Продолжение Тании Таким образом, кроме общего наказания, которым...

Продолжение Тании

Таким образом, кроме общего наказания, которым наказывают за неисполнение заповеди изучения Торы, подобно тому, как наказывают за неисполнение каждой позитивной заповеди, существует специальное наказание за неисполнение заповеди изучения Торы «битуль Тора» (только в случае, когда человек способен ее изучать).

וְכֵן הָעֹוסֵק בְּחָכְמֹות אֻמֹּות הָעֹולָם בִּכְלַל דְּבָרִים בְּטֵלִים יֵחָשֵׁב לְעִנְיַן עֲֹון בִּטּוּל תֹּורָה,

И если кто-либо занимается нееврейскими премудростями, это причисляется к пустым занятиям, ибо приводит к греху небрежения изучением Торы,

Это также касается изучения общих наук.

כְּמֹו שֶׁכָּתוּב בְּהִלְכֹות תַּלְמוּד תֹּורָה.

как об этом сказано в законах изучения Торы.

«Шулхан арух» Алтер Ребе, Законы изучения Торы.

וְעֹוד זֹאת יְתֵרָה טֻמְאָתָהּ שֶׁל חָכְמַת הָאֻמֹּות עַל טֻמְאַת דְּבָרִים בְּטֵלִים, שֶׁאֵינֹו מַלְבִּישׁ וּמְטַמֵּא

И еще: нееврейские премудрости более нечисты, чем пустые занятия, ибо не облекаются внутрь и не оскверняют.

רַק הַמִּדֹּות

[Ибо ибо нечистота пустословия облекает собой и затрагивает] только мидот,

מִיסֹוד הָרוּחַ הַקָּדֹושׁ שֶׁבְּנַפְשֹׁו הָאֱלֹקִית,

[которые происходят] от святого элемента воздуха Б-жественной души,

Б-жественная душа состоит из четырех базисных духовных элементов: огонь, воздух, вода, земля. Эмоциональные качества души «мидот», такие как, любовь, страх, и т.п., происходят из основы «воздух» («руах»). Когда человек занят пустословием, то тем самым он погружает в него семь «мидот» своей Б-жественной души и оскверняет их.

בְּטֻמְאַת קְלִפָּת נֹוגַהּ שֶׁבִּדְבָרִים בְּטֵלִים, הַבָּאִים מִיסֹוד הָרוּחַ הָרַע שֶׁבִּקְלִפָּה זֹו בְּנַפְשֹׁו הַבְּהֵמִית כְּדִלְעֵיל,

и оскверняют их нечистотой «клипат нога», в которой коренятся занятия пустыми вещами, происходящими от дурного элемента воздуха этой категории «клипа» в животной душе человека, как уже говорилось выше,

Это объяснялось в первой главе.

וְלֹא בְּחִינָת חָכְמָה בִּינָה דַּעַת שֶׁבְּנַפְשֹׁו,

но не [затрагивает] в душе силы интеллекта Хабад,

Пустословие не оскверняют категорию разума в душе.

מֵאַחַר שֶׁהֵם דִּבְרִי שְׁטוּת וּבֹורוּת, שֶׁגַּם הַשֹּׁוטִים וְעַמֵּי הָאָרֶץ יְכֹולִים לְדַבֵּר כֵּן.

так как это глупые невежественные речи, на которые способны и неученые люди.

Занимаясь пустословием, человек не погружает в них свой разум, а значит - не оскверняет разум своей Б-жественной души.

מַה שֶּׁאֵין כֵּן בְּחָכְמַת הָאֻמֹּות,

Совершенно иначе дело обстоит в отношении нееврейских премудростей

הוּא מַלְבִּישׁ וּמְטַמֵּא בְּחִינוֹת חָכְמָה בִּינָה דַּעַת שֶׁבְּנַפְשֹׁו הָאֱלֹקִית בְּטֻמְאַת קְלִפָּת נֹוגַהּ שֶׁבְּחָכְמֹות אֵלּוּ,

- они облекают и оскверняют силы интеллекта Хабад в его Б-жественнбй душе нечистотой «клипат нога», содержащейся в этих премудростях,

שֶׁנָּפְלוּ שָׁמָּה בִּשְׁבִירַת הַכֵּלִים

которые туда упали после того, как «разбились сосуды» [«швират а-келим»]

То, что есть истинного в светских науках (нееврейских премудростях), имеет своим источником мудрость Б-га, свет которой деградировал до уровня самых низких ступеней в результате того, что в начале Творения «разбились сосуды» (духовные категории, которым в нашем мире соответствуют физические тела), не будучи в силах принять в себя свет (соответствие душ в нашем мире) огромной силы. И произошло это потому, что на той стадии еще не было единения противоположностей, взаимовключения противоположных по сути своей «сфирот».

