Продолжение Тании:
כְּמֹו שֶׁכָּתוּת׃ "בְּכָל לְבָבְךָ"
И как написано: «Всем сердцем твоим»
«Люби Всевышнего, Б-га твоего, всем сердцем твоим» (Ваикра, 6:5). Также смотри Вавилонский Талмуд, трактат Брахот, 54а, где объясняется эта фраза: всем, что в тебе есть, — и добрым, и дурным началом в тебе, поскольку «дурным началом» также можно служить Б-гу, сопротивляясь злу и не давай этому началу овладеть аспектами человеческой жизни. Такой вывод о служении Б-гу, как добрым, так и злым началом в человеке объясняется особенностью написания слова «лев», «сердце», с удвоенной буквой «Бейт» в этой фразе: сказано «левавеха».
"בִּשְׁנֵי יְצָרֶיךָ".
обеими твоими натурами [«йецер»]
Другими словами, не только доброе начало будет любить Всевышнего, но также дурное начало. В этом состоит задача Б-жественной души — довести любовь к Всевышнему в теле человека до такого уровня, чтобы она воздействовала также на животную душу и полностью перевернула ее — и тогда вместо наслаждений этого мира, животная душа тянулась бы к Б-гу.
וְהַיְנוּ, שֶׁיַּעֲלֶה וְיָבֹא וְיַגִּיעַ לְמַדְרֵגַת אַהֲבָה רַבָּה
Чтобы человек поднялся, пришел и достиг [«йаале вэ-яво-вэ-ягиа»] ступени «великой любви» [«ахава раба»],
Это очень высокая ступень любви. Сравни с праздничной вставкой в молитве «Амида» — «Яале вэ-яво», говорящей о Мошиахе.
וְחִבָּה יְתֵרָה מִמַּדְרֵגַת אַהֲבָה עַזָה כְּרִשְׁפֵּי אֵשׁ
чувства, гораздо более сильного, чем «любовь, пылающая как горящие угли» [«ке-рашпей эш»].
Об этом виде любви говорилось выше.
וְהִיא
И она
Эта категория любви «Ахава раба».
הַנִּקְרֵאת בַּכָּתוּב11: "אַהֲבָה בַּתַּעֲנוּגִים", לְהִתְעַנֵּג עַל ה' מֵעֵין עֹולָם הַבָּא;
названа в Писании «любовью, полной наслаждений» [«ахава бе-таанугим»], она дает испытать наслаждение Б-гом, подобное [тому, какое будет в] грядущей жизни.
Шир а-Ширим 7:7. Ведь грядущий мир основан на наслаждении в Б-жественном свете.
Существуют различные ступени осознания и любви. «Великая любовь». «ахава раба» — ощущение страстное, сильное; более высокая ступень — «любовь, полная наслаждения», «ахава бе-таанугим» — глубокая, спокойная, как гладь великой воды.
וְהָעֹנֶג הוּא בְּמֹוחַ
Наслаждение же испытывается мозгом.
חָכְמָה וָשֵׂכֶל, הַמִּתְעַנֵּג בְּהַשְׁכָּלַת ה' וִידִיעָתֹו, כְּפִי הַשָּׂגַת שִׂכְלֹו וְחָכְמָתֹו;
мудрости и разумом, который наслаждается постижением Б-га и знанием Его в соответствии с уровнем интеллекта и мудрости человека.
Чем больше постижение, тем больше наслаждение.
וְהוּא בְּחִינַת הַמַּיִם וְזֶרַע אֹור זָרוּעַ שֶׁבִּקְדֻשַּׁת נֶפֶשׁ הָאֱלֹקִית הַמְהַפֶּכֶת לְטֹוב אֶת בְּחִינַת הַמַּיִם שֶׁבַּנֶּפֶשׁ הַבְּהֵמִית,
Это — элемент воды и «семена» «света посеянного» в святости Б-жественной души, превращающей в добро «воды» животной души,
«Свет, посеянный для праведника» (Теилим, 97:11). Свет Всевышнего, который откроется праведникам в грядущем мире (ничем не заслоненное познание Б-га) и который до того времени скрыто «засеян» в мире, как семя в земле. Просили ангелы Всевышнего дать им Тору такую, какая она «наверху», в ее духовной форме. Но она не была им дана. Она спустилась и облеклась в детали материальной жизни — и это «посеянный свет».
שֶׁמֵּהֶם בָּאוּ תַּאֲוֹות תַּעֲנוּגֵי עֹולָם הָזֶּה מִתְּחִלָּה;
в которой прежде зарождалась жажда наслаждений этого мира.
Прежде, чем животная душа совершенно перевернулась в своих наслаждениях и теперь любит Б-га.
