Тания 10 ава
Святое послание
Глава 4
וּמַה שֶּׁאֵין כָּל אָדָם זוֹכֶה לְמַדְרֵגָה זוֹ, לַעֲבוֹדָה שֶׁבַּלֵּב מֵעָמְקָא דְּלִבָּא בִּבְחִינַת פְּנִימִיּוּת,
Почему же не каждый человек удостаивается подъема на тот духовный уровень, когда служение Всевышнему выражается в возникающем в самой глубине сердца иррациональном стремлении к Нему?
Ведь эта любовь и это духовное служение в сердце появляются в силу Б-жественной искры внутри души, которая присутствует в душе каждого еврея, почему же не каждый достигает этой возвышенной ступени и такого уровня духовного служения?
הַיְנוּ לְפִי שֶׁבְּחִינָה זוֹ הִיא אֶצְלוֹ בִּבְחִינַת גָּלוּת וְשִׁבְיָה,
Потому что стремление это у многих людей либо подавлено [находится в категории «галут», духовного изгнания], либо — в плену,
То есть контролируется дурным началом «йецер а-ра».
וְהִיא בְּחִינַת גָּלוּת הַשְּׁכִינָה מַמָּשׁ,
Ибо Шхина находится в изгнании совершенно реально [категория «галут а-шхина»]
Внутри души еврея. Шхина — присутствие Всевышнего в среде еврейского народа — не проявляется явно, ибо Творец в определенном смысле находится в изгнании вместе с Израилем.
А что такое Шхина?
כִּי הִיא הִיא בְּחִינַת נִיצוֹץ אֱלֹהוּת שֶׁבְּנַפְשׁוֹ הָאֱלֹהִית.
Та самая искра [«ницоц»] Всевышнего, которая является сутью Б-жественной души.
Когда эта категория «ницоц» души находится в изгнании, то это есть — изгнание Шхины, «галут а-шхина». Когда же Б-жественная искра находится в изгнании, то она не способна вызвать в душе духовное служение любовью к Б-гу, чтобы она исходила из самых сокровенных глубин сердца.
וְסִבַּת הַגָּלוּת, הוּא מַאֲמָר רַבֹּותֵינוּ זִכְרֹונָם לִבְרָכָה: "גָּלוּ לְבָבֶל שְׁכִינָה עִמָּהֶם",
О причине же изгнания так сказали наши учители, благословенна их память: «Они были уведены в Вавилон, и Шхина [отправилась в изгнание] вместе с ними...»,
Вавилонский Талмуд, трактат Мегила, 29а. Здесь указана также причина изгнания индивидуальной Б-жественной искры внутри души каждого человека в отдельности. Ибо, когда он находится в «Вавилоне» и ведет себя по «вавилонски» — вместе с ним в этом галуте находится Шхина.
דְּהַיְנוּ מִפְּנֵי שֶׁהִלְבִּישׁ בְּחִינַת פְּנִימִית נְקֻדַּת לְבָבוֹ בְּ"זֶה לְעֻמַּת זֶה",
имея в виду, что иррациональное стремление человека к Всевышнему, исходящее из сокровенной точки его сердца переродилось в противоположность:
В категорию «леумат зе», как было указано выше, что всему в святости существует свое противопоставление в области сокрытия Б-жественного.
דְּהַיְנוּ בִּלְבוּשִׁים צֹואִים דְּמִלֵּי דְּעָלְמָא וְתַאֲוַת עוֹלָם הַזֶּה, הַנִּקְרָא בְּשֵׁם "בָּבֶל",
Облачилось в замаранные одежды, [повседневных, не направленных в святость дел этого мира, которые сотканы из зла] и в жажду плотских удовольствий, а Вавилон — символ этого.
Ибо люди в этой стране были безнравственны, поэтому все подобные аспекты носят общее название «Вавилон» («Бавель»). Из-за всего этого Шхина, Б-жественный «ницоц» души человека находится в изгнании — в Вавилоне, т. е. погружен внутрь материальности мира и плотских наслаждений.
וְהִיא בְּחִינַת עָרְלָה הַמְּכַסָּה עַל הַבְּרִית וְנְקֻדָּה הַפְּנִימִית שֶׁבַּלֵּב.
Это категория крайней плоти [«орла»], которая скрывает союз [«брит» Авраама с Б-гом] и сокровенную точку глубины сердца.
Жажда плотских удовольствий — иррациональное стремление сердца к Всевышнему, принявшее уродливую форму, — мешает единению человека с Творцом, и от нее следует избавиться — подобно тому, как необходимо избавиться от крайней плоти для заключения союза с Б-гом.
וְעַל זֶה נֶאֱמַר "וּמַלְתֶּם אֵת עָרְלַת לְבַבְכֶם".
