Тания 27 кислева
Ликутей амарим
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
פֶּרֶק ד'
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
Вступление.
В предыдущей главе Алтер Ребе объяснил, что в каждой Б-жественной душе есть десять сил, которые подразделяются на две группы: интеллектуальные категории и эмоциональные качества. В следующей главе, к изучению которой мы приступаем, будет объяснено, что у Б-жественной души существует также три «одеяния», «левушим», через которые она проявляется: Махвева (мысль), Дибур (речь) и Маасе (поступок). В них облекается Б-жественная душа, когда человек думает, говорит или совершает поступки в сфере исполнения заповедей и изучения Торы.
וְעֹוד יֵשׁ לְכָל נֶפֶשׁ אֱלֹקִית שְׁלֹשָׁה לְבוּשִׁים.
Кроме того, Б-жественная душа каждого человека обладает тремя одеяниями:
Подобно одежде, которую можно одеть, а можно снять. Если душа действует с помощью этих трех сил — она облачается в них, а когда она ими не пользуется — она «снимает» их. Подобно тому, как одежда призвана подчеркнуть красоту и статус человека — душа использует одеяния мысли, речи и действия для выражения сил интеллекта Хабад или эмоций-мидот.
שֶׁהֵם מַחֲשָׁבָה דִּבּוּר וּמַעֲשֶׂה שֶׁל תַּרְיַ"ג מִצְוֹת הַתֹּורָה; שֶׁכְּשֶׁהָאָדָם מְקַיֵּם בְּמַעֲשֶׂה כָּל מִצְֹות מַעֲשִׂיֹּות,
это мысль, речь и действие 613 заповедей Торы, ибо когда человек в своих действиях исполняет все практические заповеди,
Когда человек накладывает тфилин или исполняет заповедь цицит и т. п. Мысль, речь и действие являются одеяниями души в том смысле, что они лишь средства проявления сил души — разума и чувства.
וּבְדִבּוּר הוּא עֹוסֵק בְּפֵרוּשׁ כָּל תַּרְיַ"ג מִצְֹות וְהִלְכֹותֵיהֶן,
использует свою способность речи для объяснения всех 613 заповедей и связанных с ними законов
При объяснении заповедей, речь человека погружена в изучение Торы.
וּבְמַחֲשָׁבָה הוּא מַשִּׂיג כָּל מַה שֶּׁאֶפְשָׁר לֹו לְהַשִּׁיג בְּפַרְדֵּ"ס הַתֹּורָה
и мыслью постигает все, что он в состоянии постичь в Пардесе Торы,
«Пардес» — начальные буквы слов пшат, ремез, друш, сод («буквальный смысл», «намек», «толкование», «тайна») означают различные уровни смысла Торы и ее толкования.
הֲרֵי כְּלָלוּת תַּרְיַ"ג אֵבְרֵי נַפְשֹׁו מְלֻבָּשִׁים בְּתַּרְיַ"ג מִצְוֹת הַתֹּורָה;
все 613 членов его души облекаются в 613 заповедей Торы.
Так же, как в теле человека 248 членов и 365 кровеносных сосудов соответствуют 613 заповедям Торы — 248 заповедей «делай» и триста шестьдесят пять заповедей «не делай», — душа подобным же образом разделяется на 613 частей с тем же соотношением. Когда душа, с помощью трех ее одеяний, охватывает все шестьсот тринадцать заповедей, тогда все 613 частей души облачаются во все 613 заповедей — каждый «орган» души облачается в заповедь, с которой связан на внутреннем уровне. Именно поэтому Алтер Ребе подчеркивает слово «все»: Тем самым он хочет показать, что если три эти одеяния не окружают все 613 заповедей, если даже в одной заповеди они не задействованы, тогда остается определенная часть души без заповеди, без своего одеяния. Смотри об этом также в главе 51.
Итак, при помощи исполнения всех заповедей на уровне физического действия, речи и мысли, вся душа облекается во все 613 заповедей Торы. Ниже это будет объяснено подробно.
וּבִפְרָטוּת
В частности,
בְּחִינַת חָכְמָה־בִּינָה־דַּעַת שֶׁבְּנַפְשֹׁו
силы Хабад в его душе
которые в общем составляют вместе силу разума и постижения,
מְלֻבָּשֹׁות בְּהַשָּׂגַת הַתֹּורָה שֶׁהוּא מַשִּׂיג בְּפַרְדֵּ"ס
облечены в познание Торы, постигаемой им в Пардесе
כְּפִי יְכֹולֶת הַשָּׂגָתֹו
в меру его интеллектуальных возможностей
Каждый в соответствии со способностью его постижения.
