Тания 29 ава
Святое послание
Глава 9
Вступление:
Как и в предыдущих посланиях, Алтер Ребе разбирает здесь вопрос о благотворительности.
Цдака, которую дает еврей должна быть не такой, что когда у человека всего вдоволь, то излишек свой он отдает на благотворительность. Хасиды Алтер Ребе говорили о цдаке так: «В моем куске хлеба, есть и твой кусок, тебе Всевышний дает его через меня». (См. Игерет а-кодеш Ребе Йосеф-Ицхака, Шестого Любавичского Ребе, т. 8, с. 426). Это значит, что нужно чувствовать обязанность делиться тем, что у тебя есть, помогать другим в той же мере, как помогаешь своим жене и детям. Такое возможно только если делаешь все не совсем для себя, но для Всевышнего. Даже когда трудишься, чтобы обеспечивать свою семью, то нужно делать это потому что этим проявляешь заботу о еврейских душах, которые являются частью Самого Всевышнего Свыше — и необходимо сделать так, чтобы они имели все необходимое.
Когда человек именно таким образом относится к жизни, то в каждом нуждающемся он также начинает видеть живую душу, часть Всевышнего, а значит их тоже нужно обеспечить всем необходимым для жизни. Только лишь, потому что Тора установила, что жена и дети человека должны в первую очередь получать от него помощь, поэтому он оказывает им предпочтение. Однако, в сущности, человек чувствует свою ответственность за всех остальных, кто нуждается в помощи в той же мере, как он чувствует ответственность за свою семью.
Это чувство пробуждает в нас Алтер Ребе в этом послании. Все что еврей делает, чтобы заработать себе на жизнь, должно быть направлено для Всевышнего. Тогда и благотворительность, к которой его обязывает Тора, будет совершаться надлежащим образом.
ט אֲהוּבַי אַחַי וְרֵעַי אֲשֶׁר כְּנַפְשִׁי,
Любимые мои братья и друзья, в которых — вся душа моя!
Алтер Ребе обращается так ко всем евреям. Согласно пояснению Шестого Любавичского Ребе, раби Йосефа-Ицхака, да пребудет душа его в раю, можно сказать, что те, кто принимает близко к сердцу указания Алтер Ребе о благотворительности, становятся его любимыми близкими друзьями.
בָּאתִי כְּמַזְכִּיר וּמְעוֹרֵר יְשֵׁנִים בְּתַרְדֵּמַת הַבְלֵי הֲבָלִים,
Я обращаюсь к вам [с этим посланием], чтобы напомнить [о цели жизни человека с физическом мире] и пробудить погруженных в суету, словно в глубокий сон.
Все материальные дела вообще называются суетой, «авель». Действительно, сами по себе, согласно истинному положению вещей, они лишены какой бы то ни было самостоятельной реальности существования. Поэтому, когда в них не заложена какая-либо возвышенная идея (во имя Небес), но ими занимаются ради них самих, тогда они — «суета сует» («авель авалим»).
וְלִפְקֹחַ עֵינֵי הָעִוְרִים.
Я хочу, чтобы прозрели слепцы
Ведь душа находится в физическом теле и позволяет быть управляемой телом. Поэтому ее сравнивают с человеком с завязанными или залепленными смолой глазами. Его ведут за собой в разные стороны и он послушно, как дурачок, за ними следует. И хотя этот человек, сам по себе, может быть умным и мудрым, но поскольку он ничего не видит, то вполне может считаться глупцом.
Так же происходит и с душой. Хотя она частица Самого Всевышнего Свыше и пришла из места высочайшей святости, но в тот момент, что она спустилась в тело, физическая материя которого скрывает ее и душа лишена сил воспрепятствовать телу в его движениях и делах — тело делает душу незрячей. Поэтому необходимо снять слепоту с души и раскрыть ей глаза.
יַבִּיטוּ לִרְאוֹת, לִהְיוֹת כָּל יִשְׁעָם וְחֶפְצָם וּמְגַמָּתָם לְכָל בָּהֶם חַיֵּי רוּחָם
и увидели [истину], чтобы их помыслы, желания, стремления были связаны с жизнью духа,
בִּ"מְקוֹר מַיִם חַיִּים" חַיֵּי הַחַיִּים,
чтобы [эти люди] приобщились к Источнику «живой воды» — ко Всевышнему, дарующему жизнь всему живому, —
По Йермияу, 2:13 и 17:13.