וּכְמֹו שֶׁכָּתוּב בְּעֵץ חַיִּים שַׁעַר נ' פֶּרֶק ג' בְּשֵׁם הַזֹּהַר, שֶׁהָרַע נֶהְפַּךְ לִהְיֹות טֹוב גָּמוּר כְּמֹו יֵצֶר טֹוב מַמָּשׁ,
И как сказано в книге «Эц хаим», врата 50, гл. 3 на основании того, что написано в книге «Зоар», — зло превращается в абсолютное добро, совершенно подобное врожденному «йецер тов» [доброму началу],
Каким же образом это возможно?
בַּהֲסִיר "הַבְּגָדִים הַצֹּואִים" מִמֶּנּוּ,
после того как человек снимает с себя испачканные одежды,
Из книги пророка Зхарьи (3:3): «А Йеошуа был одет в испачканные одежды и стоял перед ангелом».
שֶׁהֵם תַּעֲנוּגֵי עֹולָם הָזֶּה שֶׁהוּא מְלֻבָּשׁ בָּהֶם.
являющиеся наслаждениями этого мира, в которые человек облачен.
Животная душа является только источником, стремящимся изо всех сил к получению наслаждений. Эту природную тягу можно, в принципе, направить в любую сторону. Облекаясь в физическое тело, эта сила стремится к удовольствиям этого мира. Мирские страсти и вожделения становятся «одеждами», в которые она облекается. Однако, благодаря воздействию Б-жественной души, сила стремления к наслаждениям животной души как-бы «раздевается», избавляется от своих испачканных одежд, и вместо них облекается в одеяния добра, направляя свою мощную энергию на достижение аспектов святости. Таким образом, задача Б-жественной души заключается в том, чтобы человек, при помощи размышлений своего разума, породил в себе эмоции страха перед Всевышним и любви к нему, причем до такой степени, что даже животная душа обратилась бы от зла к добру из любви к Всевышнему.
וְכֵן שְׁאָר כָּל הַמִּדֹּות שֶׁבַּלֵּב, שֶׁהֵן עֲנְפֵי הַיִּרְאָה וְהָאַהֲבָה יִהְיוּ לַה' לְבַדֹּו.
И также все остальные эмоциональные «мидот» в сердце, порождаемые любовью и страхом, будут принадлежать только Б-гу;
Итак, мы сказали, что Б-жественная душа мозг и сердце станут наполнены Б-жественной душой. Но задача Б-жественной души состоит еще и в следующем:
וְכָל כֹּחַ הַדִּבּוּר שֶׁבַּפֶּה, וְהַמַּחֲשָׁבָה שֶׁבַּמֹּוחַ, יִהְיוּ מְמֻלָּאִים מִן לְבוּשֵׁי הַמַּחֲשָׁבָה וְהַדִּבּוּר שֶׁל נֶפֶשׁ הָאֱלֹקִית לְבַדָּהּ,
и сила речи в устах человека, и мысли в его мозгу будут наполнены единственно одеяниями мысли и речи Б-жественной души,
Одеяниями мысли («махшева»), речи («дибур»), а также поступков («маасе») Б-жественной души.
שֶׁהֵן מַחֲשֶׁבֶת ה' וְתֹורָתֹו,
то есть мыслью о Б-ге и Его Торе,
Размышление о величии Б-га и о Его Торе являются одеяниями мысли.
לִהְיֹות שִׂיחָתֹו כָּל הַיֹּום לֹא פָּסִיק פּוּמֵיהּ מִגִּרְסָא.
и о том он говорит весь день, так что «уста не прерывают учения»;
Изучение Торы — это одеяние речи.
וְכֹחַ הַמַּעֲשִׂיִּי שֶׁבְּיָדָיו וּשְׁאָר רְמָ"ח אֵבָרָיו
а сила действия в руках и во всех 248 [«РаМаХ»] членах его [физического тела]
יִהְיֶה בְּמַעֲשֵׂה הַמִּצְוֹת לְבַד
будет занята исключительно исполнением заповедей,
Вся сила действия в руках и в остальных частях тела будет посвящена только исполнению заповедей.
שֶׁהוּא לְבוּשׁ הַשְּׁלִישִׁי שֶׁל נֶפֶשׁ הָאֱלֹקִית.
что является третьим одеянием Б-жественной души.
Это говорится о способности к практическому действию. Таким образом достигается ситуация, когда Б-жественная душа начинает властвовать над всем телом, когда тело и все его органы становятся наполнены исключительно разумом и эмоциями Б-жественной души, а также ее одеяниями: мысль, речь и поступки («махшева», «дибур» и «маасе»).
אַךְ נֶפֶשׁ הַבְּהֵמִית שֶׁמֵּהַקְּלִפָּה, רְצֹונָהּ לְהֵפֶךְ מַמָּשׁ,
Но желание животной души человека, связанной со стороной «клипа», совершенно противоположно.