и об этом сказано: «Удалите оболочку [зла] с сердец ваших».
По Дварим, 10:16. Обрежьте же крайнюю плоть сердца вашего и выи вашей не ожесточайте более, ибо Б-г Всесильный ваш — Он есть Сильный над сильными... На внутреннем уровне это предложение учит, что должна быть некая духовная работа по удалению крайнем плоти сердца, т. е. удалять все то, что мешает, что скрывает связь с глубиной сердца.
В книгах так описывается аспект этого духовного обрезания сердца, возвращения душой к Б-гу («тшува»): Изгнание общей Шхины всего еврейского народа прекращается немедленно с тем, как еврейский народ совершает Тшува — «немедленно они освобождаются» (Вавилонский Талмуд, трактат Сангедрин 98а, Рамбам «Законы Тшувы» 7, 5). Подобно этому изгнание частного аспекта Б-жественной искры в душе каждого еврея в отдельности — благодаря Тшуве немедленно приходит освобождение его личного «ницоца». Сокрытие и утаение уничтожаются и раскрывается сущность его сердца. Смотри «Сефер а-ликутим ДАХ» Ребе Цемах-Цедека, раздел «Мила».
וְהִנֵּה, בַּמִּילָה יֵשׁ שְׁנֵי בְּחִינוֹת: מִילָה וּפְרִיעָה,
Для исполнения заповеди обрезания нужно совершить два действия: «мила» и «приа»,
«Мила» — удаление крайней плоти. «Приа» — снятие тонкой подкожной пленки с оперированного места. Если пленка не была снята, то человек считается необрезанным — гласит Вавилонский Талмуд, трактат Шабат, 137б. Сказанное верно и в отношении духовного аналога обрезания: существует два вида плотских влечений к запрещенному и к дозволенному:
שֶׁהֵן עָרְלָה גַּסָּה וּקְלִפָּה דַּקָּה.
[первое из них создает вокруг сердца] более плотную оболочку [зла — «арла гаса»], а второе — менее плотную [«арла дака»].
Действие «мила» удаляет грубую оболочку «арла гаса», а «приа» удаляет тонкую оболочку «арла дака», которая скрывает место союза с Б-гом «брит».
וְכֵן בְּעָרְלַת הַלֵּב יֵשׁ גַּם כֵּן תַּאֲוֹת גַּסּוֹת וְדַקּוֹת
Также на духовном уровне оболочки сердца разделяют вожделения более грубого характера [«таава гаса»] и более тонкого [«таава дака»].
Об этом сказано: «Обрежьте же крайнюю плоть сердца вашего», включая оба действия необходимые для кошерного обрезания.
מִילָה וּפְרִיעָה;
[Их также удаляют духовными действиями аналогичными] «мила» и «приа».
וּ"מָל וְלֹא פָּרַע כְּאִלּוּ לֹא מָל",
Сделал «мила» и не сделал «приа», как будто и «мила» не сделал.
Согласно закону: Если при обрезании пленка не была снята, то человек считается необрезанным. Вавилонский Талмуд, трактат Шабат, 137б.
מִפְּנֵי שֶׁסּוֹף סוֹף עֲדַיִן נְקֻדַּת פְּנִימִית הַלֵּב הִיא מְכֻסָּה בִּלְבוּשׁ שַׂק דַּק,
Ведь, в конце-концов, сокровенная точка глубины сердца все еще спрятана под обволакивающей ее пленкой утонченного, но все же зла.
Теперь становится понятен глубинный смысл закона о необходимости действия приа при обрезании. Пока не удалена тонкая пленка зла, стремление ко Всевышнему в сердце человека остается скрытым под оболочкой порока утонченных наслаждений, относящихся к области, сокрытия Б-жественного.
בִּבְחִינַת גָּלוּת וְשִׁבְיָה.
Категории изгнания Шхины.
По прежнему сокровенная точка глубин его сердца подавлена и контролируема силами зла. Однако если осуществляется на духовном уровне также аспект «приа» — избавление от наслаждений утонченного характера («таавот дакот»), то тогда освобождается и раскрывается глубина сердца.
וְהִנֵּה, עַל מִילַת הָעָרְלָה מַמָּשׁ כְּתִיב "וּמַלְתֶּם אֵת עָרְלַת לְבַבְכֶם" אַתֶּם בְּעַצְמְכֶם.
Слова Торы: «Удалите оболочку [зла] с сердец ваших» — намекают нам на необходимость удалить более плотную оболочку со своих сердец, [причем подчеркнуто, что] мы должны это сделать сами.
Для того, чтобы удалить «грубую оболочку», «арла гаса», достаточно сил человека и каждый еврей обязан проделать это сам, совершив Тшува, вернувшись душой к Всевышнему. Тем самым он раскрывает глубину своего сердца, которая до этого была погребена под тягой к разным плотским наслаждениям.