וְשֹׁרֶשׁ נַפְשֹׁו לְמַעְלָה;
и в зависимости от того, с каким уровнем связан корень его души.
Есть люди, у которых есть склонность к изучению буквального смысла Торы — «пшат», что обусловлено духовным уровнем корня их души. Такой человек способен постичь в Торе то, что имеет отношение к пшату. Другие люди больше склонны к постижению «ремез», «друш» или «сод» в Торе. Таким образом, когда человек постигает в Торе столько, сколько позволяет его разум, тогда Хабад (Хохма, Бина, Даат) в его душе одевается в мысль и постижение Торы.
וְהַמִּדֹּות שֶׁהֵן יִרְאָה וְאַהֲבָה וְעַנְפֵיהֶן וְתֹולְדֹותֵיהֶן מְלֻבָּשֹׁות בְּקִיּוּם הַמִּצְוֹת בְּמַעֲשֶׂה וּבְדִבּוּר, שֶׁהוּא תַּלְמוּד תֹּורָה שֶׁכְּנֶגֶד כֻּלָּן.
Мидот, то есть страх и любовь, их ответвления и производные, облечены в исполнение заповедей действием и речью, то есть в изучение Торы, которое приравнивается ко всем остальным заповедям.
Мишна, Пеа, 1:1. Требуется объяснить каким образом здесь сказано, что мидот облекаются в исполнение заповедей, посредством действия или речи? Какая связь между эмоциями любви или страха и действием или речью? Как облекаются мидот в действие, исполняемое рукой, например (заповедь тфилин), или посредством речи, устами (во время изучения Торы) если обиталище их в сердце? Объясняет Алтер Ребе, что совершенство исполнения заповедей, когда они исполняются с внутренним чувством и воодушевлением, возможно только при наличии любви и страха.
כִּי הָאַהֲבָה הִיא שֹׁרֶשׁ כָּל רְמָ"ח (248), מִצְוֹת עֲשֵׂה, וּמִמֶּנָּה הֵן נִמְשָׁכֹות, וּבִלְעָדָהּ אֵין לָהֶן קִיּוּם אֲמִיתִּי,
Любовь — корень всех 248 заповедей, от нее они исходят, и без нее невозможно их истинное исполнение.
То есть любовь — это мотивация, источник исполнения заповедей. Если нет любви, то отсутствует также истинное исполнение заповедей.
כִּי הַמְּקַיְּמָן בֶּאֱמֶת הוּא הָאֹוהֵב אֶת שֵׁם ה' וְחָפֵץ לְדָבְקָה בֹּו בֶּאֶמֶת, וְאִי אֶפְשָׁר לְדָבְקָה בֹּו בֶּאֱמֶת, כִּי אִם בְּקִיּוּם רְמָ"ח פְּקוּדִין,
Ибо исполняющий их любит Имя Б-га и желает слиться с Ним по настоящему, а невозможно быть истинно Ему приверженным иначе, как исполняя 248 велений,
Это 248 повелевающих заповедей «делай» — «мицвот асэ».
שֶׁהֵם רְמָ"ח אֵבָרִין דְּמַלְכָּא
являющихся как бы частями тела Короля,
Органы «тела» Короля
כִּבְיָכֹול, כְּמֹו שֶׁכָּתוּב בְּמָקֹום אַחֵר;
как это будет рассмотрено далее.
Смотри главу 23. В органах тела человека, каждый орган является специальным сосудом для соответствующей силы души, облекающийся в этот орган: глаза — это сосуд для силы зрения, уши — для силы слуха, и т.д. Подобно этому каждая заповедь служит сосудом для определенного аспекта Б-жественной Воли, «рацон эльйон», которая облекается в эту заповедь. Каждая заповедь представляет собой Волю Всевышнего, поэтому ясно, что исполнением заповедей, которые являются «органами» и сосудами для Б-жественной Воли, соединяются с Всевышним — источником этой воли. Таким образом, любовь к Всевышнему облекается в исполнение заповедей, и любовь — это внутреннее содержание заповедей, корень и источник энергии для исполнения 248 повелительных заповедей. Ибо, когда человек исполняет заповедь под влиянием его любви к Всевышнему и его желания слиться к Нему, тогда исполнение заповедей наполнено жизненной энергией и наслаждением, ибо так стараются для своего близкого друга, из любви к нему. Такая заповедь — идеальная заповедь.
