Тания 21 Кислева.
Книга Средних
Предисловие
Вступление
После того, как Алтер Ребе согласился печатать Танию (через год после того, как были обнаружены поддельные копии), он написал это предисловие. Но еще до этого оно было распространено в виде письма, адресованного всем хасидам.
В этом предисловии Алтер Ребе объясняет цель составления этой книги - руководства в служении Всевышнему. Ребе подчеркивает, что книга Тания должна стать заменой личной встречи и общения с Ребе - «йехидут». И хотя до сих пор был обычай, когда каждый, у кого возникал вопрос, связанный со служением Всевышнему, приходил к Ребе и получал непосредственно от него совет и наставление, то отныне он сможет найти успокоение своей душе, получив истинный совет из этой книги. Необходимость в таком порядке возникла вследствие недостатка времени наставлять каждого из члена все более разрастающейся общины. Но, поскольку все происходит по воле Провидения, и в особенности в том, что касается учения хасидизма, ясно, что на то была высшая воля Небес. И, как известно, также в наше время Любавичский Ребе Шлита прекратил частные аудиенции и заменил их на коллективные, так называемые «йехидут клали». Ребе неоднократно пояснял, что в сущности в этом заключается указание Свыше. В ответ хасиду, который сетует, что нельзя больше получать от Ребе личные указания, Ребе замечает, что на коллективной аудиенции есть ответы на вопросы и проблемы каждого, и ему только следует искать и найти это. Необходимо следовать обычаю других хасидов и посещать аудиенцию-йехидут на хасидских фарбренгенах в Севен Севенти (Штаб-квартира Хабада в Нью-Йорке). И там, когда человек внимательно прислушается и вникнет всем сердцем в речи Ребе (сихойс и майморим), то услышит ответ на все свои вопросы. Также и в этом предисловии, Алтер Ребе отвечает на вопрос хасидов, которые хотят продолжения личных аудиенций у Ребе и по их словам невозможно заменить силу влияния порицаний, услышанных лично от Ребе, никаким чтением книги. Он объясняет, что, действительно, в отношении других книг они правы, но книга Тания особенная - она предназначена исполнить эту функцию в полном объеме. Она не служит вынужденной «заменой», но представляет собой тот же самый аспект «йехидут» - личного контакта с Ребе, только в другом облачении.
הַקְדָּמַת הַמְלַקֵּט
ПРЕДИСЛОВИЕ СОСТАВИТЕЛЯ
Алтер Ребе, по своей великой скромности, называет себя всего лишь компилятором изречений других мудрецов.
וְהִיא אִגֶּרֶת הַשְּׁלוּחָה לִכְלָלוּת אַנְשֵׁי שְׁלֹומֵנוּ, יִשְׁמְרֵם צוּרָם וִיחַזְּקֵם:
оно же послание всем нашим верным собратьям, да хранит вас Всевышний
אֲלֵיכֶם אִישִׁים אֶקְרָא,
Вас, мужи, призываю.
Эти слова появляются также в начале книги Рамбама «Путеводитель растерянных» («Морэ Невухим»).
שִׁמְעוּ אֵלַי רֹודְפֵי צֶדֶק
Слушайте меня, ревнители справедливости,
Указывает на духовную работу связанную с практическим исполнением заповедей
מְבַקְּשֵׁי ה’,
искатели Всевышнего,
Указывает на духовное служение молитвой (в которой человек ищет близости к Всевышнему), и также указывает на изучение Торы (ибо Тора и Всевышний - одно). Примечание Любавичского Ребе.
וְיִשְׁמַע אֲלֵיכֶם אֱלֹקִים
и Б-г услышит вас
לְמִגָּדֹול וְעַד קָטָן,
от малого до великого,
От достигших самых высоких ступеней в служении Всевышнему, до тех, кто находится на низкой.
כָּל אַנְשֵׁי שְׁלֹומֵנוּ דִּמְדִינָתֵנוּ וּסְמוּכֹות שֶׁלָּהּ אִישׁ עַל מְקֹומֹו יָבֹוא לְשָׁלֹום וְחַיִּים עַד הָעֹולָם נֶצַח סֶלָה וָעֶד‚ אָמֵן כֵּן יְהִי רָצֹון:
всех наших верных собратьев в этой стране и в соседних с нею. Каждый, где бы он ни был, да пребывает в мире и жизни вечной, коей нет конца. Амен! Да будет воля Его.