אַךְ לְהָסִיר הַקְּלִפָּה הַדַּקָּה, זֶהוּ דָּבָר הַקָּשֶׁה עַל הָאָדָם,
Однако менее плотную оболочку [возникающую из утонченных наслаждений] человеку трудно снять.
Без помощи Всевышнего.
וְעַל זֶה נֶאֱמַר בְּבִיאַת הַמָּשִׁיחַ: "וּמָל ה' אֱלֹהֶיךָ אֶת לְבָבְךָ כוּ', לְאַהֲבָה אֶת ה' אֱלֹהֶיךָ בְּכָל לְבָבְךָ וּבְכָל נַפְשְׁךָ לְמַעַן חַיֶּיךָ",
об этом сказано, что лишь во времена Мошиаха «Б-г Всесильный твой, удалит оболочку [зла] с твоего сердца... чтобы любил ты Б-га Всесильного своего, всем сердцем своим и всей душою своей, [осознав], что в Нем — вся твоя жизнь».
По Ницавим, 30:6.
כְּלוֹמַר לְמַעַן כִּי ה' לְבַדּוֹ הוּא כָּל חַיֶּיךָ מַמָּשׁ,
И будет человек любить Всевышнего [так же безоглядно], как самого себя.
Эта фраза — комментарий автора к процитированному стиху. Простой смысл его таков: люби Б-га всем сердцем ради («лемаан») твоей жизни — т. е. люби Всевышнего, — и тогда жизнь твоя сложится удачно. Автор же истолковывает слово «лемаан» как «ибо»: человеку следует любить Всевышнего, ибо Тот вложил частицу Себя в его душу, которая и есть его иррациональное естество, о чем говорится выше в этом послании.
Таким образом, не должна быть любовь, затрагивающая лишь внешнюю часть души «коах а-нефеш», но такая, которая становится реально самой жизнью человека. Точно так же, как человек не ощущает свою жизнь, как нечто отдельное и внешнее по отношению к нему самому, так же он не должен ощущать эту любовь, как нечто отдельное от него самого. Тогда это любовь, уходящая корнями в самую сущность человека, и поэтому не возможно, чтобы она проявилась в каком-нибудь одном, отдельно взятом ограниченном, по определению, чувством.
שֶׁלָּכֵן אַהֲבָה זוֹ הִיא מֵעָמְקָא דְּלִבָּא מִנְּקֻדָּה פְּנִימִית מַמָּשׁ כַּנִּזְכָּר לְעֵיל, וּלְמַעְלָה מִבְּחִינַת הַדַּעַת.
Такая любовь может исходить, как об этом уже говорилось, лишь из самой глубины сердца, из духовной сути его, которая находится вне сферы рационального [категории Даат].
וְלָכֵן מָשִׁיחַ בָּא בְּהֶסַּח הַדַּעַת לִכְלָלוּת יִשְׂרָאֵל,
[В Талмуде сказано: несмотря на то, что мы ждем] прихода Мошиаха [каждую минуту, он все равно явится] неожиданно для евреев;
Для всей общины еврейского народа в целом приход Мошиаха все равно станет неожиданным сюрпризом («бе-эсеах даат», буквально — «при отвлеченном сознании»).
וְהִיא גִּלּוּי בְּחִינַת נְקֻדָּה פְּנִימִית הַכְּלָלִית,
имеется в виду, [что с его приходом раскроются такие глубины Б-жественного, которые непредсказуемы и не постижимы интеллектом, и] раскроется сверхличное [«клалит»
Святое послание
Глава 4
וּמַה שֶּׁאֵין כָּל אָדָם זוֹכֶה לְמַדְרֵגָה זוֹ, לַעֲבוֹדָה שֶׁבַּלֵּב מֵעָמְקָא דְּלִבָּא בִּבְחִינַת פְּנִימִיּוּת,
Почему же не каждый человек удостаивается подъема на тот духовный уровень, когда служение Всевышнему выражается в возникающем в самой глубине сердца иррациональном стремлении к Нему?
Ведь эта любовь и это духовное служение в сердце появляются в силу Б-жественной искры внутри души, которая присутствует в душе каждого еврея, почему же не каждый достигает этой возвышенной ступени и такого уровня духовного служения?
הַיְנוּ לְפִי שֶׁבְּחִינָה זוֹ הִיא אֶצְלוֹ בִּבְחִינַת גָּלוּת וְשִׁבְיָה,
Потому что стремление это у многих людей либо подавлено [находится в категории «галут», духовного изгнания], либо — в плену,
То есть контролируется дурным началом «йецер а-ра».
