Тания 26 кислева Ликутей амарим ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ГЛАВА...

Тания 26 кислева

Ликутей амарим

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

כִּי הַשֵּׂכֶל שֶׁבַּנֶּפֶשׁ הַמַּשְׂכֶּלֶת, כְּשֶׁמִּתְבֹּונֵן וּמַעֲמִיק מְאֹד בִּגְדֻלַּת ה', אֵיךְ הוּא "מְמַלֵּא כָּל עָלְמִין"
Ибо когда разум разумной души [«нефеш а-маскелет»] углубляется в созерцание величия Б-га, того, как Он наполняет все миры,
Речь идет о категории Б-жественного света «Мемале коль альмин». Это свет изнутри насыщает миры жизненной энергией, соразмерно с возможностями восприятия каждой детали творения, подобно тому, как душа наполняет и дает жизненную энергию всем частям тела.
וְ"סֹובֵב כָּל עָלְמִין"
и как Он объемлет их,
Здесь речь идет о категории Б-жественного света «совев коль альмин», который выше того, чтобы облекаться внутрь миров. Эта животворная энергия воздействует как-бы извне, оставаясь равноудаленной от любого уровня сотворенного.
וְ"כֻלָּא קַמֵּיהּ כְּלָא חָשִׁיב"
и как все пред Ним как бы не существует,
И также размышляя о величии Б-га перед которым все творение совершенное ничто.
נֹולְדָה וְנִתְעֹורְרָה מִדַּת יִרְאַת הָרֹומְמוּת בְּמֹוחֹו וּמַחֲשַׁבְתֹּו, לִירָא וּלְהִתְבֹּושֵׁשׁ
в его уме и мысли возникает и пробуждается чувство страха перед возвышенным, [чувство] трепета и смущения
«Ират бошет» — это страх, пронизанный стыдом, подобно тому, как человек стыдится нарушить волю великого мудреца и праведника из-за чувства глубокого уважения к нему.
מִגְּדֻלָּתֹו יִתְבָּרֵךְ שֶׁאֵין לָהּ סֹוף וְתַכְלִית, וּפַחַד ה' בְּלִבֹּו.
перед величием Его, благословенного, Которому нет ни конца, ни границ, и страх Б-жий в сердце его.
Таким образом сосредоточенные размышления о величии Творца приводят к трепету перед Ним. Это проявление эмоциональной категории души Гвура, Строгость.
וְשׁוּב יִתְלַהֵב לִבֹּו בְּאַהֲבָה עַזָּה כְּרִשְׁפֵּי אֵשׁ בַּחֲשִׁיקָה וַחֲפִיצָה וּתְשׁוּקָה וְנֶפֶשׁ שֹׁוקֵקָה, לִגְדֻלַּת אֵין סֹוף בָּרוּךְ־הוּא.
И сердце его возгорится крепкой любовью, как угли пылающие, со страстью, желанием, стремлением и жаждой души, стремящейся к величию Бесконечного Б-жественного света Эйн Соф, благословен Он.
Размышления о величии Творца и о том благе, которое исходит от Него творениям, приводят также к пробуждению эмоциональной категории души Хесед, Милосердие. От нее рождаются разные виды и уровни любви, которые здесь перечислены: «рашпей эш» («как пылающие угли»), «хашика», «хафица», «тшука», «шокека» — виды страстного влечения, каждое из которых имеет особый смысл.
וְהִיא כְּלֹות הַנֶּפֶשׁ,
Это высшая форма духовной жажды [«клот а-нефеш»],
Эта любовь может разгореться до такой степени, что душа изойдет страстным стремлением соединиться с Б-жественным светом и будет стремиться ради этого даже покинуть физическое тело. При этом человек бы умер, если бы не ограничивал себя и свою великую любовь работая над собой и направляя эту великую силу на служение Б-гу внутри материального мира, в чем состоит истинное желание Творца.