הִנֵּה מוּדַעַת זֹאת, כִּי מָרְגְלָא בְּפוּמֵי דְּאִינְשֵׁי
Известно, и все говорят об этом,
בְּכָל אַנְשֵׁי שְׁלֹומֵנוּ לֵאמֹר,
все наши верные собратья,
כִּי אֵינָהּ דֹּומָה שְׁמִיעַת דִּבְרֵי מוּסָר לִרְאִיָּה וּקְרִיאָה בַּסְּפָרִים,
что слышать слова поучения - совсем не то, что видеть и читать написанное в книге.
שֶׁהַקֹּורֵא קֹורֵא לְפִי דַּרְכֹּו וְדַעְתֹּו וּלְפִי הַשָּׂגַת וּתְפִיסַת שִׂכְלּו בַּאֲשֶׁר הוּא שָׁם,
И в самом деле, читатель читает по-своему, согласно своей способности понять и охватить разумом то, что перед ним.
Слова упрека и наставления, записанные в книгах, и слышимые из уст учителя, несмотря на то, что это те же самые слова слово в слово, их воздействие на человека не всегда одинаково. Ибо слова упрека и наставления пробуждают человека не только силой мудрости и постижения, которую они выражают, но, в основном, светом, сокрытым в них. Свет, сокрытый в книге, не всегда можно раскрыть и увидеть его. Но когда человек идет к учителю и задает ему вопрос и просит наставления в решении его проблем, то учитель будет стараться найти путь к сердцу спрашивающего, и чтобы его слова осветили ему путь, пробудили его и подействовали на него.
וְאִם שִׂכְלֹו וְדַעְתֹּו מְבֻלְבָּלִים וּבַחֲשֵׁכָה יִתְהַלָּכוּ בַּעֲבֹודַת ה’, בְּקֹושִׁי יָכֹול לִרְאֹות אֶת הָאֹור כִּי טֹוב הַגָּנוּז בַּסְּפָרִים,
Если же его разум и разумение смущены и в служении Всевышнему он бродит в потемках, он с трудом различит благодатный свет, который скрыт в книгах,
это разумеется не означает, что книги не хороши
אַף כִּי מָתֹוק הָאֹור לָעֵינַיִם וּמַרְפֵּא לַנֶּפֶשׁ
хотя он сладок для взора и целителен для души.
Но, поскольку его разум смущен и запутан, и он подобен двигающемуся на ощупь в темноте в вопросах служения Всевышнему, он не видит свет, который может и должен привести излечение его душе. Человек может неправильно понять то, что написано в книгах, и пойти по неверной дороге, если у него нет собственного учителя и воспитателя, который знает его, знает его достоинства и недостатки, и знает, как именно он, в соответствии с его качествами и его характером, должен вести себя.
וּבַר מִן דֵּין
Кроме того,
И кроме того, что из-за смущения его разума и т.п., он не может увидеть «свет, ибо он хорош», в книгах.
הִנֵּה סִפְרֵי הַיִּרְאָה
книги поучительного содержания,
Имеются в виду книги учения «Мусар».
הַבְּנוּיִים עַל פִּי שֵׂכֶל אֱנֹושִׁי
опирающиеся на доводы человеческого разума,
Книги, объясняющие человеку цель его жизни в мире, и пути служения Всевышнему, в соответствии с постижением человеческого разума.
בְּוַדַּאי אֵינָן שָׁוִין לְכָל נֶפֶשׁ,
несомненно приносят неодинаковую для всех пользу,
כִּי אֵין כָּל הַשְּׂכָלִים וְהַדֵּעֹות שָׁוֹות, וְאֵין שֵׂכֶל אָדָם זֶה מִתְפָּעֵל וּמִתְעֹורֵר מִמַּה שֶּׁמִּתְפֹעֵל וּמִתְעֹורֵר שֵׂכֶל חֲבֵרֹו,
ибо не все умы и суждения равны друг другу, и разум одного не тронут и не пробуждается тем, что трогает разум другого.
Не все умы и характеры одинаковы. В отношении нравоучительных книг, построенных на человеческом разуме, пишет Алтер Ребе, что они, несомненно, неодинаково полезны для всех. Даже если перед нами здоровый человек, разум которого не запутан, и в служении Всевышнему он не находится в потемках, не обязательно, что книга наставлений и нравоучений, которую он читает, пробудит его душу. Ибо каждый человек отличается от другого своим разумом и своим характером, и цепь рассуждений одного человека воодушевляет, а другой к остается равнодушен. И как же можно утверждать, что в книге Тания найдут все успокоение для их души, вплоть до того, что это книга сможет заменить личную встречу с Ребе?!