וְהִיא בְּחִינַת גָּלוּת הַשְּׁכִינָה מַמָּשׁ,
Ибо Шхина находится в изгнании совершенно реально [категория «галут а-шхина»]
Внутри души еврея. Шхина — присутствие Всевышнего в среде еврейского народа — не проявляется явно, ибо Творец в определенном смысле находится в изгнании вместе с Израилем.
А что такое Шхина?
כִּי הִיא הִיא בְּחִינַת נִיצוֹץ אֱלֹהוּת שֶׁבְּנַפְשׁוֹ הָאֱלֹהִית.
Та самая искра [«ницоц»] Всевышнего, которая является сутью Б-жественной души.
Когда эта категория «ницоц» души находится в изгнании, то это есть — изгнание Шхины, «галут а-шхина». Когда же Б-жественная искра находится в изгнании, то она не способна вызвать в душе духовное служение любовью к Б-гу, чтобы она исходила из самых сокровенных глубин сердца.
וְסִבַּת הַגָּלוּת, הוּא מַאֲמָר רַבֹּותֵינוּ זִכְרֹונָם לִבְרָכָה: "גָּלוּ לְבָבֶל שְׁכִינָה עִמָּהֶם",
О причине же изгнания так сказали наши учители, благословенна их память: «Они были уведены в Вавилон, и Шхина [отправилась в изгнание] вместе с ними...»,
Вавилонский Талмуд, трактат Мегила, 29а. Здесь указана также причина изгнания индивидуальной Б-жественной искры внутри души каждого человека в отдельности. Ибо, когда он находится в «Вавилоне» и ведет себя по «вавилонски» — вместе с ним в этом галуте находится Шхина.
דְּהַיְנוּ מִפְּנֵי שֶׁהִלְבִּישׁ בְּחִינַת פְּנִימִית נְקֻדַּת לְבָבוֹ בְּ"זֶה לְעֻמַּת זֶה",
имея в виду, что иррациональное стремление человека к Всевышнему, исходящее из сокровенной точки его сердца переродилось в противоположность:
В категорию «леумат зе», как было указано выше, что всему в святости существует свое противопоставление в области сокрытия Б-жественного.
דְּהַיְנוּ בִּלְבוּשִׁים צֹואִים דְּמִלֵּי דְּעָלְמָא וְתַאֲוַת עוֹלָם הַזֶּה, הַנִּקְרָא בְּשֵׁם "בָּבֶל",
Облачилось в замаранные одежды, [повседневных, не направленных в святость дел этого мира, которые сотканы из зла] и в жажду плотских удовольствий, а Вавилон — символ этого.
Ибо люди в этой стране были безнравственны, поэтому все подобные аспекты носят общее название «Вавилон» («Бавель»). Из-за всего этого Шхина, Б-жественный «ницоц» души человека находится в изгнании — в Вавилоне, т. е. погружен внутрь материальности мира и плотских наслаждений.
וְהִיא בְּחִינַת עָרְלָה הַמְּכַסָּה עַל הַבְּרִית וְנְקֻדָּה הַפְּנִימִית שֶׁבַּלֵּב.
Это категория крайней плоти [«орла»], которая скрывает союз [«брит» Авраама с Б-гом] и сокровенную точку глубины сердца.
Жажда плотских удовольствий — иррациональное стремление сердца к Всевышнему, принявшее уродливую форму, — мешает единению человека с Творцом, и от нее следует избавиться — подобно тому, как необходимо избавиться от крайней плоти для заключения союза с Б-гом.
וְעַל זֶה נֶאֱמַר "וּמַלְתֶּם אֵת עָרְלַת לְבַבְכֶם".
и об этом сказано: «Удалите оболочку [зла] с сердец ваших».
По Дварим, 10:16. Обрежьте же крайнюю плоть сердца вашего и выи вашей не ожесточайте более, ибо Б-г Всесильный ваш — Он есть Сильный над сильными... На внутреннем уровне это предложение учит, что должна быть некая духовная работа по удалению крайнем плоти сердца, т. е. удалять все то, что мешает, что скрывает связь с глубиной сердца.
В книгах так описывается аспект этого духовного обрезания сердца, возвращения душой к Б-гу («тшува»): Изгнание общей Шхины всего еврейского народа прекращается немедленно с тем, как еврейский народ совершает Тшува — «немедленно они освобождаются» (Вавилонский Талмуд, трактат Сангедрин 98а, Рамбам «Законы Тшувы» 7, 5). Подобно этому изгнание частного аспекта Б-жественной искры в душе каждого еврея в отдельности — благодаря Тшуве немедленно приходит освобождение его личного «ницоца». Сокрытие и утаение уничтожаются и раскрывается сущность его сердца. Смотри «Сефер а-ликутим ДАХ» Ребе Цемах-Цедека, раздел «Мила».