כָּל יְמֵי חַיֵּיהֶם, מִנֶּפֶשׁ וְעַד בָּשָׂר.
на протяжении всей их жизни, во всех видах их деятельности — как в тех, что связаны с удовлетворением потребностей души [«нефеш»], так и тех, что связаны с удовлетворением потребностей тела [«басар»], —
См. Йешаяу 10:18. Очевидно, под потребностями души подразумеваются желания человека, его вкусы, интересы, запросы и т. п. Все эти интересы человека: от духовных и вплоть до плотских должны быть связаны с Б-гом. Не только во время молитвы, изучения Торы или исполнения заповеди, но также будучи погруженным в повседневные дела физического мира — все должно иметь свою связь с Б-жественным, поскольку это источник оживляющей нас «живой воды», жизнь самой жизни.
דְּהַיְנוּ, כָּל מִלֵּי דְּעַלְמָא וְעִסְקֵי פַּרְנָסָה לֹא יִהְיֶה כְּאֵלּוּ דְּעָבְדִין לְגַרְמַיְהוּ,
чтобы, занимаясь в этом мире своими делами и зарабатывая на жизнь, они не преследовали сугубо меркантильные цели.
Нельзя походить на тех, кто делают все это только лишь для себя самого, а не во имя Небес. Вся цель их деятельности направлена только для своей личной пользы, для удовлетворения желаний своих и своей семьи.
וְלֹא יִהְיֶה בֵּית יִשְׂרָאֵל כְּכָל הַגֹּויִם, דְּזָנִין וּמְפַרְנְסִין וּמֹוקְרִין לְנָשַׁיְהוּ וּבָנַיְהוּ מֵאַהֲבָה,
Да не будут евреи подобны сынам других народов, которые обеспечивают пропитание и достойное существование своим женам и детям, руководствуясь лишь природным инстинктом любви [к близким].
Они заботятся о своих жене и детях, проявляя в этом любовь лично к себе: поскольку он любит себя, постольку он любит своих жену и детей — часть от себя. Однако даже любовь должна быть связана со святостью, отвлечена от лично себя, а не любить лишь себя в них.
Представители других народов, а вслед за ними и евреи, сознательно или инстинктивно проводят различия между двумя областями жизни человека — духовной и материальной. Дом молитвы, праздничные дни, занятия теософией они связывают со Всевышним, Творцом мира. Однако занимаясь трудом, коммерцией, бытовыми проблемами, они зачастую забывают о Нем. Люди считают, что во всем, что связано с материей, следует действовать только в соответствии с законами человеческого общества, природы, экономики и т. п., хотя в глубине души они верят в то, что Всевышний управляет физическим миром. Иудаизм в целом и учение хасидизма в частности отрицают такое разделение. Один из основополагающих принципов хасидизма гласит, что всеединство Всевышнего охватывает все аспекты материальной жизни; какой бы ни была сфера деятельности человека в мире, он должен поступать в соответствии с этим принципом.
כִּי "מִי כְּעַמְּךָ יִשְׂרָאֵל גּוֹי אֶחָד בָּאָרֶץ" כְּתִיב,
Ибо написано: «И подобен ли кто народу Твоему, Израилю, — [Твоему] единственному народу на земле [«гой эхад ба-арэц»]!».
По Диврей а-йамим 1,17:21.
דְּהַיְנוּ שֶׁגַּם בְּעִנְיְנֵי אָרֶץ לֹא יַפְרִידוּ [נֻסָּח אַחֵר: יִפָּרְדוּ] מֵאֶחָד הָאֱמֶת חָס וְשָׁלוֹם,
Смысл этих слов в следующем: даже в своих повседневных земных делах [«арец»] не будут отделять [«ло йафриду»] их от истинного «эхад» [«Единства Всевышнего»] сохрани нас от этого Б-г!
Евреи призваны раскрывать абсолютное единство Всевышнего в этом мире, без которого ведь нет существования ни у чего.
(По другой версии написано — «ло ипарду» — «не отделят себя» [от абсолютно Единого, занимаясь своими повседневными делами]).
Прим. редакторов виленского издания.
