Тания 5 тишрея Святое послание Глава 20 וְ"יֵשׁ...

Тания

5 тишрея

Святое послание

Глава 20

וְ"יֵשׁ מֵאַיִן" נִקְרָא "בְּרִיאָה" בִּלְשֹׁון הַקֹּדֶשׁ.

«Творением» же [«Бриа»] называется на святом языке переход Ничто в Нечто.

Понятие «Творение» («Бриа») подразумевает создание нечто нового, чего не существовало прежде. В отличие от возникновения в силу причинно-следственного нисхождения света «ила ве-алул», когда последующая ступень в принципе уже существует до своего раскрытия, но в абстрактной, потенциальной форме. Но, как мы указывали выше, в стадии «Ничто» («аин») не могло существовать никакого «Нечто» («йеш») по определению, (иначе бы эта стадия не называлась «Ничто»). Такое сотворение принципиально нового называется на языке Торы словом «Бриа», как сказано у Рамбана в объяснении к первой фразе главы Берейшит, где он пишет, что «нет у нас на святом языке другого выражения для понятия возникновения Нечто из абсолютного Небытия, кроме как «Бара» — сотворил».

[Казалось бы, какое отношение эта фраза имеет к логическому построению доказательства? Можно предположить, что в ней есть подтверждение положения о необычности в сотворении физической материи относительно поступенного образования сфирот. В свете этого утверждения понятно, почему первая фраза Торы «В начале сотворения Б-гом...» («Бара Элоким») сказано после всей цепочки образования сфирот «иштальшилут» только в отношении творения неба и земли. (Понятие Творение не относится также к возникновению реальности сфиры Хохма из Небытия, как сказано «Хохма из Небытия стала реальностью («тимаце»)». Поскольку Хохма не относится к творениям реальности физической материи. Поэтому называется «аин» — «Небытие»). Примечание Любавичского Ребе Шлита].

Ниже Алтер Ребе затронет следующий вопрос: Ведь также при сотворении «Нечто из Ничто» («Йеш ми-аин»), сотворенное «Нечто» полностью теряет свою индивидуальную сущность в реальности Б-жественной созидающей силы, (вплоть до полного несуществования, подобно солнечному лучу, который будучи еще внутри самого солнца просто не существует). Происходит это в силу того, что, как известно, «все сущее — ничто пред Ним». Каким же образом можно утверждать, что Нечто принципиально новое не может возникнуть из поступенного нисхождения света по цепочке причинно-следственной связи «ила ве-алул», поскольку в таком случае то «новое», что будет возникать, будет не самостоятельно существующей новой реальностью, но будет полностью зависимым от причины ее породившей, и ощущать себя ничтожным по сравнению с ней? Ведь, как мы только что заметили, истинное положение вещей заключается в том, что даже отдельно существующая реальность «Йеш», тем не менее теряет свое якобы отдельное самостоятельное существование в источнике, который постоянно пребывает внутри него вызывая его к существованию из Небытия?!

Отвечает на это Алтер Ребе: утверждение о том, что творение «Йеш» растворяется и перестает существовать в реальности своего Источника, справедливо только относительно знания мироздания со стороны Самого Всевышнего. Но в самосознании творения — мир совершенно реален. Такое ощущение своей отдельно существующей реальности у сотворенного не могло бы возникнуть если бы оно было образовано по принципу «ила ве-алул», но лишь творение из абсолютного Небытия по принципу «Йеш ми-аин».

וַהֲגַם שֶׁהַיֵּשׁ הַנִּבְרָא הוּא גַּם כֵּן כְּלָא חָשִׁיב קַמֵּיהּ,

И хотя сотворенное «Нечто» так же ничтожно по отношению к Нему, [к бесконечной Его сути];

Подобно ничтожности следствия по отношению к его причине в сотворении по принципу «ила ве-алул».

דְּהַיְנוּ שֶׁבָּטֵל בַּמְּצִיאוּת לְגַבֵּי הַכֹּחַ וְהָאוֹר הַשּׁוֹפֵעַ בּוֹ

То есть как бы не существует [«битуль бе-мециут»] относительно созидающей силы Творца и Его света, который изливается на уровень творений, даруя им жизнь.