וְהִנֵּה, בַּמִּילָה יֵשׁ שְׁנֵי בְּחִינוֹת: מִילָה וּפְרִיעָה,
Для исполнения заповеди обрезания нужно совершить два действия: «мила» и «приа»,
«Мила» — удаление крайней плоти. «Приа» — снятие тонкой подкожной пленки с оперированного места. Если пленка не была снята, то человек считается необрезанным — гласит Вавилонский Талмуд, трактат Шабат, 137б. Сказанное верно и в отношении духовного аналога обрезания: существует два вида плотских влечений к запрещенному и к дозволенному:
שֶׁהֵן עָרְלָה גַּסָּה וּקְלִפָּה דַּקָּה.
[первое из них создает вокруг сердца] более плотную оболочку [зла — «арла гаса»], а второе — менее плотную [«арла дака»].
Действие «мила» удаляет грубую оболочку «арла гаса», а «приа» удаляет тонкую оболочку «арла дака», которая скрывает место союза с Б-гом «брит».
וְכֵן בְּעָרְלַת הַלֵּב יֵשׁ גַּם כֵּן תַּאֲוֹת גַּסּוֹת וְדַקּוֹת
Также на духовном уровне оболочки сердца разделяют вожделения более грубого характера [«таава гаса»] и более тонкого [«таава дака»].
Об этом сказано: «Обрежьте же крайнюю плоть сердца вашего», включая оба действия необходимые для кошерного обрезания.
מִילָה וּפְרִיעָה;
[Их также удаляют духовными действиями аналогичными] «мила» и «приа».
וּ"מָל וְלֹא פָּרַע כְּאִלּוּ לֹא מָל",
Сделал «мила» и не сделал «приа», как будто и «мила» не сделал.
Согласно закону: Если при обрезании пленка не была снята, то человек считается необрезанным. Вавилонский Талмуд, трактат Шабат, 137б.
מִפְּנֵי שֶׁסּוֹף סוֹף עֲדַיִן נְקֻדַּת פְּנִימִית הַלֵּב הִיא מְכֻסָּה בִּלְבוּשׁ שַׂק דַּק,
Ведь, в конце-концов, сокровенная точка глубины сердца все еще спрятана под обволакивающей ее пленкой утонченного, но все же зла.
Теперь становится понятен глубинный смысл закона о необходимости действия приа при обрезании. Пока не удалена тонкая пленка зла, стремление ко Всевышнему в сердце человека остается скрытым под оболочкой порока утонченных наслаждений, относящихся к области, сокрытия Б-жественного.
בִּבְחִינַת גָּלוּת וְשִׁבְיָה.
Категории изгнания Шхины.
По прежнему сокровенная точка глубин его сердца подавлена и контролируема силами зла. Однако если осуществляется на духовном уровне также аспект «приа» — избавление от наслаждений утонченного характера («таавот дакот»), то тогда освобождается и раскрывается глубина сердца.
וְהִנֵּה, עַל מִילַת הָעָרְלָה מַמָּשׁ כְּתִיב "וּמַלְתֶּם אֵת עָרְלַת לְבַבְכֶם" אַתֶּם בְּעַצְמְכֶם.
Слова Торы: «Удалите оболочку [зла] с сердец ваших» — намекают нам на необходимость удалить более плотную оболочку со своих сердец, [причем подчеркнуто, что] мы должны это сделать сами.
Для того, чтобы удалить «грубую оболочку», «арла гаса», достаточно сил человека и каждый еврей обязан проделать это сам, совершив Тшува, вернувшись душой к Всевышнему. Тем самым он раскрывает глубину своего сердца, которая до этого была погребена под тягой к разным плотским наслаждениям.
אַךְ לְהָסִיר הַקְּלִפָּה הַדַּקָּה, זֶהוּ דָּבָר הַקָּשֶׁה עַל הָאָדָם,
Однако менее плотную оболочку [возникающую из утонченных наслаждений] человеку трудно снять.
Без помощи Всевышнего.
וְעַל זֶה נֶאֱמַר בְּבִיאַת הַמָּשִׁיחַ: "וּמָל ה' אֱלֹהֶיךָ אֶת לְבָבְךָ כוּ', לְאַהֲבָה אֶת ה' אֱלֹהֶיךָ בְּכָל לְבָבְךָ וּבְכָל נַפְשְׁךָ לְמַעַן חַיֶּיךָ",
об этом сказано, что лишь во времена Мошиаха «Б-г Всесильный твой, удалит оболочку [зла] с твоего сердца... чтобы любил ты Б-га Всесильного своего, всем сердцем своим и всей душою своей, [осознав], что в Нем — вся твоя жизнь».
По Ницавим, 30:6.
כְּלוֹמַר לְמַעַן כִּי ה' לְבַדּוֹ הוּא כָּל חַיֶּיךָ מַמָּשׁ,
И будет человек любить Всевышнего [так же безоглядно], как самого себя.
