Недельная глава "Ваейце". Беседа первая. (Публикуется в свободном...

Недельная глава "Ваейце".

Беседа первая.

(Публикуется в свободном переводе с иврита. По материалам беседы ребе на недельную главу "Ваейце" 5711 (1950) года.

- 1 -

Недельная глава начинается со слов: "И вышел Яков из Беер-Шевы и пошел в Хорон". Этими [повторяющимися словами], как объясняет комментарий РаШИ, [от рассказа об Эйсаве] Тора возвращает нас к рассказывавшемуся в предыдущем разделе [- повествованию, посвященному событиям, происходившим с Яковом].

Смыслом в Торе обладает каждое слово. Из лишней написанной в том или ином слове буквы можно выучить целые алохейс (законы), - тем паче, отрывок текста, а, подавно, - сюжет, повторяющийся в Торе дважды, без сомнения, служит наставлением для будущих поколений, для любого времени, для любого места и также для нашего времени, поскольку Тора вечна.

- 2 -

Название города, из которого вышел Яков, - Беер-Шева (дословно: "Колодец Семи") - Тора объясняет двояко:

- такое название городу было дано в честь союза, заключенного Авимелехом и Авроомом у колодца, рядом с которым и был основан город; в честь седьмого колодца, выкопанного Ицхоком, сыном Авроома, после заключения мира с Авимелехом.

Так или иначе, обе причины, в соответствии с которыми город был назван Беер-Шевой, намекают на спокойствие и благополучие народа Израиля.

Слова, завершающие стих: "...пошел в Хорон" - намекают на состояние противоположное. [Название города, цели путешествия Якова -] Хорон - [дословно☺ "гнев", - антоним спокойствию и благополучию. Благословенной памяти Мудрецы сказали, что Хорон "удостоился" подобного названия потому, что его нравы вызывали "хорейн аф шел эйлом" - "гнев мира".

Существует вопрос: Все-вышний щедрой рукой дал нам Тору и заповеди. Куда бы мы ни обратили взор, в какую бы ситуацию ни попали, у нас всегда есть возможность выполнить какую-либо положительную заповедь или какое-нибудь из ее ответвлений, или воздержаться от нарушения одной из 365 отрицательных заповедей и их ответвлений. Возложив на нас такую объемную работу, Все-вышнему, на первый взгляд, по крайней мере, следовало бы снять с евреев все возможные заботы: беды Изгнания, необходимость заботиться о пропитании и тому подобное для того, чтобы облегчить нам выполнение заповедей. Более того, Все-вышний мог бы сделать так, чтобы евреи вовсе не нуждались в контакте с материальностью мира для того, чтобы они могли постоянно оставаться в "шатре Торы". Почему же Б-г не сделал этого?

В качестве ответа на этот вопрос Тора приводит нам рассказ о жизненном пути Якова.

Яков - первый из наших праотцов, все сыновья которого последовали его путем. В Талмуде, в трактате Шабос, говорится: "[Яков] - не как Авроом, из которого вышел Ишмаель, и не как Ицхок, из которого вышел Эйсав, но как Яков, ложе которого цельно".

Когда Якову пришла пора жениться - "строить дом в Израиле", ему было приказано выйти из Беер-Шевы, оставить ешиву Шема и Эйвера и следовать в Хорон - город, получивший свое название от слов "хорейн аф шел эйлом" - "гнев мира".

Поскольку Яков должен был стать родоначальником еврейского народа, он, [на первый наш взгляд,] мог и, очевидно, должен был оставаться в Беер-Шеве - месте, где Б-жественность раскрывалась ощутимо, месте, где выполнение заповедей давалось легко, а совершение грехов - с трудом. Но, напротив того, для того чтобы построить дом в Израиле - еврейскую семью, он обязан был покинуть Беер-Шеву и прийти в Хорон - место - символ сокрытия Б-жественности, место, где легко давалось совершение грехов, а выполнять заповеди было удивительно тяжело. И за счет того, что Яков устоял в этом испытании, и с помощью этого, он построил дом в Израиле, и Мудрецы говорят, что "ложе его цельно" [что означает, что] - все дети Якова пошли его путем, стали праведниками, явились родоначальниками колен Израиля.

Этот сюжет служит наставлением каждому из евреев: только за счет столкновения с испытаниями и преодоления их еврей может построить настоящий еврейский дом, светлый и теплый.

- 3 -

А порядок [делающий возможным преодоление подобных испытаний] должен быть таким, как его описывает продолжение недельной главы.

Первым шагом Якова, когда он отправился в Хорон, рассказывает Тора, было "ваифга бемокейм" - Яков стал молиться. На первый взгляд, человек, направляющийся в Хорон для того, чтобы найти себе невесту, должен, в первую очередь, заняться изучением языка и обычаев той страны, куда он идет, облачиться в одежды этой страны... Яков же отодвинул подобные вещи на задний план и занялся Служением молитвой.