וּכְמֹו שֶׁאָמְרוּ רַזַ”ל גַּבֵּי בִּרְכַּת חֲכַם הָרָזִים עַל שִׁשִּׁים רִבֹּוא מִיִּשְׂרָאֵל,
И сказали наши мудрецы по поводу благословения «Благословен... Тот, Кто знает тайное» [«Хахам а-разим»], вспоминая о 600 000 евреев,
Когда видят 600 000 евреев, нужно произнести благословение «Барух хахам а-разим» - благословляют Всевышнего, что он мудр, ибо Он ведает тайны всех шестисот тысяч разных людей. Как сказали мудрецы: «Он знает сокрытое в сердце каждого из людей, и в этом его уникальная мудрость, ибо их характеры не похожи один на другой и их лица не похожи друг на друга». Вавилонский Талмуд, трактат Брахот, 58а. 600 тысяч - это число вышедших из Египта. Талмуд говорит о чуде принятия Торы целым народом, ибо такое множество людей, каждый из которых представляет собой совершенно своеобразный мир, со своими суждениями, восприятием и желаниями, не может прийти к единому мнению.
שֶׁאֵין דֵּעֹותֵיהֶם דֹּומֹות זֹו לָזֹו וְכוּ’,
что разум одного не подобен разуму другого...
а также их понимание и их чувства
וּכְמֹו שֶׁכָּתַב הָרַמְבַּ”ן זַ”ל בַּמִּלְחָמֹות שָׁם בְּפֵירוּשׁ הַסִּפְרִי גַּבֵּי יְהֹושֻׁעַ
То же [говорит] и Рамбан, благословенна его память, в книге «Войны [Б-га]» по поводу комментария «Сифри», где упоминается Йеошуа,
Приводя слова Рамбана (Нахманид), Алтер Ребе намеренно подчеркивает правомерность претензии хасидов к отмене личных аудиенций: Мудрецы (Вавилонский Талмуд, трактат Брахот 58б) рассказывает, что рав Ханина сын рабби Ика сказал раву Папе и раву Гуне сыну рабби Йеошуа: «когда я увидел вас, я расценил это равнозначному видению шестьсот тысяч из народа Израиля, и я произнес благословение, соответствующее этой ситуации «барух хахам а-разим». Рамбан пишет там, что несмотря на то, что закон не принимает это мнение рава Ханины, тем не менее, мы видим из этой истории, что существование великого мудреца, заключающего в себе все многообразие людских взглядов и суждений - возможно. См. Рамбам, Законы «Деот». Также толковали Мудрецы в книге «Сифри» слова, относящиеся к Йеошуа бин Нуну: «Муж, обладающий духом («руах»). Это определение подчеркивает способность нового главу еврейского народа, Йеошуа бин Нуна, встать на одну ногу с позицией, с «духом» буквально каждого человека. И поэтому, по мнению рава Ханины, нужно говорить благословение «хахам а-разим» на каждого великого мудреца, заключающего в себе все мнения и все учения.
שֶׁנֶּאֱמַר בֹּו “אִישׁ אֲשֶׁר רוּחַ בֹּו”,
названный «муж, в котором есть дух»,
Бемидбар, 27:18.
שֶׁיָּכֹול לַהֲלֹוךְ נֶגֶד רוּחֹו שֶׁל כָּל אֶחָד וְאֶחָד וְכוּ’.
что объясняется как «который способен стать на уровень духа каждого» и т. д.
И вот что пишет Рамбан там: «благословение хахам а-разим» говорится, поскольку характеры разных людей не похожи друг на друга, а Всевышний знает скрытое и тайное всего живого. Об
Книга Средних
Предисловие
Вступление
После того, как Алтер Ребе согласился печатать Танию (через год после того, как были обнаружены поддельные копии), он написал это предисловие. Но еще до этого оно было распространено в виде письма, адресованного всем хасидам.