לְהָעִיד עֵדוּת שֶׁקֶר חָס וְשָׁלוֹם, בִּקְרִיאַת שְׁמַע עֶרֶב וָבֹקֶר, בְּעֵינַיִם סְגוּרוֹת,
[Если же евреи не выполняют эту свою задачу, то] они тем самым лжесвидетельствуют, — да убережет нас от этого Б-г! — произнося утром и вечером с закрытыми глазами молитву «Шма...»:
ה' אֶחָד
«Б-г един»
«Слушай Израиль («шма исраэль»), все мироздание — это Б-г один («Ашем эхад»). Первая буква в слове «эхад» — «один» — указывает на то, что Всевышний — Владыка миров»; Дварим, 6:4. Смотри Вавилонский Талмуд, трактат Брахот, 13б и комм, к этой странице. Первая буква в слове «эхад» — «алеф». Слово алеф имеет общий корень со словом алуф — «властитель».
בְּאַרְבַּע רוּחוֹת
На четыре [«далет»] стороны
Третья буква «далет» слова «эхад», числовое значение которой — четыре, указывает на то, что владычество Всевышнего распространяется на все четыре стороны света.
וּבַשָּׁמַיִם מִמַּעַל וּבָאָרֶץ מִתַּחַת,
В небесах и выше, на земле и ниже;
Вторая буква «хет» в слове «эхад», чье числовое значение — восемь, указывает на то, что власть Всевышнего распространяется на семь высших миров и нижний, физический мир.
Согласно Кабале, первая буква в слове намекает на его основное значение, а последующие — раскрывают и развивают это значение: Всевышний называется властителем (на что указывает буква «алеф»), потому что Его власть распространяется на все миры и все они полностью теряют свое собственное существование в его истинном всеединстве.
Таким образом, произнося молитву «Шма Исраэль», человек свидетельствует, что также в земных, повседневных делах, есть только Б-г один.
וּבִפְקֹחַ עֵינֵי הָעִוְרִים ""הֲתָעִיף עֵינֶיךָ בּוֹ וְאֵינֶנּוּ" חָס וְשָׁלוֹם.
И продирая ослепленные глаза, «устремляют взгляд на Него — и нет Его», не дай Б-г!
По Мишлей, 23:5. «Не домогайся разбогатеть, оставь твою мысль: Устремишь глаза твои на него (богатство либо Б-га — в контексте автора), — и нет его, ибо сделает себе крылья, как орел, и полетит к небу». Лжесвидетельство это, таким образом выражается в том, что люди, ослепленные блеском материальных благ, закрывают глаза, произнося «Б-г один», но после этого им достаточно одного лишь взгляда на окружающее, чтобы снова забыть о Всевышнем и продолжить видеть в мире и его делах самостоятельную реальность.
אַךְ בְּזֹאת יֵאוֹת לָנוּ, לִהְיוֹת [נֻסָּח אַחֵר: בִּהְיוֹת] כָּל עִסְקֵינוּ בְּמִלֵּי דְּעַלְמָא לֹא לְגַרְמַיְהוּ,
Жизнь наша будет достойной только тогда, когда во всех наших повседневных занятиях мы не станем преследовать лишь корыстные цели, —
כִּי אִם לְהַחֲיוֹת נַפְשׁוֹת חֶלְקֵי אֱלֹקוּת,
но лишь поддерживать жизнь в душах — частицах Самого Всевышнего —
Евреи обладают душой, которая является частицей Самого Б-га Свыше.
וּלְמַלֹּאת מַחְסוֹרֵיהֶם בְּחֶסֶד חִנָּם,
и удовлетворять их потребности, не ожидая за это воздаяния;
שֶׁבַּזֶה אָנוּ מְדַמִּין הַצּוּרָה ל
Святое послание
Глава 9
Вступление:
Как и в предыдущих посланиях, Алтер Ребе разбирает здесь вопрос о благотворительности.
Цдака, которую дает еврей должна быть не такой, что когда у человека всего вдоволь, то излишек свой он отдает на благотворительность. Хасиды Алтер Ребе говорили о цдаке так: «В моем куске хлеба, есть и твой кусок, тебе Всевышний дает его через меня». (См. Игерет а-кодеш Ребе Йосеф-Ицхака, Шестого Любавичского Ребе, т. 8, с. 426). Это значит, что нужно чувствовать обязанность делиться тем, что у тебя есть, помогать другим в той же мере, как помогаешь своим жене и детям. Такое возможно только если делаешь все не совсем для себя, но для Всевышнего. Даже когда трудишься, чтобы обеспечивать свою семью, то нужно делать это потому что этим проявляешь заботу о еврейских душах, которые являются частью Самого Всевышнего Свыше — и необходимо сделать так, чтобы они имели все необходимое.