Как было сказано выше, рассказ о Якове (как и все другие содержащиеся в Торе сюжеты) служит наставлением для всех поколений. Намеревающийся построить дом в Израиле - еврейскую семью - может подумать: "Хватит. До сегодняшнего дня я достаточно учил Тору, занимался Служением молитвой и выполнением заповедей. Сейчас, когда я вынужден столкнуться с [реалиями] мира: кормить семью, заботиться о детях, - я должен оставить все это и отдаться изучению обычаев "той страны". Я должен не отстать от ее ["коренных] обитателей" и так далее".

На это отвечает ему [Тора]: нет! То, чему тебе [действительно] необходимо отдаться нынче - "ваифга бемокейм" - Служению молитвой.

И, напротив, именно сейчас заниматься Служением молитвой ты должен в большей степени, нежели до того, поскольку все Служение сегодняшнего дня: твои занятия Торой, твое выполнение заповедей и твоя молитва, - недостаточно для тебя сегодняшнего, - вышедшего в мир, столкнувшегося с испытаниями, никаким образом не сравнимыми с испытаниями прежними. И тебе надлежит молиться Все-вышнему о том, чтобы выдержать эти испытания.

- 4 -

Находясь по дороге в Хорон, - продолжает рассказывать Тора, - Яков "...взял от камней того места и поместил себе в качестве изголовья". "Сделал нечто наподобие барьера вокруг своей головы, поскольку опасался диких животных", - разъясняет РаШИ. Яков прекрасно знал, куда он идет. Он знал, что и по дороге к цели путешествия, еще не доходя Хорона, водятся хищные звери. Поэтому Яков взял камни и окружил ими свою голову для того, чтобы защититься от хищников.

На первый взгляд, неясно, почему камнями Яков окружил лишь голову, но не все тело. Если Яков полагался на Все-вышнего и был уверен в своей безопасности, ему не было необходимости окружать камнями, в том числе, и голову. Если же он не хотел полагаться на чудо, на то, что выше природы, Яков [в той же мере] должен был обеспечить безопасность и своего тела, и ног.

[Причина подобного поведения Якова] становится понятной, если вспомнить сказанное в книге "Тэиллим (Псалмов)": "Изнурительным трудом рук своих будешь питаться, - счастлив ты и хорошо тебе!" Есть особая точность в этих словах, произнесенных царем Довидом. Счастлив именно тот, кто питается изнурительным трудом РУК своих.

Заниматься добычей заработка можно двумя способами: с помощью "егия капэхо (изнурительного труда рук)". Голова, мозг при этом остаются свободными, погруженными в Тору и молитву. Только руки задействованы в стараниях по поиску заработка. Второй способ - "егия рейшхо (изнурительный труд головы твоей)". Можно целиком посвятить себя заботе о поисках пропитания, задействуя в решении вопросов заработка не только органы действия, но и интеллект.

В этом и заключается смысл слов псалма: "[Если] изнурительным трудом рук твоих будешь питаться (в то время как голова твоя будет погружена в Тору и молитву), [тогда] счастлив ты и хорошо тебе!" [Счастлив -] не только в духовном, но и в материальном, по той причине, что ухищрения не слишком помогают человеку в добыче заработка, как написано: "Не мудрецам хлеб". Более того, излишние ухищрения способны привести к неудаче в деле поисков пропитания для себя и своей семьи, как объясняется во многих местах в Торе.

В то время, когда Яков отправлялся в Хорон, он хорошо знал, куда идет. Он знал, что идет в дом Лавана-арамейца, знал он также, что уже по дороге ему встретятся хищные звери... Поэтому он взял камни и окружил камнями свою голову для того, чтобы у хищников, если они нападут на Якова в дороге, не было соприкосновения с его головой. Голова должен быть защищена как во время дороги, так и во время службы у Лавана, то есть [перекладывая этот сюжет на язык наставления], как во время подготовки к работе по добыче пропитания, так и во время практического осуществления этой работы. Человеку постоянно необходимо следить за тем, чтобы в его материальной деятельности были задействованы только органы действия - руки.

И это также служит наставлением для каждого. Человеку необходимо следить, чтобы голова его была защищена. А когда голова будет заниматься тем, чем она должна заниматься, тогда и руки и ноги, само собой, будут в порядке: занятия поиском пропитания будут происходить в соответствии с тем, о чем говорит "Шульхан Орух" (основной Кодекс практического соблюдения еврейского Закона), руки будут выполнять свои действия таким образом, что "лишь левая отталкивает, а правая приближает", а ноги будут бежать к выполнению заповеди.

- 5 -

Чем оградил себя Яков для того, чтобы защититься от мира, сделать так, чтобы мир не смог воздействовать на него? Лишь камнем. Не с разумом, не с чувством, и даже не с теми аспектами души, которые сравниваются с растительной природой, а именно с камнем - существованием, относящимся к "молчащей" - минеральной природе, в котором нет никакого духа жизни, Яков связал самого себя.