Эта фраза — комментарий автора к процитированному стиху. Простой смысл его таков: люби Б-га всем сердцем ради («лемаан») твоей жизни — т. е. люби Всевышнего, — и тогда жизнь твоя сложится удачно. Автор же истолковывает слово «лемаан» как «ибо»: человеку следует любить Всевышнего, ибо Тот вложил частицу Себя в его душу, которая и есть его иррациональное естество, о чем говорится выше в этом послании.
Таким образом, не должна быть любовь, затрагивающая лишь внешнюю часть души «коах а-нефеш», но такая, которая становится реально самой жизнью человека. Точно так же, как человек не ощущает свою жизнь, как нечто отдельное и внешнее по отношению к нему самому, так же он не должен ощущать эту любовь, как нечто отдельное от него самого. Тогда это любовь, уходящая корнями в самую сущность человека, и поэтому не возможно, чтобы она проявилась в каком-нибудь одном, отдельно взятом ограниченном, по определению, чувством.
שֶׁלָּכֵן אַהֲבָה זוֹ הִיא מֵעָמְקָא דְּלִבָּא מִנְּקֻדָּה פְּנִימִית מַמָּשׁ כַּנִּזְכָּר לְעֵיל, וּלְמַעְלָה מִבְּחִינַת הַדַּעַת.
Такая любовь может исходить, как об этом уже говорилось, лишь из самой глубины сердца, из духовной сути его, которая находится вне сферы рационального [категории Даат].
וְלָכֵן מָשִׁיחַ בָּא בְּהֶסַּח הַדַּעַת לִכְלָלוּת יִשְׂרָאֵל,
[В Талмуде сказано: несмотря на то, что мы ждем] прихода Мошиаха [каждую минуту, он все равно явится] неожиданно для евреев;
Для всей общины еврейского народа в целом приход Мошиаха все равно станет неожиданным сюрпризом («бе-эсеах даат», буквально — «при отвлеченном сознании»).
וְהִיא גִּלּוּי בְּחִינַת נְקֻדָּה פְּנִימִית הַכְּלָלִית,
имеется в виду, [что с его приходом раскроются такие глубины Б-жественного, которые непредсказуемы и не постижимы интеллектом, и] раскроется сверхличное [«клалит»
Tania 10 av
Holy message
Chapter 4
וּמַה שֶּׁאֵין כָּל אָדָם זוֹכֶה לְמַדְרֵגָה זוֹ, לַעֲבוֹדָה שֶׁבַּלֵּב מֵעָמְקָא דְּלִבָּא בִּבְחִינַת פְּנִימִיּוּת,
Why is it that not every person is honored to rise to that spiritual level, when service to the Most High is expressed in the irrational desire for Him arising in the very depths of the heart?
After all, this love and this spiritual service in the heart appear due to the Divine spark inside the soul, which is present in the soul of every Jew, why does not everyone reach this exalted level and such a level of spiritual service?
הַיְנוּ לְפִי שֶׁבְּחִינָה זוֹ הִיא אֶצְלוֹ בִּבְחִינַת גָּלוּת וְשִׁבְיָה,
Because the desire of many people is either suppressed [is in the category of “galut”, spiritual exile], or - in captivity,
That is, it is controlled by the bad beginning of “Yetzer HaRa.”
וְהִיא בְּחִינַת גָּלוּת הַשְּׁכִינָה מַמָּשׁ,
For Shekhinah is in exile quite real [category “galut a-shkhina”]
Inside the soul of a Jew. Shekhinah - the presence of the Most High among the Jewish people - does not manifest itself explicitly, for the Creator in a certain sense is in exile with Israel.
And what is Shekhinah?
כִּי הִיא הִיא בְּחִינַת נִיצוֹץ אֱלֹהוּת שֶׁבְּנַפְשׁוֹ הָאֱלֹהִית.
The same spark [“Nice”] of the Most High, which is the essence of the Divine soul.
When this category of “nice” souls is in exile, then this is the exile of Shekhinah, “galut ha-shekhinah”. When the Divine spark is in exile, it is not capable of invoking spiritual service in the soul with love for Gd, so that it comes from the innermost depths of the heart.
וְסִבַּת הַגָּלוּת, הוּא מַאֲמָר רַבֹּותֵינוּ זִכְרֹונָם לִבְרָכָה: "גָּלוּ לְבָבֶל שְׁכִינָה עִמָּהֶם"
Our teachers said so about the reason for exile, their memory is blessed: “They were taken to Babylon, and Shechina [went into exile] with them ...”,
Babylonian Talmud, Megalus, 29a. It also indicates the reason for the expulsion of the individual Divine spark within the soul of each person individually. For when he is in the “Babylon” and behaves in the “Babylonian” manner - with him in this galut is Shekhinah.