וְהַיִּרְאָה הִיא שֹׁרֶשׁ לִשְׁסָ"ה לֹא תַעֲשֶׂה, כִּי יָרֵא לִמְרֹוד בְּמֶלֶךְ מַלְכֵי הַמְּלָכִים הַקָּדֹושׁ־בָּרוּךְ־הוּא,
Страх — корень всех 365 запретов Торы, ибо человек боится восстать против Владыки владык над владыками [«Мелех малхей а-мелахим»], благословен Он.
Здесь говориться о страхе перед строгостью приказа.
אֹו יִרְאָה פְּנִימִית מִזֹו, שֶׁמִּתְבֹּושֵׁשׁ מִגְדֻלָּתֹו לַמְרֹות עֵינֵי כְּבֹודֹו וְלַעֲשֹׂות הָרַע בְּעֵינָיו, כָּל תֹּועֲבַת ה' אֲשֶׁר שָׂנֵא, הֵם הַקְּלִפֹּות וְסִטְרָא אָחֳרָא, אֲשֶׁר יְנִיקָתָם מֵהָאָדָם הַתַּחְתֹּון, וַאֲחִיזָתָם בֹּו הוּא בִּשְׁסָ"ה מִצְֹות לֹא תַעֲשֶׂה.
Но существует и более внутренний вид страха, когда человек испытывает смущение перед Его величием и не в состоянии противиться славе Его и совершать то, что Он видит как зло, а именно все, что в Нем вызывает отвращение, и это «клипот» и «ситра ахра», которые получают питание от нижнего человека и укореняются в нем вследствие нарушения 365 запретов Торы.
Когда человек нарушает запретительную заповедь «не делай», и совершает грех, скрывающие Б-жественный свет оболочки-клипот подпитываются от этого жизненными силами. Еврей ощущает от этого стыд, поскольку это противно Всевышнему. Поэтому, для того, чтобы не усиливать эти клипот и чтобы не давать им питания, человек остерегается нарушать запреты. Следовательно страх перед Б-гом облекается в исполнение запретительных заповедей и является внутренней силой, которая препятствует совершить грех. Из всего вышесказанного понятна связь эмоций любви и страха с исполнением заповедей.
Итак, мы увидели, что у каждой Б-жественной души — три одеяния: мысль, речь и поступки, в которые она облачается. Ниже Алтер Ребе объяснит, что хотя они называются лишь «одеяниями» («левушим») Б-жественной души, а обычно одежда ниже по уровню, чем тот, кто ее надевает — но в отношении этих одежд все по другому. Они по своему духовному уровню выше, нежели сама душа. Когда душа облачается в них — она думает и говорит о Торе, исполняет заповеди — душа поднимается на более высокую ступень. Происходит так, поскольку Тора и заповеди представляют собой единое целое с Б-гом, и поэтому при помощи этих одеяний Торы и заповедей — еврей соединяется со Всевышним. Обратимся непосредственно к словам Алтер Ребе:
Перевод М. Гоцеля
Ликутей амарим
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
פֶּרֶק ד'
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
Вступление.
В предыдущей главе Алтер Ребе объяснил, что в каждой Б-жественной душе есть десять сил, которые подразделяются на две группы: интеллектуальные категории и эмоциональные качества. В следующей главе, к изучению которой мы приступаем, будет объяснено, что у Б-жественной души существует также три «одеяния», «левушим», через которые она проявляется: Махвева (мысль), Дибур (речь) и Маасе (поступок). В них облекается Б-жественная душа, когда человек думает, говорит или совершает поступки в сфере исполнения заповедей и изучения Торы.
וְעֹוד יֵשׁ לְכָל נֶפֶשׁ אֱלֹקִית שְׁלֹשָׁה לְבוּשִׁים.
Кроме того, Б-жественная душа каждого человека обладает тремя одеяниями:
Подобно одежде, которую можно одеть, а можно снять. Если душа действует с помощью этих трех сил — она облачается в них, а когда она ими не пользуется — она «снимает» их. Подобно тому, как одежда призвана подчеркнуть красоту и статус человека — душа использует одеяния мысли, речи и действия для выражения сил интеллекта Хабад или эмоций-мидот.