В этом предисловии Алтер Ребе объясняет цель составления этой книги - руководства в служении Всевышнему. Ребе подчеркивает, что книга Тания должна стать заменой личной встречи и общения с Ребе - «йехидут». И хотя до сих пор был обычай, когда каждый, у кого возникал вопрос, связанный со служением Всевышнему, приходил к Ребе и получал непосредственно от него совет и наставление, то отныне он сможет найти успокоение своей душе, получив истинный совет из этой книги. Необходимость в таком порядке возникла вследствие недостатка времени наставлять каждого из члена все более разрастающейся общины. Но, поскольку все происходит по воле Провидения, и в особенности в том, что касается учения хасидизма, ясно, что на то была высшая воля Небес. И, как известно, также в наше время Любавичский Ребе Шлита прекратил частные аудиенции и заменил их на коллективные, так называемые «йехидут клали». Ребе неоднократно пояснял, что в сущности в этом заключается указание Свыше. В ответ хасиду, который сетует, что нельзя больше получать от Ребе личные указания, Ребе замечает, что на коллективной аудиенции есть ответы на вопросы и проблемы каждого, и ему только следует искать и найти это. Необходимо следовать обычаю других хасидов и посещать аудиенцию-йехидут на хасидских фарбренгенах в Севен Севенти (Штаб-квартира Хабада в Нью-Йорке). И там, когда человек внимательно прислушается и вникнет всем сердцем в речи Ребе (сихойс и майморим), то услышит ответ на все свои вопросы. Также и в этом предисловии, Алтер Ребе отвечает на вопрос хасидов, которые хотят продолжения личных аудиенций у Ребе и по их словам невозможно заменить силу влияния порицаний, услышанных лично от Ребе, никаким чтением книги. Он объясняет, что, действительно, в отношении других книг они правы, но книга Тания особенная - она предназначена исполнить эту функцию в полном объеме. Она не служит вынужденной «заменой», но представляет собой тот же самый аспект «йехидут» - личного контакта с Ребе, только в другом облачении.
הַקְדָּמַת הַמְלַקֵּט
ПРЕДИСЛОВИЕ СОСТАВИТЕЛЯ
Алтер Ребе, по своей великой скромности, называет себя всего лишь компилятором изречений других мудрецов.
וְהִיא אִגֶּרֶת הַשְּׁלוּחָה לִכְלָלוּת אַנְשֵׁי שְׁלֹומֵנוּ, יִשְׁמְרֵם צוּרָם וִיחַזְּקֵם:
оно же послание всем нашим верным собратьям, да хранит вас Всевышний
אֲלֵיכֶם אִישִׁים אֶקְרָא,
Вас, мужи, призываю.
Эти слова появляются также в начале книги Рамбама «Путеводитель растерянных» («Морэ Невухим»).
שִׁמְעוּ אֵלַי רֹודְפֵי צֶדֶק
Слушайте меня, ревнители справедливости,
Указывает на духовную работу связанную с практическим исполнением заповедей
מְבַקְּשֵׁי ה’,
искатели Всевышнего,
Указывает на духовное служение молитвой (в которой человек ищет близости к Всевышнему), и также указывает на изучение Торы (ибо Тора и Всевышний - одно). Примечание Любавичского Ребе.
וְיִשְׁמַע אֲלֵיכֶם אֱלֹקִים
и Б-г услышит вас
לְמִגָּדֹול וְעַד קָטָן,
от малого до великого,
От достигших самых высоких ступеней в служении Всевышнему, до тех, кто находится на низкой.
כָּל אַנְשֵׁי שְׁלֹומֵנוּ דִּמְדִינָתֵנוּ וּסְמוּכֹות שֶׁלָּהּ אִישׁ עַל מְקֹומֹו יָבֹוא לְשָׁלֹום וְחַיִּים עַד הָעֹולָם נֶצַח סֶלָה וָעֶד‚ אָמֵן כֵּן יְהִי רָצֹון:
всех наших верных собратьев в этой стране и в соседних с нею. Каждый, где бы он ни был, да пребывает в мире и жизни вечной, коей нет конца. Амен! Да будет воля Его.
הִנֵּה מוּדַעַת זֹאת, כִּי מָרְגְלָא בְּפוּמֵי דְּאִינְשֵׁי
Известно, и все говорят об этом,
בְּכָל אַנְשֵׁי שְׁלֹומֵנוּ לֵאמֹר,
все наши верные собратья,
כִּי אֵינָהּ דֹּומָה שְׁמִיעַת דִּבְרֵי מוּסָר לִרְאִיָּה וּקְרִיאָה בַּסְּפָרִים,
что слышать слова поучения - совсем не то, что видеть и читать написанное в книге.
שֶׁהַקֹּורֵא קֹורֵא לְפִי דַּרְכֹּו וְדַעְתֹּו וּלְפִי הַשָּׂגַת וּתְפִיסַת שִׂכְלּו בַּאֲשֶׁר הוּא שָׁם,
И в самом деле, читатель читает по-своему, согласно своей способности понять и охватить разумом то, что перед ним.
Слова упрека и наставления, записанные в книгах, и слышимые из уст учителя, несмотря на то, что это те же самые слова слово в слово, их воздействие на человека не всегда одинаково. Ибо слова упрека и наставления пробуждают человека не только силой мудрости и постижения, которую они выражают, но, в основном, светом, сокрытым в них. Свет, сокрытый в книге, не всегда можно раскрыть и увидеть его. Но когда человек идет к учителю и задает ему вопрос и просит наставления в решении его проблем, то учитель будет стараться найти путь к сердцу спрашивающего, и чтобы его слова осветили ему путь, пробудили его и подействовали на него.