מִבְּחִינָת אֲחֹורַיִם שֶׁל חָכְמָה דִּקְדֻשָּׁה, כַּיָּדוּעַ לְיֹודְעֵי חֵן.

из категории «обратной стороны» мудрости, относящейся к сфере святости «Кдуша», как известно сведущим в тайной мудрости [каббалистам].

В каббале объясняется вышеуказанный процесс «швират а-келим» и раскрывается сущность этого падения. Таким образом, при изучении светских наук оскверняют разум Б-жественной души, и это хуже чем пустые речи, которые оскверняют лишь эмоции, но не разум.

אֶלָּא אִם כֵּן עֹושֶׂה אֹותָן קַרְדֹּום לַחֲתֹוךְ בָּהֶן, דְּהַיְנוּ כְּדֵי לְהִתְפַּרְנֵס מֵהֶן בְּרֶוַח לַעֲבֹוד ה’, אֹו שֶׁיֹּודֵעַ לְהִשְׁתַּמֵּשׁ בָּהֶן לַעֲבֹודַת ה’ אֹו לְתֹורָתֹו,

И разве только человек изучает эти премудрости, чтобы ими воспользоваться: для того, чтобы иметь заработок, который бы обеспечил возможность служения Всевышнему, или же он умеет обращать эти премудрости в служение Б-гу.

Например, если человек изучает математику, для того, чтобы лучше понять астрономические законы освящения нового месяца, и т. п.

וְזֶהוּ טַעֲמֹו שֶׁל הָרַמְבַּ”ם וְרַמְבַּ”ן זַ”ל וְסִיעָתָן שֶׁעָסְקוּ בָּהֶן:

именно с такой целью их изучали Рамбам, Рамбан и их последователи.

В одном из своих писем Любавичский Ребе приводит шесть разрешенных Торой видов изучения светских наук (в таком случае их изучение не приводит к нечистоте категорий Хабад в душе изучающего и не уменьшает его способности восприятия Б-жественного).

1) Получение этих знаний при изучении и анализе самого текста Торы. Тора - как бы чертеж, по которому сотворен мир, и из нее самой можно познать его строение. Этот вид изучения доступен лишь немногим праведникам.

2) Изучение нееврейской премудрости тогда, когда Тора прямо это повелевает. Так было, например, в то время, когда для определения наступления месяцев (помимо показаний свидетелей, видевших новолуние) Сангедрин был обязан делать астрономические расчеты. Подобным же образом рабану Гамлиэлю разрешили изучать греческий язык для общественных нужд и т. д. Такое изучение - исполнение заповеди.

3) Если в силу каких-либо обстоятельств (например, когда человек находится в нечистом месте) нельзя думать о написанном в Торе, тогда, чтобы этого не произошло, можно в это время изучать нееврейскую премудрость. Это также исполнение заповеди, но исполнение от противного.

4) Если для лучшего понимания Торы или исполнения заповеди необходимо изучать что-либо из этих наук. Это - не изучение Торы и не исполнение заповеди, но подготовка к ним.

5) Если это необходимо (и насколько необходимо, не более) для того, чтобы добыть пропитание. Это подготовка к тому, что разрешается Торой.

6) Разрешается изучать светские науки тому, кто обладает особой способностью использовать эти познания для служения Всевышнему и изучения Торы, и до того, как обнаружилось, что это необходимо для лучшего понимания Торы.

В книге Тания приводятся только два вида разрешенного изучения светских наук (5 и 6), так как остальное явно находится в сфере самой Торы и заповедей и само собой подразумевается.
Continuation of Tania

Thus, in addition to the general punishment that is punished for not fulfilling the commandment of the study of the Torah, just as they are punished for not fulfilling the positive commandment, there is a special punishment for not fulfilling the commandment of the study of the Torah “Bitul Torah” (only if a person is able to study it).

וְכֵן הָעֹוסֵק בְּחָכְמֹות אֻמֹּות הָעֹולָם בִּכְלַל דְּבָרִים בְּטֵלִים יֵחָשֵׁב לְעִנְיַן עֲֹון בִּטּוּל תֹּורָה,

And if someone is engaged in non-Jewish wisdom, this is considered to be empty pursuits, because it leads to the sin of neglect to study the Torah,

This also applies to the study of general sciences.

כְּמֹו שֶׁכָּתוּב בְּהִלְכֹות תַּלְמוּד תֹּורָה.

as stated in the laws of the study of the Torah.

“Shulchan Aruch” Alter Rebbe, Torah Laws.

וְעֹוד זֹאת יְתֵרָה טֻמְאָתָהּ שֶׁל חָכְמַת הָאֻמֹּות עַל טֻמְאַת דְּבָרִים בְּטֵלִים, שֶׁאֵינֹו מַלְבִּישׁ וּמְטַמֵּא

And yet: non-Jewish wisdom is more unclean than empty pursuits, for they do not clothe themselves inside and do not defile.