שֶׁהֵם מַחֲשָׁבָה דִּבּוּר וּמַעֲשֶׂה שֶׁל תַּרְיַ"ג מִצְוֹת הַתֹּורָה; שֶׁכְּשֶׁהָאָדָם מְקַיֵּם בְּמַעֲשֶׂה כָּל מִצְֹות מַעֲשִׂיֹּות,
это мысль, речь и действие 613 заповедей Торы, ибо когда человек в своих действиях исполняет все практические заповеди,
Когда человек накладывает тфилин или исполняет заповедь цицит и т. п. Мысль, речь и действие являются одеяниями души в том смысле, что они лишь средства проявления сил души — разума и чувства.
וּבְדִבּוּר הוּא עֹוסֵק בְּפֵרוּשׁ כָּל תַּרְיַ"ג מִצְֹות וְהִלְכֹותֵיהֶן,
использует свою способность речи для объяснения всех 613 заповедей и связанных с ними законов
При объяснении заповедей, речь человека погружена в изучение Торы.
וּבְמַחֲשָׁבָה הוּא מַשִּׂיג כָּל מַה שֶּׁאֶפְשָׁר לֹו לְהַשִּׁיג בְּפַרְדֵּ"ס הַתֹּורָה
и мыслью постигает все, что он в состоянии постичь в Пардесе Торы,
«Пардес» — начальные буквы слов пшат, ремез, друш, сод («буквальный смысл», «намек», «толкование», «тайна») означают различные уровни смысла Торы и ее толкования.
הֲרֵי כְּלָלוּת תַּרְיַ"ג אֵבְרֵי נַפְשֹׁו מְלֻבָּשִׁים בְּתַּרְיַ"ג מִצְוֹת הַתֹּורָה;
все 613 членов его души облекаются в 613 заповедей Торы.
Так же, как в теле человека 248 членов и 365 кровеносных сосудов соответствуют 613 заповедям Торы — 248 заповедей «делай» и триста шестьдесят пять заповедей «не делай», — душа подобным же образом разделяется на 613 частей с тем же соотношением. Когда душа, с помощью трех ее одеяний, охватывает все шестьсот тринадцать заповедей, тогда все 613 частей души облачаются во все 613 заповедей — каждый «орган» души облачается в заповедь, с которой связан на внутреннем уровне. Именно поэтому Алтер Ребе подчеркивает слово «все»: Тем самым он хочет показать, что если три эти одеяния не окружают все 613 заповедей, если даже в одной заповеди они не задействованы, тогда остается определенная часть души без заповеди, без своего одеяния. Смотри об этом также в главе 51.
Итак, при помощи исполнения всех заповедей на уровне физического действия, речи и мысли, вся душа облекается во все 613 заповедей Торы. Ниже это будет объяснено подробно.
וּבִפְרָטוּת
В частности,
בְּחִינַת חָכְמָה־בִּינָה־דַּעַת שֶׁבְּנַפְשֹׁו
силы Хабад в его душе
которые в общем составляют вместе силу разума и постижения,
מְלֻבָּשֹׁות בְּהַשָּׂגַת הַתֹּורָה שֶׁהוּא מַשִּׂיג בְּפַרְדֵּ"ס
облечены в познание Торы, постигаемой им в Пардесе
כְּפִי יְכֹולֶת הַשָּׂגָתֹו
в меру его интеллектуальных возможностей
Каждый в соответствии со способностью его постижения.
וְשֹׁרֶשׁ נַפְשֹׁו לְמַעְלָה;
и в зависимости от того, с каким уровнем связан корень его души.
Есть люди, у которых есть склонность к изучению буквального смысла Торы — «пшат», что обусловлено духовным уровнем корня их души. Такой человек способен постичь в Торе то, что имеет отношение к пшату. Другие люди больше склонны к постижению «ремез», «друш» или «сод» в Торе. Таким образом, когда человек постигает в Торе столько, сколько позволяет его разум, тогда Хабад (Хохма, Бина, Даат) в его душе одевается в мысль и постижение Торы.
וְהַמִּדֹּות שֶׁהֵן יִרְאָה וְאַהֲבָה וְעַנְפֵיהֶן וְתֹולְדֹותֵיהֶן מְלֻבָּשֹׁות בְּקִיּוּם הַמִּצְוֹת בְּמַעֲשֶׂה וּבְדִבּוּר, שֶׁהוּא תַּלְמוּד תֹּורָה שֶׁכְּנֶגֶד כֻּלָּן.
Мидот, то есть страх и любовь, их ответвления и производные, облечены в исполнение заповедей действием и речью, то есть в изучение Торы, которое приравнивается ко всем остальным заповедям.
