Тания 14 адара-алеф
Книга Средних
Глава 29
וְגַם מִי שֶׁהוּא נָקִי מֵחַטֹּאת נְעוּרִים הַחֲמוּרִים
Также и тот, кто чист от тяжких грехов юнош,
Как же такому сломать свое самомнение и достичь состояние разбитого сердца?
יָשִׂים אֶל לִבּוֹ לְקַיֵּם מַאֲמַר זֹהַר הַקָּדֹושׁ, לִהְיוֹת מִ”מָּארֵי דְּחֻשְׁבְּנָא”,
пусть расположит себя к исполнению сказанного в священной книге «Зоар»: «Пусть научится считать».
Зоар, ч. 3, 178 а. Подобно тому, как коммерсант регулярно ведет учет своих расходов и прибылей и все эти цифры принимает очень близко к сердцу. Совершенно не так, как это делал бы наемный счетовод, для которого сам результат не так важен.
דְּהַיְנוּ לַעֲשֹׂות חֶשְׁבּוֹן עִם נַפְשׁוֹ, מִכָּל מַחֳשָׁבוֹת וְהַדִּבּוּרִים וְהַמַּעֲשִׂים שֶׁחָלְפוּ וְעָבְרוּ מִיּוֹם הֱיוֹתוֹ עַד הַיּוֹם הַזֶּה, אִם הָיוּ כֻּלָּם מִצַּד הַקְּדֻשָּׁה, אוֹ מִצַּד הַטֻּמְאָה רַחֲמָנָא לִצְּלָן,
Это значит, что, его душе нужно отчитаться за за все мысли, речи и поступки, которые были и миновали со дня его появления на свет и до сего дня, - все ли они были связаны со сферой Святости [Кдуша] или со стороной нечистоты [«тума»], да сохранит Всевышний,
דְּהַיְנוּ כָּל מַחֳשָׁבוֹת וְהַדִּבּוּרִים וְהַמַּעֲשִׂים אֲשֶׁר לֹא לַה’ הֵמָּה וְלִרְצוֹנוֹ וְלַעֲבוֹדָתוֹ,
а именно - все мысли, и разговоры, и действия, совершенные не ради Всевышнего, не по желанию Его и не ради служения Ему,
Отсюда видно, что сторона нечистоты не обозначает именно грехи, но все мысли, речи и поступки, которые не направлено в сферу святости, хотя формально они и не запрещены.
שֶׁזֶּהוּ פֵּרוּשׁ לְשׁוֹן “סִטְרָא אָחֳרָא”, כַּנִּזְכָּר לְעֵיל [בְּפֶרֶק ו].
ибо таков смысл выражения «ситра ахра», как говорилось выше (гл. 6).
В шестой главе объяснялось, что смысл названия «ситра ахра» - другая сторона. Это означает, что злом называется все, что не направлено на святость. Нейтрального нет. Все мысли, речи и поступки, которые не во Имя Б-га - относятся к сфере зла, даже если конкретного греха в этом нет.
וּמוּדַעַת זֹאת, כִּי כָּל עֵת שֶׁהָאָדָם מְחַשֵּׁב מַחְשָׁבוֹת קְדוֹשׁוֹת נַעֲשֶׂה מֶרְכָּבָה בְּעֵת זוֹ לְהֵיכָלוֹת הַקְּדֻשָּׁה שֶׁמֵּהֶן מֻשְׁפָּעוֹת מַחֳשָׁבוֹת הַלָּלוּ.
И известно, что, когда человек мыслит святыми мыслями, в течение всего этого времени он является колесницей дворцов святости [«эйхалот а -кдуша»], от которых эти мысли получают свою жизненность.
Если человек размышляет о том, что связано с любовью к Б-гу, то к нему нисходит влияние из Высшей духовной сущности «дворец любви» («эйхаль а-ахава»). Если он думает о том, что связано с трепетом пред Б-гом, то к нему нисходит свет из «дворца трепета» («эйхаль а-ира»). И тому подобное.
וְכֵן לְהֵפֶךְ נַעֲשֶׂה מֶרְכָּבָה טְמֵאָה בְּעֵת זוֹ לְהֵיכָלוֹת הַטֻּמְאָה, שֶׁמֵּהֶן מֻשְׁפָּעוֹת כָּל מַחֳשָׁבוֹת רָעוֹת,
И наоборот, в то время, [когда он мыслит не о святом], он становится нечистой колесницей [«меркава тмеа»] для дворцов скверны [«эйхалот а-тума»], от которых получают влияние дурные мысли.
וְכֵן בַּדִּבּוּר וּמַעֲשֶׂה.
Точно так же и в отношении речи и действия.
Если человек говорит на тему святости или его действие связано со сферой святости, то в этот момент в него облекаются силы и влияния, исходящие из дворцов святости. И наоборот, если его речи и поступки направлены в сферу изнанки святости «ситра ахра», то он становится послушной колесницей в руках духовных дворцов скверны.
Понятие «колесница» («меркава») подробно объяснялось выше, в двадцать третьей главе. «Колесницей» называют того, кто полностью отдан и подчинен влиянию извне, подобно колеснице, которая полностью подчинена воле ездока. Он может слить себя со сферой святости, но может и наоборот.
Итак мы видим, что даже если человек не находит в себе грехов, он, тем не менее, может добиться состояния «разбитого сердца» путем тщательного анализа всех своих мыслей, речей и поступков. Он обязательно убедится, что не все они происходили из сферы Святости. Значит были все же моменты, когда он был колесницей в руках скверны. Осознание этого разнесет черствость его сердца в щепки и тогда огонь души сможет охватить зажечь его.