כְּדִכְתִיב: "נִכְסְפָה וְגַם כָּלְתָה נַפְשִׁי וְגֹו'", וּכְתִיב: "צָמְאָה נַפְשִׁי לֵאלֹהִים וְגֹו'", וּכְתִיב: "צָמְאָה לְךָ נַפְשִׁי וְגֹו'". וְהַצִּמָּאֹון הוּא מִיסֹוד הָאֵשׁ שֶׁבַּנֶּפֶשׁ הָאֱלֹקִית, וּכְמֹו שֶׁכָּתְבוּ הַטִּבְעִיִּים, וְכֵן הוּא בְּעֵץ חַיִּים‚ שֶׁיְּסֹוד הָאֵשׁ הוּא בַּלֵּב, וּמְקֹור הַמַּיִם וְהַלֵּיחוּת מֵהַמֹּוחַ, וּכְמֹו שֶׁכָּתוּב בְּעֵץ חַיִּים שַׁעַר נ', שֶׁהִיא בְּחִינַת חָכְמָה, שֶׁנִּקְרָא מַיִם שֶׁבַּנֶּפֶשׁ הָאֱלֹקִית.
та, о которой написано: «Душа моя жаждет и умирает и т. д.» и «Душа моя жаждет Б-га и т. д.», и сказано: «Душа моя жаждет Тебя и т. д.». Источник ее — элемент огня в Б-жественной душе. Как по мнению естествоиспытателей, так и согласно тому, что написано в книге «Эц хаим», элемент огня находится в сердце, источник же воды и влаги происходит от мозга, а в «Эц хаим», гл. 50, Хохма называется водой Б-жественной души.
Теилим, 84:3, 42:3, 63:2. Жажда, возбужденная в сердце элементом огня, нуждается в удовлетворении, огонь нужно «потушить». Вода, стекающая сверху вниз, является символом мудрости, Хохма, самой высокой из всех сфирот. Удовлетворение этой жажды достигается с помощью изучения Торы. Вообще, согласно каббале, сердце — обиталище чувств и эмоций, горячо, а мозг — местопребывание спокойного и уравновешенного разума — холоден. Очевидна разница в этом между человеком эмоциональным и рассудительным — горячим и холодным. Таким же образом устроены интеллектуальные и эмоциональные категории Б-жественной души: огонь и страстное воодушевление любви проявляются в сердце, именно оттуда приходит состояние неутолимой духовной жажды «клот а-нефеш». Мозг холоден и воздержан. Рассуждая хладнокровно, человек постигает истинное намерение Всевышнего, состоящее в том, чтобы была душа обитала именно внутри материального тела, выполняя предписанные заповеди и изучая Тору. Этот рациональный подход охлаждает безудержный пыл сердца, и препятствует человеку достичь состояния необратимого экстаза.
וּשְׁאָר הַמִּדֹּות כֻּלָּן הֵן עַנְפֵי הַיִּרְאָה וְהָאַהֲבָה וְתֹולְדֹותֵיהֶן, כְמֹו שֶׁכָּתוּב בְּמָקֹום אַחֵר.
Все остальные эмоциональные мидот — это ответвления страха и любви и их производные [«толдот»], как об этом говорится в другом месте.
Таким образом все мидот: Хесед, Гвура, Тиферет, Нецах, Ход, Йесод и Малхут в конечном итоге являются порождением интеллектуальных категорий Хохма и Бина, обуславливающих способность к размышлению. Поэтому Хохма и Бина называются отцом и матерью для мидот: «Отец», «ав» — аналогично тому, как в капле мозга отца уже присутствуют в потенциале все будущие детали тела ребенка, также и в точке проблеска Хохма уже присутствуют в скрытом виде все аспекты и положения будущей мысли. «Мать», «эм» обеспечивает воплощение в законченные формы всех органов ребенка — точно так же интеллектуальная категория Бина раскрывает и детализирует все аспекты мысли. Однако выше говорилось, что также категория Даат является «матерью» и источником мидот?