Мишна, Пеа, 1:1. Требуется объяснить каким образом здесь сказано, что мидот облекаются в исполнение заповедей, посредством действия или речи? Какая связь между эмоциями любви или страха и действием или речью? Как облекаются мидот в действие, исполняемое рукой, например (заповедь тфилин), или посредством речи, устами (во время изучения Торы) если обиталище их в сердце? Объясняет Алтер Ребе, что совершенство исполнения заповедей, когда они исполняются с внутренним чувством и воодушевлением, возможно только при наличии любви и страха.
כִּי הָאַהֲבָה הִיא שֹׁרֶשׁ כָּל רְמָ"ח (248), מִצְוֹת עֲשֵׂה, וּמִמֶּנָּה הֵן נִמְשָׁכֹות, וּבִלְעָדָהּ אֵין לָהֶן קִיּוּם אֲמִיתִּי,
Любовь — корень всех 248 заповедей, от нее они исходят, и без нее невозможно их истинное исполнение.
То есть любовь — это мотивация, источник исполнения заповедей. Если нет любви, то отсутствует также истинное исполнение заповедей.
כִּי הַמְּקַיְּמָן בֶּאֱמֶת הוּא הָאֹוהֵב אֶת שֵׁם ה' וְחָפֵץ לְדָבְקָה בֹּו בֶּאֶמֶת, וְאִי אֶפְשָׁר לְדָבְקָה בֹּו בֶּאֱמֶת, כִּי אִם בְּקִיּוּם רְמָ"ח פְּקוּדִין,
Ибо исполняющий их любит Имя Б-га и желает слиться с Ним по настоящему, а невозможно быть истинно Ему приверженным иначе, как исполняя 248 велений,
Это 248 повелевающих заповедей «делай» — «мицвот асэ».
שֶׁהֵם רְמָ"ח אֵבָרִין דְּמַלְכָּא
являющихся как бы частями тела Короля,
Органы «тела» Короля
כִּבְיָכֹול, כְּמֹו שֶׁכָּתוּב בְּמָקֹום אַחֵר;
как это будет рассмотрено далее.
Смотри главу 23. В органах тела человека, каждый орган является специальным сосудом для соответствующей силы души, облекающийся в этот орган: глаза — это сосуд для силы зрения, уши — для силы слуха, и т.д. Подобно этому каждая заповедь служит сосудом для определенного аспекта Б-жественной Воли, «рацон эльйон», которая облекается в эту заповедь. Каждая заповедь представляет собой Волю Всевышнего, поэтому ясно, что исполнением заповедей, которые являются «органами» и сосудами для Б-жественной Воли, соединяются с Всевышним — источником этой воли. Таким образом, любовь к Всевышнему облекается в исполнение заповедей, и любовь — это внутреннее содержание заповедей, корень и источник энергии для исполнения 248 повелительных заповедей. Ибо, когда человек исполняет заповедь под влиянием его любви к Всевышнему и его желания слиться к Нему, тогда исполнение заповедей наполнено жизненной энергией и наслаждением, ибо так стараются для своего близкого друга, из любви к нему. Такая заповедь — идеальная заповедь.
וְהַיִּרְאָה הִיא שֹׁרֶשׁ לִשְׁסָ"ה לֹא תַעֲשֶׂה, כִּי יָרֵא לִמְרֹוד בְּמֶלֶךְ מַלְכֵי הַמְּלָכִים הַקָּדֹושׁ־בָּרוּךְ־הוּא,
Страх — корень всех 365 запретов Торы, ибо человек боится восстать против Владыки владык над владыками [«Мелех малхей а-мелахим»], благословен Он.
Здесь говориться о страхе перед строгостью приказа.
אֹו יִרְאָה פְּנִימִית מִזֹו, שֶׁמִּתְבֹּושֵׁשׁ מִגְדֻלָּתֹו לַמְרֹות עֵינֵי כְּבֹודֹו וְלַעֲשֹׂות הָרַע בְּעֵינָיו, כָּל תֹּועֲבַת ה' אֲשֶׁר שָׂנֵא, הֵם הַקְּלִפֹּות וְסִטְרָא אָחֳרָא, אֲשֶׁר יְנִיקָתָם מֵהָאָדָם הַתַּחְתֹּון, וַאֲחִיזָתָם בֹּו הוּא בִּשְׁסָ"ה מִצְֹות לֹא תַעֲשֶׂה.
