּרִין קַלִּין בָּעוֹלָם הַזֶּה נִצּוֹל מִדִּינִים קָשִׁים שֶׁל עוֹלָם הַבָּא,

небольшими страданиями в этом мире человек спасен от тяжких страданий в мире грядущем,

כִּמְשַׁל הִלּוּךְ וְהַעְתָּקַת הַצֵּל בָּאָרֶץ טֶפַח לְפִי הִלּוּךְ גַּלְגַּל הַשֶּׁמֶשׁ בָּרָקִיעַ אַלְפַּיִם מִילִין וְכוּ'.

что можно сравнить с незаметным ходом и передвижением тени на земле и движением сферы Солнца в небе, [продвигающегося в то же время на] тысячи миль, и т. д.

Когда солнце проходит в небесах тысячи миль, в то же самое время тень на земле сдвигается только на пядь. [Скорее всего это согласуется с мнением тех мудрецов, что утверждают: «сфера движется по замкнутой орбите («гальгаль хозер»), а созвездие («мазаль») неподвижно». Смотри Вавилонский Талмуд, трактат Псахим 94б и известные респонсы мудрецов на эту тему. Примечание Любавичского Ребе Шлита].

וְיָתֵר עַל כֵּן לְאֵין קֵץ הוּא בַּנִּמְשָׁל, בִּבְחִינַת הִשְׁתַּלְשְׁלוּת הָעוֹלָמוֹת מֵרוּם הַמַּעֲלוֹת עַד עוֹלָם הַזֶּה הַגַּשְׁמִי,

Еще более бесконечно велика эта разница в поступенном нисхождении миров от вершин ступеней до этого физического мира.

Это ведь бесконечно выше предыдущего сравнения. Действие, которое происходит в этом мире является следствием и отображением высочайшего духовного прообраза этого действия в верхних мирах. Значит сила влияния поступка в этом мире имеет огромное влияние в мирах духовных.

וְכַנּוֹדָע מִמַה שֶׁכָּתוּב בַּזֹּהַר הַקָּדֹושׁ, מֵעִנְיַן עֲלִיּוֹת עוֹלָמוֹת הָעֶלְיוֹנִים

И как известно из сказанного в священной книге «3oар» о вознесениях верхних миров

בְּאִתְעָרוּתָא דִּלְתַתַּא, בְּהַקְרָבַת עוֹף אֶחָד בֶּן יוֹנָה אוֹ תּוֹר עַל גַּבֵּי הַמִּזְבֵּחַ אוֹ קֹמֶץ מִנְחָה.

под влиянием пробуждения снизу во время принесения в жертву одной птицы, голубя или горлицы, на жертвеннике или щепотки приношения.

Благодаря духовной работе по принципу «пробуждение снизу» («иетрута де-ле-татаа»), когда первый шаг делается своими силами действиями в нижнем физическом мире, принесением в жертву нечто из области животного мира («одной птицы») или из растительного мира («щепотки муки») — Наверху, в духовности, в верхних мирах происходит вознесение («алият а-оламот»).

וְכֵן הוּא בְּכָל הַמִּצְוֹת מַעֲשִׂיּוֹת,

Так это и в отношении всех заповедей, выполняемых действием,

Заповеди, которые выполняются в этом мире с использованием материальных предметов: накидка цицит из материальной шерсти, тфилин, на материальном кожаном пергаменте и тому подобное. У этих физических действий в материальном мире большое влияние в духовных мирах,

כַּנּוֹדָע מֵהָאֲרִי זַ"ל.

как известно из слов раби Ицхака Лурии, [Аризал], благословенна его память.

וְזֶהוּ שֶׁאָמְרוּ רַבֹּותֵינוּ זִכְרֹונָם לִבְרָכָה עַל פָּסוּק: "וְהִתְקַדַּשְׁתֶּם וִהְיִיתֶם קְדוֹשִׁים"

И об этом сказали наши мудрецы, комментируя стих: «Освящайтесь же и будьте святы» —

Ваикра, 20:7.

אָדָם מְקַדֵּשׁ עַצְמוֹ מְעַט מִלְּמַטָּה, מְקַדְּשִׁין אוֹתוֹ הַרְבֵּה מִלְּמַעְלָה וְכוּ',

когда человек освящает себя в небольшой мере, снизу — сверху его освящают в мере великой и т. д.

Вавилонский Талмуд, трактат Йома, 39а. Небольшое действие человека внизу, которое, выделяет его и окружающей среды и связывает с еврейством, с Б-гом, вызывает нисхождение к нему величайшего света Свыше.