וְאִם שִׂכְלֹו וְדַעְתֹּו מְבֻלְבָּלִים וּבַחֲשֵׁכָה יִתְהַלָּכוּ בַּעֲבֹודַת ה’, בְּקֹושִׁי יָכֹול לִרְאֹות אֶת הָאֹור כִּי טֹוב הַגָּנוּז בַּסְּפָרִים,
Если же его разум и разумение смущены и в служении Всевышнему он бродит в потемках, он с трудом различит благодатный свет, который скрыт в книгах,
это разумеется не означает, что книги не хороши
אַף כִּי מָתֹוק הָאֹור לָעֵינַיִם וּמַרְפֵּא לַנֶּפֶשׁ
хотя он сладок для взора и целителен для души.
Но, поскольку его разум смущен и запутан, и он подобен двигающемуся на ощупь в темноте в вопросах служения Всевышнему, он не видит свет, который может и должен привести излечение его душе. Человек может неправильно понять то, что написано в книгах, и пойти по неверной дороге, если у него нет собственного учителя и воспитателя, который знает его, знает его достоинства и недостатки, и знает, как именно он, в соответствии с его качествами и его характером, должен вести себя.
וּבַר מִן דֵּין
Кроме того,
И кроме того, что из-за смущения его разума и т.п., он не может увидеть «свет, ибо он хорош», в книгах.
הִנֵּה סִפְרֵי הַיִּרְאָה
книги поучительного содержания,
Имеются в виду книги учения «Мусар».
הַבְּנוּיִים עַל פִּי שֵׂכֶל אֱנֹושִׁי
опирающиеся на доводы человеческого разума,
Книги, объясняющие человеку цель его жизни в мире, и пути служения Всевышнему, в соответствии с постижением человеческого разума.
בְּוַדַּאי אֵינָן שָׁוִין לְכָל נֶפֶשׁ,
несомненно приносят неодинаковую для всех пользу,
כִּי אֵין כָּל הַשְּׂכָלִים וְהַדֵּעֹות שָׁוֹות, וְאֵין שֵׂכֶל אָדָם זֶה מִתְפָּעֵל וּמִתְעֹורֵר מִמַּה שֶּׁמִּתְפֹעֵל וּמִתְעֹורֵר שֵׂכֶל חֲבֵרֹו,
ибо не все умы и суждения равны друг другу, и разум одного не тронут и не пробуждается тем, что трогает разум другого.
Не все умы и характеры одинаковы. В отношении нравоучительных книг, построенных на человеческом разуме, пишет Алтер Ребе, что они, несомненно, неодинаково полезны для всех. Даже если перед нами здоровый человек, разум которого не запутан, и в служении Всевышнему он не находится в потемках, не обязательно, что книга наставлений и нравоучений, которую он читает, пробудит его душу. Ибо каждый человек отличается от другого своим разумом и своим характером, и цепь рассуждений одного человека воодушевляет, а другой к остается равнодушен. И как же можно утверждать, что в книге Тания найдут все успокоение для их души, вплоть до того, что это книга сможет заменить личную встречу с Ребе?!
וּכְמֹו שֶׁאָמְרוּ רַזַ”ל גַּבֵּי בִּרְכַּת חֲכַם הָרָזִים עַל שִׁשִּׁים רִבֹּוא מִיִּשְׂרָאֵל,
И сказали наши мудрецы по поводу благословения «Благословен... Тот, Кто знает тайное» [«Хахам а-разим»], вспоминая о 600 000 евреев,
Когда видят 600 000 евреев, нужно произнести благословение «Барух хахам а-разим» - благословляют Всевышнего, что он мудр, ибо Он ведает тайны всех шестисот тысяч разных людей. Как сказали мудрецы: «Он знает сокрытое в сердце каждого из людей, и в этом его уникальная мудрость, ибо их характеры не похожи один на другой и их лица не похожи друг на друга». Вавилонский Талмуд, трактат Брахот, 58а. 600 тысяч - это число вышедших из Египта. Талмуд говорит о чуде принятия Торы целым народом, ибо такое множество людей, каждый из которых представляет собой совершенно своеобразный мир, со своими суждениями, восприятием и желаниями, не может прийти к единому мнению.
שֶׁאֵין דֵּעֹותֵיהֶם דֹּומֹות זֹו לָזֹו וְכוּ’,
что разум одного не подобен разуму другого...