וְהַדַּעַת, הוּא מִלְּשֹון "וְהָאָדָם יָדַע אֶת חַוָּה", וְהוּא לְשֹׁון הִתְקַשְּׁרוּת וְהִתְחַבְּרוּת, שֶׁמְּקַשֵּׁר דַּעְתֹּו בְּקֶשֶׁר אַמִּיץ וְחָזָק מְאֹוד, וְיִתְקַע מַחֲשַׁבְתֹּו בְּחֹוזֶק בִּגְדֻלַּת אֵין סֹוף בָּרוּךְ הוּא‚ וְאֵינֹו מֵסִיחַ דַּעְתֹּו.
Смысл понятия Даат передается словами «И Адам познал Хаву», что говорит о связи и соединении. Человек связывает свою мысль с величием Бесконечного Б-жественного света Эйн Соф, благословен Он, неразрывной крепкой связью, не переставая направлять к Нему все свои мысли, так, что мысль не в состоянии от Него отвлечься.
Берейшит, 4:1. При помощи категории Даат человек крепко связывает свое сознание с познаваемым объектом и концентрирует свою мысль только на нем.
כִּי אַף מִי שֶׁהוּא חָכָם וְנָבֹון בִּגְדֻלַּת אֵין סֹוף בָּרוּךְ הוּא‚
Даже человек величайшей мудрости, способный постичь величие света Эйн Соф, благословен Он,
С высокоразвитыми качествами Хохма и Бина.
הִנֵּה אִם לֹא יְקַשֵּׁר דַּעְתֹּו וְיִתְקַע מַחֲשַׁבְתֹּו בְּחֹוזֶק וּבְהַתְמָדָה לֹא יֹולִיד בְּנַפְשֹׁו יִרְאָה וְאַהֲבָה אֲמִתִּית, כִּי אִם דִּמְיֹונֹות שָׁוְא.
не связав с Ним свой разум и не концентрируя мысли на Нем усиленно и непрерывно, не породит в своей душе истинные страх и любовь, но лишь пустые мечтания.
Ему будет казаться, что у него есть настоящая любовь и страх. Однако, в действительности, без категории Даат, невозможно достичь этих чувств.
וְעַל כֵּן הַדַּעַת הוּא קִיּוּם הַמִּדֹּות וְחַיּוּתָן, וְהוּא כֹּולֵל חֶסֶד וּגבוּרָה פֵּרוּשׁ אַהֲבָה וַעֲנָפֶיהָ וְיִרְאָה וַעֲנָפֶיהָ:
Поэтому Даат — основа мидот и источник их жизненной силы. В ней заключены Хесед и Гвура — любовь и все, что исходит от нее, страх и все, что от него исходит.
Значит категория Даат на самом деле является «матерью» и источником эмоциональных качеств души — мидот, которые по ее влиянием рождаются живыми и настоящими. Это свойство силы Даат объяснил один из старых хасидов Пятого Любавичского Ребе (Ребе Рашаба) — рабби Шмуэль Бецалель (сокращенно Рашбац), на примере следующего случая: Один зажиточный еврей содержал «меламеда» для обучения своих детей. Одной из обязанностей меламеда было читать письма, адресованные этому еврею, поскольку последний не владел грамотой. Однажды пришло письмо, в котором сообщалось о смерти отца этого еврея. Как обычно письмо передали меламеду. Услышав о смерти отца, еврей лишился чувств. Спрашивается, почему в обморок упал не меламед, ведь он видел написанное своими глазами? Но все дело в силе Даат: один слышит весть, но остается равнодушным, поскольку не связывает себя с тем, что читает — это не его отец! Но при помощи силы Даат человек чувствует то, что понимает разумом, идея воздействует на него, вплоть до того, что в нем пробуждаются чувства любви и трепета, в соответствии с предметом его размышления. Даат становится их «отцом».
Перевод М. Гоцеля
Tania 26 Kislev