[Так же и здесь Алтер Ребе продолжает показывать двойную характеристику: «в небольшой мере» («меат») — это количественный показатель. «Снизу» («ми-лемата») — качественный. Примечание Любавичского Ребе Шлита].

(וּכְמֹו שֶׁנִּתְבָּאֵר לְעֵיל בְּעִנְיַן "אֲשֶׁר קִדְּשָׁנוּ בְּמִצְוֹתָיו וְכוּ', בְּחִינַת " סוֹבֵב כָּל עַלְמִין", וְכוּ').

(И как написано выше о смысле слов благословения «Освятивший нас Своими заповедями и т. д.» — [имеется в виду влияние] категории «окружающий все миры» и т. д.)

Об этом написано выше в десятой главе этого послания и в сорок шестой главе перовой части.

Перед исполнением заповедей произносят благословение «Благословен Всевышний, который освятил нас своими заповедями и повелел и т.д.» («Барух ата.... ашер кидешану бе-мицвотав ве-цивану...»). Слово «кидешану» («освятил нас») от слова кдуша — «святость», но также «отделенность», Всевышний отделен от миров, Он выше миров. И это — категория «окружающий все миры», категория «совев коль альмин», равноудален от миров. Эта категория не способна войти внутрь миров, опуститься до их восприятия, но оказывает на них влияние извне.

Таким образом посредством заповеди, материального действия в нижнем мире, еврей привлекает к себе категорию «Кдуша» не только с уровня самых верхних миров, но со ступени, которая выше всех миров.

וְכָכָה מַמָּשׁ הוּא בְּעִנְיַן שָׂכָר וָעֹנֶשׁ

Совершенно так же и в отношении вознаграждения и наказания,

Награда за заповеди бесконечно выше затрат на исполнение этой заповеди внизу в этом мире. Так же и наказание: страдания, которые человек заслужил тут внизу в материальном мире, даны ему вместо тяжелейшего наказания, которое он бы получил в мире будущем.

כְּמַאֲמַר רַבֹּותֵינוּ זִכְרֹונָם לִבְרָכָה: "שְׂכַר מִצְוָה מִצְוָה וְכוּ'",

как сказали наши мудрецы: «Заповедь сама себе служит вознаграждением и т. д.»

Мишна Пиркей Авот, 4:2. Бен Азай говорил: «... и плата за [исполнение] заповеди – [сама возможность исполнения этой] заповеди («схар мицва — мицва»), а расплата за проступок – [в самом факте совершения этого] проступка».

Таким образом, поскольку мы сказали, что силой исполнения заповеди в мир привлекается свет, который совершенно выше миров и он является «заслугой за заповедь» («схар мицва»), то разумеется из этого следует, что награда за заповедь в верхних мирах бесконечно выше того действия, которое потребовалось для исполнения заповеди тут внизу в материальном мире.

Истинным вознаграждением праведников в раю являются не только плоды их постижения Торы и служения Всевышнему, действительное их вознаграждение — явное раскрытие в будущем мире самих заповедей, которые они исполняли на земле. И понятно, что результат заповеди, который тогда станет явным, несравненно больше, чем то действие, которым она была исполнена. И еще: удовольствие при исполнении заповеди — это также особая заповедь, и за нее есть особое вознаграждение, кроме вознаграждения за само исполнение. По
2 av

Message of repentance

Chapter 12

Introduction:

In the previous chapter, Alter Rebbe explained that the instruction for the repentant, “baal tshuva”: “my sin is always before me” does not imply that it is always necessary to bear the sign of shame and sadness, as this would prevent a person from serving the Almighty in joy. However, a person should remember this sin, not taking it to heart, but that he should be in front of his eyes and help not to be proud of his achievements and not to ascend to other people.

Also, the recollection of a perfect sin can help a person to be joyful in any life situations: if someone offends, insults, or fails, all these sufferings will even please him, because he will understand that they may be sent from Above as atonement for misconduct.

In this chapter, Alter Rebbe will explain in what way the various troubles and misfortunes that fall to the lot of a person will bring him joy.

פֶּרֶק יב וְטַעַם הַשִּׂמְחָה בְּיִסּוּרֵי הַגּוּף,

And the meaning of joy in physical suffering

Why should a person rejoice if his body suffers?