Когда человек именно таким образом относится к жизни, то в каждом нуждающемся он также начинает видеть живую душу, часть Всевышнего, а значит их тоже нужно обеспечить всем необходимым для жизни. Только лишь, потому что Тора установила, что жена и дети человека должны в первую очередь получать от него помощь, поэтому он оказывает им предпочтение. Однако, в сущности, человек чувствует свою ответственность за всех остальных, кто нуждается в помощи в той же мере, как он чувствует ответственность за свою семью.
Это чувство пробуждает в нас Алтер Ребе в этом послании. Все что еврей делает, чтобы заработать себе на жизнь, должно быть направлено для Всевышнего. Тогда и благотворительность, к которой его обязывает Тора, будет совершаться надлежащим образом.
ט אֲהוּבַי אַחַי וְרֵעַי אֲשֶׁר כְּנַפְשִׁי,
Любимые мои братья и друзья, в которых — вся душа моя!
Алтер Ребе обращается так ко всем евреям. Согласно пояснению Шестого Любавичского Ребе, раби Йосефа-Ицхака, да пребудет душа его в раю, можно сказать, что те, кто принимает близко к сердцу указания Алтер Ребе о благотворительности, становятся его любимыми близкими друзьями.
בָּאתִי כְּמַזְכִּיר וּמְעוֹרֵר יְשֵׁנִים בְּתַרְדֵּמַת הַבְלֵי הֲבָלִים,
Я обращаюсь к вам [с этим посланием], чтобы напомнить [о цели жизни человека с физическом мире] и пробудить погруженных в суету, словно в глубокий сон.
Все материальные дела вообще называются суетой, «авель». Действительно, сами по себе, согласно истинному положению вещей, они лишены какой бы то ни было самостоятельной реальности существования. Поэтому, когда в них не заложена какая-либо возвышенная идея (во имя Небес), но ими занимаются ради них самих, тогда они — «суета сует» («авель авалим»).
וְלִפְקֹחַ עֵינֵי הָעִוְרִים.
Я хочу, чтобы прозрели слепцы
Ведь душа находится в физическом теле и позволяет быть управляемой телом. Поэтому ее сравнивают с человеком с завязанными или залепленными смолой глазами. Его ведут за собой в разные стороны и он послушно, как дурачок, за ними следует. И хотя этот человек, сам по себе, может быть умным и мудрым, но поскольку он ничего не видит, то вполне может считаться глупцом.
Так же происходит и с душой. Хотя она частица Самого Всевышнего Свыше и пришла из места высочайшей святости, но в тот момент, что она спустилась в тело, физическая материя которого скрывает ее и душа лишена сил воспрепятствовать телу в его движениях и делах — тело делает душу незрячей. Поэтому необходимо снять слепоту с души и раскрыть ей глаза.
יַבִּיטוּ לִרְאוֹת, לִהְיוֹת כָּל יִשְׁעָם וְחֶפְצָם וּמְגַמָּתָם לְכָל בָּהֶם חַיֵּי רוּחָם
и увидели [истину], чтобы их помыслы, желания, стремления были связаны с жизнью духа,
בִּ"מְקוֹר מַיִם חַיִּים" חַיֵּי הַחַיִּים,
чтобы [эти люди] приобщились к Источнику «живой воды» — ко Всевышнему, дарующему жизнь всему живому, —
По Йермияу, 2:13 и 17:13.
כָּל יְמֵי חַיֵּיהֶם, מִנֶּפֶשׁ וְעַד בָּשָׂר.
на протяжении всей их жизни, во всех видах их деятельности — как в тех, что связаны с удовлетворением потребностей души [«нефеш»], так и тех, что связаны с удовлетворением потребностей тела [«басар»], —
См. Йешаяу 10:18. Очевидно, под потребностями души подразумеваются желания человека, его вкусы, интересы, запросы и т. п. Все эти интересы человека: от духовных и вплоть до плотских должны быть связаны с Б-гом. Не только во время молитвы, изучения Торы или исполнения заповеди, но также будучи погруженным в повседневные дела физического мира — все должно иметь свою связь с Б-жественным, поскольку это источник оживляющей нас «живой воды», жизнь самой жизни.
