Продолжение Тании: В Торе есть не только идеи,...

Продолжение Тании:

В Торе есть не только идеи, касающиеся еврейского народа в целом, но также аспекты, касающиеся каждого еврея в отдельности. Казалось бы, можно предположить, что книги учения Мусар, построенные на толкованиях Мудрецов, основанных на Торе, заключают в себе также частные аспекты, касающиеся каждого еврея в отдельности?
הֲרֵי אֵין כָּל אָדָם זֹוכֶה לִהְיֹות מַכִּיר מְקֹומֹו הַפְּרָטִי שֶׁבַּתֹּורָה:
однако не каждый удостаивается знать то особое место в Торе, которое связано именно с ним.
Не каждому доступно выяснить для себя те указания в служении Всевышнему и аспекты пробуждения в себе любви и страха к Всевышнему, касающиеся лично его. Недостаточно при этом общих указаний для того, чтобы каждый человек в отдельности знал, что конкретно ему следует делать и как поступать. Ведь есть различия между одним человеком и другим и они могут быть даже совершенно противоположны друг другу. Следовательно указание и наставление, которое хорошо и полезно для одного, может быть вредно для другого.
וְהִנֵּה, אַף בְּהִלְכֹות אִסּוּר וְהֶתֵּר הַנִּגְלֹות לָנוּ וּלְבָנֵינוּ
Даже в законах о запрещенном и дозволенном, раскрытых нам и нашим потомкам,
Даже в законах, которые относятся к раскрытой части Торы «нигле», которая, в общем, одинакова для всех, ибо нет различия в законах Торы между одним человеком и другим. Не такого, когда одному было бы запрещено, а другому - разрешено. Но тем не менее...
מָצָאנוּ רָאִינוּ מַחֲלֹוקֶת תַּנָּאִים וְאָמֹורָאִים מִן הַקָּצֶה אֶל הַקָּצֶה מַמָּשׁ,
мы находим и видим совершенно крайние расхождения у мудрецов Мишны «танаев» и мудрецов Талмуда «амораев»,
Почему же они спорят и почему их мнения столь диаметрально противоположны друг другу? Ведь невозможно предположить, что один из них был настолько неправ, ведь речь идет об совершенно особых людях Всевышнего, сравнимых с ангелами, и все их слова - абсолютная истина. Об этих разногласиях великих сказано в Талмуде:
וְאֵלּוּ וְאֵלּוּ דִּבְרֵי אֱלֹקִים חַיִּים
однако и «те и другие [мнения] - слова Б-га живого [«Элоким хаим»]».
Как же это возможно, чтобы оба мнения были истинны, если один говорит так, а второй - наоборот?
לְשֹׁון רַבִּים עַל שֵׁם מְקֹור הַחַיִּים לְנִשְׁמֹות יִשְׂרָאֵל הַנֶּחֱלָקֹות
Форма множественного числа [имени Элоким] указывает на то, что Б-г - источник жизни множества душ еврейского народа,
Здесь идет речь о такой ступени в Б-жественности, на которой есть различия в аспектах и уровнях, и отсюда происходят различия между мудрецами в толковании законов. Каждый мудрец выносит решение в соответствии с тем, каков его уровень и ступень, со стороны высшего источника его души. И поэтому оба мнения истинны, несмотря на свою противоположность, ибо со стороны категории добра Хесед, например, оправдывающий закон является истинным, а со стороны аспекта строгости Гвура, истина - виновность человека. Несомненно, в отношении практического исполнения закона, решение может быть принято только одно, ибо в нашем физическом мире невозможно одновременное сосуществование двух противоположных законов и обязаны принять точку зрения одного из мнений. Но также после того, как установлен закон по мнению одного из мудрецов, это вовсе не означает, что мнение второй стороны ошибочно.
דֶּרֶךְ כְּלָל לִשְׁלֹשָׁה קָוִּין,
который подразделяется на три общие линии
Такое же разделение восходит к их источнику.
יָמִין וּשְׂמֹאל וְאֶמְצַע, שֶׁהֵם חֶסֶד וּגְבוּרָה וְכוּ’
правую, левую и среднюю, то есть на линию Хесед, линию Гвура и т. д.
Третья категория - Тиферет. Хесед - правая линия, Гвура - левая линия, тиферет - средняя линия. Смотри Тания, часть 4, послание 15.
וּנְשָׁמֹות שֶׁשָּׁרְשָׁן מִמִּדַּת חֶסֶד הַנְהָגָתָן גַּם כֵּן לְהַטֹּות כְּלַפֵּי חֶסֶד לְהָקֵל כוּ’