[Alter Rebbe wants to show here that the advantage of suffering body and soul in this world is divided into two categories: quantitative in time and qualitative. The sufferings of the body (soul), the fire of this world (Geinom, “hellfire”) is one to sixty, the movement of the shadow on the earth (solar sphere), a span (thousands of miles). Note of the Lubavitcher Rebbe Schlit].

לְפִי שֶׁהִיא טוֹבָה גְּדוֹלָה וַעֲצוּמָה לַנֶּפֶשׁ הַחוֹטֵאת,

that she is a great and powerful blessing for a sinful soul,

[The use of the two adjectives “great” and “powerful” (“gdola” and “atsuma” here) indicates two categories: quantitative and qualitative in this good. Note of the Lubavitcher Rebbe Schlit].

לְמָרְקָהּ בָּעוֹלָם הַזֶּה וּלְהַצִּילָהּ מֵהַמֵּרוּק בַּגֵּיהִנָּם

able to cleanse her in this world and save her from purification in hell

[From the words “to cleanse in this world”, we understand that, being cleansed, it comes from this world in the same status in which it came into it. Therefore, “to get rid of purification in Gein” is another concept, another stage. Note of the Lubavitcher Rebbe Schlit].

.

(and especially in these generations, when it is not possible to perform the number of posts established by Rabbi Yitzhak Luria, [Arazal], his memory is blessed, for repentance, to cleanse the soul and save it from cleansing in hell).

[The people of the first generations (“rishonim dear”, generations of the sages Mishna and Talmud, tanaim and amoraim) had strong and healthy bodies, many posts did not harm them, and therefore they were obliged to comply with the decree on all this number of posts. But the one who is harmed by numerous posts in such a way that he may fall ill or suffer severely from them, may the Almighty preserve, as in our generation, when people are weak and many posts can harm people, it is forbidden to multiply posts].

וּכְמֹו שֶׁכָּתַב הָרַמְבַּ"ן זַ"ל בַּהַקְדָּמָה לְפֵרוּשׁ אִיּוֹב, שֶׁאֲפִלּוּ יִסּוּרִים שֶׁל אִיּוֹב שִׁיבְּעִים שָׁנָה אֵין לָהֶן עֵרֶךְֶךְיַנֶּפֶשׁוַנֶּפֶשׁ

Ramban, blessed by his memory, writes in the preface to his commentary on the book of Iyov that even seventy years of suffering of Iyov cannot be compared with the suffering of the soul in hell for one hour,

כִּי אֵשׁ אַחַת מִשִּׁשִּׁים וְכוּ '.

for “fire is one sixtieth, etc.”

Earth fire - one sixtieth of the fire of hell. Babylonian Talmud, treatise Brahot 57b.

אֶלָּא לְפִי שֶׁעוֹלָם הַזֶּה "חֶסֶד יִבָּנֶה",

But since this world is “built with kindness,”

Teilim, 89: 3. Therefore -

וּבְיִסּוּרִין קַלִּין בָּעוֹלָם הַזֶּה נִצּוֹל מִדִּינִים קָשִׁים שֶׁל עוֹלָם הַבָּא,

with a little suffering in this world, a person is saved from severe suffering in the world to come,

כִּמְשַׁל הִלּוּךְ וְהַעְתָּקַת הַצֵּל בָּאָרֶץ טֶפַח לְפִי הִלּוּךְ גַּלְגַּל הַשֶּׁמֶשׁ בָּרָקִיעַ אַלְפַּיִם מִילִין וְכוּ '.

which can be compared with the inconspicuous movement and movement of the shadow on the earth and the movement of the sphere of the Sun in the sky [moving at the same time] thousands of miles, etc.

When the sun travels thousands of miles in the sky, at the same time, the shadow on the earth shifts only a inch. [Most likely, this is consistent with the opinion of those sages who claim: "the sphere moves in a closed orbit (" galgal hoser "), and the constellation (" mazal ") is motionless." See the Babylonian Talmud, the treatise Psahim 94b and the well-known responses of the sages on this subject. Note of the Lubavitcher Rebbe Schlit].

וְיָתֵר עַל כֵּן לְאֵין קֵץ הוּא בַּנִּמְשָׁל, בִּבְחִינַת הִשְׁתַּלְשְׁלוּת הָעוֹלָמוֹת מֵרוּם הַמַּעֲלוֹת עַד עוֹלָם הַזֶּה הַגַּשְׁמִי,

Even more infinitely great is the difference in the received descent of the worlds from the tops of the steps to this physical world.

This is infinitely higher than the previous comparison. Action that
У записи 5 лайков,
1 репостов,
500 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Хаим Толочинский

Понравилось следующим людям