В отличие от Б-жественной души, ее стремление безраздельно властвовать над телом и совершенно наполнить его собой. Однако, это желание, исходящее со стороны оболочки зла, имеет свое внутреннее назначение:
לְטֹובַת הָאָדָם שֶׁיִּתְגַּבֵּר עָלֶיהָ וִינַצְּחֶנָּה,
Оно служит на благо человеку, который должен ее пересилить и одержать над ней победу.
Это означает, что сила зла, «клипа», на самом деле не желает, чтобы человек был обманут ей. Наоборот, ее задача состоит в том, чтобы человек постарался и преодолел ее.
כִּמְשַׁל הַזֹּונָה שֶׁבַּזֹּהַר הַקָּדֹושׁ12:
как об этом говорится в притче о беспутной женщине, рассказанной в книге «3oар».
Часть 2, стр. 163 а. В притче рассказывается о короле, который, желая испытать своего сына, поручил это беспутнице, и, исполняя приказ короля, она все же искренне желала, чтобы будущий наследник престола выдержал испытание. Таким образом, истинное намерение короля состоит в том, чтобы его сын проявил мудрость и силу, и не был обманут распутницей. Ясно, что также и сама распутница желает, чтобы воля короля было исполнена, и чтобы сын раскрыл свою мудрость и силу, и не был обманут ей. Но перед ней поставлена цель — обмануть молодого королевского сына — она обязана исполнить свою работу честно. Поэтому сама «клипа» искренне желает, чтобы человек победил ее, и не позволил ей властвовать над собой. Все же эти испытания и хитрости в отношении человека нужны для его же блага.
Превращение зла животной души в добро и святость можно проиллюстрировать словами Шестого Любавичского Ребе, рабби Йосефа-Ицхака НЭ (благословенной памяти) в маймаре «Бати ле-гани». Там объясняется внутренний смысл того, почему переносной Храм, Мишкан, был построен из столбов, сделанных из деревьев, называемых «шитим». Слово «шитим» происходит от слова «штут», что буквально можно перевести, как «отклонение», не по логике. Существует «штут» со стороны, противоположной святости — тогда человек погружен в страсти, которые ниже логики и разума. Как сказано об этом в Талмуде: «Человек не грешит, пока не входит в него дух глупости» (Вавилонский Талмуд, трактат Сота 3 а.). Однако также существует отклонение, «штут», направленный в святость. Этот «штут» заключается в преданности идеям Святости в большей мере, чем к этому обязывает разум. Об этом сказали мудрецы: «Помогла человеку его глупость («штут»)» (Вавилонский Талмуд, трактат Ктубот 17 б). В этом и заключается духовная работа по строительству Мишкана, который каждый еврей обязан воздвигнуть внутри себя, как сказано об этом: «И буду Я пребывать среди них» (Трума, 25:8). Сказал об этом Любавичский Ребе Шлита, что посредством индивидуального Мишкана, который каждый еврей обязан построить внутри себя, — строится всеобщий Мишкан и Храм, где проявляется присутствие Б-жественной Шхины во всем мире. Каким образом это происходит? Путем превращения «штут» животной души в «штут», направленный в святость, при помощи которого отдают себя делам святости выше разума. В учении хасидизма объясняется выражение наших мудрецов: «Добро — это доброе начало в человеке, «очень» — «меод» — это дурное начало». Эти слова означают, что когда переворачивают животную душу и дурное начал
כְּמֹו שֶׁכָּתוּת׃ "בְּכָל לְבָבְךָ"
И как написано: «Всем сердцем твоим»
«Люби Всевышнего, Б-га твоего, всем сердцем твоим» (Ваикра, 6:5). Также смотри Вавилонский Талмуд, трактат Брахот, 54а, где объясняется эта фраза: всем, что в тебе есть, — и добрым, и дурным началом в тебе, поскольку «дурным началом» также можно служить Б-гу, сопротивляясь злу и не давай этому началу овладеть аспектами человеческой жизни. Такой вывод о служении Б-гу, как добрым, так и злым началом в человеке объясняется особенностью написания слова «лев», «сердце», с удвоенной буквой «Бейт» в этой фразе: сказано «левавеха».
"בִּשְׁנֵי יְצָרֶיךָ".
обеими твоими натурами [«йецер»]
Другими словами, не только доброе начало будет любить Всевышнего, но также дурное начало. В этом состоит задача Б-жественной души — довести любовь к Всевышнему в теле человека до такого уровня, чтобы она воздействовала также на животную душу и полностью перевернула ее — и тогда вместо наслаждений этого мира, животная душа тянулась бы к Б-гу.