Likutey Amarim

PART ONE

CHAPTER THREE

כִּי הַשֵּׂכֶל שֶׁבַּנֶּפֶשׁ הַמַּשְׂכֶּלֶת, כְּשֶׁמִּתְבֹּונֵן וּמַעֲמִיק מְאֹד בִּגְדֻלַּת ה ', אֵיךְ הוּא "מְמַלֵּא כָּל עָלְמִין"
For when the mind of a rational soul [nefesh a-maskeleton] goes deep into the contemplation of the greatness of Gd, how He fills all the worlds,
This is the Divine Light category of Memale Kol Almin. This light from within saturates the worlds with vital energy, commensurate with the possibilities of perception of every detail of creation, just as the soul fills and gives vital energy to all parts of the body.
וְ"סֹובֵב כָּל עָלְמִין "
and how he embraces them,
Here we are talking about the category of the Divine Light "Sowing Kol Almin", which is higher than being clothed inside the worlds. This life-giving energy acts as if from outside, remaining equidistant from any level of creation.
וְ"כֻלָּא קַמֵּיהּ כְּלָא חָשִׁיב "
and how everything before Him does not seem to exist,
And also reflecting on the greatness of Gd before which the whole creation is perfect nothing.
נֹולְדָה וְנִתְעֹורְרָה מִדַּת יִרְאַת הָרֹומְמוּת בְּמֹוחֹו וּמַחֲשַׁבְתֹּו, לִירָא וּלְהִתְבֹּושֵׁשׁ
in his mind and thoughts a feeling of fear of the exalted, [feeling] of awe and embarrassment arises and awakens
“Irath is running” is a fear pierced by shame, just as a person is ashamed to violate the will of the great sage and righteous man because of a feeling of deep respect for him.
מִגְּדֻלָּתֹו יִתְבָּרֵךְ שֶׁאֵין לָהּ סֹוף וְתַכְלִית, וּפַחַד ה 'בְּלִבֹּו.
before His greatness, the blessed One, to whom there is no end, no border, and the fear of God in his heart.
Thus, concentrated reflections on the greatness of the Creator lead to awe of Him. This is a manifestation of the emotional category of the soul of Gevur, Strictness.
וְשׁוּב יִתְלַהֵב לִבֹּו בְּאַהֲבָה עַזָּה כְּרִשְׁפֵּי אֵשׁ בַּחֲשִׁיקָה וַחֲפִיצָה וּתְשׁוּקָה וְנֶפֶשׁ שֹׁוקֵקָה, לִגְדֻלַּת אֵין סֹוף בָּרוּךְ־הוּא.
And his heart will be kindled with strong love, like embers burning, with passion, desire, longing and thirst for the soul, striving for the greatness of the Infinite Divine Light Ein Sof, blessed is He.
Reflections on the greatness of the Creator and on the good that comes from His creations also lead to the awakening of the emotional category of the soul of Hesed, Mercy. Different types and levels of love are born from it, which are listed here: “rashpei esh” (“like burning coals”), “hashika”, “hafitsa”, “tshuka”, “shock” - types of passionate attraction, each of which has a special meaning.
וְהִיא כְּלֹות הַנֶּפֶשׁ,
This is the highest form of spiritual thirst [“klot a-nefesh”],
This love can inflame to such an extent that the soul emanates a passionate desire to connect with the Divine light and will even seek to leave the physical body for this. Moreover, a person would die if he did not limit himself and his great love by working on himself and directing this great power to serving Gd within the material world, which is the true desire of the Creator.
כְּדִכְתִיב: "נִכְסְפָה וְגַם כָּלְתָה נַפְשִׁי וְגֹו '", וּכְתִיב: "צָמְאָה נַפְשִׁי לֵאלֹהִים וְגֹו'", וּכְתִיב: "צָמְאָה לְךָ נַפְשִׁי וְגֹו '". וְהַצִּמָּאֹון הוּא מִיסֹוד הָאֵשׁ שֶׁבַּנֶּפֶשׁ הָאֱלֹקִית, וּכְמֹו שֶׁכָּתְבוּ הַטִּבְעִיִּים, וְכֵן הוּא בְּעֵץ חַיִּים, שֶׁיְּסֹוד הָאֵשׁ הוּא בַּלֵּב, וּמְקֹור הַמַּיִם וְהַלֵּיחוּת מֵהַמֹּוחַ, וּכְמֹו שֶׁכָּתוּב בְּעֵץ חַיִּים שַׁעַר נ ', שֶׁהִיא בְּחִינַת חָכְמָה, שֶׁנִּקְרָא מַיִם שֶׁבַּנֶּפֶשׁ הָאֱלֹקִית.
the one about which it is written: "My soul thirsts and dies, etc." and "My Soul longs for Gd, etc.," and it says, "My Soul longs for You, etc.". Its source is the element of fire in the Divine soul. As according to natural scientists, and according to what is written in the book “Etz Chaim”, the element of fire is in the heart, the source of water and moisture comes from the brain, and in “Etz Chaim”, ch. 50, Hochma is called the water of the Divine soul.
Teilim, 84: 3, 42: 3, 63: 2. The thirst excited in the heart by the element of fire needs to be satisfied, the fire needs to be “quenched”. Water flowing from top to bottom is a symbol of wisdom, Hochma, the highest of all the Sefirot. Satisfying this thirst is achieved through the study of the Torah. In general, according to Kabbalah, the heart - the abode of feelings and emotions, is hot, and the brain - the seat of a calm and balanced mind - is cold. The difference is obvious between a person who is emotional and judicious - hot and cold. The intellectual and emotional categories of the Divine soul are arranged in the same way: fire and passionate inspiration of love are manifested in the heart, it is from there that the state of unquenchable spiritual thirst “clot a-nefesh” comes. The brain is cold and temperate. Arguing in cold blood, a person comprehends the true intention of the Almighty, that the soul should live inside the material body, fulfilling the prescribed commandments and studying the Torah. This rational approach cools the unrestrained fervor of the heart, and prevents a person from reaching a state of irreversible ecstasy.
וּשְׁאָר הַמִּדֹּות כֻּלָּן הֵן עַנְפֵי הַיִּרְאָה וְהָאַהֲבָה וְתֹולְדֹותֵיהֶן, כְמֹו שֶׁכָּתוּב בְּמָקֹום אַחֵר.
All other emotional middots are offshoots
У записи 7 лайков,
1 репостов,
406 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Хаим Толочинский

Понравилось следующим людям