Но существует и более внутренний вид страха, когда человек испытывает смущение перед Его величием и не в состоянии противиться славе Его и совершать то, что Он видит как зло, а именно все, что в Нем вызывает отвращение, и это «клипот» и «ситра ахра», которые получают питание от нижнего человека и укореняются в нем вследствие нарушения 365 запретов Торы.
Когда человек нарушает запретительную заповедь «не делай», и совершает грех, скрывающие Б-жественный свет оболочки-клипот подпитываются от этого жизненными силами. Еврей ощущает от этого стыд, поскольку это противно Всевышнему. Поэтому, для того, чтобы не усиливать эти клипот и чтобы не давать им питания, человек остерегается нарушать запреты. Следовательно страх перед Б-гом облекается в исполнение запретительных заповедей и является внутренней силой, которая препятствует совершить грех. Из всего вышесказанного понятна связь эмоций любви и страха с исполнением заповедей.
Итак, мы увидели, что у каждой Б-жественной души — три одеяния: мысль, речь и поступки, в которые она облачается. Ниже Алтер Ребе объяснит, что хотя они называются лишь «одеяниями» («левушим») Б-жественной души, а обычно одежда ниже по уровню, чем тот, кто ее надевает — но в отношении этих одежд все по другому. Они по своему духовному уровню выше, нежели сама душа. Когда душа облачается в них — она думает и говорит о Торе, исполняет заповеди — душа поднимается на более высокую ступень. Происходит так, поскольку Тора и заповеди представляют собой единое целое с Б-гом, и поэтому при помощи этих одеяний Торы и заповедей — еврей соединяется со Всевышним. Обратимся непосредственно к словам Алтер Ребе:
Перевод М. Гоцеля
Tania 27 Kislev
Likutey Amarim
PART ONE
פֶּרֶק ד '
CHAPTER FOUR
Introduction.
In the previous chapter, Alter Rebbe explained that in every Divine soul there are ten forces that are divided into two groups: intellectual categories and emotional qualities. In the next chapter, which we will begin to study, it will be explained that the Divine soul also has three “robes”, “Levushim” through which it appears: Mahveva (thought), Dibur (speech) and Maase (act). The Divine soul is clothed in them when a person thinks, speaks, or does things in the field of fulfilling the commandments and studying the Torah.
וְעֹוד יֵשׁ לְכָל נֶפֶשׁ אֱלֹקִית שְׁלֹשָׁה לְבוּשִׁים.
In addition, the Divine soul of each person has three robes:
Like clothes that can be worn or removed. If the soul acts with the help of these three forces, it puts on them, and when it does not use them, it “removes” them. Just as clothing is designed to emphasize a person’s beauty and status, the soul uses robes of thought, speech and action to express Chabad intelligence or midot emotions.
שֶׁהֵם מַחֲשָׁבָה דִּבּוּר וּמַעֲשֶׂה שֶׁל תַּרְיַ"ג מִצְוֹת הַתֹּורָה; שֶׁכְּשֶׁהָאָדָם מְקַיֵּם בְּמַעֲשֶׂה כָּל מִצְֹות מַעֲשִׂיֹּות,
this is thought, speech and action of the 613 commandments of the Torah, for when a person fulfills all practical commandments in his actions,
When a person imposes tefillin or obeys the commandment of tzitzit, etc. Thought, speech and action are vestments of the soul in the sense that they are only means of manifesting the forces of the soul - mind and feeling.
וּבְדִבּוּר הוּא עֹוסֵק בְּפֵרוּשׁ כָּל תַּרְיַ"ג מִצְֹות וְהִלְכֹותֵיהֶן,
uses her speech ability to explain all 613 commandments and related laws
When explaining the commandments, a person’s speech is immersed in the study of the Torah.
וּבְמַחֲשָׁבָה הוּא מַשִּׂיג כָּל מַה שֶּׁאֶפְשָׁר לֹו לְהַשִּׁיג בְּפַרְדֵּ"ס הַתֹּורָה
and with his mind comprehends everything that he is able to comprehend in the Pardes of the Torah,
"Pardes" - the initial letters of the words pshat, remez, drush, sod ("literal meaning", "hint", "interpretation", "mystery") mean different levels of the meaning of the Torah and its interpretation.
הֲרֵי כְּלָלוּת תַּרְיַ"ג אֵבְרֵי נַפְשֹׁו מְלֻבָּשִׁים בְּתַּרְיַ"ג מִצְוֹת הַתֹּורָה;
all 613 members of his soul are clothed in the 613 commandments of the Torah.