Те души, которые коренятся в линии Хесед, склонны к смягчению и облегчению решений и т. д.,
Они склоняются к тому, чтобы привести закон к разрешению вещи, для того, чтобы она могла вознестись к Святости. В этом состоит суть понятия Хесед и аналогичным свойством наделены души, корень которых восходит к категории Хесед. Таким же образом дело обстоит в душах, относящихся к качеству Гвура и т. д.
כַּנֹּודָע,
как известно.
В Игерет а-Кодеш, в главе 13, Алтер Ребе подробно объясняет, почему ученики школы Шамая в большинстве случаев выводят закон в сторону устрожения: корень их души происходит от качества Гвура. Оппоненты школы Гилеля, наоборот, всегда склонны облегчать закон, поскольку их души относятся к качеству Хесед. Но в святости все взаимосвязано и во всем происходит взаимопроникновение. Таким образом Хесед включает в себя Гвуру, а Гвура состоит также из Хесед. Поэтому есть такие случаи, когда школа Шамая разделяет мнение, облегчающее закон, а представители школы Гилеля - устрожают.
וְכָל שֶׁכֵּן וְקַל וָחֹמֶר בְּהַנִּסְתָּרֹות לַה’ אֱלֹקֵינוּ
И тем более это должно быть в тех случаях, когда речь вдет о том, что скрыто [и принадлежит] Всевышнему Б-гу,
Ницавим, 29:28. «Сокрытое - Всевышнему, Б-гу нашему, а открытое - нам и нашим детям вовеки». Под сокрытым подразумевается страх и любовь к Б-гу.
דְּאִינוּן דְּחִילוּ וּרְחִימוּ דִּבְמֹוחָא וְלִבָּא
как, например, любовь и страх по отношению к Нему в уме и в сердце каждого человека
Интеллектуальные любовь и страх отличаются от любви и страха в сердце. Сама Тора свидетельствует здесь, что эти вещи - область «сокрытого» («нистарот»). И поэтому, вне всякого сомнения, есть огромные различия между одним человеком и другим, и то, что подходит и хорошо для одного, может повредить другому. Все зависит от уровня и положения человека.
דְּכָל חַד וְחַד לְפוּם שִׁיעוּרָא דִּילֵיהּ
все в соответствии с его способностями
לְפוּם מַה דִּמְשַׁעֵר בְּלִבֵּיהּ,
и восприимчивостью сердца,
В соответствии с тем, насколько он раскрывает свое сердце, «ворота» своего сердца, через которые засияет внутри сердца постижение разума.
כְּמֹו שֶׁכָּתוּב בַּזֹּהַר הַקָּדֹושׁ עַל פָּסוּק נֹודָע בַּשְּׁעָרִים בַּעְלָהּ וְגֹו’:
как объясняет книга «Зoap» выражение: «Известен муж ее у врат городских и т. д.».
«Муж ее» - это Всевышний, «жена» - это «Кнесет Исраэль», Совокупность душ Израиля. Зоар, часть 1, стр. 103а,б. Мишлей, 31:23. И сказано иносказательным языком короля Шломо в Мишлей (31:23), что он «известен», т. е. Он становится познаваемым и прилепляются к Нему. Причем «в городских воротах» - в соответствии с тем, насколько постигают Его («шеарим» - «ворота» также от корня «оценивать»), и насколько раскрывают «ворота», раскрывают сердца, для того, чтобы воспринять постигнутое разумом. Таким образом, ясно из слов Зоара, что аспекты любви и страха и слияния со Всевышним, они в каждом в соответствии с его личным уровнем постижения. Когда идет речь об аспектах страха перед Всевышним и любви ко Всевышнему, справедливо, казалось бы, хасидское выражение «Не сравнить услышанное с увиденным». Это значит, что не похоже то, что слышат от Ребе лично слова поощрения и наставления в служении Всевышнему, на то, что видят и читают в книгах. По этому, в соответствии со всем этим встает со всей силой вопрос: «как можно позволить еврею, который ищет пути в служении Всевышнему, ошибиться и заблудиться среди книг, не зная, что в них относится к нему, а что - нет? На это отвечает Алтер Ребе во второй части этого предисловия, что книга Тания отличается с этой точки зрения: она действительно предназначена для буквально каждого в мельчайших деталях и действительно каждый, если только он захочет, сможет найти в ней наставление для себя лично, если он будет внимательно изучать эту книгу.