וְהַיְנוּ, שֶׁיַּעֲלֶה וְיָבֹא וְיַגִּיעַ לְמַדְרֵגַת אַהֲבָה רַבָּה
Чтобы человек поднялся, пришел и достиг [«йаале вэ-яво-вэ-ягиа»] ступени «великой любви» [«ахава раба»],
Это очень высокая ступень любви. Сравни с праздничной вставкой в молитве «Амида» — «Яале вэ-яво», говорящей о Мошиахе.
וְחִבָּה יְתֵרָה מִמַּדְרֵגַת אַהֲבָה עַזָה כְּרִשְׁפֵּי אֵשׁ
чувства, гораздо более сильного, чем «любовь, пылающая как горящие угли» [«ке-рашпей эш»].
Об этом виде любви говорилось выше.
וְהִיא
И она
Эта категория любви «Ахава раба».
הַנִּקְרֵאת בַּכָּתוּב11: "אַהֲבָה בַּתַּעֲנוּגִים", לְהִתְעַנֵּג עַל ה' מֵעֵין עֹולָם הַבָּא;
названа в Писании «любовью, полной наслаждений» [«ахава бе-таанугим»], она дает испытать наслаждение Б-гом, подобное [тому, какое будет в] грядущей жизни.
Шир а-Ширим 7:7. Ведь грядущий мир основан на наслаждении в Б-жественном свете.
Существуют различные ступени осознания и любви. «Великая любовь». «ахава раба» — ощущение страстное, сильное; более высокая ступень — «любовь, полная наслаждения», «ахава бе-таанугим» — глубокая, спокойная, как гладь великой воды.
וְהָעֹנֶג הוּא בְּמֹוחַ
Наслаждение же испытывается мозгом.
חָכְמָה וָשֵׂכֶל, הַמִּתְעַנֵּג בְּהַשְׁכָּלַת ה' וִידִיעָתֹו, כְּפִי הַשָּׂגַת שִׂכְלֹו וְחָכְמָתֹו;
мудрости и разумом, который наслаждается постижением Б-га и знанием Его в соответствии с уровнем интеллекта и мудрости человека.
Чем больше постижение, тем больше наслаждение.
וְהוּא בְּחִינַת הַמַּיִם וְזֶרַע אֹור זָרוּעַ שֶׁבִּקְדֻשַּׁת נֶפֶשׁ הָאֱלֹקִית הַמְהַפֶּכֶת לְטֹוב אֶת בְּחִינַת הַמַּיִם שֶׁבַּנֶּפֶשׁ הַבְּהֵמִית,
Это — элемент воды и «семена» «света посеянного» в святости Б-жественной души, превращающей в добро «воды» животной души,
«Свет, посеянный для праведника» (Теилим, 97:11). Свет Всевышнего, который откроется праведникам в грядущем мире (ничем не заслоненное познание Б-га) и который до того времени скрыто «засеян» в мире, как семя в земле. Просили ангелы Всевышнего дать им Тору такую, какая она «наверху», в ее духовной форме. Но она не была им дана. Она спустилась и облеклась в детали материальной жизни — и это «посеянный свет».
שֶׁמֵּהֶם בָּאוּ תַּאֲוֹות תַּעֲנוּגֵי עֹולָם הָזֶּה מִתְּחִלָּה;
в которой прежде зарождалась жажда наслаждений этого мира.
Прежде, чем животная душа совершенно перевернулась в своих наслаждениях и теперь любит Б-га.
וּכְמֹו שֶׁכָּתוּב בְּעֵץ חַיִּים שַׁעַר נ' פֶּרֶק ג' בְּשֵׁם הַזֹּהַר, שֶׁהָרַע נֶהְפַּךְ לִהְיֹות טֹוב גָּמוּר כְּמֹו יֵצֶר טֹוב מַמָּשׁ,
И как сказано в книге «Эц хаим», врата 50, гл. 3 на основании того, что написано в книге «Зоар», — зло превращается в абсолютное добро, совершенно подобное врожденному «йецер тов» [доброму началу],
Каким же образом это возможно?
בַּהֲסִיר "הַבְּגָדִים הַצֹּואִים" מִמֶּנּוּ,
после того как человек снимает с себя испачканные одежды,
Из книги пророка Зхарьи (3:3): «А Йеошуа был одет в испачканные одежды и стоял перед ангелом».
שֶׁהֵם תַּעֲנוּגֵי עֹולָם הָזֶּה שֶׁהוּא מְלֻבָּשׁ בָּהֶם.
являющиеся наслаждениями этого мира, в которые человек облачен.
Животная душа является только источником, стремящимся изо всех сил к получению наслаждений. Эту природную тягу можно, в принципе, направить в любую сторону. Облекаясь в физическое тело, эта сила стремится к удовольствиям этого мира. Мирские страсти и вожделения становятся «одеждами», в которые она облекается. Однако, благодаря воздействию Б-жественной души, сила стремления к наслаждениям животной души как-бы «раздевается», избавляется от своих испачканных одежд, и вместо них облекается в одеяния добра, направляя свою мощную энергию на достижение аспектов святости. Таким образом, задача Б-жественной души заключается в том, чтобы человек, при помощи размышлений своего разума, породил в себе эмоции страха перед Всевышним и любви к нему, причем до такой степени, что даже животная душа обратилась бы от зла к добру из любви к Всевышнему.