דְּהַיְנוּ, כָּל מִלֵּי דְּעַלְמָא וְעִסְקֵי פַּרְנָסָה לֹא יִהְיֶה כְּאֵלּוּ דְּעָבְדִין לְגַרְמַיְהוּ,
чтобы, занимаясь в этом мире своими делами и зарабатывая на жизнь, они не преследовали сугубо меркантильные цели.
Нельзя походить на тех, кто делают все это только лишь для себя самого, а не во имя Небес. Вся цель их деятельности направлена только для своей личной пользы, для удовлетворения желаний своих и своей семьи.
וְלֹא יִהְיֶה בֵּית יִשְׂרָאֵל כְּכָל הַגֹּויִם, דְּזָנִין וּמְפַרְנְסִין וּמֹוקְרִין לְנָשַׁיְהוּ וּבָנַיְהוּ מֵאַהֲבָה,
Да не будут евреи подобны сынам других народов, которые обеспечивают пропитание и достойное существование своим женам и детям, руководствуясь лишь природным инстинктом любви [к близким].
Они заботятся о своих жене и детях, проявляя в этом любовь лично к себе: поскольку он любит себя, постольку он любит своих жену и детей — часть от себя. Однако даже любовь должна быть связана со святостью, отвлечена от лично себя, а не любить лишь себя в них.
Представители других народов, а вслед за ними и евреи, сознательно или инстинктивно проводят различия между двумя областями жизни человека — духовной и материальной. Дом молитвы, праздничные дни, занятия теософией они связывают со Всевышним, Творцом мира. Однако занимаясь трудом, коммерцией, бытовыми проблемами, они зачастую забывают о Нем. Люди считают, что во всем, что связано с материей, следует действовать только в соответствии с законами человеческого общества, природы, экономики и т. п., хотя в глубине души они верят в то, что Всевышний управляет физическим миром. Иудаизм в целом и учение хасидизма в частности отрицают такое разделение. Один из основополагающих принципов хасидизма гласит, что всеединство Всевышнего охватывает все аспекты материальной жизни; какой бы ни была сфера деятельности человека в мире, он должен поступать в соответствии с этим принципом.
כִּי "מִי כְּעַמְּךָ יִשְׂרָאֵל גּוֹי אֶחָד בָּאָרֶץ" כְּתִיב,
Ибо написано: «И подобен ли кто народу Твоему, Израилю, — [Твоему] единственному народу на земле [«гой эхад ба-арэц»]!».
По Диврей а-йамим 1,17:21.
דְּהַיְנוּ שֶׁגַּם בְּעִנְיְנֵי אָרֶץ לֹא יַפְרִידוּ [נֻסָּח אַחֵר: יִפָּרְדוּ] מֵאֶחָד הָאֱמֶת חָס וְשָׁלוֹם,
Смысл этих слов в следующем: даже в своих повседневных земных делах [«арец»] не будут отделять [«ло йафриду»] их от истинного «эхад» [«Единства Всевышнего»] сохрани нас от этого Б-г!
Евреи призваны раскрывать абсолютное единство Всевышнего в этом мире, без которого ведь нет существования ни у чего.
(По другой версии написано — «ло ипарду» — «не отделят себя» [от абсолютно Единого, занимаясь своими повседневными делами]).
Прим. редакторов виленского издания.
לְהָעִיד עֵדוּת שֶׁקֶר חָס וְשָׁלוֹם, בִּקְרִיאַת שְׁמַע עֶרֶב וָבֹקֶר, בְּעֵינַיִם סְגוּרוֹת,
[Если же евреи не выполняют эту свою задачу, то] они тем самым лжесвидетельствуют, — да убережет нас от этого Б-г! — произнося утром и вечером с закрытыми глазами молитву «Шма...»:
ה' אֶחָד
«Б-г един»
«Слушай Израиль («шма исраэль»), все мироздание — это Б-г один («Ашем эхад»). Первая буква в слове «эхад» — «один» — указывает на то, что Всевышний — Владыка миров»; Дварим, 6:4. Смотри Вавилонский Талмуд, трактат Брахот, 13б и комм, к этой странице. Первая буква в слове «эхад» — «алеф». Слово алеф имеет общий корень со словом алуф — «властитель».
