Сегодня 5 Ава день ухода из жизни великого АРИЗАЛЯ.
Нужно зажечь свечу и помолиться о своих нуждах и за весь еврейский народ.
Раби Ицхак бар Шломо Лурия Ашкенази (Ари Акадош; Аризаль; 5294—5332 /1534—1572/ гг.) — величайший праведник, чудотворец и знаток сокровенных разделов Торы.
Согласно традиции кабалистов, он был воплощением души искусного мастера Бецалеля бен Ури, создавшего в Синайской пустыне Ковчег Завета, Мишкан и его сосуды (Седер адорот).
Родился в Иерусалиме. Его отец, р. Шломо Лурия Ашкенази был потомком выходцев из Германии (на это указывает и его фамильное прозвище «Ашкенази») — на Святую Землю он прибыл из литовского города Бриска (Бреста); его родственником был р. Шломо Лурия (Мааршаль) — один из духовных лидеров евреев Польши. Мать Аризаля происходила из семьи беженцев из Испании.
Дом, в котором Аризаль провел свое детство, и сегодня располагается в Еврейском квартале Старого города (ул. Ор ахаим, дом 6).
В 5302 /1542/ году, в возрасте восьми лет, потерял отца; мать перевезла его в Каир, где ее брат-богач, р. Мордехай Френсис, управлял городской таможней. Ицхак воспитывался в доме дяди, а, достигнув возраста пятнадцати лет, женился на его дочери.
В 5308 /1548/ году приступил к занятиям в каирской ешиве; он учился под руководством главного раввина Каира р. Давида Ибн Зимры (Радваз). В 5312 /1552/ году, когда Радваз «поднялся» в Землю Израиля, Ицхак стал учеником нового раввина Каира р. Бецалеля Ашкенази, автора книги Шита мекубецет (Сводная концепция).
Последние шесть лет из двадцати восьми, проведенных в Египте, р. Ицхак посвятил изучению основополагающего кабалистического труда — книги Зоар (Сияние). В этот период он вел жизнь отшельника на пустынном островке, посередине Нила, — в особой святости и духовной чистоте.
В 5330 /1570/ году небесный посланник — пророк Элияу, который обучал его тайнам Торы, повелел ему отправиться в г. Цфат, чтобы передать свои знания ученику по имени р. Хаим Виталь.
В Цфате р. Ицхак Лурия вступил в кружок кабалистов, который возглавлял знаменитый мудрец р. Моше Кордоверо, автор книг Пардес римоним и Томер Двора.
После смерти р. Кордоверо, последовавшей на исходе 5330 /1570/ года, р. Ицхак сменил его во главе кружка. Занятия проходили в ашкеназской синагоге Цфата или просто в окружающих город рощах и виноградниках; среди учеников р. Ицхака были выдающиеся кабалисты и знатоки Торы, значительно превосходившие его возрастом: автор книги Решит хохма р. Элияу Ди Видас, автор Сефер харедим р. Элазар Азкари и даже восьмидесятидвухлетний р. Йосеф Каро, составитель кодекса Шульхан арух.
Р. Йосеф Каро утверждал, что в теле наставника кабалы, прибывшего из Египта, «живет душа одного из пророков — ведь даже мудрецы Мишны не обладали теми познаниями, которыми он владеет». Двух великих мудрецов, столь разных по возрасту, связала тесная дружба, а затем и родственная близость: сын р. Йосефа Каро женился на дочери р. Ицхака.
Только одному из учеников р. Ицхака, двадцативосьмилетнему р. Хаиму Виталю, было разрешено записывать услышанное на уроках, поскольку лишь его восприятие было, по оценке наставника, достаточно адекватным. Именно этому ученику р. Ицхак Лурия сумел передать значительную часть своего уникального духовного опыта и свои познания в практической кабале. Их совместные занятия продолжались год и девять месяцев: на основе сделанных тогда записей р. Хаим Виталь написал впоследствии свои трактаты Шмона шеарим (Восемь врат) и Эц ахаим (Древо жизни), ставшие, наряду с Зоаром, основополагающими книгами кабалы.