וְכֵן שְׁאָר כָּל הַמִּדֹּות שֶׁבַּלֵּב, שֶׁהֵן עֲנְפֵי הַיִּרְאָה וְהָאַהֲבָה יִהְיוּ לַה' לְבַדֹּו.
И также все остальные эмоциональные «мидот» в сердце, порождаемые любовью и страхом, будут принадлежать только Б-гу;
Итак, мы сказали, что Б-жественная душа мозг и сердце станут наполнены Б-жественной душой. Но задача Б-жественной души состоит еще и в следующем:
וְכָל כֹּחַ הַדִּבּוּר שֶׁבַּפֶּה, וְהַמַּחֲשָׁבָה שֶׁבַּמֹּוחַ, יִהְיוּ מְמֻלָּאִים מִן לְבוּשֵׁי הַמַּחֲשָׁבָה וְהַדִּבּוּר שֶׁל נֶפֶשׁ הָאֱלֹקִית לְבַדָּהּ,
и сила речи в устах человека, и мысли в его мозгу будут наполнены единственно одеяниями мысли и речи Б-жественной души,
Одеяниями мысли («махшева»), речи («дибур»), а также поступков («маасе») Б-жественной души.
שֶׁהֵן מַחֲשֶׁבֶת ה' וְתֹורָתֹו,
то есть мыслью о Б-ге и Его Торе,
Размышление о величии Б-га и о Его Торе являются одеяниями мысли.
לִהְיֹות שִׂיחָתֹו כָּל הַיֹּום לֹא פָּסִיק פּוּמֵיהּ מִגִּרְסָא.
и о том он говорит весь день, так что «уста не прерывают учения»;
Изучение Торы — это одеяние речи.
וְכֹחַ הַמַּעֲשִׂיִּי שֶׁבְּיָדָיו וּשְׁאָר רְמָ"ח אֵבָרָיו
а сила действия в руках и во всех 248 [«РаМаХ»] членах его [физического тела]
יִהְיֶה בְּמַעֲשֵׂה הַמִּצְוֹת לְבַד
будет занята исключительно исполнением заповедей,
Вся сила действия в руках и в остальных частях тела будет посвящена только исполнению заповедей.
שֶׁהוּא לְבוּשׁ הַשְּׁלִישִׁי שֶׁל נֶפֶשׁ הָאֱלֹקִית.
что является третьим одеянием Б-жественной души.
Это говорится о способности к практическому действию. Таким образом достигается ситуация, когда Б-жественная душа начинает властвовать над всем телом, когда тело и все его органы становятся наполнены исключительно разумом и эмоциями Б-жественной души, а также ее одеяниями: мысль, речь и поступки («махшева», «дибур» и «маасе»).
אַךְ נֶפֶשׁ הַבְּהֵמִית שֶׁמֵּהַקְּלִפָּה, רְצֹונָהּ לְהֵפֶךְ מַמָּשׁ,
Но желание животной души человека, связанной со стороной «клипа», совершенно противоположно.
В отличие от Б-жественной души, ее стремление безраздельно властвовать над телом и совершенно наполнить его собой. Однако, это желание, исходящее со стороны оболочки зла, имеет свое внутреннее назначение:
לְטֹובַת הָאָדָם שֶׁיִּתְגַּבֵּר עָלֶיהָ וִינַצְּחֶנָּה,
Оно служит на благо человеку, который должен ее пересилить и одержать над ней победу.
Это означает, что сила зла, «клипа», на самом деле не желает, чтобы человек был обманут ей. Наоборот, ее задача состоит в том, чтобы человек постарался и преодолел ее.
כִּמְשַׁל הַזֹּונָה שֶׁבַּזֹּהַר הַקָּדֹושׁ12:
как об этом говорится в притче о беспутной женщине, рассказанной в книге «3oар».
Часть 2, стр. 163 а. В притче рассказывается о короле, который, желая испытать своего сына, поручил это беспутнице, и, исполняя приказ короля, она все же искренне желала, чтобы будущий наследник престола выдержал испытание. Таким образом, истинное намерение короля состоит в том, чтобы его сын проявил мудрость и силу, и не был обманут распутницей. Ясно, что также и сама распутница желает, чтобы воля короля было исполнена, и чтобы сын раскрыл свою мудрость и силу, и не был обманут ей. Но перед ней поставлена цель — обмануть молодого королевского сына — она обязана исполнить свою работу честно. Поэтому сама «клипа» искренне желает, чтобы человек победил ее, и не позволил ей властвовать над собой. Все же эти испытания и хитрости в отношении человека нужны для его же блага.