בְּאַרְבַּע רוּחוֹת
На четыре [«далет»] стороны
Третья буква «далет» слова «эхад», числовое значение которой — четыре, указывает на то, что владычество Всевышнего распространяется на все четыре стороны света.
וּבַשָּׁמַיִם מִמַּעַל וּבָאָרֶץ מִתַּחַת,
В небесах и выше, на земле и ниже;
Вторая буква «хет» в слове «эхад», чье числовое значение — восемь, указывает на то, что власть Всевышнего распространяется на семь высших миров и нижний, физический мир.
Согласно Кабале, первая буква в слове намекает на его основное значение, а последующие — раскрывают и развивают это значение: Всевышний называется властителем (на что указывает буква «алеф»), потому что Его власть распространяется на все миры и все они полностью теряют свое собственное существование в его истинном всеединстве.
Таким образом, произнося молитву «Шма Исраэль», человек свидетельствует, что также в земных, повседневных делах, есть только Б-г один.
וּבִפְקֹחַ עֵינֵי הָעִוְרִים ""הֲתָעִיף עֵינֶיךָ בּוֹ וְאֵינֶנּוּ" חָס וְשָׁלוֹם.
И продирая ослепленные глаза, «устремляют взгляд на Него — и нет Его», не дай Б-г!
По Мишлей, 23:5. «Не домогайся разбогатеть, оставь твою мысль: Устремишь глаза твои на него (богатство либо Б-га — в контексте автора), — и нет его, ибо сделает себе крылья, как орел, и полетит к небу». Лжесвидетельство это, таким образом выражается в том, что люди, ослепленные блеском материальных благ, закрывают глаза, произнося «Б-г один», но после этого им достаточно одного лишь взгляда на окружающее, чтобы снова забыть о Всевышнем и продолжить видеть в мире и его делах самостоятельную реальность.
אַךְ בְּזֹאת יֵאוֹת לָנוּ, לִהְיוֹת [נֻסָּח אַחֵר: בִּהְיוֹת] כָּל עִסְקֵינוּ בְּמִלֵּי דְּעַלְמָא לֹא לְגַרְמַיְהוּ,
Жизнь наша будет достойной только тогда, когда во всех наших повседневных занятиях мы не станем преследовать лишь корыстные цели, —
כִּי אִם לְהַחֲיוֹת נַפְשׁוֹת חֶלְקֵי אֱלֹקוּת,
но лишь поддерживать жизнь в душах — частицах Самого Всевышнего —
Евреи обладают душой, которая является частицей Самого Б-га Свыше.
וּלְמַלֹּאת מַחְסוֹרֵיהֶם בְּחֶסֶד חִנָּם,
и удовлетворять их потребности, не ожидая за это воздаяния;
שֶׁבַּזֶה אָנוּ מְדַמִּין הַצּוּרָה ל
Tania 29 av
Holy message
Chapter 9
Introduction:
As in previous messages, Alter Rebbe discusses the issue of charity here.
The tidings that a Jew gives must not be such that when a person has enough, he gives his surplus to charity. Hasidim Alter Rebbe said about tzedak like this: "In my piece of bread, there is also your piece, the Almighty gives you it through me." (See Igeret a-Kodesh Rebbe Yosef Yitzchak, Sixth Lubavitcher Rebbe, v. 8, p. 426). This means that you need to feel the obligation to share what you have, to help others as much as helping your wife and children. This is possible only if you do everything not quite for yourself, but for the Almighty. Even when you work to provide for your family, you need to do it because you take care of Jewish souls, who are part of the Most High Most High, and you need to make sure that they have everything you need.
When a person treats life this way, then in every person in need he also begins to see a living soul, part of the Almighty, which means they also need to be provided with everything necessary for life. Just because the Torah has established that a person’s wife and children should first of all receive help from him, therefore he gives them preference. However, in essence, a person feels his responsibility for everyone else who needs help as much as he feels responsible for his family.
This feeling awakens Alter Rebbe in us in this message. All that a Jew does in order to earn a living should be directed to the Almighty. Then the charity, to which the Torah obliges him, will be performed in an appropriate manner.
ט אֲהוּבַי אַחַי וְרֵעַי אֲשֶׁר כְּנַפְשִׁי,
My beloved brothers and friends, in whom - my whole soul!