В предисловии к книге Эц ахаим р. Хаим Виталь рассказывал, что его наставник «был полон Торой до краев, подобно гранату, заполненному зернышками: …ему были открыты тайны устройства мироздания и Б-жественного управления Вселенной». Подобно пророку, он обладал широким спектром сверхчувственных восприятий: «ему были известны все деяния людей и в прошлом, и в будущем; он мог читать мысли людей прежде, чем они воплощались; он знал все, что происходит в данный момент в любой точке земного шара; …он был сведущ в перипетиях реинкарнации и знал, какая душа впервые явилась в мир, а какая уже побывала в нем в других воплощениях». «Все эти поражающие разум явления, я видел своими глазами», — свидетельствовал р. Хаим Виталь.
По его словам, такого высочайшего духовного уровня р. Ицхак Лурия достиг самоотверженной духовной работой, так как «очень много трудился над постижением кабалистической мудрости — и не перечесть ночей, которых он не спал, изучая какой-либо фрагмент из святого Зоара; иногда все шесть будничных ночей он проводил, стремясь постичь смысл одного единственного отрывка». Вместе с тем, «он был феноменальным знатоком открытой части Торы: Танаха, Мишны, Талмуда, мидрашей, а также выдающимся аналитиком».
Ученикам казалось, что на Землю Израиля возвратилось благословенное время древних мудрецов и пророков: в подтверждение сходства эпох р. Ицхак Лурия предпочитал разговаривать и преподавать на святом языке, иврите, — и особенно в святой день Шабата, и лишь тем, кто не понимал, он давал пояснения на ладино, языке испанских изгнанников.
Ученики называли своего наставника «Ари» — аббревиатура слов «Элоки раби Ицхак» (Б-жественный раби Ицхак). После смерти наставника к имени Ари было прибавлено окончание «заль» — зихроно ливраха (пусть память о нем будет благословенна).
Правда, некоторые исследователи считают, что основа этого имени родилась из другой аббревиатуры: «Амар раби Ицхак» (Сказал раби Ицхак) — такими словами, как правило, р. Хаим Виталь начинает цитирование слов Аризаля в своих книгах.
Раби Ицхак Лурия скончался в дни эпидемии, пятого ава 5332 /1572/ года, — ему было лишь тридцать восемь лет. Он погребен на старинном кладбище Цфата рядом с могилой р. Моше Кордоверо; а три года спустя рядом с ними был погребен и р. Йосеф Каро — «золотой век» Цфата закончился.
Многие из великих мудрецов Цфата полагали, что Аризаль был «потенциальным Машиахом», открывшим в еврейской истории новую эпоху, когда «небесные хранилища мудрости распахнулись». Один из его наиболее выдающихся учеников р. Шмуэль Ди Озейда писал, что Аризаль являлся «Машиахом, избранным Б-гом», но грехи поколения не дали ему проявить себя.
Сформулированные Аризалем идеи легли в основу всего дальнейшего развития кабалы. Особое значение придается его изложению концепции цимцума (сжатия бесконечного Б-жественного света, которое предшествовало собственно Творению) и концепции швират акелим (разбиения «сосудов»), имеющей отношение к начальной стадии Творения.
Многочисленны обычаи и нововведения, внесенные Аризалем в повседневную жизнь общины и литургию. Так, например, широко известен восходящий к Аризалю обычай, согласно которому мальчиков не стригут до трехлетнего возраста, а затем совершают этот обряд в Мероне, у могилы составителя книги Зоар раби Шимона бар Йохая (Рашби).
Аризалем создано несколько субботних гимнов — наиболее популярны из них Азамер бишвахин (Воспою хвалу) и Йом зе леИсраэль (Этот день для Израиля), исполняемые в первую, вечернюю, трапезу, и Асадер лисеудата (Приступлю я к трапезе), исполняемый днем.
Нужно зажечь свечу и помолиться о своих нуждах и за весь еврейский народ.
Раби Ицхак бар Шломо Лурия Ашкенази (Ари Акадош; Аризаль; 5294—5332 /1534—1572/ гг.) — величайший праведник, чудотворец и знаток сокровенных разделов Торы.
Согласно традиции кабалистов, он был воплощением души искусного мастера Бецалеля бен Ури, создавшего в Синайской пустыне Ковчег Завета, Мишкан и его сосуды (Седер адорот).
Родился в Иерусалиме. Его отец, р. Шломо Лурия Ашкенази был потомком выходцев из Германии (на это указывает и его фамильное прозвище «Ашкенази») — на Святую Землю он прибыл из литовского города Бриска (Бреста); его родственником был р. Шломо Лурия (Мааршаль) — один из духовных лидеров евреев Польши. Мать Аризаля происходила из семьи беженцев из Испании.