Превращение зла животной души в добро и святость можно проиллюстрировать словами Шестого Любавичского Ребе, рабби Йосефа-Ицхака НЭ (благословенной памяти) в маймаре «Бати ле-гани». Там объясняется внутренний смысл того, почему переносной Храм, Мишкан, был построен из столбов, сделанных из деревьев, называемых «шитим». Слово «шитим» происходит от слова «штут», что буквально можно перевести, как «отклонение», не по логике. Существует «штут» со стороны, противоположной святости — тогда человек погружен в страсти, которые ниже логики и разума. Как сказано об этом в Талмуде: «Человек не грешит, пока не входит в него дух глупости» (Вавилонский Талмуд, трактат Сота 3 а.). Однако также существует отклонение, «штут», направленный в святость. Этот «штут» заключается в преданности идеям Святости в большей мере, чем к этому обязывает разум. Об этом сказали мудрецы: «Помогла человеку его глупость («штут»)» (Вавилонский Талмуд, трактат Ктубот 17 б). В этом и заключается духовная работа по строительству Мишкана, который каждый еврей обязан воздвигнуть внутри себя, как сказано об этом: «И буду Я пребывать среди них» (Трума, 25:8). Сказал об этом Любавичский Ребе Шлита, что посредством индивидуального Мишкана, который каждый еврей обязан построить внутри себя, — строится всеобщий Мишкан и Храм, где проявляется присутствие Б-жественной Шхины во всем мире. Каким образом это происходит? Путем превращения «штут» животной души в «штут», направленный в святость, при помощи которого отдают себя делам святости выше разума. В учении хасидизма объясняется выражение наших мудрецов: «Добро — это доброе начало в человеке, «очень» — «меод» — это дурное начало». Эти слова означают, что когда переворачивают животную душу и дурное начал
Continuation of Tania:
כְּמֹו שֶׁכָּתוּת׃ "בְּכָל לְבָבְךָ"
And as it is written: “With all your heart”
“Love your Most High God, with all your heart” (Vaikra, 6: 5). Also see the Babylonian Talmud, Tractate Brahot 54a, where this phrase is explained: everything that is in you is both a good and a bad start in you, because you can also serve Gd with a “bad start”, resisting evil and do not give it start to master the aspects of human life. This conclusion about serving God, both good and evil, in man is explained by the peculiarity of the spelling of the word “lion”, “heart”, with the doubled letter “Beit” in this phrase: it says “leveha”.
"בִּשְׁנֵי יְצָרֶיךָ".
by both of your natures [“yetzer”]
In other words, not only a good beginning will love the Almighty, but also a bad beginning. This is the task of the Divine soul - to bring love for the Supreme in the human body to such a level that it also acts on the animal soul and completely turns it over - and then instead of the pleasures of this world, the animal soul would gravitate to Gd.
וְהַיְנוּ, שֶׁיַּעֲלֶה וְיָבֹא וְיַגִּיעַ לְמַדְרֵגַת אַהֲבָה רַבָּה
In order for a person to rise, come and reach [“yaale ve-yavo-ve-yagia”] the level of “great love” [“ahava slave”],
This is a very high level of love. Compare with the festive insert in the prayer “Amida” - “Yaale ve-yavo” speaking about Moshiach.
וְחִבָּה יְתֵרָה מִמַּדְרֵגַת אַהֲבָה עַזָה כְּרִשְׁפֵּי אֵשׁ
feelings much stronger than “love burning like embers” [“ke-rashpei ash”].
This kind of love was discussed above.
וְהִיא
And she
This category of love is "Ahab slave."
הַנִּקְרֵאת בַּכָּתוּב 11: "אַהֲבָה בַּתַּעֲנוּגִים", לְהִתְעַנֵּג עַל ה 'מֵעֵין עֹולָם הַבָּא;
described in Scripture as “love full of pleasure” [“ahava be-taanugim”], it allows one to experience the pleasure of God, similar to [what will be] in the life to come.
Shir Hashirim 7: 7. After all, the coming world is based on enjoyment in the Divine light.
There are various stages of awareness and love. "Great love." “Ahava slave” - a passionate, strong sensation; the higher step is “love full of pleasure”, “ahava be-taanugim” - deep, calm, like the expanse of great water.
וְהָעֹנֶג הוּא בְּמֹוחַ
Pleasure is experienced by the brain.
חָכְמָה וָשֵׂכֶל, הַמִּתְעַנֵּג בְּהַשְׁכָּלַת ה 'וִידִיעָתֹו, כְּפִי הַשָּׂגַת שִׂכְלֹו וְחָכְמָתֹו;
wisdom and reason, which enjoys the understanding of Gd and His knowledge in accordance with the level of intelligence and wisdom of man.