Alter Rebbe addresses all Jews in this way. According to the explanation of the Sixth Lubavitcher Rebbe, Rabbi Yosef Yitzchak, may his soul be in paradise, we can say that those who take Alter Rebbe's instructions on charity to heart become his beloved close friends.
בָּאתִי כְּמַזְכִּיר וּמְעוֹרֵר יְשֵׁנִים בְּתַרְדֵּמַת הַבְלֵי הֲבָלִים,
I appeal to you [with this message] to remind [of the purpose of a person’s life in the physical world] and to awaken those who are immersed in vanity, as if in a deep sleep.
All material matters are generally called vanity, "Abel." Indeed, by themselves, according to the true state of things, they are devoid of any independent reality of existence. Therefore, when no sublime idea (in the name of Heaven) is embedded in them, but they are dealt with for their own sake, then they are “vanity of vanities” (“Abel Avalim”).
וְלִפְקֹחַ עֵינֵי הָעִוְרִים.
I want the blind to see
After all, the soul is in the physical body and allows you to be controlled by the body. Therefore, it is compared with a person blindfolded or blindfolded with resin. They lead him in different directions and he obediently, like a fool, follows them. And although this person, in itself, can be smart and wise, but since he does not see anything, he may well be considered a fool.
The same thing happens with the soul. Although she is a part of the Most High from Above and came from a place of the highest holiness, but at that moment that she descended into a body whose physical matter hides it and the soul is deprived of the strength to prevent the body from moving and doing it - the body makes the soul blind. Therefore, it is necessary to remove blindness from the soul and open its eyes to it.
יַבִּיטוּ לִרְאוֹת, לִהְיוֹת כָּל יִשְׁעָם וְחֶפְצָם וּמְגַמָּתָם לְכָל בָּהֶם חַיֵּי רוּחָם
and saw [the truth], so that their thoughts, desires, aspirations were connected with the life of the spirit,
בִּ"מְקוֹר מַיִם חַיִּים "חַיֵּי הַחַיִּים,
so that [these people] join the Source of “living water” - to the Almighty, who gives life to all living things, -
According to Yermiyau, 2:13 and 17:13.
כָּל יְמֵי חַיֵּיהֶם, מִנֶּפֶשׁ וְעַד בָּשָׂר.
throughout their life, in all types of their activities - both those related to the satisfaction of the needs of the soul ["nefesh"], and those related to the satisfaction of the needs of the body ["basar"], -
See Yeshayau 10:18. Obviously, the needs of the soul mean the desires of man, his tastes, interests, requests, etc. All these human interests: from spiritual to the carnal, must be connected with Gd. Not only during prayer, the study of the Torah or the fulfillment of the commandment, but also being immersed in the daily affairs of the physical world - everything should have its own connection with the Divine, since it is the source of the “living water” that revives us, the life of life itself.
דְּהַיְנוּ, כָּל מִלֵּי דְּעַלְמָא וְעִסְקֵי פַּרְנָסָה לֹא יִהְיֶה כְּאֵלּוּ דְּעָבְדִין לְגַרְמַיְהוּ,
so that, doing business in this world and making a living, they do not pursue purely mercantile goals.
You can’t be like those who do all this just for themselves, and not in the name of Heaven. The whole purpose of their activities is directed only for their personal benefit, to satisfy the desires of their and their family.
וְלֹא יִהְיֶה בֵּית יִשְׂרָאֵל כְּכָל הַגֹּויִם, דְּזָנִין וּמְפַרְנְסִין וּמֹ
Holy message
Chapter 9
Introduction:
As in previous messages, Alter Rebbe discusses the issue of charity here.
The tidings that a Jew gives must not be such that when a person has enough, he gives his surplus to charity. Hasidim Alter Rebbe said about tzedak like this: "In my piece of bread, there is also your piece, the Almighty gives you it through me." (See Igeret a-Kodesh Rebbe Yosef Yitzchak, Sixth Lubavitcher Rebbe, v. 8, p. 426). This means that you need to feel the obligation to share what you have, to help others as much as helping your wife and children. This is possible only if you do everything not quite for yourself, but for the Almighty. Even when you work to provide for your family, you need to do it because you take care of Jewish souls, who are part of the Most High Most High, and you need to make sure that they have everything you need.