Just as in the human body 248 members and 365 blood vessels correspond to the 613 commandments of the Torah - the 248 commandments “do” and the three hundred and sixty-five commandments “do not” - the soul is likewise divided into 613 parts with the same ratio. When the soul, with the help of its three robes, covers all six hundred and thirteen commandments, then all 613 parts of the soul are clothed in all 613 commandments - each “organ” of the soul is clothed in the commandment with which it is connected at the inner level. That is why Alter Rebbe emphasizes the word “everything”: In this way, he wants to show that if these three robes do not surround all 613 commandments, even if they are not involved in one commandment, then a certain part of the soul remains without a commandment, without its robes. See also in chapter 51.
So, with the fulfillment of all the commandments at the level of physical action, speech and thought, the whole soul is clothed in all 613 commandments of the Torah. This will be explained in detail below.
וּבִפְרָטוּת
In particular,
בְּחִינַת חָכְמָה־בִּינָה־דַּעַת שֶׁבְּנַפְשֹׁו
Chabad forces in his soul
which together make up the power of reason and comprehension,
מְלֻבָּשֹׁות בְּהַשָּׂגַת הַתֹּורָה שֶׁהוּא מַשִּׂיג בְּפַרְדֵּ"ס
clothed in the knowledge of the Torah comprehended by him in Pardes
כְּפִי יְכֹולֶת הַשָּׂגָתֹו
to the best of his intellectual abilities
Each in accordance with the ability of his comprehension.
וְשֹׁרֶשׁ נַפְשֹׁו לְמַעְלָה;
and depending on what level the root of his soul is associated with.
There are people who have a tendency to study the literal meaning of the Torah - "pshat", which is due to the spiritual level of the root of their souls. Such a person is able to comprehend in the Torah what is related to psat. Other people are more likely to comprehend "remez", "drush" or "soda" in the Torah. Thus, when a person comprehends in the Torah as much as his mind allows, then Chabad (Hochma, Bina, Daat) in his soul puts on the thought and comprehension of the Torah.
וְהַמִּדֹּות שֶׁהֵן יִרְאָה וְאַהֲבָה וְעַנְפֵיהֶן וְתֹולְדֹותֵיהֶן מְלֻבָּשֹׁות בְּקִיּוּם הַמִּצְוֹת בְּמַעֲשֶׂה וּבְדִבּוּר, שֶׁהוּא תַּלְמוּד.
Midot, that is, fear and love, their branches and derivatives, is clothed in the fulfillment of the commandments with action and speech, that is, in the study of the Torah, which is equivalent to all other commandments.
Mishnah, Pea, 1: 1. It is required to explain how it is said here that the midot are clothed in the fulfillment of the commandments through action or speech? What is the relationship between the emotions of love or fear and action or speech? How are midot clothed in an action performed by hand, for example (Tefillin commandment), or through speech, by mouth (while studying the Torah) if their abode is in the heart? Alter Rebbe explains that the perfection of fulfilling the commandments, when they are fulfilled with inner feeling and enthusiasm, is possible only with love
Likutey Amarim
PART ONE
פֶּרֶק ד '
CHAPTER FOUR
Introduction.
In the previous chapter, Alter Rebbe explained that in every Divine soul there are ten forces that are divided into two groups: intellectual categories and emotional qualities. In the next chapter, which we will begin to study, it will be explained that the Divine soul also has three “robes”, “Levushim” through which it appears: Mahveva (thought), Dibur (speech) and Maase (act). The Divine soul is clothed in them when a person thinks, speaks, or does things in the field of fulfilling the commandments and studying the Torah.
וְעֹוד יֵשׁ לְכָל נֶפֶשׁ אֱלֹקִית שְׁלֹשָׁה לְבוּשִׁים.
In addition, the Divine soul of each person has three robes:
Like clothes that can be worn or removed. If the soul acts with the help of these three forces, it puts on them, and when it does not use them, it “removes” them. Just as clothing is designed to emphasize a person’s beauty and status, the soul uses robes of thought, speech and action to express Chabad intelligence or midot emotions.
שֶׁהֵם מַחֲשָׁבָה דִּבּוּר וּמַעֲשֶׂה שֶׁל תַּרְיַ"ג מִצְוֹת הַתֹּורָה; שֶׁכְּשֶׁהָאָדָם מְקַיֵּם בְּמַעֲשֶׂה כָּל מִצְֹות מַעֲשִׂיֹּות,
this is thought, speech and action of the 613 commandments of the Torah, for when a person fulfills all practical commandments in his actions,
When a person imposes tefillin or obeys the commandment of tzitzit, etc. Thought, speech and action are vestments of the soul in the sense that they are only means of manifesting the forces of the soul - mind and feeling.