דְּהַיְנוּ מִפְּנֵי שֶׁהִלְבִּישׁ בְּחִינַת פְּנִימִית נְקֻדַּת לְבָבוֹ בְּ"זֶה לְעֻמַּת זֶה ",
bearing in mind that the man’s irrational desire for the Most High, emanating from the innermost point of his heart, was reborn as the opposite:
In the category of “leumat see,” as mentioned above, that everything in holiness has its own opposition in the field of concealment of the Divine.
דְּהַיְנוּ בִּלְבוּשִׁים צֹואִים דְּמִלֵּי דְּעָלְמָא וְתַאֲוַת עוֹלָם הַזֶּה, הַנִּקְרָא בְּשֵׁם "בָּבֶל",
He put on soiled clothes, [everyday, not sanctified deeds of this world, which are woven from evil] and thirst for carnal pleasures, and Babylon is a symbol of this.
For people in this country were immoral, therefore all such aspects are collectively called “Babylon” (“Bavel”). Because of all this, Shekhinah, the Divine "nice" of the soul of man is in exile - in Babylon, that is, immersed in the materiality of the world and carnal pleasures.
וְהִיא בְּחִינַת עָרְלָה הַמְּכַסָּה עַל הַבְּרִית וְנְקֻדָּה הַפְּנִימִית שֶׁבַּלֵּב.
This is the category of the foreskin [“eagle”], which hides the union [“Brit” of Abraham with Gd] and the innermost point of the depth of the heart.
The thirst for carnal pleasures - the irrational desire of the heart for the Almighty, which took an ugly form - interferes with the unity of man with the Creator, and you should get rid of it - just as you need to get rid of the foreskin to conclude an alliance with Gd.
וְעַל זֶה נֶאֱמַר "וּמַלְתֶּם אֵת עָרְלַת לְבַבְכֶם".
and it is said of this: "Remove the [evil] covering from your hearts."
According to Dvarim, 10:16. Cut off the foreskin of your heart and do not harden yours anymore, for Gd your Almighty - He is Strong over the strong ... At the inner level, this proposal teaches that there must be some spiritual work to remove the foreskin of the heart, i.e. remove all that interferes, which hides the connection with the depth of the heart.
The books describe the aspect of this spiritual circumcision of the heart, the soul’s return to Gd (“tshuva”): The expulsion of the common Shechinah of the entire Jewish people ceases immediately with the Jewish people performing Tshuva - “they are immediately released” (Babylonian Talmud, Tractate Sanhedrin 98a, Rambam "Laws of Tshuva" 7, 5). Similarly, the expulsion of the private aspect of the Divine spark in the soul of each Jew individually - thanks to Tshuva, the release of his personal “nice” immediately comes. Concealment and concealment are destroyed and the essence of his heart is revealed. See “Sepher a-Likutim DAH” to Rebbe Tzemah-Zedek, section “Mila”.
וְהִנֵּה, בַּמִּילָה יֵשׁ שְׁנֵי בְּחִינוֹת: מִילָה וּפְרִיעָה,
To fulfill the commandment of circumcision, you need to perform two actions: “sweet” and “pria”,
“Mila” is the removal of the foreskin. “Pria” - removal of a thin subcutaneous film from the operated site. If the film was not removed, then the person is considered uncircumcised - says the Babylonian Talmud, tractate Shabbat, 137b. The same is true of the spiritual analogue of the sawn-off shotgun
Holy message
Chapter 4
וּמַה שֶּׁאֵין כָּל אָדָם זוֹכֶה לְמַדְרֵגָה זוֹ, לַעֲבוֹדָה שֶׁבַּלֵּב מֵעָמְקָא דְּלִבָּא בִּבְחִינַת פְּנִימִיּוּת,
Why is it that not every person is honored to rise to that spiritual level, when service to the Most High is expressed in the irrational desire for Him arising in the very depths of the heart?
After all, this love and this spiritual service in the heart appear due to the Divine spark inside the soul, which is present in the soul of every Jew, why does not everyone reach this exalted level and such a level of spiritual service?
הַיְנוּ לְפִי שֶׁבְּחִינָה זוֹ הִיא אֶצְלוֹ בִּבְחִינַת גָּלוּת וְשִׁבְיָה,
Because the desire of many people is either suppressed [is in the category of “galut”, spiritual exile], or - in captivity,
That is, it is controlled by the bad beginning of “Yetzer HaRa.”
וְהִיא בְּחִינַת גָּלוּת הַשְּׁכִינָה מַמָּשׁ,
For Shekhinah is in exile quite real [category “galut a-shkhina”]
Inside the soul of a Jew. Shekhinah - the presence of the Most High among the Jewish people - does not manifest itself explicitly, for the Creator in a certain sense is in exile with Israel.