[Не только по отношению к самой Его Бесконечной сути, которая совершенно выходит за рамки мира и творения, но даже к той силе, которая соотносима с творением. Примечание Любавичского Ребе Шлита].

מֵהַכֵּלִים דְּעֶשֶׁר סְפִירוֹת דַּאֲצִילוּת בְּרִיאָה יְצִירָה עֲשִׂיָּה,

[Созидательная сила и свет Его передаются] посредством оболочек «келим» десяти сфирот миров АБИА [Ацилут, Бриа, Йецира и Асия].

שֶׁהַ"קַּו" אוֹר אֵין סֹוף בָּרוּךְ הוּא מֵאִיר בָּהֶם,

Ибо луч [«кав»] бесконечного света Эйн Соф Творца, благословен Он, пронизывает своим светом оболочки сфирот,

Относительно же света сфирот все мироздание представляется как абсолютное ничто.

До сотворения миров бесконечный свет Всевышнего наполнял все будущее мироздание; в этих условиях их существование было невозможным, ибо они просто растворились бы в этом свете. После удаления его из выбранного Создателем пространства и сотворения миров они получили бесконечный свет, но в сокращенной, сжатой форме, в виде луча [«кав»]; луч этот пронизывает все миры — от высших к низшим.

Поэтому сказано «ничтожно по отношению к Нему» («камея»), хотя сопоставляем сотворенное «Йеш» не с Самим Всевышним, но с Его созидательной силой. Поскольку в сосудах сфирот, из которых проистекает эта сила, сияет «кав» — категория раскрытия Бесконечного света Эйн Соф внутри миров.

וּכְזִיו הַשֶּׁמֶשׁ בַּשֶּׁמֶשׁ,

[Битуль сотворенного] подобен тому, как солнечный свет, [еще не излученный из своего источника солнца в мировое пространство], ничто по сравнению с самим светилом

Луч не имеет там никакого ощущения себя, как отдельной сущности, но его «самосознание» полностью растворено в всеобъемлющей реальности самого солнца.

כְּמֹו שֶׁנִּתְבָּאֵר בְּלִקּוּטֵי אֲמָרִים חֵלֶק ב.

как о том написано во второй части книги «Тания».

«Врата Единства и веры», глава 3. Там сказано, что все сотворенное согласно истинному положению вещей, на самом деле не имеет никакого своего существования («битуль») перед своим творящим источником.

Каким же образом можно утверждать, сотворенная реальность «йеш» не может возникнуть из поступенного нисхождения света по цепочке причинно-следственной связи «ила ве-алул», поскольку в таком случае ее самостоятельная реальность будет аннулироваться перед причиной ее породившей. Ведь, даже сейчас, при сотворении «Нечто из Ничто», истинное положение вещей заключается в том, что реальность «Йеш», тем не менее теряет свое якобы отдельное самостоятельное существование в своем источнике, подобно тому, как несуществует луч солнца внутри солнца?!

Отвечает на это Алтер Ребе:

הַיְנוּ "קַמֵּיהּ" דַּוְקָא שֶׁהִיא יְדִיעָתוֹ יִתְבָּרֵךְ מִלְּמַעְלָה לְמַטָּה.

Именно «по отношению к Нему» [«камея»], в сознании Всевышнего Свыше вниз.

Ничтожность всех творений — истина, известная лишь Творцу, — только Всевышний знает, в чем состоит процесс творения на всех его стадиях, начиная с самой высшей — импульса Его созидающей силы до низшей — образования новых отдельных объектов.

אֲבָל בִּידִיעָה שֶׁמִּמַּטָּה לְמַעְלָה הַיֵּשׁ הַנִּבְרָא הוּא דָּבָר נִפְרָד לְגַמְרֵי בִּידִיעָה וְהַשָּׂגָה זוֹ שֶׁמִּמַּטָּה,

Однако в самосознании творений «снизу вверх» — сотворенная реальность «Йеш» представляет собой нечто существующее совершенно отдельно [от творящего источника], согласно возможности постижения творений внизу.