* * *
Continuation of Tania:

The Torah contains not only ideas concerning the Jewish people as a whole, but also aspects concerning each Jew individually. It would seem that it can be assumed that the books of the Musar teachings, built on the interpretations of the Sages based on the Torah, also contain particular aspects relating to each Jew individually?
הֲרֵי אֵין כָּל אָדָם זֹוכֶה לִהְיֹות מַכִּיר מְקֹומֹו הַפְּרָטִי שֶׁבַּתֹּורָה:
however, not everyone is honored to know that special place in the Torah that is associated with it.
Not everyone can find out for themselves those directions in serving the Almighty and the aspects of awakening in oneself love and fear for the Almighty, concerning him personally. At the same time, general guidelines are not enough for each individual individually to know what exactly he should do and how to act. After all, there are differences between one person and another and they can even be completely opposite to each other. Therefore, instruction and instruction, which is good and useful for one, may be harmful to the other.
וְהִנֵּה, אַף בְּהִלְכֹות אִסּוּר וְהֶתֵּר הַנִּגְלֹות לָנוּ וּלְבָנֵינוּ
Even in the laws on the forbidden and permitted, disclosed to us and our descendants,
Even in the laws that apply to the revealed part of the Torah “nigle”, which, in general, is the same for everyone, because there is no difference in the laws of the Torah between one person and another. Not so when one would be forbidden, and another - allowed. But nonetheless...
מָצָאנוּ רָאִינוּ מַחֲלֹוקֶת תַּנָּאִים וְאָמֹורָאִים מִן הַקָּצֶה אֶל הַקָּצֶה מַמָּשׁ,
we find and see absolutely extreme discrepancies between the sages of the Mishnah of the "tanais" and the sages of the Talmud "the Amorai,"
Why are they arguing and why are their opinions so diametrically opposed to each other? After all, it is impossible to assume that one of them was so wrong, because we are talking about completely special people of the Almighty, comparable to the angels, and all their words are absolute truth. These disagreements of the great are said in the Talmud:
וְאֵלּוּ וְאֵלּוּ דִּבְרֵי אֱלֹקִים חַיִּים
however, "both [opinions] are the words of the living Gd [" Elokim Haim "]."
How is it possible for both opinions to be true if one speaks so and the other vice versa?
לְשֹׁון רַבִּים עַל שֵׁם מְקֹור הַחַיִּים לְנִשְׁמֹות יִשְׂרָאֵל הַנֶּחֱלָקֹות
The plural form [of the name Elokim] indicates that Gd is the source of life for the many souls of the Jewish people,
Here we are talking about such a step in Divinity, at which there are differences in aspects and levels, and from here there arise differences between the sages in the interpretation of laws. Each sage makes a decision in accordance with what is his level and level, from the highest source of his soul. And therefore, both opinions are true, despite its opposite, for from the Hesed category of good, for example, the justifying law is true, and from the aspect of the strictness of Gevur, truth is the guilt of man. Undoubtedly, with regard to the practical implementation of the law, only one decision can be made, because in our physical world the simultaneous coexistence of two opposite laws is impossible and must accept the point of view of one of the opinions. But also after the law is established in the opinion of one of the sages, this does not mean at all that the opinion of the other side is erroneous.
דֶּרֶךְ כְּלָל לִשְׁלֹשָׁה קָוִּין,
which is divided into three common lines
The same division goes back to their source.
יָמִין וּשְׂמֹאל וְאֶמְצַע, שֶׁהֵם חֶסֶד וּגְבוּרָה וְכוּ ’
right, left and middle, that is, on the Hesed line, the Gevura line, etc.
The third category is Tipheret. Hesed is the right line, Gevura is the left line, Tipheret is the middle line. See Tania, part 4, epistle 15.
וּנְשָׁמֹות שֶׁשָּׁרְשָׁן מִמִּדַּת חֶסֶד הַנְהָגָתָן גַּם כֵּן לְהַטֹּות כְּלַפֵּי חֶסֶד לְהָקֵל כוּ ’
Those souls that are rooted in the Hesed line are prone to softening and lightening decisions, etc.,
They are inclined to bring the law to the resolution of things, so that it can ascend to Holiness. This is the essence of the concept of Hesed, and souls are endowed with a similar property, the root of which goes back to the category of Hesed. In the same way, the situation is in souls related to the quality of Gevur, etc.
כַּנֹּודָע,
as known.
In chapter 13, Alter Rebbe explains in detail in Igetheit a Kodesh why Shamai school students in most cases take the law to the side of obstruction: the root of their soul comes from the quality of Gevura. Opponents of the Hillel school, on the contrary, are always inclined to facilitate the law, since their souls belong to the quality of Hesed. But in holiness everything is interconnected and interpenetration takes place in everything. Thus, Hesed includes Gevura, and Gevura also consists of Hesed. Therefore, there are cases when the Shamai school shares an opinion that facilitates the law, and the representatives of the Hillel school are intimidating.
וְכָל שֶׁכֵּן וְקַל וָחֹמֶר בְּהַנִּסְתָּרֹות לַה ’אֱלֹקֵינוּ
And even more so it should be in those cases when it comes to what is hidden [and belongs to] the Almighty Gd,
Nice, 29:28. "The hidden is for the Almighty, our Gd, and the open is for us and our children forever." Hidden means fear and l
У записи 3 лайков,
0 репостов,
272 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Хаим Толочинский

Понравилось следующим людям