And what is Shekhinah?
כִּי הִיא הִיא בְּחִינַת נִיצוֹץ אֱלֹהוּת שֶׁבְּנַפְשׁוֹ הָאֱלֹהִית.
The same spark [“Nice”] of the Most High, which is the essence of the Divine soul.
When this category of “nice” souls is in exile, then this is the exile of Shekhinah, “galut ha-shekhinah”. When the Divine spark is in exile, it is not capable of invoking spiritual service in the soul with love for Gd, so that it comes from the innermost depths of the heart.
וְסִבַּת הַגָּלוּת, הוּא מַאֲמָר רַבֹּותֵינוּ זִכְרֹונָם לִבְרָכָה: "גָּלוּ לְבָבֶל שְׁכִינָה עִמָּהֶם"
Our teachers said so about the reason for exile, their memory is blessed: “They were taken to Babylon, and Shechina [went into exile] with them ...”,
Babylonian Talmud, Megalus, 29a. It also indicates the reason for the expulsion of the individual Divine spark within the soul of each person individually. For when he is in the “Babylon” and behaves in the “Babylonian” manner - with him in this galut is Shekhinah.
דְּהַיְנוּ מִפְּנֵי שֶׁהִלְבִּישׁ בְּחִינַת פְּנִימִית נְקֻדַּת לְבָבוֹ בְּ"זֶה לְעֻמַּת זֶה ",
bearing in mind that the man’s irrational desire for the Most High, emanating from the innermost point of his heart, was reborn as the opposite:
In the category of “leumat see,” as mentioned above, that everything in holiness has its own opposition in the field of concealment of the Divine.
דְּהַיְנוּ בִּלְבוּשִׁים צֹואִים דְּמִלֵּי דְּעָלְמָא וְתַאֲוַת עוֹלָם הַזֶּה, הַנִּקְרָא בְּשֵׁם "בָּבֶל",
He put on soiled clothes, [everyday, not sanctified deeds of this world, which are woven from evil] and thirst for carnal pleasures, and Babylon is a symbol of this.
For people in this country were immoral, therefore all such aspects are collectively called “Babylon” (“Bavel”). Because of all this, Shekhinah, the Divine "nice" of the soul of man is in exile - in Babylon, that is, immersed in the materiality of the world and carnal pleasures.
וְהִיא בְּחִינַת עָרְלָה הַמְּכַסָּה עַל הַבְּרִית וְנְקֻדָּה הַפְּנִימִית שֶׁבַּלֵּב.
This is the category of the foreskin [“eagle”], which hides the union [“Brit” of Abraham with Gd] and the innermost point of the depth of the heart.
The thirst for carnal pleasures - the irrational desire of the heart for the Almighty, which took an ugly form - interferes with the unity of man with the Creator, and you should get rid of it - just as you need to get rid of the foreskin to conclude an alliance with Gd.
וְעַל זֶה נֶאֱמַר "וּמַלְתֶּם אֵת עָרְלַת לְבַבְכֶם".
and it is said of this: "Remove the [evil] covering from your hearts."
According to Dvarim, 10:16. Cut off the foreskin of your heart and do not harden yours anymore, for Gd your Almighty - He is Strong over the strong ... At the inner level, this proposal teaches that there must be some spiritual work to remove the foreskin of the heart, i.e. remove all that interferes, which hides the connection with the depth of the heart.
The books describe the aspect of this spiritual circumcision of the heart, the soul’s return to Gd (“tshuva”): The expulsion of the common Shechinah of the entire Jewish people ceases immediately with the Jewish people performing Tshuva - “they are immediately released” (Babylonian Talmud, Tractate Sanhedrin 98a, Rambam "Laws of Tshuva" 7, 5). Similarly, the expulsion of the private aspect of the Divine spark in the soul of each Jew individually - thanks to Tshuva, the release of his personal “nice” immediately comes. Concealment and concealment are destroyed and the essence of his heart is revealed. See “Sepher a-Likutim DAH” to Rebbe Tzemah-Zedek, section “Mila”.
וְהִנֵּה, בַּמִּילָה יֵשׁ שְׁנֵי בְּחִינוֹת: מִילָה וּפְרִיעָה,
To fulfill the commandment of circumcision, you need to perform two actions: “sweet” and “pria”,
“Mila” is the removal of the foreskin. “Pria” - removal of a thin subcutaneous film from the operated site. If the film was not removed, then the person is considered uncircumcised - says the Babylonian Talmud, tractate Shabbat, 137b. The same is true of the spiritual analogue of the sawn-off shotgun
У записи 4 лайков,
0 репостов,
322 просмотров.
0 репостов,
322 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Хаим Толочинский