Книга Средних
Глава 29
וְגַם מִי שֶׁהוּא נָקִי מֵחַטֹּאת נְעוּרִים הַחֲמוּרִים
Также и тот, кто чист от тяжких грехов юнош,
Как же такому сломать свое самомнение и достичь состояние разбитого сердца?
יָשִׂים אֶל לִבּוֹ לְקַיֵּם מַאֲמַר זֹהַר הַקָּדֹושׁ, לִהְיוֹת מִ”מָּארֵי דְּחֻשְׁבְּנָא”,
пусть расположит себя к исполнению сказанного в священной книге «Зоар»: «Пусть научится считать».
Зоар, ч. 3, 178 а. Подобно тому, как коммерсант регулярно ведет учет своих расходов и прибылей и все эти цифры принимает очень близко к сердцу. Совершенно не так, как это делал бы наемный счетовод, для которого сам результат не так важен.
דְּהַיְנוּ לַעֲשֹׂות חֶשְׁבּוֹן עִם נַפְשׁוֹ, מִכָּל מַחֳשָׁבוֹת וְהַדִּבּוּרִים וְהַמַּעֲשִׂים שֶׁחָלְפוּ וְעָבְרוּ מִיּוֹם הֱיוֹתוֹ עַד הַיּוֹם הַזֶּה, אִם הָיוּ כֻּלָּם מִצַּד הַקְּדֻשָּׁה, אוֹ מִצַּד הַטֻּמְאָה רַחֲמָנָא לִצְּלָן,
Это значит, что, его душе нужно отчитаться за за все мысли, речи и поступки, которые были и миновали со дня его появления на свет и до сего дня, - все ли они были связаны со сферой Святости [Кдуша] или со стороной нечистоты [«тума»], да сохранит Всевышний,
דְּהַיְנוּ כָּל מַחֳשָׁבוֹת וְהַדִּבּוּרִים וְהַמַּעֲשִׂים אֲשֶׁר לֹא לַה’ הֵמָּה וְלִרְצוֹנוֹ וְלַעֲבוֹדָתוֹ,
а именно - все мысли, и разговоры, и действия, совершенные не ради Всевышнего, не по желанию Его и не ради служения Ему,
Отсюда видно, что сторона нечистоты не обозначает именно грехи, но все мысли, речи и поступки, которые не направлено в сферу святости, хотя формально они и не запрещены.
שֶׁזֶּהוּ פֵּרוּשׁ לְשׁוֹן “סִטְרָא אָחֳרָא”, כַּנִּזְכָּר לְעֵיל [בְּפֶרֶק ו].
ибо таков смысл выражения «ситра ахра», как говорилось выше (гл. 6).
В шестой главе объяснялось, что смысл названия «ситра ахра» - другая сторона. Это означает, что злом называется все, что не направлено на святость. Нейтрального нет. Все мысли, речи и поступки, которые не во Имя Б-га - относятся к сфере зла, даже если конкретного греха в этом нет.
וּמוּדַעַת זֹאת, כִּי כָּל עֵת שֶׁהָאָדָם מְחַשֵּׁב מַחְשָׁבוֹת קְדוֹשׁוֹת נַעֲשֶׂה מֶרְכָּבָה בְּעֵת זוֹ לְהֵיכָלוֹת הַקְּדֻשָּׁה שֶׁמֵּהֶן מֻשְׁפָּעוֹת מַחֳשָׁבוֹת הַלָּלוּ.
И известно, что, когда человек мыслит святыми мыслями, в течение всего этого времени он является колесницей дворцов святости [«эйхалот а -кдуша»], от которых эти мысли получают свою жизненность.
Если человек размышляет о том, что связано с любовью к Б-гу, то к нему нисходит влияние из Высшей духовной сущности «дворец любви» («эйхаль а-ахава»). Если он думает о том, что связано с трепетом пред Б-гом, то к нему нисходит свет из «дворца трепета» («эйхаль а-ира»). И тому подобное.
וְכֵן לְהֵפֶךְ נַעֲשֶׂה מֶרְכָּבָה טְמֵאָה בְּעֵת זוֹ לְהֵיכָלוֹת הַטֻּמְאָה, שֶׁמֵּהֶן מֻשְׁפָּעוֹת כָּל מַחֳשָׁבוֹת רָעוֹת,
И наоборот, в то время, [когда он мыслит не о святом], он становится нечистой колесницей [«меркава тмеа»] для дворцов скверны [«эйхалот а-тума»], от которых получают влияние дурные мысли.
וְכֵן בַּדִּבּוּר וּמַעֲשֶׂה.
Точно так же и в отношении речи и действия.
Если человек говорит на тему святости или его действие связано со сферой святости, то в этот момент в него облекаются силы и влияния, исходящие из дворцов святости. И наоборот, если его речи и поступки направлены в сферу изнанки святости «ситра ахра», то он становится послушной колесницей в руках духовных дворцов скверны.
Понятие «колесница» («меркава») подробно объяснялось выше, в двадцать третьей главе. «Колесницей» называют того, кто полностью отдан и подчинен влиянию извне, подобно колеснице, которая полностью подчинена воле ездока. Он может слить себя со сферой святости, но может и наоборот.
Итак мы видим, что даже если человек не находит в себе грехов, он, тем не менее, может добиться состояния «разбитого сердца» путем тщательного анализа всех своих мыслей, речей и поступков. Он обязательно убедится, что не все они происходили из сферы Святости. Значит были все же моменты, когда он был колесницей в руках скверны. Осознание этого разнесет черствость его сердца в щепки и тогда огонь души сможет охватить зажечь его.
0
У записи 6 лайков,
0 репостов,
268 просмотров.
0 репостов,
268 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Хаим Толочинский