The greater the comprehension, the greater the enjoyment.
וְהוּא בְּחִינַת הַמַּיִם וְזֶרַע אֹור זָרוּעַ שֶׁבִּקְדֻשַּׁת נֶפֶשׁ הָאֱלֹקִית הַמְהַפֶּכֶת לְטֹוב אֶת בְּחִינַת הַמַּיִם שֶׁבַּנֶּפֶשׁ הַבְּהֵמִית,
It is an element of water and the “seeds” of the “light sown” in the sanctity of the Divine soul, turning into the good of the “water” of the animal soul,
“The Light Sown for the Righteous” (Teilim, 97:11). The light of the Almighty, which will be revealed to the righteous in the world to come (the undisturbed knowledge of Gd) and which until then has been hidden "sowed" in the world, like a seed in the earth. The angels of the Almighty asked the Torah to give them the one that it is “above” in its spiritual form. But she was not given to them. She came down and clothed herself in the details of material life - and this is the "sowed light."
שֶׁמֵּהֶם בָּאוּ תַּאֲוֹות תַּעֲנוּגֵי עֹולָם הָזֶּה מִתְּחִלָּה;
in which the thirst for the pleasures of this world had arisen before.
Before the animal soul completely turned over in its pleasures and now loves Gd.
וּכְמֹו שֶׁכָּתוּב בְּעֵץ חַיִּים שַׁעַר נ 'פֶּרֶק ג' בְּשֵׁם הַזֹּהַר, שֶׁהָרַע נֶהְפַּךְ לִהְיֹות טֹוב גָּמוּר כְּמֹו יֵצֶר טֹוב מַמָּשׁ,
And as stated in the book, Etz Chaim, gate 50, ch. 3 on the basis of what is written in the book The Zohar, evil turns into absolute good, completely similar to the innate “yetzer tovov” [good beginning],
How is this possible?
בַּהֲסִיר "הַבְּגָדִים הַצֹּואִים" מִמֶּנּוּ,
after a person takes off his soiled clothes,
From the book of the prophet Zharya (3: 3): “But Yehoshua was dressed in soiled robes and stood before an angel.”
שֶׁהֵם תַּעֲנוּגֵי עֹולָם הָזֶּה שֶׁהוּא מְלֻבָּשׁ בָּהֶם.
which are the pleasures of this world in which man is clothed.
The animal soul is only a source, striving with all its might for pleasure. This natural traction can, in principle, be directed in any direction. Putting on a physical body, this force strives for the pleasures of this world. Worldly passions and lusts become the "clothes" in which she is clothed. However, due to the influence of the Divine soul, the power of striving for the pleasures of the animal soul “undresses,” as it were, gets rid of its soiled clothes, and instead puts on the garments of good, directing its powerful energy to achieve aspects of holiness. Thus, the task of the Divine soul is for a person, through the thoughts of his mind, to generate in himself emotions of fear of the Almighty and love for him, and to such an extent that even the animal soul would turn from evil to good out of love to the Almighty.
וְכֵן שְׁאָר כָּל הַמִּדֹּות שֶׁבַּלֵּב, שֶׁהֵן עֲנְפֵי הַיִּרְאָה וְהָאַהֲבָה יִהְיוּ לַה 'לְבַדֹּו.
And also
כְּמֹו שֶׁכָּתוּת׃ "בְּכָל לְבָבְךָ"
And as it is written: “With all your heart”
“Love your Most High God, with all your heart” (Vaikra, 6: 5). Also see the Babylonian Talmud, Tractate Brahot 54a, where this phrase is explained: everything that is in you is both a good and a bad start in you, because you can also serve Gd with a “bad start”, resisting evil and do not give it start to master the aspects of human life. This conclusion about serving God, both good and evil, in man is explained by the peculiarity of the spelling of the word “lion”, “heart”, with the doubled letter “Beit” in this phrase: it says “leveha”.
"בִּשְׁנֵי יְצָרֶיךָ".
by both of your natures [“yetzer”]
In other words, not only a good beginning will love the Almighty, but also a bad beginning. This is the task of the Divine soul - to bring love for the Supreme in the human body to such a level that it also acts on the animal soul and completely turns it over - and then instead of the pleasures of this world, the animal soul would gravitate to Gd.
וְהַיְנוּ, שֶׁיַּעֲלֶה וְיָבֹא וְיַגִּיעַ לְמַדְרֵגַת אַהֲבָה רַבָּה
In order for a person to rise, come and reach [“yaale ve-yavo-ve-yagia”] the level of “great love” [“ahava slave”],
This is a very high level of love. Compare with the festive insert in the prayer “Amida” - “Yaale ve-yavo” speaking about Moshiach.