Творениям дано познать сначала низшую форму бытия — свое собственное существование, а затем получить условное представление о высшей форме бытия — тайной сути Творца, дарующей им жизнь. При этом растворение в истинной всеобъемлющей реальности их источника Творца «битуль бе-мециут» у них не происходит.

Но если творение осознает, что у него есть созидательный источник, что это Б-жественная сила, то каким же образом можно при этом считать себя чем-то реальным, «йеш», а источник существования относить к «ничто», «аин»?

Ниже объясняет Алтер Ребе, что под словом «аин» («ничто») не подразумевается, что там ничего нет, но «аин» представляет собой два аспекта: а) непостижим — творение не способно понять и постигнуть свой источник, поэтому зовет его «аин», поскольку в мире, доступном разуму его не существует; б) в рамках реальности подобной реальности физической источника не существует, поскольку его реальность принципиально иная, поэтому на языке творения этот источник зовут «аин» — небытие.

Вернемся к словам Алтер Ребе:

כִּי הַכֹּחַ הַשּׁוֹפֵעַ בּוֹ אֵינוֹ מֻשָּׂג כְּלָל וּכְלָל,

тем не менее, сотворенное Нечто абсолютно не в состоянии постичь и осознать природу созидающей силы Всевышнего, воздействующей на него,

Сотворенное не ощущает воздействия этой силы, в их представлении она — Ничто. Это первый аспект «аин».

Есть и еще одна причина, по которой творческая сила Всевышнего — Ничто для созданий: природа этой силы и природа творений принципиально несопоставимы:

וְגַם אֵין עֲרוּךְ זֶה לַזֶה כְּלָל וּכְלָל,

Также это две сущности совершенно разного порядка

Нет абсолютно ничего общего между сотворенным «Йеш» и его источником «Аин» — они находятся в совершенно разных измерениях бытия.

Примером может служить положение, что камень возник из разума. При этом, та реальность, в которой пребывает камень, совершенно исключает наличия таких абстракций, как разум. Поэтому в рамках такой реальности совершенно безразлично возник ли камень из Ничто либо возник он из Разума — и то и другое понятия иного измерения, не существующего для камня.

לֹא מִנֵּיהּ וְלֹא מִקְּצָתֵיהּ, מֵהָעֵרֶךְ שֶׁמֵהֶעָלוּל אֶל הָעִלָּה,

их соотношение между собой ни в малейшей степени не похоже на взаимосвязь следствия «алул» и породившей ее причины «ила».

При образовании новых сущностей по принципу причинно-следственной связи «ила ве-алул».

שֶׁהֶעָלוּל יוֹדֵעַ וּמַשִּׂיג אֵיזֶה הַשָּׂגָה בְּעִלָתוֹ

Вновь возникшая сущность «алул» в некоторой степени постигает и осознает породившую ее причину «ила»,

Следовательно породившая ее сущность «ила» находится в сфере реалий, доступных ее постижению и это знание оказывает на нее влияние.

וּבָטֵל אֶצְלָהּ עַל יְדֵי יְדִיעָה וְהַשָּׂגָה זוֹ,

информация и представление [о своем источнике] приводят ее к ощущению собственного ничтожества [«битуль» по сравнению с породившей ее сущностью].

При цепочке причинно-следственной связи между возникающими сущностями, каждой новой ступени в принципе
Tania

5 tishreya

Holy message

Chapter 20

וְ"יֵשׁ מֵאַיִן "נִקְרָא" בְּרִיאָה "בִּלְשֹׁון הַקֹּדֶשׁ.

"Creation" ["Briah"] is called in the holy language the transition of Nothing to Something.

The concept of "Creation" ("Briah") implies the creation of something new that did not exist before. In contrast to the emergence due to the cause-effect descent of light, “ila ve-alul”, when the next step in principle already exists before its disclosure, but in an abstract, potential form. But, as we indicated above, in the “Nothing” (“ain”) stage, there could be no “Something” (“yes”) by definition (otherwise this stage would not be called “Nothing”). Such creation of a fundamentally new is called in the language of the Torah the word “Briah,” as Ramban said in the explanation to the first sentence of the head of Bereishit, where he writes that “we have no other expression in the holy language for the concept of the emergence of Something from absolute Nothingness, except“ Bara "- created."