When a person treats life this way, then in every person in need he also begins to see a living soul, part of the Almighty, which means they also need to be provided with everything necessary for life. Just because the Torah has established that a person’s wife and children should first of all receive help from him, therefore he gives them preference. However, in essence, a person feels his responsibility for everyone else who needs help as much as he feels responsible for his family.
This feeling awakens Alter Rebbe in us in this message. All that a Jew does in order to earn a living should be directed to the Almighty. Then the charity, to which the Torah obliges him, will be performed in an appropriate manner.
ט אֲהוּבַי אַחַי וְרֵעַי אֲשֶׁר כְּנַפְשִׁי,
My beloved brothers and friends, in whom - my whole soul!
Alter Rebbe addresses all Jews in this way. According to the explanation of the Sixth Lubavitcher Rebbe, Rabbi Yosef Yitzchak, may his soul be in paradise, we can say that those who take Alter Rebbe's instructions on charity to heart become his beloved close friends.
בָּאתִי כְּמַזְכִּיר וּמְעוֹרֵר יְשֵׁנִים בְּתַרְדֵּמַת הַבְלֵי הֲבָלִים,
I appeal to you [with this message] to remind [of the purpose of a person’s life in the physical world] and to awaken those who are immersed in vanity, as if in a deep sleep.
All material matters are generally called vanity, "Abel." Indeed, by themselves, according to the true state of things, they are devoid of any independent reality of existence. Therefore, when no sublime idea (in the name of Heaven) is embedded in them, but they are dealt with for their own sake, then they are “vanity of vanities” (“Abel Avalim”).
וְלִפְקֹחַ עֵינֵי הָעִוְרִים.
I want the blind to see
After all, the soul is in the physical body and allows you to be controlled by the body. Therefore, it is compared with a person blindfolded or blindfolded with resin. They lead him in different directions and he obediently, like a fool, follows them. And although this person, in itself, can be smart and wise, but since he does not see anything, he may well be considered a fool.
The same thing happens with the soul. Although she is a part of the Most High from Above and came from a place of the highest holiness, but at that moment that she descended into a body whose physical matter hides it and the soul is deprived of the strength to prevent the body from moving and doing it - the body makes the soul blind. Therefore, it is necessary to remove blindness from the soul and open its eyes to it.
יַבִּיטוּ לִרְאוֹת, לִהְיוֹת כָּל יִשְׁעָם וְחֶפְצָם וּמְגַמָּתָם לְכָל בָּהֶם חַיֵּי רוּחָם
and saw [the truth], so that their thoughts, desires, aspirations were connected with the life of the spirit,
בִּ"מְקוֹר מַיִם חַיִּים "חַיֵּי הַחַיִּים,
so that [these people] join the Source of “living water” - to the Almighty, who gives life to all living things, -
According to Yermiyau, 2:13 and 17:13.
כָּל יְמֵי חַיֵּיהֶם, מִנֶּפֶשׁ וְעַד בָּשָׂר.
throughout their life, in all types of their activities - both those related to the satisfaction of the needs of the soul ["nefesh"], and those related to the satisfaction of the needs of the body ["basar"], -
See Yeshayau 10:18. Obviously, the needs of the soul mean the desires of man, his tastes, interests, requests, etc. All these human interests: from spiritual to the carnal, must be connected with Gd. Not only during prayer, the study of the Torah or the fulfillment of the commandment, but also being immersed in the daily affairs of the physical world - everything should have its own connection with the Divine, since it is the source of the “living water” that revives us, the life of life itself.
דְּהַיְנוּ, כָּל מִלֵּי דְּעַלְמָא וְעִסְקֵי פַּרְנָסָה לֹא יִהְיֶה כְּאֵלּוּ דְּעָבְדִין לְגַרְמַיְהוּ,
so that, doing business in this world and making a living, they do not pursue purely mercantile goals.
You can’t be like those who do all this just for themselves, and not in the name of Heaven. The whole purpose of their activities is directed only for their personal benefit, to satisfy the desires of their and their family.
וְלֹא יִהְיֶה בֵּית יִשְׂרָאֵל כְּכָל הַגֹּויִם, דְּזָנִין וּמְפַרְנְסִין וּמֹ
У записи 4 лайков,
1 репостов,
454 просмотров.
1 репостов,
454 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Хаим Толочинский