Дом, в котором Аризаль провел свое детство, и сегодня располагается в Еврейском квартале Старого города (ул. Ор ахаим, дом 6).
В 5302 /1542/ году, в возрасте восьми лет, потерял отца; мать перевезла его в Каир, где ее брат-богач, р. Мордехай Френсис, управлял городской таможней. Ицхак воспитывался в доме дяди, а, достигнув возраста пятнадцати лет, женился на его дочери.
В 5308 /1548/ году приступил к занятиям в каирской ешиве; он учился под руководством главного раввина Каира р. Давида Ибн Зимры (Радваз). В 5312 /1552/ году, когда Радваз «поднялся» в Землю Израиля, Ицхак стал учеником нового раввина Каира р. Бецалеля Ашкенази, автора книги Шита мекубецет (Сводная концепция).
Последние шесть лет из двадцати восьми, проведенных в Египте, р. Ицхак посвятил изучению основополагающего кабалистического труда — книги Зоар (Сияние). В этот период он вел жизнь отшельника на пустынном островке, посередине Нила, — в особой святости и духовной чистоте.
В 5330 /1570/ году небесный посланник — пророк Элияу, который обучал его тайнам Торы, повелел ему отправиться в г. Цфат, чтобы передать свои знания ученику по имени р. Хаим Виталь.
В Цфате р. Ицхак Лурия вступил в кружок кабалистов, который возглавлял знаменитый мудрец р. Моше Кордоверо, автор книг Пардес римоним и Томер Двора.
После смерти р. Кордоверо, последовавшей на исходе 5330 /1570/ года, р. Ицхак сменил его во главе кружка. Занятия проходили в ашкеназской синагоге Цфата или просто в окружающих город рощах и виноградниках; среди учеников р. Ицхака были выдающиеся кабалисты и знатоки Торы, значительно превосходившие его возрастом: автор книги Решит хохма р. Элияу Ди Видас, автор Сефер харедим р. Элазар Азкари и даже восьмидесятидвухлетний р. Йосеф Каро, составитель кодекса Шульхан арух.
Р. Йосеф Каро утверждал, что в теле наставника кабалы, прибывшего из Египта, «живет душа одного из пророков — ведь даже мудрецы Мишны не обладали теми познаниями, которыми он владеет». Двух великих мудрецов, столь разных по возрасту, связала тесная дружба, а затем и родственная близость: сын р. Йосефа Каро женился на дочери р. Ицхака.
Только одному из учеников р. Ицхака, двадцативосьмилетнему р. Хаиму Виталю, было разрешено записывать услышанное на уроках, поскольку лишь его восприятие было, по оценке наставника, достаточно адекватным. Именно этому ученику р. Ицхак Лурия сумел передать значительную часть своего уникального духовного опыта и свои познания в практической кабале. Их совместные занятия продолжались год и девять месяцев: на основе сделанных тогда записей р. Хаим Виталь написал впоследствии свои трактаты Шмона шеарим (Восемь врат) и Эц ахаим (Древо жизни), ставшие, наряду с Зоаром, основополагающими книгами кабалы.
В предисловии к книге Эц ахаим р. Хаим Виталь рассказывал, что его наставник «был полон Торой до краев, подобно гранату, заполненному зернышками: …ему были открыты тайны устройства мироздания и Б-жественного управления Вселенной». Подобно пророку, он обладал широким спектром сверхчувственных восприятий: «ему были известны все деяния людей и в прошлом, и в будущем; он мог читать мысли людей прежде, чем они воплощались; он знал все, что происходит в данный момент в любой точке земного шара; …он был сведущ в перипетиях реинкарнации и знал, какая душа впервые явилась в мир, а какая уже побывала в нем в других воплощениях». «Все эти поражающие разум явления, я видел своими глазами», — свидетельствовал р. Хаим Виталь.
По его словам, такого высочайшего духовного уровня р. Ицхак Лурия достиг самоотверженной духовной работой, так как «очень много трудился над постижением кабалистической мудрости — и не перечесть ночей, которых он не спал, изучая какой-либо фрагмент из святого Зоара; иногда все шесть будничных ночей он проводил, стремясь постичь смысл одного единственного отрывка». Вместе с тем, «он был феноменальным знатоком открытой части Торы: Танаха, Мишны, Талмуда, мидрашей, а также выдающимся аналитиком».