רַק הַמִּדֹּות

[For for the impurity of idle talk embraces and affects] only midot,

מִיסֹוד הָרוּחַ הַקָּדֹושׁ שֶׁבְּנַפְשֹׁו הָאֱלֹקִית,

[which come] from the holy air element of the Divine soul,

The divine soul consists of four basic spiritual elements: fire, air, water, earth. The emotional qualities of the midot soul, such as love, fear, etc., come from the basis of air (ruach). When a person is busy with idle talk, he thereby immerses in him seven “middot” of his Divine soul and defiles them.

בְּטֻמְאַת קְלִפָּת נֹוגַהּ שֶׁבִּדְבָרִים בְּטֵלִים, הַבָּאִים מִיסֹוד הָרוּחַ הָרַע שֶׁבִּקְלִפָּה זֹו בְּנַפְשֹׁו הַבְּהֵמִית כְּדִלְעֵיל,

and desecrate them with impurity, the “clip leg”, in which the occupation of empty things, originating from the bad air element of this category of “clip”, is rooted in the animal soul of a person, as mentioned above,

This was explained in the first chapter.

וְלֹא בְּחִינָת חָכְמָה בִּינָה דַּעַת שֶׁבְּנַפְשֹׁו,

but doesn’t [affect] the soul of Chabad’s intellect,

Withering does not desecrate the category of reason in the soul.

מֵאַחַר שֶׁהֵם דִּבְרִי שְׁטוּת וּבֹורוּת, שֶׁגַּם הַשֹּׁוטִים וְעַמֵּי הָאָרֶץ יְכֹולִים לְדַבֵּר כֵּן.

since these are silly ignorant speeches that uneducated people are capable of.

Engaged in idle talk, a person does not immerse his mind in them, which means that he does not defile the mind of his Divine soul.

מַה שֶּׁאֵין כֵּן בְּחָכְמַת הָאֻמֹּות,

The situation is completely different with respect to non-Jewish wisdom.

הוּא מַלְבִּישׁ וּמְטַמֵּא בְּחִינוֹת חָכְמָה בִּינָה דַּעַת שֶׁבְּנַפְשֹׁו הָאֱלֹקִית בְּטֻמְאַת קְלִפָּת נֹוגַהּ שֶׁבְּחָכְמֹות אֵלּוּ,

- they clothe and desecrate the power of the intellect of Chabad in his Divine soul with the impurity of the “clip leg” contained in these wisdom,

שֶׁנָּפְלוּ שָׁמָּה בִּשְׁבִירַת הַכֵּלִים

who fell there after the “vessels were broken” [“shvirat a-kelim”]

What is true in secular sciences (non-Jewish wisdom) has its source in the wisdom of God, the light of which degraded to the lowest levels as a result of the fact that at the beginning of Creation “vessels were broken” (spiritual categories to which correspond in our world physical bodies), not being able to absorb light (the correspondence of souls in our world) of enormous power. And this happened because at that stage there was still no unity of opposites, mutual inclusions of essentially opposite “Sefirot”.

מִבְּחִינָת אֲחֹורַיִם שֶׁל חָכְמָה דִּקְדֻשָּׁה, כַּיָּדוּעַ לְיֹודְעֵי חֵן.

from the category of the “reverse side” of wisdom related to the sphere of holiness “Kdusha”, as is known to those who are knowledgeable in secret wisdom [Kabbalists].

The Kabbalah explains the above process of “shvirat a-kelim” and reveals the essence of this fall. Thus, in the study of the secular sciences, the mind of the Divine soul is defiled, and this is worse than empty speeches that defile only emotions, but not reason.

אֶלָּא אִם כֵּן עֹושֶׂה אֹותָן קַרְדֹּום לַחֲתֹוךְ בָּהֶן, דְּהַיְנוּ כְּדֵי לְהִתְפַּרְנֵס מֵהֶן בְּרֶוַח לַעֲבֹוד ה ’, אֹו שֶׁיֹּודֵעַ לְות

And unless a person learns these wisdom in order to use them: in order to have earnings that would provide the opportunity to serve the Almighty, or he knows how to convert these wisdom to the service of Gd.

For example, if a person is studying mathematics, in order to better understand the astronomical laws of the consecration of the new month, etc.

:58

it was for this purpose that they were studied by Rambam, Ramban and their followers.

In one of his letters, the Lubavitcher Rebbe cites six types of study of the secular sciences permitted by the Torah (in this case, their study does not lead to the impurity of the categories of Chabad in the soul of the student and does not reduce his ability to perceive the Divine).

1) Obtaining this knowledge in the study and analysis of the text of the Torah. The Torah is, as it were, a drawing according to which the world was created, and from it one can know its structure. This kind of study access
У записи 5 лайков,
2 репостов,
303 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Хаим Толочинский

Понравилось следующим людям