а также их понимание и их чувства
וּכְמֹו שֶׁכָּתַב הָרַמְבַּ”ן זַ”ל בַּמִּלְחָמֹות שָׁם בְּפֵירוּשׁ הַסִּפְרִי גַּבֵּי יְהֹושֻׁעַ
То же [говорит] и Рамбан, благословенна его память, в книге «Войны [Б-га]» по поводу комментария «Сифри», где упоминается Йеошуа,
Приводя слова Рамбана (Нахманид), Алтер Ребе намеренно подчеркивает правомерность претензии хасидов к отмене личных аудиенций: Мудрецы (Вавилонский Талмуд, трактат Брахот 58б) рассказывает, что рав Ханина сын рабби Ика сказал раву Папе и раву Гуне сыну рабби Йеошуа: «когда я увидел вас, я расценил это равнозначному видению шестьсот тысяч из народа Израиля, и я произнес благословение, соответствующее этой ситуации «барух хахам а-разим». Рамбан пишет там, что несмотря на то, что закон не принимает это мнение рава Ханины, тем не менее, мы видим из этой истории, что существование великого мудреца, заключающего в себе все многообразие людских взглядов и суждений - возможно. См. Рамбам, Законы «Деот». Также толковали Мудрецы в книге «Сифри» слова, относящиеся к Йеошуа бин Нуну: «Муж, обладающий духом («руах»). Это определение подчеркивает способность нового главу еврейского народа, Йеошуа бин Нуна, встать на одну ногу с позицией, с «духом» буквально каждого человека. И поэтому, по мнению рава Ханины, нужно говорить благословение «хахам а-разим» на каждого великого мудреца, заключающего в себе все мнения и все учения.
שֶׁנֶּאֱמַר בֹּו “אִישׁ אֲשֶׁר רוּחַ בֹּו”,
названный «муж, в котором есть дух»,
Бемидбар, 27:18.
שֶׁיָּכֹול לַהֲלֹוךְ נֶגֶד רוּחֹו שֶׁל כָּל אֶחָד וְאֶחָד וְכוּ’.
что объясняется как «который способен стать на уровень духа каждого» и т. д.
И вот что пишет Рамбан там: «благословение хахам а-разим» говорится, поскольку характеры разных людей не похожи друг на друга, а Всевышний знает скрытое и тайное всего живого. Об
Tania 21 Kisleva.
Book of Means
Foreword
Introduction
After Alter Rebbe agreed to print Taniya (a year after the counterfeit copies were discovered), he wrote this introduction. But even before that, it was distributed in the form of a letter addressed to all Hasidim.
In this introduction, Alter Rebbe explains the purpose of compiling this book - guidance in the service of the Almighty. The Rebbe emphasizes that the book of Tania should be a substitute for personal meeting and communication with the Rebbe - "Yechidut." And although there was still a custom, when everyone who had a question related to the service of the Almighty came to the Rebbe and received advice and instruction directly from him, from now on he will be able to calm his soul by receiving true advice from this book. The need in this order arose due to lack of time to instruct each member of an ever-expanding community. But, since everything happens according to the will of Providence, and especially with regard to the teachings of Hasidism, it is clear that there was a higher will of Heaven. And, as you know, also in our time, the Lubavitcher Rebbe Schlit stopped private audiences and replaced them with collective ones, the so-called “Yehidut laid.” The Rebbe repeatedly explained that in essence this is the indication from Above. In response to the Hasidim, who complains that one can no longer receive personal instructions from the Rebbe, the Rebbe notes that the collective audience has answers to the questions and problems of everyone, and he only needs to look for it and find it. It is necessary to follow the custom of other Hasidim and attend the Yechidut audience at the Hasidic farbrengens in Seven Seventi (Chabad Headquarters in New York). And there, when a person carefully listens and delves deeply into the Rebbe’s speech (sihoys and major), he will hear the answer to all his questions. Also in this introduction, Alter Rebbe answers the question of the Hasidim who want to continue personal audiences with the Rebbe and, according to them, it is impossible to replace the influence of the censure, heard personally from the Rebbe, with no reading of the book. He explains that, in fact, they are right in relation to other books, but the book of Tanya is special - it is intended to fulfill this function in full. It does not serve as a forced “replacement”, but represents the same aspect of the “Yechidut” - personal contact with the Rebbe, only in a different outfit.
הַקְדָּמַת הַמְלַקֵּט
FOREWORD
Alter Rebbe, in his great modesty, calls himself only a compiler of the sayings of other sages.