Ученикам казалось, что на Землю Израиля возвратилось благословенное время древних мудрецов и пророков: в подтверждение сходства эпох р. Ицхак Лурия предпочитал разговаривать и преподавать на святом языке, иврите, — и особенно в святой день Шабата, и лишь тем, кто не понимал, он давал пояснения на ладино, языке испанских изгнанников.
Ученики называли своего наставника «Ари» — аббревиатура слов «Элоки раби Ицхак» (Б-жественный раби Ицхак). После смерти наставника к имени Ари было прибавлено окончание «заль» — зихроно ливраха (пусть память о нем будет благословенна).
Правда, некоторые исследователи считают, что основа этого имени родилась из другой аббревиатуры: «Амар раби Ицхак» (Сказал раби Ицхак) — такими словами, как правило, р. Хаим Виталь начинает цитирование слов Аризаля в своих книгах.
Раби Ицхак Лурия скончался в дни эпидемии, пятого ава 5332 /1572/ года, — ему было лишь тридцать восемь лет. Он погребен на старинном кладбище Цфата рядом с могилой р. Моше Кордоверо; а три года спустя рядом с ними был погребен и р. Йосеф Каро — «золотой век» Цфата закончился.
Многие из великих мудрецов Цфата полагали, что Аризаль был «потенциальным Машиахом», открывшим в еврейской истории новую эпоху, когда «небесные хранилища мудрости распахнулись». Один из его наиболее выдающихся учеников р. Шмуэль Ди Озейда писал, что Аризаль являлся «Машиахом, избранным Б-гом», но грехи поколения не дали ему проявить себя.
Сформулированные Аризалем идеи легли в основу всего дальнейшего развития кабалы. Особое значение придается его изложению концепции цимцума (сжатия бесконечного Б-жественного света, которое предшествовало собственно Творению) и концепции швират акелим (разбиения «сосудов»), имеющей отношение к начальной стадии Творения.
Многочисленны обычаи и нововведения, внесенные Аризалем в повседневную жизнь общины и литургию. Так, например, широко известен восходящий к Аризалю обычай, согласно которому мальчиков не стригут до трехлетнего возраста, а затем совершают этот обряд в Мероне, у могилы составителя книги Зоар раби Шимона бар Йохая (Рашби).
Аризалем создано несколько субботних гимнов — наиболее популярны из них Азамер бишвахин (Воспою хвалу) и Йом зе леИсраэль (Этот день для Израиля), исполняемые в первую, вечернюю, трапезу, и Асадер лисеудата (Приступлю я к трапезе), исполняемый днем.
Today is 5 Ava day of the passing away of the great ARIZAL.
You need to light a candle and pray for your needs for the entire Jewish people.
Rabi Yitzchak bar Shlomo Luria Ashkenazi (Ari Akadosh; Arizal; 5294-5332 / 1534-1572 /) is the greatest righteous man, miracle worker and expert on the sacred sections of the Torah.
According to the tradition of Kabbalists, he was the embodiment of the soul of the skilled craftsman Betzalel bin Uri, who created the Ark of the Testament in the Sinai desert, the Mishkan and its vessels (Seder adorot).
Born in Jerusalem. His father, p. Shlomo Luria Ashkenazi was a descendant of immigrants from Germany (this is also indicated by his family nickname “Ashkenazi”) - he came to the Holy Land from the Lithuanian city of Brisk (Brest); his relative was p. Shlomo Luria (Maarshal) - one of the spiritual leaders of the Jews of Poland. Arizal’s mother came from a family of refugees from Spain.
The house in which Arizal spent his childhood, and today is located in the Jewish quarter of the Old City (6 Arahayim St.).
In 5302/1542 / year, at the age of eight, he lost his father; his mother transported him to Cairo, where her rich brother, p. Mordechai Francis ran the city customs. Yitzhak was brought up in his uncle's house, and, having reached the age of fifteen, married his daughter.
In 5308/1548 / year he began to study in the Cairo yeshiva; he studied under the leadership of the chief rabbi of Cairo r. David Ibn Zimra (Radwaz). In 5312/1552 /, when Radvaz "ascended" to the Land of Israel, Yitzhak became a student of the new rabbi of Cairo r. Bezalel Ashkenazi, author of the book Shita Mekubetset (Consolidated concept).