וְחִבָּה יְתֵרָה מִמַּדְרֵגַת אַהֲבָה עַזָה כְּרִשְׁפֵּי אֵשׁ
feelings much stronger than “love burning like embers” [“ke-rashpei ash”].
This kind of love was discussed above.
וְהִיא
And she
This category of love is "Ahab slave."
הַנִּקְרֵאת בַּכָּתוּב 11: "אַהֲבָה בַּתַּעֲנוּגִים", לְהִתְעַנֵּג עַל ה 'מֵעֵין עֹולָם הַבָּא;
described in Scripture as “love full of pleasure” [“ahava be-taanugim”], it allows one to experience the pleasure of God, similar to [what will be] in the life to come.
Shir Hashirim 7: 7. After all, the coming world is based on enjoyment in the Divine light.
There are various stages of awareness and love. "Great love." “Ahava slave” - a passionate, strong sensation; the higher step is “love full of pleasure”, “ahava be-taanugim” - deep, calm, like the expanse of great water.
וְהָעֹנֶג הוּא בְּמֹוחַ
Pleasure is experienced by the brain.
חָכְמָה וָשֵׂכֶל, הַמִּתְעַנֵּג בְּהַשְׁכָּלַת ה 'וִידִיעָתֹו, כְּפִי הַשָּׂגַת שִׂכְלֹו וְחָכְמָתֹו;
wisdom and reason, which enjoys the understanding of Gd and His knowledge in accordance with the level of intelligence and wisdom of man.
The greater the comprehension, the greater the enjoyment.
וְהוּא בְּחִינַת הַמַּיִם וְזֶרַע אֹור זָרוּעַ שֶׁבִּקְדֻשַּׁת נֶפֶשׁ הָאֱלֹקִית הַמְהַפֶּכֶת לְטֹוב אֶת בְּחִינַת הַמַּיִם שֶׁבַּנֶּפֶשׁ הַבְּהֵמִית,
It is an element of water and the “seeds” of the “light sown” in the sanctity of the Divine soul, turning into the good of the “water” of the animal soul,
“The Light Sown for the Righteous” (Teilim, 97:11). The light of the Almighty, which will be revealed to the righteous in the world to come (the undisturbed knowledge of Gd) and which until then has been hidden "sowed" in the world, like a seed in the earth. The angels of the Almighty asked the Torah to give them the one that it is “above” in its spiritual form. But she was not given to them. She came down and clothed herself in the details of material life - and this is the "sowed light."
שֶׁמֵּהֶם בָּאוּ תַּאֲוֹות תַּעֲנוּגֵי עֹולָם הָזֶּה מִתְּחִלָּה;
in which the thirst for the pleasures of this world had arisen before.
Before the animal soul completely turned over in its pleasures and now loves Gd.
וּכְמֹו שֶׁכָּתוּב בְּעֵץ חַיִּים שַׁעַר נ 'פֶּרֶק ג' בְּשֵׁם הַזֹּהַר, שֶׁהָרַע נֶהְפַּךְ לִהְיֹות טֹוב גָּמוּר כְּמֹו יֵצֶר טֹוב מַמָּשׁ,
And as stated in the book, Etz Chaim, gate 50, ch. 3 on the basis of what is written in the book The Zohar, evil turns into absolute good, completely similar to the innate “yetzer tovov” [good beginning],
How is this possible?
בַּהֲסִיר "הַבְּגָדִים הַצֹּואִים" מִמֶּנּוּ,
after a person takes off his soiled clothes,
From the book of the prophet Zharya (3: 3): “But Yehoshua was dressed in soiled robes and stood before an angel.”
שֶׁהֵם תַּעֲנוּגֵי עֹולָם הָזֶּה שֶׁהוּא מְלֻבָּשׁ בָּהֶם.
which are the pleasures of this world in which man is clothed.
The animal soul is only a source, striving with all its might for pleasure. This natural traction can, in principle, be directed in any direction. Putting on a physical body, this force strives for the pleasures of this world. Worldly passions and lusts become the "clothes" in which she is clothed. However, due to the influence of the Divine soul, the power of striving for the pleasures of the animal soul “undresses,” as it were, gets rid of its soiled clothes, and instead puts on the garments of good, directing its powerful energy to achieve aspects of holiness. Thus, the task of the Divine soul is for a person, through the thoughts of his mind, to generate in himself emotions of fear of the Almighty and love for him, and to such an extent that even the animal soul would turn from evil to good out of love to the Almighty.
וְכֵן שְׁאָר כָּל הַמִּדֹּות שֶׁבַּלֵּב, שֶׁהֵן עֲנְפֵי הַיִּרְאָה וְהָאַהֲבָה יִהְיוּ לַה 'לְבַדֹּו.
And also
У записи 11 лайков,
2 репостов,
465 просмотров.
2 репостов,
465 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Хаим Толочинский