וּבְדִבּוּר הוּא עֹוסֵק בְּפֵרוּשׁ כָּל תַּרְיַ"ג מִצְֹות וְהִלְכֹותֵיהֶן,
uses her speech ability to explain all 613 commandments and related laws
When explaining the commandments, a person’s speech is immersed in the study of the Torah.
וּבְמַחֲשָׁבָה הוּא מַשִּׂיג כָּל מַה שֶּׁאֶפְשָׁר לֹו לְהַשִּׁיג בְּפַרְדֵּ"ס הַתֹּורָה
and with his mind comprehends everything that he is able to comprehend in the Pardes of the Torah,
"Pardes" - the initial letters of the words pshat, remez, drush, sod ("literal meaning", "hint", "interpretation", "mystery") mean different levels of the meaning of the Torah and its interpretation.
הֲרֵי כְּלָלוּת תַּרְיַ"ג אֵבְרֵי נַפְשֹׁו מְלֻבָּשִׁים בְּתַּרְיַ"ג מִצְוֹת הַתֹּורָה;
all 613 members of his soul are clothed in the 613 commandments of the Torah.
Just as in the human body 248 members and 365 blood vessels correspond to the 613 commandments of the Torah - the 248 commandments “do” and the three hundred and sixty-five commandments “do not” - the soul is likewise divided into 613 parts with the same ratio. When the soul, with the help of its three robes, covers all six hundred and thirteen commandments, then all 613 parts of the soul are clothed in all 613 commandments - each “organ” of the soul is clothed in the commandment with which it is connected at the inner level. That is why Alter Rebbe emphasizes the word “everything”: In this way, he wants to show that if these three robes do not surround all 613 commandments, even if they are not involved in one commandment, then a certain part of the soul remains without a commandment, without its robes. See also in chapter 51.
So, with the fulfillment of all the commandments at the level of physical action, speech and thought, the whole soul is clothed in all 613 commandments of the Torah. This will be explained in detail below.
וּבִפְרָטוּת
In particular,
בְּחִינַת חָכְמָה־בִּינָה־דַּעַת שֶׁבְּנַפְשֹׁו
Chabad forces in his soul
which together make up the power of reason and comprehension,
מְלֻבָּשֹׁות בְּהַשָּׂגַת הַתֹּורָה שֶׁהוּא מַשִּׂיג בְּפַרְדֵּ"ס
clothed in the knowledge of the Torah comprehended by him in Pardes
כְּפִי יְכֹולֶת הַשָּׂגָתֹו
to the best of his intellectual abilities
Each in accordance with the ability of his comprehension.
וְשֹׁרֶשׁ נַפְשֹׁו לְמַעְלָה;
and depending on what level the root of his soul is associated with.
There are people who have a tendency to study the literal meaning of the Torah - "pshat", which is due to the spiritual level of the root of their souls. Such a person is able to comprehend in the Torah what is related to psat. Other people are more likely to comprehend "remez", "drush" or "soda" in the Torah. Thus, when a person comprehends in the Torah as much as his mind allows, then Chabad (Hochma, Bina, Daat) in his soul puts on the thought and comprehension of the Torah.
וְהַמִּדֹּות שֶׁהֵן יִרְאָה וְאַהֲבָה וְעַנְפֵיהֶן וְתֹולְדֹותֵיהֶן מְלֻבָּשֹׁות בְּקִיּוּם הַמִּצְוֹת בְּמַעֲשֶׂה וּבְדִבּוּר, שֶׁהוּא תַּלְמוּד.
Midot, that is, fear and love, their branches and derivatives, is clothed in the fulfillment of the commandments with action and speech, that is, in the study of the Torah, which is equivalent to all other commandments.
Mishnah, Pea, 1: 1. It is required to explain how it is said here that the midot are clothed in the fulfillment of the commandments through action or speech? What is the relationship between the emotions of love or fear and action or speech? How are midot clothed in an action performed by hand, for example (Tefillin commandment), or through speech, by mouth (while studying the Torah) if their abode is in the heart? Alter Rebbe explains that the perfection of fulfilling the commandments, when they are fulfilled with inner feeling and enthusiasm, is possible only with love
У записи 4 лайков,
1 репостов,
289 просмотров.
1 репостов,
289 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Хаим Толочинский