The last six years of the twenty-eight spent in Egypt, p. Yitzhak devoted to the study of the fundamental cabalistic work - the book of the Zohar (Radiance). During this period he led the life of a hermit on a deserted islet, in the middle of the Nile, in special holiness and spiritual purity.
In 5330/1570 / year, the heavenly messenger - the prophet Eliyahu, who taught him the secrets of the Torah, ordered him to go to Safed to transfer his knowledge to a student named r. Chaim Vital.
In Safed r. Yitzhak Luria joined the circle of cabalists, which was headed by the famous sage r. Moshe Cordovero, author of Pardes Rimonim and Tomer Dvora.
After the death of the river. Cordovero, which followed at the end of 5330/1570 / year, p. Yitzhak succeeded him at the head of the circle. Classes were held in the Ashkenazi synagogue of Safed or simply in the groves and vineyards surrounding the city; among students of the river. Yitzhak was an outstanding Kabbalist and expert on the Torah who greatly exceeded his age: the author of the book Reshit Hochma p. Eliyahu Di Vidas, author of Sefer Haredim p. Elazar Azkari and even eighty-two years old. Yosef Karo, Compiler of the Code Shulchan Aruch.
R. Yosef Karo argued that in the body of the bondage mentor, who came from Egypt, "the soul of one of the prophets lives - because even the sages of the Mishnah did not possess the knowledge that he possesses." Two great sages, so different in age, were connected by close friendship, and then kinship: son of the river. Yosef Caro married his daughter r. Isaac.
Only one of the students of the river. Yitzhak, twenty-eight years old. Khaim Vital was allowed to record what he heard in the lessons, since only his perception was, according to the mentor, quite adequate. It is to this student of the river. Yitzhak Luria managed to convey a significant part of his unique spiritual experience and his knowledge in practical bondage. Their joint studies lasted a year and nine months: on the basis of records made then of p. Chaim Vital subsequently wrote his treatises of Shmona Shearim (Eight Gates) and Etz Achaim (The Tree of Life), which became, along with the Zohar, the fundamental books of bondage.
In the preface to the book of Etz hachim r. Chaim Vital said that his mentor “was full of Torah to the brim, like a grenade filled with grains: ... the secrets of the universe and Divine control of the Universe were revealed to him”. Like a prophet, he possessed a wide range of supersensible perceptions: “he knew all the deeds of people in the past and in the future; he could read people's minds before they were embodied; he knew everything that was happening at the given moment anywhere in the world; ... he was well-versed in the ups and downs of reincarnation and knew which soul first appeared in the world, and which already had been in it in other incarnations. ” “All these mind-blowing phenomena, I saw with my own eyes,” testified p. Chaim Vital.
According to him, such a high spiritual level p. Yitzhak Luria achieved selfless spiritual work, since “he worked very hard to comprehend Kabbalistic wisdom — and not to count the nights that he did not sleep, studying any passage from the Holy Zohar; sometimes he spent all six working nights trying to understand the meaning of one single passage. ” At the same time, “he was a phenomenal expert on the open part of the Torah: Tanakh, Mishnah, Talmud, midrash, and also an outstanding analyst.”
It seemed to the disciples that the blessed time of the ancient sages and prophets returned to the Land of Israel: in confirmation of the similarity of the eras of the river. Yitzhak Luria preferred to speak and teach in the holy language, Hebrew, and especially on the holy day of Shabbat, and only to those who did not
You need to light a candle and pray for your needs for the entire Jewish people.
Rabi Yitzchak bar Shlomo Luria Ashkenazi (Ari Akadosh; Arizal; 5294-5332 / 1534-1572 /) is the greatest righteous man, miracle worker and expert on the sacred sections of the Torah.
According to the tradition of Kabbalists, he was the embodiment of the soul of the skilled craftsman Betzalel bin Uri, who created the Ark of the Testament in the Sinai desert, the Mishkan and its vessels (Seder adorot).
Born in Jerusalem. His father, p. Shlomo Luria Ashkenazi was a descendant of immigrants from Germany (this is also indicated by his family nickname “Ashkenazi”) - he came to the Holy Land from the Lithuanian city of Brisk (Brest); his relative was p. Shlomo Luria (Maarshal) - one of the spiritual leaders of the Jews of Poland. Arizal’s mother came from a family of refugees from Spain.