Наставление, которое мы выносим из этого: выходящий в мир и желающий сохранить свою неприкосновенность, не поддаваться воздействию мира, не быть подчиненным ему, должен, в первую очередь, в полной мере возложить на себя иго Царства Небес - "камень". Разума и чувств для этого недостаточно. Человеку следует ощутить себя молчащим камнем, как сказано: "Душа моя пусть будет как прах для всех!"

"Молчащая" - минеральная природа не способна даже к передвижению. До тех пор, пока кто-нибудь не возьмет камень и не перенесет его в другое место, камень не может сам туда перебраться. И человек должен ощущать себя камнем - простым рабом, которого Все-вышний лишь перекладывает с места на место, поскольку для
Weekly Weekend

The first conversation.

(It is published in a free translation from Hebrew. Based on materials from a conversation with the Rebbe on the weekly chapter of “Wejec” 5711 (1950).

- 1 -

The weekly chapter begins with the words: "And Jacob came out of Beer Sheba and went to Horon." With these [repeating words], as explained by Rashi's comment, [from the story of Eisav], the Torah brings us back to the story [in the previous section, devoted to the events that happened to Jacob].

Every word has meaning in the Torah. Whole aloheis (laws) can be learned from the excess letter written in a given word, all the more so, a passage of text, and, moreover, a plot repeated in the Torah twice, without a doubt, serves as an instruction for future generations, for any time, for anywhere and also for our time, because the Torah is eternal.

- 2 -

The name of the city from which Jacob emerged, Beer Sheva (literally: "Well of Seven"), the Torah explains in two ways:

- such a name was given to the city in honor of the union concluded by Abimelech and Avroom at the well near which the city was founded; in honor of the seventh well, dug by Yitzchok, son of Avroom, after the conclusion of peace with Abimelech.

One way or another, both reasons why the city was called Be'er Sheva hint at the peace and well-being of the people of Israel.

The words concluding the verse: "... went to the Horon" - allude to the opposite state. [Name of the city, travel destination of Jacob -] Khoron - [literally☺ "anger", - the opposite of calm and well-being. The blessed memory of the Sages said that the Khoron "was awarded" a similar name because his morals caused "khoreyn af went eil" - "the wrath of the world."

There is a question: the Almighty with a generous hand gave us the Torah and the commandments. Wherever we look, no matter what the situation, we always have the opportunity to fulfill some positive commandment or any of its branches, or to refrain from violating one of the 365 negative commandments and their branches. Having entrusted us with such a voluminous work, the Almighty, at first glance, at least, should have removed from the Jews all possible concerns: the troubles of the Exile, the need to take care of food and the like in order to facilitate the fulfillment of the commandments. Moreover, the Almighty could have made it so that the Jews did not need contact with the materiality of the world at all so that they could constantly remain in the “tent of the Torah”. Why did Gd not do this?

As an answer to this question, the Torah gives us a story about Jacob's life path.

Jacob is the first of our forefathers, all of whose sons followed his path. In the Talmud, in the treatise of Chabos, it is said: "[Jacob] - not like Avroom, from whom Ishmael came out, and not like Yitzhok, from which Eisav came out, but like Jacob, whose bed is whole."

When it came time for Jacob to marry - "build a house in Israel", he was ordered to leave Be'er Sheva, leave the yeshiva of Shem and Ever and follow to Khoron - a city that got its name from the words "Khorein af went an eil" - "the wrath of the world" .

Since Jacob was to become the ancestor of the Jewish people, he, [at our first glance,] could and, obviously, should have remained in Be'er Sheva - a place where Divine divinity was revealed tangibly, a place where the fulfillment of the commandments was easy, and the fulfillment sins - with difficulty. But, on the contrary, in order to build a house in Israel - a Jewish family, he had to leave Be'er Sheva and come to Khoron - a place - a symbol of the concealment of Divine divinity, a place where the commission of sins was easy, and it was surprisingly difficult to fulfill the commandments . And due to the fact that Jacob stood up in this test, and with the help of this, he built a house in Israel, and the Sages say that "his bed is whole" [which means that] - all of Jacob’s children went his way, became righteous, were the ancestors of the tribes of Israel.

This plot serves as an instruction to each of the Jews: only by facing the trials and overcoming them can a Jew build a real Jewish house, bright and warm.

- 3 -

And the order [making it possible to overcome such trials] should be as described by the continuation of the weekly chapter.

The first step of Jacob, when he went to Khoron, says Torah, was "waifga bemokeim" - Jacob began to pray. At first glance, a person heading to Khoron in order to find a bride should first of all study the language and customs of the country where he goes, put on the clothes of this country ... Yakov moved these things to the back plan and took up the service of prayer.

As mentioned above, the story of Jacob (like all other plots contained in the Torah) serves as an instruction for all generations. If you intend to build a house in Israel - a Jewish family - you might think: “Enough. Until today, I have taught Torah enough, have been engaged in Prayer and keeping the commandments. Now that I have to deal with the [realities] of the world: to feed the family, to take care of the children, - I must leave all this and give myself to studying the customs of “that country.” I must keep up with its [“indigenous] inhabitants” and
У записи 7 лайков,
2 репостов,
369 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Хаим Толочинский

Понравилось следующим людям