וְהִיא אִגֶּרֶת הַשְּׁלוּחָה לִכְלָלוּת אַנְשֵׁי שְׁלֹומֵנוּ, יִשְׁמְרֵם צוּרָם וִיחַזְּקֵם:
it is a message to all our faithful brethren, may the Almighty protect you
אֲלֵיכֶם אִישִׁים אֶקְרָא,
I urge you men.
These words also appear at the beginning of Rambam’s book “The Guide of the Perplexed” (“More Nevuhim”).
שִׁמְעוּ אֵלַי רֹודְפֵי צֶדֶק
Listen to me zealots of justice
Indicates spiritual work related to the practical fulfillment of the commandments.
מְבַקְּשֵׁי ה ’,
seekers of the Most High,
Indicates spiritual service by prayer (in which a person seeks closeness to the Almighty), and also indicates the study of the Torah (for the Torah and the Almighty are one). Note of the Lubavitcher Rebbe.
וְיִשְׁמַע אֲלֵיכֶם אֱלֹקִים
and Gd will hear you
לְמִגָּדֹול וְעַד קָטָן,
small to great
From those who have reached the highest levels in the service of the Almighty, to those who are on the lowest.
כָּל אַנְשֵׁי שְׁלֹומֵנוּ דִּמְדִינָתֵנוּ וּסְמוּכֹות שֶׁלָּהּ אִישׁ עַל מְקֹומֹו יָבֹוא לְשָׁלֹום וְחַיִּים עַד הָעֹולָם נֶצַח סֶלָה וָעֶד ר י
of all our faithful brothers in this country and in its neighbors. Everyone, wherever he may be, dwells in peace and eternal life, of which there is no end. Amen! His will be done.
הִנֵּה מוּדַעַת זֹאת, כִּי מָרְגְלָא בְּפוּמֵי דְּאִינְשֵׁי
It’s known, and everyone is talking about it,
בְּכָל אַנְשֵׁי שְׁלֹומֵנוּ לֵאמֹר,
all our faithful brothers
כִּי אֵינָהּ דֹּומָה שְׁמִיעַת דִּבְרֵי מוּסָר לִרְאִיָּה וּקְרִיאָה בַּסְּפָרִים,
to hear the words of the teaching is not at all what to see and read written in a book.
שֶׁהַקֹּורֵא קֹורֵא לְפִי דַּרְכֹּו וְדַעְתֹּו וּלְפִי הַשָּׂגַת וּתְפִיסַת שִׂכְלּו בַּאֲשֶׁר הוּא שָׁם,
And in fact, the reader reads in his own way, according to his ability to understand and embrace with the mind what is before him.
The words of reproach and instruction written in books and heard from the lips of the teacher, despite the fact that these are the same words word for word, their effect on a person is not always the same. For the words of reproach and instruction awaken a person not only by the power of wisdom and insight, which they express, but mainly by the light hidden in them. The light hidden in a book cannot always be revealed and seen. But when a person goes to the teacher and asks him a question and asks for instructions in solving his problems, the teacher will try to find a way to the heart of the questioner, and so that his words illuminate his path, awaken him and act on him.
וְאִם שִׂכְלֹו וְדַעְתֹּו מְבֻלְבָּלִים וּבַחֲשֵׁכָה יִתְהַלָּכוּ בַּעֲבֹודַת ה ’, בְּקֹושִׁי יָכֹול לִרְאֹות אֶת הָאֹור כִּי טֹוב הַגָּנוּז בַּסְּפָרִי
If his mind and understanding are confused in the ministry of All
Book of Means
Foreword
Introduction
After Alter Rebbe agreed to print Taniya (a year after the counterfeit copies were discovered), he wrote this introduction. But even before that, it was distributed in the form of a letter addressed to all Hasidim.
In this introduction, Alter Rebbe explains the purpose of compiling this book - guidance in the service of the Almighty. The Rebbe emphasizes that the book of Tania should be a substitute for personal meeting and communication with the Rebbe - "Yechidut." And although there was still a custom, when everyone who had a question related to the service of the Almighty came to the Rebbe and received advice and instruction directly from him, from now on he will be able to calm his soul by receiving true advice from this book. The need in this order arose due to lack of time to instruct each member of an ever-expanding community. But, since everything happens according to the will of Providence, and especially with regard to the teachings of Hasidism, it is clear that there was a higher will of Heaven. And, as you know, also in our time, the Lubavitcher Rebbe Schlit stopped private audiences and replaced them with collective ones, the so-called “Yehidut laid.” The Rebbe repeatedly explained that in essence this is the indication from Above. In response to the Hasidim, who complains that one can no longer receive personal instructions from the Rebbe, the Rebbe notes that the collective audience has answers to the questions and problems of everyone, and he only needs to look for it and find it. It is necessary to follow the custom of other Hasidim and attend the Yechidut audience at the Hasidic farbrengens in Seven Seventi (Chabad Headquarters in New York). And there, when a person carefully listens and delves deeply into the Rebbe’s speech (sihoys and major), he will hear the answer to all his questions. Also in this introduction, Alter Rebbe answers the question of the Hasidim who want to continue personal audiences with the Rebbe and, according to them, it is impossible to replace the influence of the censure, heard personally from the Rebbe, with no reading of the book. He explains that, in fact, they are right in relation to other books, but the book of Tanya is special - it is intended to fulfill this function in full. It does not serve as a forced “replacement”, but represents the same aspect of the “Yechidut” - personal contact with the Rebbe, only in a different outfit.