The house in which Arizal spent his childhood, and today is located in the Jewish quarter of the Old City (6 Arahayim St.).
In 5302/1542 / year, at the age of eight, he lost his father; his mother transported him to Cairo, where her rich brother, p. Mordechai Francis ran the city customs. Yitzhak was brought up in his uncle's house, and, having reached the age of fifteen, married his daughter.
In 5308/1548 / year he began to study in the Cairo yeshiva; he studied under the leadership of the chief rabbi of Cairo r. David Ibn Zimra (Radwaz). In 5312/1552 /, when Radvaz "ascended" to the Land of Israel, Yitzhak became a student of the new rabbi of Cairo r. Bezalel Ashkenazi, author of the book Shita Mekubetset (Consolidated concept).
The last six years of the twenty-eight spent in Egypt, p. Yitzhak devoted to the study of the fundamental cabalistic work - the book of the Zohar (Radiance). During this period he led the life of a hermit on a deserted islet, in the middle of the Nile, in special holiness and spiritual purity.
In 5330/1570 / year, the heavenly messenger - the prophet Eliyahu, who taught him the secrets of the Torah, ordered him to go to Safed to transfer his knowledge to a student named r. Chaim Vital.
In Safed r. Yitzhak Luria joined the circle of cabalists, which was headed by the famous sage r. Moshe Cordovero, author of Pardes Rimonim and Tomer Dvora.
After the death of the river. Cordovero, which followed at the end of 5330/1570 / year, p. Yitzhak succeeded him at the head of the circle. Classes were held in the Ashkenazi synagogue of Safed or simply in the groves and vineyards surrounding the city; among students of the river. Yitzhak was an outstanding Kabbalist and expert on the Torah who greatly exceeded his age: the author of the book Reshit Hochma p. Eliyahu Di Vidas, author of Sefer Haredim p. Elazar Azkari and even eighty-two years old. Yosef Karo, Compiler of the Code Shulchan Aruch.
R. Yosef Karo argued that in the body of the bondage mentor, who came from Egypt, "the soul of one of the prophets lives - because even the sages of the Mishnah did not possess the knowledge that he possesses." Two great sages, so different in age, were connected by close friendship, and then kinship: son of the river. Yosef Caro married his daughter r. Isaac.
Only one of the students of the river. Yitzhak, twenty-eight years old. Khaim Vital was allowed to record what he heard in the lessons, since only his perception was, according to the mentor, quite adequate. It is to this student of the river. Yitzhak Luria managed to convey a significant part of his unique spiritual experience and his knowledge in practical bondage. Their joint studies lasted a year and nine months: on the basis of records made then of p. Chaim Vital subsequently wrote his treatises of Shmona Shearim (Eight Gates) and Etz Achaim (The Tree of Life), which became, along with the Zohar, the fundamental books of bondage.
In the preface to the book of Etz hachim r. Chaim Vital said that his mentor “was full of Torah to the brim, like a grenade filled with grains: ... the secrets of the universe and Divine control of the Universe were revealed to him”. Like a prophet, he possessed a wide range of supersensible perceptions: “he knew all the deeds of people in the past and in the future; he could read people's minds before they were embodied; he knew everything that was happening at the given moment anywhere in the world; ... he was well-versed in the ups and downs of reincarnation and knew which soul first appeared in the world, and which already had been in it in other incarnations. ” “All these mind-blowing phenomena, I saw with my own eyes,” testified p. Chaim Vital.
According to him, such a high spiritual level p. Yitzhak Luria achieved selfless spiritual work, since “he worked very hard to comprehend Kabbalistic wisdom — and not to count the nights that he did not sleep, studying any passage from the Holy Zohar; sometimes he spent all six working nights trying to understand the meaning of one single passage. ” At the same time, “he was a phenomenal expert on the open part of the Torah: Tanakh, Mishnah, Talmud, midrash, and also an outstanding analyst.”
It seemed to the disciples that the blessed time of the ancient sages and prophets returned to the Land of Israel: in confirmation of the similarity of the eras of the river. Yitzhak Luria preferred to speak and teach in the holy language, Hebrew, and especially on the holy day of Shabbat, and only to those who did not
У записи 8 лайков,
0 репостов,
446 просмотров.
0 репостов,
446 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Хаим Толочинский