[It would seem, what does this phrase have to do with the logical construction of evidence? It can be assumed that it contains confirmation of the position about unusualness in the creation of physical matter with respect to the received formation of the Sefirot. In the light of this statement, it is understandable why the first phrase of the Torah “At the beginning of creation by Gd ...” (“Bara Elokim”) is said after the entire chain of formation of the Sefirot “istalshilut” only in relation to the creation of heaven and earth. (The concept of Creation does not apply to the emergence of the reality of the Sefira Hochma from Nothingness, as it is said, “Hochma from Nothingness has become reality (“ timatse ”).” Since Hochma does not apply to creations of the reality of physical matter. Therefore, it is called “ain” - “Nothingness”). Note of the Lubavitcher Rebbe Schlit].

Below, Alter Rebbe will raise the following question: After all, when creating “Something from Nothing” (Yesh mi-ain), the created “Something” completely loses its individual essence in the reality of Divine creative power (up to complete non-existence, like the sun ray, which, while still inside the sun itself, simply does not exist). This happens due to the fact that, as you know, "all that exists is nothing before Him." How can it be argued that Something fundamentally new cannot arise from the received descent of light along the chain of cause-effect relationship “ila ve-alul”, since in this case the “new” that will arise will not be an independently existing new reality, but will it be completely dependent on the cause of it, and feel insignificant in comparison with it? After all, as we have just noticed, the true state of things is that even the separately existing reality of Yesh nevertheless loses its supposedly separate independent existence in the source, which constantly resides within it, causing it to exist from Non-Being ?!

Alter Rebbe answers this: the assertion that the Yesh creation dissolves and ceases to exist in the reality of its Source is only true regarding the knowledge of the universe from the Most High. But in the self-awareness of creation, the world is completely real. Such a feeling of his separately existing reality in the created could not have arisen if it had been formed on the principle of “ila ve-alul”, but only a creation from absolute Nothingness on the principle of “Yesh mi-ain”.

וַהֲגַם שֶׁהַיֵּשׁ הַנִּבְרָא הוּא גַּם כֵּן כְּלָא חָשִׁיב קַמֵּיהּ,

And although the created “Something” is also insignificant in relation to Him, [to His infinite essence];

Like the insignificance of the investigation with respect to its cause in the creation according to the principle of “sila ve-alul”.

דְּהַיְנוּ שֶׁבָּטֵל בַּמְּצִיאוּת לְגַבֵּי הַכֹּחַ וְהָאוֹר הַשּׁוֹפֵעַ בּוֹ

That is, as it were, there is no [“Beatul Be-Metsiut”] regarding the creative power of the Creator and His light, which is poured onto the level of creations, giving them life.

[Not only in relation to His Infinite essence itself, which completely goes beyond the framework of the world and creation, but even to that power that is comparable with creation. Note of the Lubavitcher Rebbe Schlit].

מֵהַכֵּלִים דְּעֶשֶׁר סְפִירוֹת דַּאֲצִילוּת בְּרִיאָה יְצִירָה עֲשִׂיָּה,

[His creative power and light is transmitted] through the Kelim shells of the ten Sefirot of the ABIA worlds [Atzilut, Briah, Yetzirah and Assiya].

שֶׁהַ"קַּו "אוֹר אֵין סֹוף בָּרוּךְ הוּא מֵאִיר בָּהֶם,

For the ray [“kav”] of the infinite light of Ein Sof the Creator, blessed by Him, penetrates through his light the sheaths of the Sefirot,

Regarding the light of the Sefirot, the whole universe is presented as absolute nothing.

Before the creation of the worlds, the infinite light of the Almighty filled the entire future universe; under these conditions, their existence was impossible, for they would simply dissolve in this light. After removing it from the space chosen by the Creator and creating the worlds, they received infinite light, but in a shortened, compressed form, in the form of a ray [“cav”]; this ray permeates all worlds - from higher to lower.

Therefore, it is said “insignificant in relation to Him” (“cameo”), although we compare the created “Yesh” not with the Most High Himself, but with His creative power. Since in the vessels of the Sefirot from which this force flows, the radiance
У записи 6 лайков,
1 репостов,
361 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Хаим Толочинский

Понравилось следующим людям