הַקְדָּמַת הַמְלַקֵּט
FOREWORD
Alter Rebbe, in his great modesty, calls himself only a compiler of the sayings of other sages.
וְהִיא אִגֶּרֶת הַשְּׁלוּחָה לִכְלָלוּת אַנְשֵׁי שְׁלֹומֵנוּ, יִשְׁמְרֵם צוּרָם וִיחַזְּקֵם:
it is a message to all our faithful brethren, may the Almighty protect you
אֲלֵיכֶם אִישִׁים אֶקְרָא,
I urge you men.
These words also appear at the beginning of Rambam’s book “The Guide of the Perplexed” (“More Nevuhim”).
שִׁמְעוּ אֵלַי רֹודְפֵי צֶדֶק
Listen to me zealots of justice
Indicates spiritual work related to the practical fulfillment of the commandments.
מְבַקְּשֵׁי ה ’,
seekers of the Most High,
Indicates spiritual service by prayer (in which a person seeks closeness to the Almighty), and also indicates the study of the Torah (for the Torah and the Almighty are one). Note of the Lubavitcher Rebbe.
וְיִשְׁמַע אֲלֵיכֶם אֱלֹקִים
and Gd will hear you
לְמִגָּדֹול וְעַד קָטָן,
small to great
From those who have reached the highest levels in the service of the Almighty, to those who are on the lowest.
כָּל אַנְשֵׁי שְׁלֹומֵנוּ דִּמְדִינָתֵנוּ וּסְמוּכֹות שֶׁלָּהּ אִישׁ עַל מְקֹומֹו יָבֹוא לְשָׁלֹום וְחַיִּים עַד הָעֹולָם נֶצַח סֶלָה וָעֶד ר י
of all our faithful brothers in this country and in its neighbors. Everyone, wherever he may be, dwells in peace and eternal life, of which there is no end. Amen! His will be done.
הִנֵּה מוּדַעַת זֹאת, כִּי מָרְגְלָא בְּפוּמֵי דְּאִינְשֵׁי
It’s known, and everyone is talking about it,
בְּכָל אַנְשֵׁי שְׁלֹומֵנוּ לֵאמֹר,
all our faithful brothers
כִּי אֵינָהּ דֹּומָה שְׁמִיעַת דִּבְרֵי מוּסָר לִרְאִיָּה וּקְרִיאָה בַּסְּפָרִים,
to hear the words of the teaching is not at all what to see and read written in a book.
שֶׁהַקֹּורֵא קֹורֵא לְפִי דַּרְכֹּו וְדַעְתֹּו וּלְפִי הַשָּׂגַת וּתְפִיסַת שִׂכְלּו בַּאֲשֶׁר הוּא שָׁם,
And in fact, the reader reads in his own way, according to his ability to understand and embrace with the mind what is before him.
The words of reproach and instruction written in books and heard from the lips of the teacher, despite the fact that these are the same words word for word, their effect on a person is not always the same. For the words of reproach and instruction awaken a person not only by the power of wisdom and insight, which they express, but mainly by the light hidden in them. The light hidden in a book cannot always be revealed and seen. But when a person goes to the teacher and asks him a question and asks for instructions in solving his problems, the teacher will try to find a way to the heart of the questioner, and so that his words illuminate his path, awaken him and act on him.
וְאִם שִׂכְלֹו וְדַעְתֹּו מְבֻלְבָּלִים וּבַחֲשֵׁכָה יִתְהַלָּכוּ בַּעֲבֹודַת ה ’, בְּקֹושִׁי יָכֹול לִרְאֹות אֶת הָאֹור כִּי טֹוב הַגָּנוּז בַּסְּפָרִי
If his mind and understanding are confused in the ministry of All
У записи 2 лайков,
0 репостов,
303 просмотров.
0 репостов,
303 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Хаим Толочинский